Поговорим о демонах! Тема эта обширная и разнообразная, демоны языческие, христианские, иудейские – это разные демоны.
Демоны. Часть 3 – демоны в христианстве
Наконец, ты самые, привычные демоны – падшие ангелы, обитатели ада.
Христианские демоны дают новый виток понимания демонического, они источник того, как демоны понимаются в оккультизме и они радикально отличаются от восприятия демонов в язычестве или иудаизме. Напомню, языческие демоны – это духи, мало отличимые от богов. Иудейские демоны — это творения бога, покорные ему, чтущие его, они знатоки священных текстов, они молятся богу, живут праведно, рассчитывают попасть в рай, они не пытают людей в аду и не состоят в родстве с ангелами.
Христианские демоны – враги не только людей, но и бога, они противоестественная сила хаоса, нарушения порядка, они грех и мятеж, ангелы, изгнанные с небес. Иудейские демоны – часть божественного порядка, христианские демоны – его нарушение.
Зато в ход пошла еще античная идея, что между богами и демонами нет особой разницы, но теперь с уточнением – между языческими богами и демонами нет особо разницы! Еще сами язычники называли своих богов демонами, и раз так – значит демоны они и есть, и язычники поклонялись демонам ада! Христианские демоны совсем другие, не те, что в язычестве, но слово «Демон» сыграло на руку богословам, борющимся с языческим наследием.
Августин Блаженный объявил, что все языческие боги и мифы о них – результат поклонения идолам и демонам. Евсевий Памфил богослов 3 века, автор первого труда по церковной истории, пошел дальше, и сопоставил Библию и античную мифологию, исходя из того, что все боги античности – демоны. Но зато вполне реальные демоны, и Афина, например, по его версии, рождена Зевсом в 18 веке до нашей эры. Апостол Павел принимает языческих богов как злых духов и демонов, и уверяет, что язычники, по невежеству, поклоняются демонам и служат им, приносят им жертвы.
Место множества богов и духов, место множества самых разных существ, заменили теперь добрые ангелы и их нечестивые родственники, демоны. Это главное нововведение христианского взгляда на мир – демоны теперь становятся падшими ангелами. Бог не сотворил их! Они восстали против него и были сброшены с небес, стать демонами – это результат их выбора, а не часть изначального замысла бога, как в иудаизме.
Здесь нет вопроса о моменте сотворения демонов – их не сотворяли! Их творение – это творение ангелов, причем с ним стало еще больше версий, в иудаизме стоял вопрос, созданы они на 2 или 5 день, теперь появилась еще и версия, что сразу в первый.
И в иудаизме у ангелов нет полноценной свободы воли, они инструменты бога, а потом восстать они не могут. Христианские ангелы восстали. Причем не сразу, в Ветхом и намека нет на восстание ангелов, там задним числом находят какие-то намеки, как в случае, когда сказано, что речь идет о конкретном царе, который возвысился и упал, и все подписано – речь про вот этого вот царя. Но это игнорируют, и говорят, что есть второй слой смысла, и тут надо видеть намек на падение восставших ангелов!
Причем истории, как Люцифер восстал, и повел ангелов на бой, и их сбросили на землю, и ангелы стали демонами, в Библии не найти. Люцифера там вообще нет, это еще вспомним, а все остальное сначала, пожалуй, сформировалось как предание, а потом ему начали искать подтверждения в Библии. В основном в Апокалипсисе, который века до 5 даже не считался библейской канонической книгой, так что его сюжеты не были частью воззрений изначального раннего христианства.
Слова из Посланий «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» могут истолковать, например, как указание на то, что Дьявол согрешил гордыней и был осужден.
Но Сатана в иудаизме – обвинитель, тот, кто следит за людьми, учитывает их грехи, испытывает веру и обвиняет их перед богом, ангел-прокурор. И не он согрешил гордыней, а те, кто грешат – в том числе и гордыней – будут преданы осуждению. Обвинитель грешников, а не грешник, это его изначальное понимание – иудейское, а библейские тексты писали еще люди, стоящие как раз на этих позициях, поэтому тексты и их позднее толкование могут очень плохо сходиться между собой.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари!» — не про Сатану, а про конкретного царя.
«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ни разу не говорит о мятеже против бога и так далее.
И есть Дракон, Змей, Зверь, много что есть, и если принять, что все это именно про сатану и падших ангелов, тогда удастся найти какие-то намеки на всю историю мятежа и прочее.
Именно четкого учения о том, как ангелы восстали, были сброшены с небес и стали демонами, там нет. Собственно, нет всадника Чумы среди всадников Апокалипсиса, нет и Антихириста, как именно отдельной личности, посланца ада, зато трижды написано, что антихристов много, и антихристы – это все, кто не христиане. Иноверцы!
Отдельные фразу находят и рассматривают как намек на восстание и прочее, но странновато, что такой важный вопрос нигде прямо не описан! А не описан он потому, что Ветхий Завет – это иудейские тексты, а там нет никакого мятежа ангелов, да и в христианстве эта идея не изначальная. Но популярная, и подробно она была описана в апокрифах, которые в Библию не взяли, но их идеи сохранились.
