Поговорим о демонах! Тема эта обширная и разнообразная, демоны языческие, христианские, иудейские – это разные демоны.
Демоны. Часть 4 – русские демоны
Новая тема — демоны в русских представлениях, народных и религиозных. Демоны, черти, бесы, нечистые…
Продолжаем тему демонического. Были демоны языческие – почти что боги, иудейские – верные слуги бога, и христианские – враги бога, извращение устроенного им мирового порядка. Теперь вспомним нечистых!
И прежде всего «нечистые» в узком смысле – это высшие демоны ада, и это уже знакомые Сатана, Люцифер, Вельзевул, Асмодей и Адромелех. А так же все демоны и злые духи, нечистая сила, неупокоенные мертвецы и прочее.
Христианские демоны часто оказываются демонизированными языческими богами, а в представлении русского христианства демонами стали считаться языческие духи — домовые, лешие, русалки, банники, кикиморы, трясавицы – духи, вызывающие лихорадку, и прочее.
Среди них отдельно упомяну «берегинь» — почему-то сейчас массово и постоянно в слове «берегиня» слышат слово «Беречь», и воспринимают как некую оберегающую женщину, защитницу и прочее. Могут какой-нибудь детский центр назвать «берегиня», хотя на самом деле это слово упомянуто впервые в старых русских христианских текстах, обличающих веру в нечистую силу, и «берегиня» — это от слова «берег». Домовой – дух дома, водяной – воды, а берегиня – дух берега. Это нечисть, прибрежная русалка, в которую может превратиться душа утопленницы.
Это все по сути, природные духи, и с ними взаимодействовали, общались, их не воспринимали как врагов, скорее как соседей, с которыми надо как-то уживаться, волей-неволей. А вот церковь настаивала, что это все демоны и обращаться к ним или делать какие-то подношения – серьезный грех.
Такая «народная демонология» очень обширная, но обсуждать тут домовых, леших и прочую нечистую силу смысла нет – все это уже далеко от именно демонов как таковых, очень далеко.
И это уровень, можно сказать, народный. А вот именно в строго религиозном ключе демоны долго оставались демонами – все теми же христианскими падшими ангелами, как и везде, и только века с 17 примерно, в истории о святых стали проникать демоны, в которых так же соединились падшие ангелы и славянские народные духи.
Никодим Кожеезерский, святой начала 17 веке встретил лесного демона, сбивающего путников с дороги – то есть лешего, но именно описанного как полноценный демон. На иконе этого же времени архангел Михаил бьет трясавиц, тех самых духов, вызывающих лихорадку. Их называют дочерями царя Ирода, которые стали демонами болезней. Они известны поименно и посимптомно, Тресея вызывает дрожь, Огнея — жар, Ломея — ломоту в суставах, Ледея – озноб, и прочее, очень узкая специализацию у каждой, и их 7 или 12. Обычно. Они встречаются в народных заговорах против болезней.
От 13 века сохранился в подлиннике текст: «Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба Божия Михея от трясовицы молитвами святой Богородицы».
Жития святых и прочие религиозные тексты, могли включать в себя истории про Антихриста, Гога и Магога, про именно демонов – как Абаддон, демон разрушитель, и одновременно про кентавров, сатиров, языческих богов. И все это – в роли демонов. Я уже упоминал картинку, поклонение демону Афродиту, в тот же раздел могли опасть Зевс, Перун, Велес, три Грации, Кронос, а заодно и Каин, Иуда, Понтий Пилат, Ирод и все прочее – все в качестве демонов. Даже Арий, лидер большого христианского течения, которое отрицало Троицу и которое долго пытались объявить ересью и запретить, и Юлиан Отступник, последний римский император, сохранивший верность традиционному язычеству, и отказавшийся принять крещение.
Для самих демонов всегда было несколько терминов, и сейчас порой активно обсуждается в чем состоит принципиальная разница между демоном, бесом и чертом, как они соотносятся, кто выше, кто ниже. Но тут надо помнить, что такое деление – сугубо современное, а изначально все это одно и то же, но слово «Демон» — греческое, оно книжное, для русского языка очень формальное.
