Демоны. Часть 1 – язычество

Поговорим о демонах! Тема эта обширная и разнообразная, демоны языческие, христианские, иудейские – это разные демоны.

Демоны. Часть 1 – язычество

СПИСОК УРОКОВ

Начнем с разговора о демонах в язычестве. Точнее, о даймонах, духах, и даже богах – их тоже называли демонами!

Вступление

Это цикл посвящен демонам. Об ангелах уже говорили, теперь пришло время демонов, и это будет куда как более длинный разговор, и  большая его часть будет, как обычно открытой и свободно доступной, а последняя, посвященная Гоэтии, будет стоять чуть в стороне и предоставляться по запросу.

Демоны всегда популярны. Они куда популярнее ангелов, многие решают сразу, с первых шагов, удариться в демонологию – что не вполне правильно, но терпимо, а то и в поклонение демонам – что куда хуже. Или, что самое печальное, кто-то решает, что для начала оккультного пути надо продать душу Сатане или вселить в себя демона, что уже хуже некуда.

Демонология прославлена, она отметилась в прославленных гримуарах, несколько веков подряд было популярно мнение, что вообще вся магия от демонов, и теперь люди порой спрашивают, а есть ли вообще что-то, например, по части ангелов.

Разумеется, есть. Но и ангелы и демоны требуют предварительного опыта. Конкретно демоны – не то, с чего стоит начинать. Для начала, классические методы работы с демонами – это методы, использующие эвокацию.

Стоит пояснить термин – при инвокации вы обращаетесь к божеству (и только божеству и никак иначе), призываете его и наполняетесь его силами, становитесь с ним едины. При эвокации (используемой как более сложный метод для работы с духами, демонами), вы сначала проводите инвокацию, обращение к божественной силе, а потом собственно саму эвокацию, призывание духа, демона, ангела, как отдельного существа.

Говорим о демонах, так что демон появляется как отдельное духовное существо, с которым надо установить контакт – и вам надо владеть методами этого контакта! Он не появится физически, его придется увидеть  астрально, рассмотреть в  клубах дыма, в зеркале, кристалле, вам нужно получать видения, слышать демона, вам надо установить с ним хотя бы мысленный контакт – вам нужен обмен информацией, возможность общаться с духовным существом.

Так что если вы не имеете навыков получения видений и прочее, в зеркале, кристалле, в дыму, в  своей голове, то сначала надо их получить, иначе вы не сможете установить контакт с тем, кого призвали.

Вторая проблема – демон вам не друг. Вы должны быть сильным и опытным человеком, что бы справиться с задачей, что бы он выполнял ваш приказ, а не вы оказались подчинены ему, что бы не оказалось, что вы подносите ему жертвы, молитесь ему, служите ему и становитесь его рабом.

И вы должны быть цельной личностью, познавшей себя. Пока в вас есть скрытые от вас закоулки, где вы причете что-то отрицаемое, в вас есть то, что будет использовано против вас тем, кого вы пытаетесь подчинить. И да – речь идет именно о том, что бы подчинить, а не о том, что бы подкупить, договориться, или тем более не о том, что бы прислуживать ему и поклоняться.

Представьте два камертона, настроенные на разные частоты. Ударите по одному – второй не реагирует. Но если они настроены на одну частоту, то если вы ударите один, он зазвонит – и второй сразу тоже начнет звенеть вместе с ним, они войдут  в резонанс.

Вот так и тут – если у вас есть проблемы, которые резонируют с тем, что вы вызываете, вы войдете в резонанс, и ваши проблемы ударят по вам. Если у вас куча сексуальных проблем и комплексов, то вам надо сперва их решить, привести себя в порядок. Если вместо этого вы решите призвать демона, что бы он приворожил к вам красавицу, все это проблемы ударят по вам, они начнут резонировать и обернутся против вас, вы сделаете себя только намного хуже.

Хотите обратиться к демонам? Решите свои внутренние проблемы, осознайте цель – значимую, важную, которую вы стараетесь решить физически, но у вас не получается, и используете ритуал для того, что бы исправить ситуацию. Но пропустить пункт «решите внутренние проблемы» тут все равно, что подсвечивая себе зажигалкой сунуть голову в бочку, посмотреть, нет ли  в ней бензина.

Вот про это часто забывают, часто не упоминают, и это может привести к множеству проблем. Скажем так – сперва вы, условно говоря, идете по «пути света», поднимаетесь по Древу Жизни до Тиферет, достигаете целостности и гармонии личности, а уже потом можете браться за демонов, что бы уравновесить этот условный свет условной тьмой.

Хотя нужно учесть, что демон – понятие растяжимое. Очень смутная граница разделяет демонов и духов – или, конкретно, злых духов. Ведутся споры, в чем разница между демонами, чертями и бесами, при этом Сатану приравнивают к Дьяволу и даже Люциферу, а порой демоны – это боги других народов. В частности в Ветхом Завете полно именно богов, которых не признающие этих богов иудее объявили демонами.