Мятеж ангелов в христианском варианте, мятеж Сатаны, подразумевает, что у них есть отдельная воля, независима от бога. И тогда тут есть то, что не зависит от бога, есть враг бога. Есть по сути, антибог. И это начало христианского Дьявола, который не слишком-то уже похож на изначального иудейского ветхозаветного сатану.
В христианстве возникло твердое мнение – бог есть добро и нет в нем никакого зла. Все добро от бога! Но тогда зло откуда? В самой Библии причем сказано, еще в Ветхом Завете, то есть по сути в иудейских текстах, написанных иудеями с позиции иудея:
«так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас»
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это»
« Не от уст ли Всевышнего происходит и бедствие и благополучие?»
И прочее, и тут все понятно. Все — от бога. В том числе зло, точнее то, что люди воспринимают как зло, включая болезни, демонов, смерть. Все это нужно, хотя мы и не понимаем, зачем.
В христианстве принято считать, что от бога – того, который устроил потоп, сжег живьем жителей Содома и Гоморры и прочее – идет только добро. А зло тогда откуда? И появляется нужда в антиподе бога, его враге, источнике зла. Сатана становится мятежником, предателем, врагом бога и его миропорядка, его демоны – извращение мира, а не его законный компонент.
В 16 веке писали, что Дьявол обладает мужеством, хитростью, мудростью, он бесконечно ненавидит всех людей, и мастерски плетет интриги, что бы всех погубить. Иудейский Сатана был верным ангелом, служащим богу, христианский Дьявол стал его врагом. Слово «сатана» в Ветхом завете могли использовать даже не как имя, а именно как слово, как обозначение противника, обвинителя, его использовали в отношении людей. Сатаной могли назвать разных ангелов, так же как «Прокурор», например – это не один человек, а многие люди, это должность того, кто выдвигает обвинения против преступников. Это был роль одного или многих ангелов, называемых «сатана» — они следят за грехами, проверяют крепость веры и выдвигают обвинения.
Он склонял людей к греху, ему приписывали грехопадение и поклонение золотому тельцу, но он не был врагом бога и правителем ада. У него была своя роль, предписанная Творцом.
Новый Сатана – не обвинитель, не ангел-прокурор, а причина греха, соблазнитель, губитель. Он больше не обвиняет людей в их грехах, он сам заставляет их грешить. Его демоны отныне – в аду, они несут муки и пытают грешников. Причем в современном виде Дьявол сложился, из самых разрозненных преставлений о демоническом, только к середине средних веков.
Сатану тут, в силе недоразумения, вдобавок начинают называть Люцифером, хотя Люцифер – это античный бог, воплощение планеты Венеры, и ни разу в Библии он не упомянут.
Это недоразумение, возникшее из-за чистой лингвистики. Люцифер появился в Библии, на короткое время, в английском переводе, когда слово «люцифер», записали как имя Люцифер.
В ветхозаветной Книге Йсайи есть некое пророчество, в котором сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю». Денница – это не имя, это старое обозначение зари, восхода Солнца. В других вариантах перевода это место может звучать так: «Как пал ты с небес, утренняя звезда, сын зари!» или «Ты утренней звездою был, но пал с небес». И в латинской версии тут упомянуто слово «люцифер» не имя даже, а просто слово.
И в самом этом о ком идет речь: «Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов». Эта упавшая с неба звезда – метафора для царя Вавилон. Пишут, что он хотел вознестись выше всех звезд – но упал вниз, как падающая звезда. Образ звезды как высокого положения встречается в текстах, и даже Иисус лично сам называет так себя, говорит, что он – Звезда Утренняя.
Обозначить падение царя падением звезды – вполне естественная метафора. И в русском эту звезду называли денницей. А в латинском переводе – люцифером, и это просто слово, которое значит «светоносная, светлая». В латинских переводах можно найти еще много повторов слова «люцифер», которым обозначаются просто звезды и созвездия. Книга Иова, например:
«яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро» и на латыни написано «ut Lucifer». Или «numquid producis luciferum» — «Можешь ли выводить созвездия?». Это слово, а не имя, а Люцифер как личность – это античный, римский, бог. Но на некоторое время он вошел в Библию, и хотя его оттуда потом опять убрали, Люцифер стал приравниваться к Сатане и Дьяволу, и считаться первым мятежником, восставшим против бога.
Теперь говорят, что он хотел владеть миром, а получил во власть ад, где он одновременно и пытает грешников и сам испытывает все муки. Он чудовище, черное, рогатое, с тысячами рук, и когти его длиннее, чем копья. Он закован в цепи. Он на каждом вдохе затягивает в себя грешные души, пережевывает из зубами, и на выдохе выплевывает обратно, и они разлетаются по всему аду.
У него может быть три лица или три рта, или три головы – как пародия на Святую Троицу, подражание ей. Или он слеплен из разных частей тел животных, символизирующих смертные грех, и нем смешиваются змея, лев, обезьяна, свинья, носорог, волк и осел.
Проблема в том, что Люцифер – это «Несущий свет», это почетное звание. Иисуса назвали несущим свет первые христиане называли Люцифером Иоанна Крестителя, потому что он как звезда утренняя предвещал восход Солнца – Иисуса. Даже есть святой Люцифер в раннем христианстве, а теперь Люцифер вдруг – враг, сатана и правитель ада!