«Бес» – слово родное, чисто славянское, поэтому оно популярнее. Изначально «бес» — это вообще дух, в принципе. Не именно демон ада, а просто дух – как даймон в Греции.
А слово «черт» — скорее простонародное, и относительно молодое, оно в ходу с 17 века, до того говорили «бес». Черт – даже не просто именно демон, но и вообще название всей нечистой силы, и была поговорка «Бур черт, сер черт – все один бес!», то есть все едино, все черти – это бесы.
Чертом свободно называли лешего, домового, водяного, кикимору и кого угодно еще. По преданию бог сбросил их на землю, и сыпались они с неба 6 недель. И дальше где черт упал – таким чертом и стал. Упал в воду – стал водяным, упал в лес – стал лешим. И каждый, кто падал, тут же вокруг себя очертил границу, свою территории, что бы не пересекаться с другими чертями и не враждовать из-за земли, кто где живет. И стоит человеку в такое место войти, как черт на него наводит наваждения бесовский, человек живет под властью черта, под его влиянием, сходит с ума, грешит и прочее, и от наваждения сложно избавиться. А все потому, что забрел на территорию черта – лешего, водяного, полевого и прочих.
Когда Иисус изгоняет демонов из одержимого, и вселяет их в стадо свиней, он спрашивает имя демона, и тот отвечает – «Имя мне Легион!», то есть нас много тут, как солдат в римском легионе. В легионе было 6000 человек. В русском переводе он изгоняет бесов. В народной версии — чертей. И видимо отсюда выражение «До черта!» — то есть много. Много как чертей, как демонов, имя которым — Легион.
Помимо того, Дьявол и Сатана – слова, которые использовались как синонимы, для обозначения именно Дьявола, но и так же обозначение вообще всех демонов – можно сказать, что на святого накинулись дьяволы, например. То есть демоны, бесы, черти.
И как еще один синоним использовалось слово Люцифер, или греческий аналог – Еосфорос, или еще чаще, аналог славянский – Денница, то есть «утренняя звезда». И сверх того – Сатанаил, и тут уже в ход идет легенда, что когда Сатана был ангелом, он носил имя Сатанаил – как Михаил, Гавриил, все имена тут заканчиваются на «ил». Точнее говоря, в оригинале на «эль» — Михаэль, Габриэль, это еще от иврита, где слово «эль» означает «бог», и на это «эль» заканчиваются ангельские имена. Так вот, когда Сатанаил восстал, бог сверг его и разжаловал из ангелов, отобрав ангельское окончание имени, и Сатанаил стал просто Сатана – и поэтому он больше не ангел.
Примечательно, что легенда эта не чисто русская, она появилась в старых гностических учениях, и от них прочно вошла в российский фольклор. Изначально это идея богомилов – христианских гностиков, которые считали, что Сатанаил утратил ангельское достоинство вместе с окончанием «ил» имени, был свергнут и захватил власть над материальным миром. И что бог, описанный в Ветхом Завете – не настоящий бог, а как раз Сатанаил, Сатана, правитель материального мира, ошибочно принимаемый за бога. Гностицизм в России был всегда, он себя не афишировал, не привлекал к себе внимания, но он был и гностических идей можно найти довольно много.
У гностиков считается, что есть бог, настоящий, а есть творец – ложный бог, которого ошибочно считают истинным богом. Он сотворил материальный мир, и правит в нем, но он не настоящий бог, а лишь одно из творений. В том числе прямо говорят, что миром правит Сатана, он – творец, он тот, кому молятся в церкви и зовут отцом.
Все обозначения демонов, бесов, чертей, смешиваются между собой, никакой разницы между ними не делалось. Святой встречает дьявола, который одновременно бес, и заставляет его признаться, что его имя Вельзевул, сын Сатаны, например. Или бес по имени Сатана хвастается, что он злой дух и тот самый змей искуситель, который устроил изгнание Адама и Евы из рая, и что он тот самый Дьявол, который в пустыне искушал Иисуса, и святой прогоняет его обратно в ад. Даже у Гоголя кузнец бесу, укравшему Луну, говорит «Эй, сатана, полезай ко мне в карман», и «сатана» написано с маленькой буквы, это не имя, это синоним слова «демон».