И само понимание демонов очень разное. Так что на практике у нас в большей части случаев не будет резкой границы между вообще духами и демонами конкретно – граница условная и зависит от понимания того, что такое вообще «демоны» — а понимание это далеко не только христианское. Демоны есть и в язычестве, и они именно злые духи. Есть демоны в иудаизме —  и они творение господа, они живут по его воле и почитают его. И это вовсе не те демоны, что христианские, получившиеся  из упавших на землю ангелов. И нельзя просто пытаться натянуть христианское понимание демонов на всех демонов вообще, на все культуры и народы, как делают те, кто пытается найти Сатану в языческих культах или говорит, что Сатана – это персонификация мирового зла. Иудейский Сатана не такой, например.

Так что пройдемся по разным воззрениям и мнениям, по разным культурам

Демоны в язычестве

Демоны обычно прочно ассоциируются с христианством, вроде как должны быть ангелы на небе и демоны в аду. Но демоны, по сути – это злые вредоносные духи, изначально, и демоны были частью языческих систем. Понятия о демонах, в смысле именно «о злых духах» есть везде – включая буддизм, например.

 

Вот что особенное в христианстве – так это идея родства демонов и ангелов, демоны – это падшие ангелы, ангелы которых уволили со службы на небесах.

В демонов верили в Месопотамии, в Вавилоне, в Египте. Демоны – бесплотные существа, невидимые, враждебные, приносящие беды и болезни. Пазузу, несущий голод, Лилит, убийца детей, Ламашту, которая на тех же детей насылает болезни, львиноголовая, кормящая грудью свинью и собаку, это все языческие демоны. Хотя тут трудно сказать, кто демон, кто злобный бог, та же Ламашту – сестра Маметы, богини подземного мира, они обе дочери бога неба Ану. По сути, они богини, но Ламашту приносит болезни и смерть, и это делает ее скорее демоном.

 

Лилит – в основном демон иудейский, но упомянута в мифе о Гильгамеше как именно демон. И уже намного позже, в средние века, в неканонической литературе, Лилит стала описываться как первая жена Адама, но от нее, как он демона, защищаются до сих пор, это не забыто. Помимо нее бывают целые группы демонов «лилит» — не один демон, а множество, как их разновидность. Сохранился вавилонский барельеф, с рисунком Лилит – и у нее, что примечательно, ноги как у птицы – позже, в иудаизме, демонов будут выдавать именно их лапы, в том числе – птичьи.

В халдейских заклинаниях сохранились слова, в которых демона призывают вселиться в дом – и это не проклятие, а благословление. Там сказано: «Пусть благословленный демон, благословленный бог, войдет в этот дом» и дальше просьба изгнать злых демонов, вампиров и призраков. Демон может быть и добрым и злым. Доброму демону всегда рады! Злого прогоняем взашей – вот языческий подход к вопросу демонизма, мир тут еще не поделился на добро и злой, грех и праведность, как в христианстве. И конкретно злые демоны предпочитают обитать там, где выпивка, разврат, насилие, любят грязные подвалы, мусор, кладбища, пустыни и прочие места, грязные и мрачные, куда не суется обычно человек.

В античности стали отделять магию чистую, религиозную, святую, от магии злобной и вредоносной, магию как путь к богам от магии как попытки использовать их силу в своих интересах. И вот уже здесь появляется образ ведьмы как жуткой старухи, которая живет в  глуши, ворует детей и прочее. Здесь начали широко использовать магически кольца. И здесь появился термин «Гоэтия» — но не в том значении, что дальше будет у нас, гоэтией тогда называли колдовство, а «гоэт» — примерно то же что колдун, черный маг.

И в это время говорят о даймонах, а не о демонах. Сейчас это легко перепутать, одно  с другим, но даймон – не демон, а скорее дух. От слова «Даймон» происходит слово «Демон», но само слово даймон происходит от слова «божественный». Это дух, посланный богами, он сопровождает каждого человека, от рождения и  до смерти. Вот от него, в том числе, и произойдет потом христианская идея ангела-хранителя. Даймон может быть злым, вредящим человеку, или добрым, который человеку помогает.

Гомер еще за 1000 лет до нашей эры использовал термин «даймон», и называл так богов – даймонами. А потом и демонами! И без всяких проблем античные авторы говорят, что один бог встретился с другими демонами – с Зевсом, с Афиной и прочее. То есть демонами/даймонами называли богов, во многих случаях это синонимы. Боги – это добрые демоны.

Хотя чаще Гомер использует слово «Демон» что бы обозначить бога, когда тот делает что-то плохое, использует термин в осуждающем смысле. И одновременно людей он называет демонами – в тот момент, когда  они творят зло, Ахиллеса он называет демоном в тот момент, когда он на поле боя убивает всех подряд, и Ареса, бога войны, тоже называет демоном по этой же причине – он убивает и разрушает.