Поэтому заговорили о Люцифурге. Люцифург – имя, значащее «бегущий от света». Был он ангел Люцифер, но упал на землю, и стал демоном Люцифургом! Из света стал тьмой. Потом Люцифург стал отдельным демоном, самостоятельным. Люцифуг Рофакаэль, относительно популярен в гримуарах. Он не терпит света, активен только по ночам, в его демонические обязанности входит распространение болезней и увечий, вызывание землетрясений и уничтожение святынь.
Христианские демоны теперь – падшие ангелы, сброшенные с небес. В народных поверьях бывшими ангелами стала и вся нечистая сила, упал ангел в воду – стал водяным, упал в лес – стал лешим! Есть русский рисунок, на котором из земли торчат когтистые лапы чертей – это они упали с небес, превратились на лету в демонов и воткнулись в землю после падения! В оригиналах библейских текстов упомянута разок Лилит и прочие существа, их десятки, но в переводах постепенно все они стали просто демонами.
Демоны не обязательно обитают в одном только аду, они как злые духи наполняют мир, воду, воздух, все вокруг. И тела людей! Демоны вселяются в людей, для них человеческое тело – как дворец, а жизнь в свободном состоянии, без плоти – все равно, что жизнь нищего бродяги. Они склоняют к грехам, к злым поступкам и благодаря им всегда есть теперь, на кого свалить вину за свои действия.
Демоны вредят людям, в христианском понимании это их основная задача. Зачем? Вот тут богословы предлагают разные версии – из гордыни, что бы показать свою власть, из зависти. Или Сатана заперт в аду, и просто из вредности пытается затащить туда всех остальных.
Христианство осуждает магию, внецерковные ритуалы и прочее, но экзорцизм приветствуется, даже в Евангелиях приведены слова, когда Иисус говорит, что если кто-то от его имени изгоняет демонов, то мешать не надо, такая магия разрешена. Он сам экзорцист, регулярно изгоняет демонов из людей, те узнают его, называют сыном бога, а он велит им никому про это не рассказывать.
Его самого обвиняют в связях с демонами, говорят, что изгоняет их силой Вельзевула, на что Иисус отвечает, что такого не может быть, что бы демона изгоняли именем другого демона изгонять можно только властью бога! Хотя на самом деле, именно так и делается в оккультном ритуале порой – одного демона призывают и подчиняют именем другого, более высоко поставленного по иерархии. Призывается король демонов, например, а потом рядовые демоны, от его имени. Помимо этого Иисус спрашивает у изгоняемого демона, как его имя – а имя нужно для контроля, оно используется для подчинения демона, и это действительно важный вопрос.
Демоны сохранили познания и силы, полученные когда они были ангелами, поэтому могут отвечать на вопросы, учить, выполнять какие-то поручения, и поэтому их можно призывать в ритуале. Магия на протяжении веков была сильно христианизированной, и из века в век напила на именно на идею вызова демона, не смотря на то, что само христианство магию отрицает.
В судебных делах Франции 16 века сохранилось официальное мнение судьи, что демоны обладают глубокими знаниями о мире, знают все законы лучше юриста, знают медицину лучше врача, и великолепно, лучше священника, разбираются в богословии. Демоны читают Библию и толкуют ее, примерно как было с демонами иудейским, которые знают Тору лучше любого человека.
И сохранили иерархию, которая существовала среди ангелов, поэтому христианские демоны поделены на категории и классы, разные по уровню сил и значимости. Иерархия демонов началась в работах христианских богословов, а потом ушла в оккультные учения. По сути будущие оккультные иерархии и всю идею вызывания демонов, изначально создавала христианская церковь! И сама же с ней всячески боролась, но пик инквизиции, время костров и гонений на колдовство – не средние века, как часто считается, а времена протестантской реформации, 16-17 века.
В эпоху возрождения было представление о магии нечестивой, как раз таки связанной с демонами, и магии естественной, которая и не магия почти, а скорее практическая часть естественных наук. Травы, камни, стихии, духи планет, талисманы – это все естественная магия, использование природных сил. А вот демоны – это зло и грех! И это далеко не всегда спасала тех, кто практиковал естественную магию, но все же давало лазейку магам, которые держались подальше о демонов. А вот кто имеет с ними дела, тот подлежит наказанию, даже если использовал демонов для доброго дела!
До этого, еще раньше, веке даже еще в 12, церковь скорее считала веру в магию и колдовство суеверием и ересью. С 13 века вера в демонов и колдунов, которые с ними работают начала растекаться по Европе, не без помощи Фомы Аквинского. Он — один из столпов католицизма, а его взгляды – учение томизма – одна из официальных форм даже современной католической философии.
Он уже начал учить, что есть стандартные цели, с которыми колдун обращается к демону. Первая – сексуальные сношения. Демоны, по Аквинскому, могут вступать в связь с людьми, в том числе на шабашах – с ведьмами. Тут все напоминает иудейские представления, за исключением шабаша.