Часто самого Сатану лично называют Сатаной или Сатанаилом, ангельским именем, а рядовых демонов – бесами или дьяволами. Одновременно язычество христианские авторы называют поклонением бесам, и записывают в разряд бесов всех старых славянских богов, а демонами называют идолы, изображения этих богов.
Так что это все бесы, черти, демоны, дьяволы и Сатанаилы — не столько уровни иерархии демонов и их разновидности, сколько просто лингвистика.
Иерархия демонов вообще не была в особом почете.
Да и серьезной традиции обращения к демонам, гримуаров, большой школы церемониальной магии с кругами и жезлами, подобной европейской, в России долго не было. Народное колдовство, контакты с нечистой силой – да, сколько угодно, но не что-то подобное своим Гримуарам Гонория и Ключам Соломона. Это стало проникать в Россию века с 18, а переводы гримуаров пришли еще позже.
В старых источниках демонов, бесов, описывали очень скудно. Их мало рисовали. Никто не упивался красочными картинами ада и его демонов, не составлял сложных иерархий, мало того, есть много примеров, где на рисунках демонов в книгах читатели книг сами соскребли их лица. Демоны – не просто нечистая сила, а именно демоны ада, слуги Дьявола – были врагами, к ним относились серьезно, и люди праведные, судя по всему, старались их не упоминать и не видеть, даже на картинках. К тому же, иметь дело с демонами очень опасно – и не только в духовном плане, но и в юридическом.
Истории о продажи души Дьяволу появились в России позже, чем в остальной Европе, но появились и вошли в жизнь, и в том, что колдун может совершить «черный обряд» и продать душу, сомнений не было. А раз так – то появляются и кары для колдунов, включая сожжение за хранение колдовских книг и сборников заговоров, за сделки с Дьяволом, за само колдовство – причем по законам императрицы Анны Иоанновны сжигать полагалось и колдуна, и того, кто заказал у него ритуал, если колдун колдует не лично для себя. Часто считают, что в России не сжигали – это не так. Людей казнили, в том числе сожжением в срубе, не так, как в разгар протестантской инквизиции, но сжигали, последнее сожжение было в 18 век.
А просто преследования продолжались и дольше, в том числе благодаря кликушам. Кликуша – женщина, склонная к истерическим приступам и припадкам, которая кричала, корчилась и билась в судорогах. Несколько веков это было обычным, привычным и распространенным явлением, да еще и заразным, как психическая эпидемия – если появилась одна кликуша, другие тоже начнут биться в припадках.
Считалось, что на кликуше порча или в нее вселился бес. Но и бес не пришел сам, его вселил колдун! А раз так – пора искать колдуна. Кликуша кричала и могла назвать чье-то имя, и это считали указанием на виновника. Кого назвала кликуша – тот и колдун. Кликуш не трогали, даже старались поддержать и утешить, а вот тех, на кого они называли, ждала расправа. Во всяком случае, до Петра 1 – он решил, что кликуши могут притворяться, что бы оговорить людей, и приказал наказывать их самих. Но по указания кликуш людей убивали еще в 19 веке.
Колдуна звали чернокнижником, поскольку он заключает сделку с демонами, получат от них знания, уроки магии и Черную Книгу с заклинаниями. Книга написана не словами, а тайными знаками – а потому в разряд колдовских когда-то могли зачислить и книги по математике или еще что-то подобное, что не посвященному не понять. Это общая проблема, кстати – Джона Ди в свое время обвинили в «занятиях расчетами», и приравняли математические расчеты к колдовству и астрологии.
