Каббалистические коаны и методы

Продолжим уже начатый ранее разговор о каббале. И, на сей раз, о ее методах. Каббала никогда не благоговела перед текстами – с ее точки зрения текст священной книги это не некий абсолют, а просто начало, стартовая точка для исследований. И в ходе этих исследований ищется тайный смысл текста. Исследования эти, разумеется, не объективная наука, практически всегда с их помощью можно прийти к совершенно разным выводам, но их ценность в другом – это нечто вроде каббалистических коанов.

Коан – внешне бессмысленный логически парадокс, на который нет рационального ответа, но ответ надо найти. Их используют в дзен буддизме, и ученику Дзен предлагают ответить, как звучит хлопок одной ладони. Любой остроумный ответ, который вы можете сейчас дать – не правильный. Все разумные ответы не правильные! Суть в том, что во время поиска ответа, ученик погружается в себя и выходит за рамки и ограничения разума, и начинает постигать те концепции, которые не выразить словами и логикой, видеть связи, понимание которых открывается изнутри.

И примерно так же работают каббалистические исследования – это не наука, а глубокий поиск внутреннего смысла через личные откровения. И для поиска этих откровений служат несколько методов исследования слов и текстов, которые должны открыть их глубинный, скрытый, смысл. Это называют буквенной каббалой, а раз так, то не обойтись без букв. И раз это каббала – то пока не обойтись без букв иврита.

Хотя это не значит, что без иврита не обойтись – да, иврит считается сакральным языком, а древний трактат Сефер Йецира утверждает, что сама Вселенная сотворена из букв иврита и бог сделал из буквы Алеф воздух, а из буквы Нун – созвездие Скорпиона. Но и санскрит вроде тоже сакральный? В Индии. А иврит – у евреев. А прагерманский – у прагерманских народов! Что общего? То, что каждый народ считает сакральным свой язык! И если язык это способ передачи того, как человек воспринимает мир, способ выражения мышления, то в равной мере сакральным будет любой язык, и ваш сакральный язык – это ваш родной язык! Как родной каббалистам иврит или родной когда-то индийцам санскрит.

В общем случае и без учета тонкостей, суть в том, что русский вы так же смело можете назвать сакральным языком. Ничуть не менее сакральным, чем иврит! И так же успешно использовать его, применяя каббалистические методы к русскому языку. Хотя методы рассчитаны на иврит, и что бы использовать их на русском, нужны некоторые хитрости и методики, так что поговорим о классике – о методах буквенной каббалы в иврите.

В иврите 22 буквы, все они согласные, гласных на письме нет вообще, и часто непонятно, как читать какое слово, но нам это не важно. Важно, что каждая буква обозначает еще и число. Это распространено во многих языках, в иврите это называется гематрия. Некоторые буквы особым образом пишутся, оказавшись в конце слова и имеют особое числовое значение, вместе с ними букв становится 27. И у каждой есть свое числовое значение – круглое число от 1 до 900.

Принцип прост, первые 9 букв – это единицы, числа от 1 до 9, следующие 9 букв – десятки, 10, 20, 30, и так до 90, и далее – сотни, от 100 до 900.

И вот суть: любое слово — это еще и число! Можно заменить буквы числами и подсчитать числовое значение всего слова.

Агиэль — один из духов, связанных с Сатурном. Записали его имя ивритом, подставили цифры, посчитали, получили, что это имя нравно числу 45.
Имя Адам — — тоже 45. Считается, что если числовое значение одно и тоже, то слова как–то связанны. Как могут быть связан Адам и Агиэль? Вот тут и начинается каббалистический коан, и поиск внутренних связей и путь к откровениям, постигаемым вне разума.

Это и есть поиск тайного смысла слов — один из вариантов, через числа, гематрия – первый метод буквенной каббалы.

Слова с равным числовым значением считаются связанными неким глубинным образом, но это же касается и фраз (а порой и просто букв), и через числовое значение уточняется их смысл. Классика — фраза из книги Бытия: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». Это «и вот три мужа» на иврите, дает гематрию 701.

Такую же, как «Это Михаэль, Габриэль и Рафаэль», откуда делается вывод, что три мужа — это три этих архангела.

Руах Элохим – это что-то вроде «Дух Божий», и числовое значение этой фразы – 300. Но 300 — это и число буквы Шин. И буква Шин означает и воплощает дух! Появился особый смысл одной буквы – и буква Шин используется как отображение духовной идеи.

Она стоит на иудейской мезузе – священном свитке, которого должен коснуться иудей, входя в дом. Шин – это буква, воплощающая божий дух! Внутри молитва, которая с нее начинается, и с нее же начинается слово «Всемогущий» как эпитет бога – Шадай.

Слово Ахад – «единство», и слово Ахеба – «любовь», связанны числовым значением, и там и та это число 13, то есть любовь ведет к единству — это сила соединения противоположных начал, которые стремятся стать единым целым.