Демон может переместить человека куда угодно, телесно или духом, то есть вторая цель обращения к ним – астральные путешествия. Он может превратить человека в животное, хотя скорее не буквально, а только создавая иллюзию такого превращения, и для самого колдуна и для всех вокруг. Демоны вызывают бури, управляют погодой, и демоны разрушают любовь, лишают людей сексуальной силы.
Аквинский нашел в Библии сравнение еретиков с волками, и отсюда вывел идею, что как волков убивают охотники, так и добрые христиане должны убить всех еретиков, и на его мнение потом веками ссылались инквизиторы.
Иоганн Вейер, ученик Агриппы, написал книгу «Псевдомонархия демонов», она стала классикой, именно там он подробно описал и классифицировал демонов, и многое в современном оккультизме идет от этой книги. И это уже как раз 16 век!
Вот в это время демоны попадают в уголовное право, в законах появляются преступления против бога, сделки с демонами и продажа души сатане. Это еще одно чисто христианское изобретение – учение о демонах, которые покупают души людей. Хотя и не так, как в современных фильмах и книгах, когда сам Сатана выполняет любое желание за душу.
По мнению инквизиции, ведьмы проклинали урожай, воровали детей и молоко у коров, насылали холод и град. И не особо понятно, зачем это ведьмам, тем более, что после града и неурожая, они сами останутся без еды. И почему ведьма ворует молоко у коров, а не золото у королей, где ее выгода?
Нигде!
Классическая идея продажи душит – вовсе не сделка, душа в обмен на желание. Демон находит человека, обычно женщину, которая попала в трудное положение. Она злится, она горюет, ревнует, ненавидит, он в сильном раздрае и готова наделать глупостей. Демон пользуется этим и предлагает силу в обмен на душу. И с этого момента ведьма становится его рабыней, она делает то, что приказывает демон, в том числе против своей воли и своих интересов. Она сеет зло, создает проблемы, и не решает, как использовать силу – все решает Сатана. Это он рассылает демонов по всему свету, что бы они соблазняли ведьм и заставляли проклинать грядки с морковкой.
Но серьезные ученые маги тоже не отставали, и появились ритуалы вызывания демона для подписания с ним буквального договора, не рабство, а именно сделка.
Сохранился реальный текст договора, 17 века, в котором написано, сколько денег должен принести сам Люцифер сразу, сколько приносить потом раз в месяц, в каких монетах. Оговорено, что золото настоящее, монеты подлинные, бывшие в употреблении, что они не исчезнут и не превратятся во что-то другое – автор текста потрудился, продумывая возможные подвохи и лазейки, как юрист. Оговорена ответственность сторон, условия растяжения договора. В ответ автор текст берется передать Люциферу во власть «несколько мужчин и женщин», а так же отречься от бога и принадлежать Сатане, душой и телом.
Это крайность, но в реальной оккультной практике действительно применялись договора, тексты, с подписями и печатями, которые освящались в ходе ритуала вызова демона, как контракт с ним.
Внешность
Иудейские демоны считались телесными существами, но с телом особым, не вещественным, не материальным. Христианские демоны – это ангелы, а ангелы тел не имеют, но все равно за демонами признавали некую особую форму телесности, что-то вроде астрального тела, в котором они живут. Тела, даже такое, ограничивает ангелов и демонов, привязывает их к одному месту. Бестелесный, а значит вездесущий и всевидящий, может быть только бог!
Но демоны упали на землю, и стали более материальными, чем ангелы. Они могут менять внешность, но у них есть свои образы, характерные детали внешности. Хотя бы потому, что демонов рисовали, и им точно нужна внешность, что бы попасть на рисунок, нужны атрибуты демонического.
Образ зеленого чертика – наследие этих атрибутов. Демоны могли быть зелеными – этот цвет когда считался не вполне настоящим. Белый, красный и черный – вот три главных цвета прошлых веков, и зеленый между ними, как некий промежуточный, не вполне настоящий цвет. Так уж его воспринимали символически, среди прочего, и зеленым цветом выражалась бесплотность демонов. Они зеленые – не совсем настоящие, не вполне телесные.
Второй вариант – сочетание черного и красного. Именно сочетание – эти цвета ассоциировались с адом в такой комбинации, с дымом (черный) и огнем (красный) использовать их отдельно? Нет проблем, но их сочетание казалось когда-то верхом нелепости и безвкусия, намеком на ад и грех. Поэтому в шахматах фигуры черные и белые – это европейская версия, до того шахматы были черными и красными! И демоны черные и красные, что бы выразить их адскую сущность и показать, как они противоестественны.
Именно в плане внешности демонов и вообще, демонизм, выдавал огромный рост – великаны часто выступают в роли сил хаоса, зла. А так же рога – как у козла, как у сатиров и Пана, и копыта. Это, с одной стороны, именно копирование образа древних сатиров, как демонов, и это смешение природы человека и животного. А смешение – грех! И смешанная природа – демоническая природа.
Вот поэтому у демонов странная анатомия – лишние глаза, лица, рога, копыта и прочее – это искажение нормального облика (нарушение божественного порядка) и греховная природа, в виде смешения частей тел разных существ.