Долго жила легенда про Черную Книгу Брюса, чернокнижника с Сухаревой Башни. Такое прозвище получил Якоб Вилимович Брюс – приближенный Перта I, граф, военный, командовавший руской армиях в важнейших битвах, алхимик, и, по слухам, колдун. У Петра, кстати, тоже были законы, предписывающие казнить тех кто состоит в сделке с Дьяяволом, а алхимиков он считал сплошь мошенниками, но Брюсу это все не мешало.
Он собрал библиотеку, в том числе алхимических и оккультных книг, больше 1500 томов. Он же возглавлял научное общество, заседавшее в Сухаревой Башне – откуда и его прозвище.
Общество научное, но упорно ходили легенды о ритуалах и опытах, которых Брюс проводил в своей башне, испльзуя дьявольскую Черную Книгу. И как только он умер, москвичи кинулись искать сатанинский гримуар – ничего не нашли, конечно, но когда уже в СССР Сухареву Башню снесли, легенда получила продолжение. Начали говорить, что это коммунисты Черную Книгу Брюса ищут! И даже что нашли, отдали Сталину, и тот лично ее спрятал, что бы не пускать Сатану в СССР.
Общение колдуна с демонами подразумевало отказ от бога, совершение богохульств, поэтому обряды могли предписывать снять крест, повесить его за спину, или сунуть под пятку, что бы на каждом шагу топтать образ Иисуса во славу бесов, и тогда они явятся.
17-18 век – вот тут написано много Азбуковников, это рукописных сборники тематических статей, можно сказать. В том числе статей нравоучительных и религиозных и в них все еще нет именно строгой иерархии, которую пытались придать миру демонов католики, но есть множество имен демонов, их перечни.
Там и Люцифер, и Вельзевул, Белиал, и свои собственные демоны, католикам неизвестные. Лукавый бес Зефувер, который служит своему отцу – Сатане, так же называемому Вельзевул или Зуфелуз.
Зарватей, Кутун, Зифей, Савореоса – много имен демонов есть только там, больше они нигде не встречаются. Вероятно, это сильное искажение имен других демонов, названий каких-то духов, имен языческих богов и прочее, как часто бывает, как было с тем же Балу – Вельзевулом. Азбуковники предупреждают, что иметь с ними дело – значить губить душу, а потом рассказывают, как колдуны используют демонов в своих целях, делают талисманы, пишут имена демонов на бумаге и прочее.
И это уже традиция именно колдовских демонических имен. Вот тут появляется своя версия гримуаров – колдовские тетради. С заговорами, ритуалами и перечнями демонов. Причем тут для церкви все едино по сути, а вот в более-менее народных представлениях отделены знахари, которые людей лечат и демонов изгоняют, от колдунов – которые демонов призывают и людям вредят. Знахарь – человек полезный, а вот колдун свою силу получает от сделки с демоном, и по указаниям демона вредит людям. Это общеевропейское представление о сделке с Дьяволом. Колдун связан с Сатаной, а потому делает только вред, и никакой пользы от него нет!
Но в делали тут снова никто не вдавался, не ставился вопрос, какой демон что дает и какие порчи колдун чьей силой насылает. России не было своего Фомы Аквинского, который бы теоретически расписал все об всех, разложил по полочкам, создал канонизированные представления о демонах и колдунах и обосновал, за что и как кого надо убивать.
Колдунов судили, казни, жгли – как именно колдунов, а не как еретиков, по светскому, прежде всего, а не церковному, закону.
Демонов вызывали на перекрестках – потому что это место всегда считалось колдовским, везде. О перекрестке есть отдельный материал. Еще в античности на перекрестках почитали духов, лар – покровителей местности. Перекресток всегда воспринимается как место магическое, как точка пересечения двух миров – и в зависимости от ситуации дальше рассматривался как место святое ли нечистое. В понятии христианства — нечистое, раз уж там обитают духи.