Тут классика остановится, но в эзотерической традиции вы смело может идти дальше, и вспомнить, что 13 – это 10 и 3, то есть буквы Йод и Гимел – и это еще и карты Таро Отшельник и Жрица. Причем они тут? Хороший вопрос, и поиск ответа на него – это снова оккультный коан и поиск внутреннего понимания.

Так изучаются тексты, ищутся какие-то личные ассоциации — в работах того же Кроули вы найдете это чуть не на каждой странице. Причем не только иврит – он использует греческий, и в системе Кроули важную роль играет число 93. Настолько, что он даже стало приветствие. Телемиты могут в переписке узнать друг друга по числу «93», написанному вместо обычного «Здравствуйте».

Это число – числовое выражение сути слов на греческом, самого слова «Телема» — то есть «Воля» (оно, кстати, используется в греческих текстах Библии), и слово «Агапэ» — «Любовь». А так же имени Айвасс – ангела-хранителя Кроули, продиктовавшего ему Книгу Закона. А еще это числовое значение фразы «Сыны бога».

И тут «бога» записано именем Эль – его часто используют в именах ангелов и прочее, Михаэль, Рафаэль, что бы обозначить близость к богу. И имя Эль выражает бога в его милосердной ипостаси, и дает число 31, а 93 – это 31 умножить 3, утроенное обращение к благотворной духовной силе. И путь № 31 на Древе Жизни соответствует буква Шин – выражение божественной, духовной силы.

И сама Книга Закона имеет порядковый номер среди документов и рукописей (как и другие небольшие тексты) и ее номер — 31, и это сочетание букв Алеф и Ламед, и это Арканы Дурак и Равновесие, Справедливость, и ее Кроули называет «невестой Дурака», эти карты связанны. И далее играя буквами Алеф, Ламед и Шин составляет слово Лаштал – своего рода буквенно — числовую формулу, слово силы, описание которого займет пару страниц, а суть в том, что противоположности равны между собой, что все деления — добро и зло, верх и низ, грех и праведность, Ян и Инь — условные сравнительные категории. И что все противоположности должны уравновесить друг друга, приходя в единство.

И разобраться в этом полезно, но вот пройти этот путь и найти свои откровения, числа, слова, формулы – бесценно!

Еще вариант – нотарикон.

Это по сути – аббревиатуры, но дающие новое осмысленное слово. Берем слово, к каждой букве подбираем слово, которое с него начинается, и строим фразу из этих слов. Или берем фразу, собираем первые (иногда – последние) буквы слов и они складываются в новое слово.

Уровни познания иудаизма, от простого чтения текстов к каббале, называются Пшат, то есть «Прямой», то есть буквальное значение текстов, Ремез, «Намек», то есть скрытый смысл, Драш, «Спрашивать», это толкования, Сод — «Тайна», глубокий мистический, каббалистический смысл. И первые буквы складываются в слово «Пардес», которое означает сад.
Добавим сюда важный для иудаизма символ граната (среди прочего было поверье, что в нем 613 зерен по числу заповедей), и получим причину, почему трактат по каббале 16 века назывался Гранатовый Сад — Пардес римоним. Сад – Пардес – уровни постижения религии.

Интересная история – это первое слово Библии, Берешит.

Во фразе «В начале бог сотворил небо и землю» — это и есть то самое «в начале». Это, кстати, число 913 – что можно разложить как 9+1+3 – и получить 13, вспомнить числа слов «любовь» и «единство» и добавить, что любовь ведет к единству, а единство есть «В начале» — единство это изначальное состояние мира.

Но тут иной принцип, и в нем довольно занятно исторически встретились трактовки, которыми пытались доказать правильность сразу двух религий. Берешит можно превратить на иврите во фразу «В начале увидел Элохим, что Израиль примет Закон». И считается, что сразу первое слово ветхого завета предсказывает принятии иудаизма евреями! Все предсказано от начало времен и иудаизм – истинная вера!

Но потом оказалось, что из этих же букв составятся фразы:
«Сын, Святой Дух, Отец, в равной степени поклоняйся их Триединству
«Поклоняйся Моему перворожденному, моему первому, чье имя Иисус».
«Я выберу деву, достойную родить Иисуса, и вы назовете ее благословенной».
И вроде как уже предсказан Иисус в первой книге Библии – и в 17 веке этого хватило, что бы иные иудеи приняли христианство!

Есть и иные методы, но тут важнее, что в отличии от каббалы как таковой, в традиционной оккультной практике они не привязывают вас к ивриту, и в ход идут разные языки, Стихии, Зодиак, карты Таро, и метод расширяется радикально, охватывая все, пока все не окажется связанно в единое целое.

И вот это важно – единое целое, тут очевидно нет объективного смысла, это поиск внутреннего понимания и, своего рода, медитативная работа, действительно подобная коанам дзен буддизма, это исследование, в котором вы сливаетесь постепенно с исследуемум словом и обретаете его значение, выходящее за пределы разума. А потому закончу словами Кроули:
«Другими словами, необходимо испытать самадхи, чтобы гематрия обрела смысл».