Это отголосок иудаизма, все еще. Там есть — среди множества законов и сотен заповедей – есть закон Килаим, закон с запретом на смешивание. Не должно поле быть засеяно двумя злаками. Не должно быть в одежде двух видов волокон. Не должен жить мул – гибрид, смешение лошади и осла. В наши дня запрещено делать ГМО — потому что это смешение разных ДНК, от разных организмов. Есть можно, а делать – грех.
Потому что смешивать грех, бог все сделал идеально! И смешивать что-то – это нарушать божественный порядок. Он сделал отдельно лук, отдельно укроп – значит им надо быть порознь, и даже сажать их на одной грядке нельзя!
Это чисто иудейский закон, но понятие о греховности смешивания сохранялось очень долго, вплоть до того, что в Европе никогда не смешивали краски — красили одной поверх другой, но не смешивали синий с желтым, что бы получить зеленое.
И демоны, что бы подчеркнуть их богопротивную природу, изображались именно как смешанные существа — люди с рогами, копытами, крыльями, с козлиной или свиной мордой.
Рога, а точнее даже один рог, берется еще и из библейских слов, в Псалмах написано «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов». Это трактуют как «защити от Сатаны», так что рог единорога – один, непарный – стал частью образа демонов.
У них лишние лица – на заду, на животе, порой на коленях. Лишние глаза.
Глаза еще и парадируют облик ангелов. Демоны – бывшие ангелы, и сохранили их черты, но искаженные, ангелы – с крыльями, демоны – с крыльями летучей мыши. И глаза описаны в библейских текстах, где описывает внешность ангелов, сказано, что они исполнены очей спереди и сзади – то есть, если нормальным языком, их тела покрыты множеством глаз. Ангелы сами в таких описания не особо-то ангельской внешности.
И демоны тоже покрыты глазами.
Волосатость осталась демоническим признаком, как в иудаизме, у демонов могли рисоваться взъерошенные волосы, хохол на голове. Это их общая черта, включая самого Люцифера.
У демонов – и конкретно у Сатаны – могли рисовать три лица, три рта. Есть рисунки антихриста с третьим глазом – причина все та же. Три – это Троица, а дьявол – ее искажение, извращение, и в его внешности обыгрывается «неправильное» искаженно представление о числе три.
Особый вариант демона – змей искуситель, сатана, который явился в райский сад. Змей должен поговорить с Евой, и вручить ей запретный плод. Так что ему нужен рот – а стало быть и лицо – и руки. И века с 13 начинают распространяться – очень широко – изображение змея искусителя с лицом и руками. Причем частенько, что бы подчеркнуть, что он именно через Еву все устроил, к него не просто лицо, а лицо именно Евы, или вообще женское.
Другой вариант – показать, что демон или сам Сатана пытается быть лучше других, приукрашивает себя, но его природа все равно видна – например, нарисовать его как модника, щеголя, красавца, но на нем поверх красивой одежды жабы, змеи и хвост торчит из штанов. Он пытается быть лучше других, но он все равно извращение божественного порядка, как бы ни маскировался.
С внешностью христианских демонов все довольно просто – надо нарисовать монстра, получеловека, полузверя, и сойдет. С функциями тоже – они враги людей и бога, и пакостят всем из любви к пакостям. А вот с попыткой классифицировать демонов, дать им иерархию, ранги и звания, все вышло куда сложнее.
Вдобавок христианские иерархии стали началом иерархий оккультных, так что тут он будут переплетаться.
В 5 веке жил христианский богослов и одновременно последователь философии неоплатонизма, уходящей в античности, Псевдо-Дионисий. Странное имя, которое он получил из-за того, что его работы сначала ошибочно приписывали другому философу, Дионисию.
Он разработал классификацию ангелов, принятую в христианстве — 9 чинов, разделенных на три троицы. С одной стороны, это вроде как по-христиански, отсылка к Святой Троицы, с другой – отлично согласуется с учением неоплатонизма, в котором своя троица, три ипостаси мира — Единое, Ум и Душа. И в котором рассматриваются уровни духовных сил, иерархическое устройство мира. Так что чины ангелов, изначально, не только связаны с христианством, но и с оккультно-античными учениями.
У Псевдо-Дионисия есть серафимы, высший чин, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Последний чин ангелов так и называется «ангелы». Причем интересно, что в оккультном толковании архангелы – силы очень высокого уровня, а тут они всего-то на восьмой месте из девяти, в роли одно из низших ангельских чинов.
А раз демоны для христианства – это падшие ангелы, то и у них должен сохраниться так же порядок, тоже девять чинов! Так что есть демоны архангелы, демоны херувимы. Высшие демоны – падшие ангелы – серафимы, и это правители ада, Асмодей, Левиафан и Вельзевул.
Много веков потом эту идею дорабатывали и совершенствовали, от именно ангельских чинов постепенно отошли, и не без участия снова все того же Иоганна Вейера автора «Псевдомонархии демонов», заговорили о демонских чинах, с разными функциями и управляемых разными демонами.
Самое низшее звено, рядовые демоны, адский аналог рядовых ангелов – искусители, демоны, который склоняют людей к греху под руководство Маммоны.
Рангом повыше, на уровне архангелов в системе Псевдо-Дионисия – обвинители. Они запоминают все людские грехи, и дают против людей показания в аду, обвиняют их и не дают попасть в рай. Демоны-стукачи, и их лидер – Астарот.
Третий чин – фурии, под руководством Абаддона, демона разрушения, они устраивают беды, несчастные случаи, сеют вражду и раздоры.
Воздушные власти – примерно то же самое, но масштабом повыше. Ими правит Мерезин, и их дело не просто устроить ссору или столкнуть старушку с лестницы, а разносить болезни, устраивать эпидемии и стихийные бедствия.
Непосредственно Сатана в этой системе оказался не на верху, а лишь в роли лидера пятого чина – он лидер демонов, которые обманывают людей, совращают их, творят ложные чудеса. Они – волки в овечьей шкуре и лжепророки, которые обманом уводят людей от веры.
Асмодей правит чином демонов – мстителей, которые подбивают людей мстить, помнить зло и не прощать обид. Велиал – глава креативного чина демонов, которые изобретают новые грехи, извращения и придумывают пороки, каких еще мир не видел. С этой точки зрения изобретение новых наркотиков, например – их вина. Пифон правит демонами – обманщиками, которые вселяются в тела предсказателей, что бы выдавать ложные пророчества, а главные демоны, элита и аристократия – ложные боги. Вот именно их почитали язычники как богов, и глава их – и всего ада, получается – Вельзевул.
Вельзевул тут не случайно – изначально он именно бог, а не демон. Как и многих других языческих богов его постепенно демонизировали и объявили адским созданием, хотя изначально он вполне почитаемый и благополучный бог.
И все это не значит, что другие классификации будут похожи на эту. Демоны в христианстве воспринимаются как силы хаоса и нарушения порядка, и откуда тогда у них самих возьмется порядок? Так что систем иерархии много, и все противоречат друг другу. В том числе авторы иерархий могли просто брать предания о нечистой силе и волшебных существах, и описывать их как демонов.
Епископ Альфонсо де Спина в 15 веке написал книгу «Крепость веры», где, среди всего прочего, уверяет, что есть демоны суккубы и инкубы, которые отвечают за секс и похоть, бесы, которые вмешиваются в судьбы и людей и сбивают их с пути, демоны – воины, демоны, которые преследуют святых, демоны, которые зовут на шабаш, фамильяры – личные прислужники ведьм, и даже камбионы – гибрид человека и демона, как адский нефилим.
В иудейских демонах говорили о мнении, что от брака человека и демона рождаются очень могущественные существа, и по сути это и есть камбионы.
Другой епископ, Питер Бинсфельд, на сто лет позже, увязывал демонов с грехами, но не чины, а именно отдельных демонов. У него Люцифер соответствует гордыне, Маммона – воплощение жадности, Левиафан – зависть, Асмодей – похоть, Вельзевул – это чревоугодие, Бельфегор – лень, а сам Сатана – гнев. Примечательно, что тут Сатана и Люцифер – подчеркнуто разные демоны.
Интересная классификация объединила чины и таких демонов грехов. Причем не просто, по мнению кого-то, а как записанная со слов первоисточника. В 17 веке во Франции женский монастырь оказался массово одержим. Это вообще тогда обычное дело — именно монастыри оказывались подвержены массовой одержимости. Вроде как праведность и вера должны бы защитить от демонов, но нет, они их явно притягивают!
Так что одна из монахинь принялась рассказывать об аде, и все было записано как рассказ вселившегося в нее демона Ваалверифа. Демон поведал, что да – демоны это падшие, но ангелы, по своей сути, и у них три раза по три чина, как у ангелов по версии Псевдо-Дионисия, и во главе каждого чина стоит свой великий демон.
Вельзевул правит демонами гордыни, Левиафан – демонами, отвечающими за распространение ересей, Асмодей склоняет к роскоши и поиску богатства, и они все втроем – бывшие ангелы серафимы. Остальными чинами правят, в основном, не настолько именитые ангелы, но херувимы стали демонами, отвечающими за скандалы, ругань и самоубийства,
престолы стали демонами лени, ненависти и неряшливости, господства подались в распространение разврата и сексуальности, ангелы-власти в аду занялись насаждением злобы, начала подталкивают нарушать обеты, бывшие архангелы учат жестокости, и просто демоны, вообще – бывшие рядовые ангелы. И им, сверх того, починена мелкая нечисть, вроде леших и домовых, и вдобавок у них есть титулы – демоны короли, герцоги и прочее. Вот титулы прижились, и еще встретятся в оккультной системе, попытки увязать демонов с грехами за рамки чистой религии так и не вышли.
Но в религии таких версий – с привязкой к грехам – очень много. Другой подход делил демонов на десять категорий:
Парки – демоны, которые вмешиваются в судьбу человека, установленную богом. Полтергейсты — шумят, пугают, двигают вещи, но больших бед не делают. Могут появляться как знак, что демон расторг договор с колдуном. Инкубы и Суккубы, демоны – любовники, призраки, фамильяры ведьм, демоны ночных кошмаров, демоны обманщики, и особые варианты – демоны, которые нападают только на святых, демоны, которые атакуют старух и подговаривают их участвовать в шабашах, и демоны, которые воруют сперму во время внебрачного секса, что бы сделать из нее новых демонов!
Это все в религии. Но маги вызывали демонов, и разумеется тоже стремились их классифицировать. Агриппа предложил свой вариант, Франсис Баррет, в 19 веке в книге «Маг» предложил вариант, классификаций не счесть, и нет в них никакого единства, даже в глобальных вопросах, вроде вопроса, кто же правит адом, кто верховный демон.
«Книга святой магии Абрамелина» предложила вариант, в котором власть в аду держат сразу четверо, князья демонов Люцифер, Левиафан, Сатана и Белиал. Под ними ходит восемь принцев, которые правят остальными демонами, и маг, после того, как вызвал своего Святого Ангела-Хранителя и заручился его помощью, может призывать властителей ада, и потом использовать их силу, что бы призвать демонов помельче, пока не доберется до рядовых демонов, отвечающих за выполнение конкретных задач, которым маг и дает поручения. Эту классификацию потом взял себе Антон Лавей и использовал в своей «Сатанинской Библии».
В таких иерархия есть свои любимчики, самые популярные демоны, помимо Люцифера и Сатаны.
Вельзевул – знаменитый повелитель мух. Вельзевул, или Бельзевул, или Баал – Зебуб, а так же Баал или даже Балу – изначально бог филистимлян, повелитель неба. Филистимляне не водили дружбу с иудеями, и их бога назвали демоном, в иудейских текстах, в Ветхом Завете, вообще много богов других народов, которых объявляют демонами.
Его описывали как повелителя мух, далее стал описываться как демон и занял роль повелителя мух — поскольку на иврите его имя созвучно со словом «нечистоты», а мух привлекает смерть и гниение. Сам бог Баал никого отношения к нечистотам не имел, скорее наоборот – у него искали защиты от насекомых, и от болезней, которые они разносят.
Сами мухи веками считались прислужниками сатаны, воплощением нечистых душ, их пытались судить и даже отлучали от церкви. Это довольно характерно для средних веков, кстати, суды над животными были обычным делом. И мухам доставалось как самим слугам Дьявола.
И в итоге бог Вельзевул стал демоном высокого уровня, или даже глава демонов и нечистых духов. Его иногда отождествили с Сатаной, или считали его вторым после Сатаны.
Астарот еще один популярный персонаж, попавший в число 72 демонов Гоэтии, о которой говорить будем отдельно. Ему приписывают внешность человека, который едет верхом на драконе, со змеей в руках, и отравляет все вокруг своим ядовитым дыханием.
Он тоже был богом, точнее богиней, демонизация чужих богов – обычное дело, есть даже русские рисунки, прошлых веков, на которых нарисовано то, что автор называет поклонением демону Афродиту. То есть Афродита, богиня любви, воспринята там как демон похоти, причем как демон в мужском обличии.
Вот и Астрата — семитская богиня любви и плодородия, и попутно войны. Другое ее имя – Ашторет, а ее изваяния звались «аштарот» — это просто множественное число, фактически это значит «астарты», многочисленные изображения этой богини. Но слово это приняли за имя собственное, и Аштарот или Астарот, стал считаться демоном, разжигающим похоть.
В оккультных книгах авторы пошли дальше. «Инфернальный словарь», книга аж 19 века, обобщившая описания демонов из других источников, называет его казначеем, который распоряжается богатствами ада. Он обучает наукам, открывает знания, но легко может убить своим зловонным дыханием, поэтому магу надо держать под носом перстень из серебра, который обезвредит яд.
В «Истинном гримуаре Гонория», за сто лет до этого, утверждается, что он адский герцог и один из трех великих демонов, которые правят адом, и уступает в силе только Люциферу и Вельзевулу.
В Гоэтии он ангел губитель, под его началом 40 легионов демонов, и если его вызвать и подчинить, то он сможет обучить наукам и ответить на все вопросы. Отдельно оговорено, что он может рассказать о падении ангелов, и о своем собственном падении.
Его положение плавает от демона, возглавляющего всего-то один из низших ангельских уровней иерархии у Агриппы, то одно из сильнейших демонов, который управляет всеми демонскими делами в Южной и Северной Америках. Говорят, что ему под силам дать покровительство великих королей, или что он правит змеями, что он правит западной частью ада,и что восточной, что он один из тех, кого призывал доктор Фауст – который, кстати, не просто персонаж Гете, а еще и вполне реальный человек.
Иногда в числе верховых демонов называют Аластора, который прошел тот же путь от язычества в демоны. В христианстве стал демоном, который подталкивает людей к преступлениям, но одновременно и преследует преступников, карает их, он мститель и палач ада, но изначально аласторы – это античные духи мести. По уверениям иных философов, Цицерон задумывал пробраться во дворец императора и там убить себя, что бы после смерти стать аластором, и вечность преследовать императора, мстить ему за все обиды. Аластор – это еще и вообще эпитет для мстителя, не обязательно конкретный дух, Эринию, богиню мести, называли аластором. Зевса, когда он карает преступников, называют аластором. То есть это вообще некое воплощение возмездия от духовных сил, и в христианстве образ превратился в демона Аластора.
Френсес Баррет, его уже упоминали, снова превратил Алатора в множество духов, целую категорию демонов, которые кропят землю водой из реки Стикс, и где капли упадут, так начинаются беды. В принципе, это тоже не редкость – так было с Лилит, она и один конкретный демон и группа демонов сразу.
Асмодей – демон еще иудейский, и в иудаизме есть версия, что он давно погиб в бою.
Асмодей здесь – мудрец, он изучает духовные науки, разбирается в богословии, как положено демону в понятиях иудаизме, соревнуются с Соломоном в мудрости. Соломон обманывает его, опаивает вином и выведывает у Асмодея тайну червя шамира – про него говорили, когда речь шла о демонах иудаизма. Это червь, который может прогрызть все, и его Соломон использовал как режущий инструмент при строительстве храма.
Но хитрость за хитрость – Асмодей крадет перстень Соломона, источник его силы и власти над демонами, и выкидывает самого Соломона, забрасывает в далекие страны. По одному из вариантов, он сделал это, как положено опять таки иудейскому демону, по воле Бога, что бы наказать Соломона за избыток самомнения. Пять лет Соломон жил как бомж, шел домой пешком, Асмодей выдавал себя за него, правил от его имени, и никто не замечал подвоха. В итоге Соломон вернул перстень и изгнал демона.
Асмодея называли мужем Лилит, и сыном Тубал-Каина – первого кузнеца. Асмодей рожден от него и Нахемы, дьяволицы, а гибриды человека и демона, как уже говорили, сильнее любого человека и любого демона, поэтому Асмодей такой могущественный.
Книга Товита – ветхозаветная, но не всеми признанная, она есть у католиков и православных, но ее не у протестантов, и нет в Танахе, иудейском оригинале Ветхого Завета. В ней сказано, что Асмодей, преследуют некую Сару. Она выходит замуж, и Асмодей в брачную ночь убивает ее мужа. И так семь раз, так что мужики начинают что-то подозревать, отказываются жениться и вообще считают Сару серийной убийцей. Восьмой кандидат – сын того самого Товита, именем которого названа книга, и он призывает на помощь архангела Рафаэля, тот вручает жениху защитное благовоние. Жених сжигает его, и Асмодей сбегает, спасаясь от запаха, и бежит до самого Египта. Там его ловит ангел, и то ли просто связывает, то ли даже душит насмерть.
И все это истории, в основном, еще иудейские. В христианстве Асмодей, как и все демоны, становится падшим ангелом. Он искуситель, он подбивает людей к мятежу, толкает на поиски легких удовольствий. Ему приписали создание новых увеселений – казино, тетра, кабаре, все изобретения Асмодея, причем он устраивает все это не только на земле, но и в аду. Так же говорят, что Содом и Гоморра – его вина, он научил жителей городов разврату, и не у бога не осталось выбора, кроме как сжечь их всех живьем.
Гоэтия называет его королем демонов, у него три головы – барана, быка и человека, хвост змеи. Он огнедышащий, едет на драконе и держит в руке копье. Он дает силу магическим кольцам, делает людей невидимыми, отвечает на вопросы, указывает, где спрятан клад, а так же учит ремеслам, астрономии и математике.
Бельфегор — прославленный историей про призрака Лувра, но не имеющий к показанному там отношения.
Он еще один – как постоянно случается – демонизированный бог, Ваал-Фегор. Предположительно от слов «Ваал» — «Господин» и «Фегор» — место, где ему поклонялись, что-то вроде «владыка Фегора». Его демонизировали на уровне Ветхого Завета, где сказано, например: «Они прилепились к Ваал-Фегору и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва». Или «они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили».
А Моисей, насаждая свою религию, приказывает: «И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору».
То есть это опять конкурирующий бог, культ которого уничтожен и его объявляют демоном. В процессе демонизации появились истории про то, как поклонник Ваал-Фегора устраивали туалет перед его идолом, испражнялись для него и это было ему подношениями. Это мнение вошло в Талмуд, еще в иудаизме.
Так же его имя начали производить от слова «Пеор» — «Обнажать, оголять». То есть Ваал-Пеор — «Владыка обнажения», и отсюда – утверждение, что в его честь проводились массовые оргии. В итоге уже в христианской трактовке его приравняли еще и Приапу, греческому богу плодородия, рисуемому с двумя огромными фалосами.
И сверх того, в имени нашли созвучие со словом иврита «расщелина, отверстие», откуда выводы, что он или ходит с открытым ртом, или что это анальное отверстие, поскольку нечистоты для него как подношение, а молятся ему сидя в туалете, или даже что в его честь людей сбрасывали в расселину в скалах, принося в жертву.
Упомяну еще Адромелеха. Он опять, как почти все ведущие демоны, языческий бог, почитавшийся чуть ли не за тысячу лет до нашей эры на территории современной Сирии. Как полагается, раз это чужой бог, его объявили демоном, и в Ветхом Завете утверждается, что его поклонники ему в жертву сжигали своих сыновей. В роли демона в христианстве он обрел форму прямоходящего мула с хвостом павлина,
Он не так популярен, но его называют правителем демонов лжи.
Но демонов не счесть, а нам нужно двигаться дальше, и стоит отдельно вспомнить русских демонов и вообще, нечистую силу.