Так что перекресток – место, где живут демоны. Понятно, что домовой живет в доме, банник – в бане и прочее, но перекресток – место контакта с демонами вообще. А помимо него, места обитания демонов и контактов с ними — болота и всяческие провалы, трещины в земле, глубокие ямы. Они уходят в землю – то есть в глубину земли, к самому аду. В аду не все демоны – большая часть как раз вокруг нас, как природные духи или как демоны в иудаизме, а в аду – самые лютые и отпетые демоны. И вот к ним и ведут расщелины и провалы в земле, и они заняты пытками грешников. Большая часть демонов – не аду и грешников не пытает, в этом плане они ближе к своим иудейским коллегам.
Внешность демонов такая же причудливая, как и в представлении всей Европы, они странные рогатые, лохматые, у них копыта, свиное рыло и прочее. Но это внешность, которую демоны принимают, по своему усмотрению. Видеть истинный лик не рекомендуется – есть история, как барин захотел узнать, как черт выглядит, и послал крепостного художника в баню, нарисовать портрет банника. Тот помолился и вызвал демона бани. Помолился богу – тут не забываем, что при вызове демонов маг обращается к богу, что бы заручиться силой и контролировать демона, а не молится самому демону. Так вот, художнику ответил глас божий, что он может пойти и нарисовать портрет и демон ему не повредит.
Он вошел в баню, и бес показал ему то руку, то ногу, то морду – что бы тот не видел его всего сразу. Он по частям составил фоторобот, сам на рисунок не смотрел, и его отнес барину. А после барина нашли мертвым перед этим рисунком – потому как кто увидит черта как он есть, тот умрет или с ума сойдет.
Но в образах, в каких он может себя показать, а главное – в каких его рисуют – демон может быть покрыт темной шерстью, он черный или темно-синий, хвостатый, с когтями. У него могут быть неправильные ноги – как у птицы, как у козла, или ноги без пяток – некоторую нечисть называют именно «беспятой». Частые примеры – остроконечная голова, сиплый каркающий голос и хромота.
То, что черт хромой, кривой и прочее, объясняли падением с небес, буквальным. Черти падали и о землю бились, получали травмы, вот и стали хромыми! Кроме того, за плохую работу в аду их наказывает Сатана – бьет, калечит, отрывает хвосты и крылья, поэтому внешность неполноценная и уродливая, и не у всех есть хвост, например. То есть демоны воспринимаются не просто как искалеченным существа.
Кроме этого нечистые умеют менять внешность, притворяться, превращаться в предметы, камни, животных, и даже принимать внешность человека, запутывать всех, выдавая себя за монахов, священников. По сути любой может оказаться замаскированным демоном!
В «Житии Андрея Юродивого» демон стал старушкой, и всем рассказывал, что юродивый ее ограбил, что бы погубить его репутацию. Но юродивый понял, кто перед ним, перекрестил старушку, и та обратилась в змею, а потом именно в демона и исчезла. Как именно выглядел демон – не описано, но сказано, что ангелы белые и сверкающие, а демоны – черные.
К тому же демоны легко могут становиться невидимыми, проходить сквозь стены и предметы – хотя последнее под силу не всем. У демонов, как было и в иудаизме, есть свои невещественные тела, которые ограничивают их, сдерживают. У демонов есть органы, части тел, им надо питаться, в зависимости от ситуации – материальной пищей, жидкостями или даже дымом от благовоний. Еще Иоанн Златоуст считал, что языческие боги – это демоны, которые питались дымом от благовоний, зажженных в их честь в храмах. И одна из причин, почему демоны вселяются в людей – это стремление обрести полноценное физическое тело, в котором есть, пить и прочее намного удобнее.
Но есть обличия, которых черти избегают. В деревне черт не станет прикидываться коровой, потому как коровы важны и своих коров каждый хорошо знает, и хозяина коровы не обмануть. Кроме того, он не сможет превратиться в тех, кто свят или враждебен демонам – в осла, поскольку Иисус в Библии ездит на осле, в голубя – раз уж это символ святого духа, который в виде голубя сошел к Марии. В петуха – петух кукарекает на рассвете, когда приходит свет и заканчивается власть ночных тварей.
Но когда черт становится человеком, его узнают по приметам, как и в иудейских демонах было – его выдает голос, горящие глаза. У него нет тени. Рога, хвост и копыта черт может замаскировать, но не сможет от них полностью от них избавиться, и они его выдают. И черти питают страсть к яркой одежде, украшениям, переизбытку кричащих цветов в одежде, одеваются вызывающе и безвкусно. Но если надо, то и с такими вроде бы приметными чертами черт обманет человека.
Если надо! А что вообще ему надо, зачем все это? Как и в христианстве вообще – погубить человека. Сатана с самого творения мира выступал против людей, и теперь все демоны пытаются людей погубить, утащить за собой в ад. Они толкают к грехам, искушают и вредят – в этом и есть цель.
Однако народные предания давали чертям шанс – есть легенды о чертях, которые раскаялись, искупили вину и снова стали ангелами. Или наоборот – ангелы задним числом соблазнились, и перешли на сторону сатаны. Границы не жесткая, есть те, кто переходит из одного лагеря в другой, хотя это случается редко и дается тяжело – например, раскаившийся демон проводит три года в цепях, пока его лупят молотом по голове, и только после этого, доказав свою стойкость в намерении вернуться на небо, снова становится ангелом.
Кроме того, черти хранят сокровища. Это общая идея, не только русская, и веками популярной целью западной магии был поиск кладов – и тут не обойтись без демонологии. Надо или вызвать демона, что бы он указал, где клад, или прогнать демона, клад охраняющего. Так что черт охраняет сокровища, и если победить его, можно хорошо разбогатеть.
В России чертям приписали так же табак. Вообще Петр 1, с его реформами светской и церковной жизни, курением, картошкой, с его всепьянейшими соборам и пародиями на церковь, с указами, снижающими уровень власти, которая есть у церкви, получил прозвище «царь – антихрист». Многие сопротивлялись новому образу жизни, особенно старообрядцы, не хотели пить чай и кофе – из-за того, что они новые напитки от царя-антихриста и из-за созвучий. Говорили, кто чай пьет, тот отчаивается от Иисуса, а кто кофе пьет, тот на Иисуса коф налагает – то есть оковы.
Или «Кто кофе пьет, того бог убьет, кто пьет чай – то спасения не чай!».
Сохранились старообрядческие духовные стихи, в которых поэтически рассказывалось, что за чай, кофе, табак и картошку человек попадает в ад, независимо от своей праведности и молитв. Даже картошка – изобретение демонов, и кто ее ест, тот в пекле горит!
А уж пускать дым, как черти в аду – совершенно непозволительно! И курение, табак, отнесли в разряд изобретений самого Сатаны! Но курение все равно широко распространилось.
Разумеется, пьянство тоже списывали на происки демонов. Народные рассказы уверяли, что Дьявол научился делать водку, и споил апостолов. Тогда бог прогнал его с неба, и он упал вместе с самогонным аппаратом, породив начало алкоголизму на земле. Или что провинившийся бес, что бы избежать наказания, обещал Вельзевулу создать новый способ вводить людей во грех. Он пришел к людям, как человек, нанялся в работники, и между делом подкинул идею винокурни. Бес был прощен в аду, а у людей появилась водка. Или что есть особый демон, как крохотный червь, тоньше волоса, который живет в водке – и кто его проглотит с водкой, тот сопьется и станет алкоголиком.
Черти сами любят выпить, любят запах алкоголя, любят видеть, как пьют или варят самогон, и там, где водка – там и черти рядом. Так что популярная в наши дни идея оставить демонам бутылку водки на перекрестке, в качестве дара, имеет свои исторические корни.
Ну и разумеется, разврат – дело бесовское! Куда без этого. Бесы падки на женщин, а женщинам сложно отказать бесу, всегда в связях с демонами обвиняли больше женщин, чем мужчин. Бесы преследуют женщин, приходят в обличии красавцев мужчин, знатных, богатых, обещают взять замуж, а сами стараются совратить и погубить, и женщинам достается от них больше, чем мужчинам – как кликушами, одержимыми, были только женщины всегда. Но это больше касается молодых девок.
А с замужними бабами бесы обращаются иначе. Ждут, пока она останется одна, загрустит, или даже овдовеет, и вот тогда он к ней и приходит. Как в историях про продажу ведьмой души – там обычно демон именно сам приходит к женщине, которая расстроена, в горе, в страхе, у которой не в порядке эмоции. Он утешает, дает сил – и порабощает.
Если поведение вдовы, например, не соответствует общепринятым нормам, если она не достаточно в трауре, поведение изменилась, если она забеременела в отсутствие мужа, или стала скрытной, нелюдимой, и что угодно еще – то это повод заподозрить, что к ней ходят демоны. К счастью, считалось, что ее надо спасать от Сатаны, а не казнить за связи с нечистой силой.
По сути это принципиально не отличается от остальных христианских представлений о демонах. Отличия – в деталях, но не в сути, хотя встречаются и уникальные, даже не просто российские, а вообще – славянские представления о демонах, которых больше нигде нет.
Апокрифическая сказания, народные легенды и всяческие описания жизни святых, дают много информации, и порой их версии сильно расходятся в общепринятыми. Например, падение ангелов с неба могут поставить на четвертый день творения. Обычно считается, что они упали и стали демонами потому, что Сатана отказался поклониться человеку, но четвертый день – это еще до сотворения людей. И тогда демоны – первый разумные существа, оказавшиеся на земли, они обживали землю еще до того, как люди понаехали.
Есть версии, в которых Сатана – помощник бога в творении мира, младший Демиург. Мир был покрытой водой, земля была на дне, Сатана нырял и доставал землю, отдавал ее богу, и бог сделал из нее наш мир. А грех Сатаны в том, что он спрятал немного земли, и решил сам сделать собственный мир, для себя, и править им без участия бога.
Это странный пересказ мотива сказок и легенд, который есть у многих народов – только там обычно водоплавающая птица ныряет на дно, достает со дна землю, и из этой земли рождается мир.
Святая Мария – она же святая Маргарита Антиохская, почитается и католиками и православными. К ней явился Сатана в образе дракона и проглотил ее, но она выбралась наружу и победила самого Сатану. В апокрифической славянской версии описания ее жизни, она не только победила его, но и допросила, заставила рассказать, откуда появились демоны. Он рассказал, что есть три пути, и демоны в которых превратились падшие ангелы – только один вариант из трех. Второй способ появления демонов – это их рождение от женщин и ангелов, еще до потопа. То есть нифилимы, дети женщины и ангела – это тоже демоны. А третий путь самый оригинальный – часть демонов родились от связи Сатанила и античной богини, дочери Зевса, которая отложила яйца, и из них вылупились бесы. Сама Маргарита там ругает демона за то, что он врет ей и наверняка рассказывает небылицы.
Но вообще, особенность русской демонологии – это постоянное такое вот смешение, христианских и языческих мотивов. Демоны и Зевс, демоны и Перун, демоны и леший, домой, русалка, кентавр – все это рядом и постоянно перемешивается между собой.
Связи демонов с конкретными грехами, перечни грехов и прочее возникли здесь не от желания все классифицировать, а от учения о мытарствах. Считается, что после смерти душа идет на небо, но на пути проходит 20 этапов, 20 мытарств.
На каждом душе надо ответить за конкретные грехи – за ложь, воровство, зависть, убийство и прочее. На каждом этапе демоны и ангелы представляют свидетельства грехов и праведных дел, и если душа грешила, то ее ждет расплата. Если удастся пройти все – душа попадет к богу, но это только начало – впереди еще страшный суд и окончательное решение ее судьбы.
Мытарства описаны в видениях, которые приходили к святым и блаженным, и стали частью православного христианства. По сути, это примерно то же, что и чистилище в католичестве – задним числом введенная возможность для не очень грешных душ пройти наказание, искупить грехи все же попасть в рай.
И это еще одна задача демонов – обвинять душу, указывать на ее грехи во время мытарств, даже на те, о которых человек сам забыл или вообще не знал. И вот это уже, по сути, изначальная роль Сатаны – обвинять и указывать на совершенные грехи.