Когда демоны отделились уже от чисто божественного мира, то считались существами смешанной природы, не добрыми и не злыми,  и Эмпедокл уверяет, что демоны / даймоны нуждаются в очищении. Тогда они смогут возвыситься и стать вровень с богами. Гесиод писал о божественных демонах, а Платон – о добрых демонах и злых, и том, что Зевса окружают боги и демоны. И демоны – посредники между людьми и богами, боги сами ни во что не вмешиваются, они посылают с поручениями демонов. То есть тут демоны – что-то вроде младших богов, божественных посыльных, работников, прислуги.

Сократ советовался со своим персональным добрым демоном, который предостерегал его от опасностей. Никогда не к каким-то поступкам, но когда возникала угроза, Сократ, по его же уверениям, слушал голос всего доброго демона и прислушивался к нему, избегая опасностей и ошибок. Это стало одним из обвинений, которые выдвинули против Сократа, его приговорили к смерти, и вот тут его демон ему не помог.

Они не зло, и не  добро, они существа смешанные, они могут помогать или мешать, они могут  приносить послания от богов, а могут вредить или устраивать одержимость. Дух, демон, даймон, бог – тут пока мало отличий между ними.

Но что бы как-то упорядочить все и понимать, о чем идет речь, греки придумали два новых термина – Эудемон и Какодемон. Эудемон – добрый демон, друг и помощник, Какодемон – злобный и враждебный. Вот по сути от них идет более позднее представление о ангелах (бывшие Эудемоны, добрые духовные силы) и собственно демонах (злые, духи, бывшие Какодемоны).

Античные духи были разнообразнее – это потом христианство все упростило, сказало «Вот ангел, а вот демон, падший ангел!», и все. Но даже еще в христианские времена, в 5 веке, поздние античные авторы выделяли еще демонов, высшего уровня, которые мало чем отличаются от богов. Демонов попроще, которые помогают богам, демонов, которые помогают человеческим душам, демонов, которые помогают телам людей, демонов, которые управляют материальными предметами, неодушевленными.

Так что изначально демоны – не зло, а просто духи, по сути, самые разные. Или даже боги, и многие демоны потом – это именно боги, которых демонизировали. Вельзевул, Астарот  — они начинали именно в роли богов. Когда их культ исчез, противники их веры превратили их в демонов в глазах людей.

Лет за 700 до нашей эры Гесиод написал поэму Теогония. Сам Гесиод – самый старый исторически достоверный древнегреческий поэт, такой, кто точно реально был и жил, а не просто часть мифов и преданий. И в Теогонии он описал представления о устройстве божественного мира, о самих богах, их родословных, происхождении. Классические истории о богах мы знаем, в том числе, оттуда – как Кронос оскопил Урана, как его сверг Зевс, как боги воевали с титанам и прочее. Ящик Пандоры и Персей, рубящий голову Медузы Горгоны, и любовь Калипсо и Одиссея — это тоже все в Теогонии.

И по его версии первыми были Уран и Гея, от них народились сперва циклопы и сторукие великаны, потом, второе поколение – титаны, потом – олимпийские боги.  А за ними – демоны, которые появились как перерождения душ людей. Люди Золотого Века, самого счастливого, когда правил Кронос, и серебряного, когда Зевс только устанавливал законы и люди еще были мирными и не воевали и прочее, умирали, и их души становились демонами.

Было их тридцать тысяч, и люди Золотого Века, идеальные люди, стали добрыми демонами. А люди Серебряного Века, чуть уже испорченные, стали злыми. Люди же современные – и нам и Гесиоду – слишком испорченные, и даже уже на роль злых демонов не годятся.

А вот уже у Ямвлиха, основателя учения теургии, системы достижения божественности через магические практики, в начале нашей эры появляется четкое деление. И у него деление на богов и демонов напоминает буддистское деление на дэвов и асуров. Боги – совершенные существа, самодостаточные и абсолютно бесстрастные. Демоны стоят отдельно от них и ниже, и они управляется страстями и желаниями. Они хотят чего-то, к чему-то стремятся, они следуют за богами и подражают им.

Боги все примерно одинаковые – потому что все в равной мере совершенные и бесстрастные. Демоны разнообразны и ужасны на вид.

Демоны несут страсти, желания, привязанности, люди, которые взаимодействуют с ними, заражаются этими страстями, желаниями, жаждой примитивных удовольствий, так демоны несут людям пороки, сбивают их с пути.

И уже в античности, как минимум,  демонов, духов,  призывали ритуалами, причем вполне современными по своей сути. Одно из оснований оккультной традиции запада – греческие магические папирусы, тексты, сохранившее наследие магии античности и древнего Египта. В папирусах говорят, что для вызова духов нужно выбрать благоприятный момент. Зажечь благовоние, очертить круг, обратиться к богам, что бы заручиться их поддержкой. Дальше нужно использовать эту поддержку, использовать слова силы и имя демона, что бы призвать и подчинить демона, и потребовать от него исполнить желаемое, когда он явится. Вот все это останется на тысячи лет, те же принципы потом будет в магии Соломона, в Гоэтии, где угодно. И к этим принципам еще вернемся в самом конце.

И эти демоны – все же скорее просто духи, чем демоны в привычном нам понимании.

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК >>