Поговорим о демонах! Тема эта обширная и разнообразная, демоны языческие, христианские, иудейские – это разные демоны.
Демоны. Часть 5 – демоны в оккультизме
Оккультные представления о демонах. Они основаны на религиозных, но не копируют их.
В прошлый раз говорили о восприятии демонов в России прошлых веков. Восприятие это христианское, конечно, но со своей спецификой. Теперь поговорим о уже чисто оккультном отношении к демоническому, но вспомню, для начала, рассказ крестьянина, записанный этнографами и опубликованный в первые годы 20 века, как переход от русских демонов к оккультным.
В этом рассказе крестьянин говорит об историях, которые слышал от своего отца, и отец объяснял, для начала, что дьявол, черт, леший, домовой, окаянный – все это одно и то же, как уже говорилось. Разница только в названия. И что во времена древние, когда еще Иисус по земле ходил, один мудрый старец собрал всех чертей и заманил в кувшин. И запер там, а кувшин спрятал. Только один черт спрятался, подсмотрел, где кувшин и нашел в кабаке пьяницу. И подговорил его открыть кувшин, посмотреть, что внутри. Он открыл, и черти разлетелись по всему миру, а сам пьяница от страха умер на месте.
Заключение демона в кувшин, сосуд – это часть гримуарной магии, а сама эта история, хотя имя мудреца в ней и не называется – русская народная версия историй про царя Соломона. Именно ему всегда приписывалась власть над демонами, которых он заставил строить храм, и которых, среди прочего, запечатал в сосуд. Даже история про джина в лампе может вполне быть потомком историй про демона, запечатанного в кувшин.
Сделки с демонами приписывались ведьмам, про это говорили. Они становятся легкой добычей демонов, которые сами приходят и убеждают продать душу Сатане, после чего ведьмы превращаются в его рабынь. Но совсем другое дело – ученый маг, который сам призывает демонов и подчиняет их своей воле. Он обращается к богу, и его силой подчиняет демонов. Он не продает душу, не заключает сделок! Не молится демону. Он обращается к богу, и покорят демона силой божества.
Соломон – главный персонаж историй про подчинение демонов, но и житиях святых можно найти тех, кто не только встретил демона и победил его, но и приставил к работе. Заставил построить церковь и прочее. Святой Конон Исаврийский подчинил армию демонов и заставил их делать домашние дела – убираться, колоть дрова. Они же стали его телохранителями и защищали о разбойников.
А Святой Вольфганг заставил демонов построить церковь.
И если убрать из этих легенд слово «святой», то эта история ничем абсолютно не отличается от истории про любого другого мага, пользующегося силой демонов в своих интересах.
А если можно святым, почему нельзя всем прочим? Разумеется, работа с демонами всегда была популярной. Гримуары посвящены в основном именно демонам, некоторые из них стали классикой, и из века в век в них переписывалось примерно одно и то же. Имена демонов, из печати, обязанности, порой довольно странные, заклинания, талисманы. Иерархии демонов, подробно расписывающие их чины и звания, уровни подчинения друг-другу.
Тексты искажались, авторы добавляли что-то свое, собирали собственные книги из кусков других, но самая традиция работы с демонами переходила от поколения к поколению, а ее основа, технические методы и ритуальные приемы, не менялась особо со времен еще греческих магических папирусов, записанных пару тысяч лет назад.
Это тексты, написанные на стыке Греции и древнего Египта. Тексты разрозненные, где-то отдельные заклинания, где-то большие церемонии и системы ритуалов. В папирусах приведены ритуалы, включающие подготовку, очищение мага, выбор времени для ритуала, принесение клятвы, специальную ритуальную одежду. Описаны используемые масла, благовония, круг, в котором находится маг. Описана инвокация (призыв божества) и обращение к духу от имени этого божества, и работа с самим божеством, обращения к нему в религиозных целях, чисто духовных. Эти приемы и методы меняли форму, но суть сохранялась неизменной до наших дней.
И все это совершенствовалось и улучшалось, становясь частью более проработанных и систематизированных учений, текстов, книг. Появляется «Гигромантия» — греческий магическо-астрологический текст, давший начало «Завещанию Соломона», а потом «Ключу Соломона». И все это одна линия – и все это приписано Соломону. Он – первый из тех, кому приписывалось авторство книг по магии.
«Завещание Соломона» — первая из череды приписанных ему книг, она написана на греческом, где-то между 1 и 5 веками. Вот именно в этой книге утверждается, что от самого бога Соломон получил перстень для подчинения демонов – магические перстни много веков были популярны в гримуарной магии. И именно этим перстнем он и заставил демонов строить храм.
«Ключ Соломона» известен с 15 века, тоже на греческом, хотя считалось, что это перевод книг самого Соломона, написанных на иврите, но никаких признаков того, что их на самом деле когда-то писали на иврите, нет. Существует «Большой ключ Соломона» и «Малый ключ Соломона», а в 18 веке к этому набору добавились еще и «Истинные ключи Соломона» и еще много что.
Магия Соломона – так называют порой вообще всю эту методику работы с демонами, а то и просто с духами. Круг для мага, треугольник для демона, печать демона, которая призывает его – это все идет из века в век, и о магии Соломона будет еще говорить отдельно. Собственно, даже книги, в названии которых есть Соломон, постепенно перестали претендовать, что Соломон их написал – скорее они именно описывали систему магии Соломона, вот и все. Это направление в работе с демонами, и это серия гримуаров, из которых до сих пор остаются востребованными и полезными Большой и Малый Ключи Соломона.
И это далеко не единственная такая линейка гримуаров, направление в практиках работы с демонами (хотя магия Соломона демонами и не ограничивается).
Чуть менее менее популярен Моисей и примерно в позднее средневековье его начали воспринимать не как иудейского пророка, а скорее как египетского жреца и мага. Он выходец из Египта, воспитанный в семье фараонов, и его считали наследником мудрости древних египетских жрецов, и под мудростью подразумевалась и магия, в том числе.
В начале нашей эры ходили слухи, что Моисей основал собственный колдовской культ, его имя называли в числе выдающихся магов, и даже что иудеи вообще все колдуны, потому что Моисей лично обучил их магии, и с тех пор они хранят оккультные тайны. И что на горе Синай он получил не только Скрижали Завета, но и магические книги, от самого бога.
И ему, как великому египетскому магу, стали приписывать свои оккультные книги. «8 книга Моисея» и «Тайная книга Моисея» — это книги начала нашей эры, еще на папирусах.
«Меч Моисея» — это где-то в непонятном промежутке между 11 и 15 века, «6 и 7 книги Моисея» написанные относительно недавно, скорее всего в 18 веке.
От «Ключа Моисея», «Архангельского учения Моисея» «10 книги Моисея» и «Тайной лунной книги Моисея» остались только названия.
Именно эти книги стали последней вспышкой охоты на ведьм, когда в 1956 году, в Германии, суд постановил уничтожить тираж книги «6 и 7 книги Моисея», и наказать издателя – книги были признаны еретическими и колдовскими, и уничтожены по законам о борьбе с колдовством, которые вспомнил какой-то фанатичный судья.
Еще вариант — книги Гонория. Это снова серия гримуаров, связанных с одним именем. Особенно известен «Гримуар Гонория», его уже упоминали. Он написан как инструкция по магии для католических священников, и создан, якобы римский Папой Гонорием – не единожды книги приписывались Папам.
Но до него был другой текст — «Заклятая книга Гонория». Отдельная книга, известная с 14 века, когда ее уже цитировали в других книгах, и составленная по более старым источникам, как обычно. И этот Гонорий – вовсе не Папа, а некий Гонорий из Фив, мифический великий маг.
По легенде этой книги, церковь делает большую ошибку, уничтожая колдунов и искореняя магию – из-за этого все закончится тем, что магия среди людей исчезнет однажды, но это очень плохо, потому что тогда единственным, кто владеет магией, останется сам Сатана, и тогда миру конец. Маги не дают ему получить монополию на магию, и тем самым спасают мир. И что бы спасти мир, Гонорий, глава всех магов своего времени, написал книгу магии.
Причем крайне христианизированную, эта система построена на молитвах, в том числе на прямо религиозных, там есть «Отче Наш», «Радуйся Мария, благодати полная», символ веры, а помимо демонов в книге есть ангелы, духи разного масштаба, а так же магические способы призвать Деву Марию и обратиться к самой Святой Троице. И указано, что для мага строго обязательно быть христианином и посещать службы. Демоны – в христианском аду и боятся они христианского бога, так что человеку иной веры сильным магом никогда не стать!
Сама «Заклятая книга Гонория» до середины 20 века распространялась исключительно в виде рукописей, пока ее не издали впервые аж в 1977 году.
Книга переписывалась, существовала в разных вариантах, цитировалась, куски из нее входили в другие книги и в 18 веке выходит «Гримуар Гонория» — уже написанный от имени Папы Гонория 3, которых тихонько в 12 веке, устраивал на досуге крестовые походы и ни в каком колдовстве не был замечен.
Помимо этого упоминания о неких магических техниках Гонория Фиванского мелькают кое-где задолго до написания «Заклятой Книги», так что эта линия гримуаров явно намного старше, но начало ее утеряно. И был какой-то источник. Книга, система, набор книг – нечто, что переписывали снова и снова. И переписывания привели к появлению многих современных книг, в разной мере повторяющих и искажающих один и тот же первоначальный источник.
«Гримуар Гонория» – из их числа, но он не один, к тому же истоку могут восходить и другие книги.
Среди них — «Красный Дракон» написан где-то в конце 18 или 19 веке, хотя в тексте уверяется, что он издан в 1521 году.
Вызывание демонов написано как пьеса – от имени Соломона и уже знакомого демона по имени Люцифург Рофокаль, по ролям расписано, кто что скажет.
Демон говорит магу:
«В дальнейшем я дам тебе все, что ты требуешь только при единственном условии, — если через пятьдесят лет ты вручишь мне себя, свое тело и душу, чтобы я сделал с ними все, что пожелаю»
А маг отвечает:
«Я поражу тебя и весь твой род могуществом великого Адоная, если ты не дашь мне все, что я требую от тебя»
А демон в ответ должен сказать:
«Не мучай меня больше; я обещаю тебе делать все, что ты пожелаешь, два ночных часа ежедневно».
И так далее. В итоге заключается договор с вызванными духами, и они идут работать на мага.
«Истинный гримуар» расширенная версия того же первоначального текста, что стоит за всеми этими книгами, но с большим количеством дополнений и искажений, добавлением методом из других источников.
«Великий гримуар» – вольная переписка примерно того же самого, что и в других книгах. В этой версии снова будет призван Люцифург Рофокаль, и даст кучу благ, богатство и возможность найти все клады мира. Гримуар был популярен, и создал себе славу великой книги, наделенной силой, так что сама книга в руках – уже почти сделка с Дьяволом, а тот, кто ей владеет может вызвать демонов буквально коснувшись ее пальцем.
Еще один популярный псевдоавтор, которому приписывают и еще одну версию метода работы с демонами – доктор Иоганн Фауст. Тот самый, который из пьесы Гете. Но на самом деле Гете его вовсе не выдумал, он лишь описал свою версию популярной легенды.
Реальный Иоганн Георг Фауст жил на границе 15 и 16 веков, славился как маг, астролог и алхимик и о нем мало что известно. Но зато он вошел в легенды, начиная с книги 16 века «История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике».
В самом начале 17 века Кристофер Марло пишет пьесу о Фаусте, ученом и маге, который вызвал Мефистофеля, демона, открывающего тайные знания, и продает ему душу, за что ему открываются все тайны бытия.
И через только добрых сто лет Гете издает своего Фауста, ставшего мировой классикой. Причем у Гете Фауст, не ищущий для себя выгод, готовый всем помочь и прочее, жаждущий лишь знаний, в конце спасается от Мефистофеля, ангелы уносят его в рай, в нарушение контракта. Это современная мода на счастливые концы. А в начальной версии он связался с демонами, и за это после смерти отправился прямо в ад.
Но еще до пьес, в начале 16 века, издана «Практика фаустианской магии», полная имен демонов, ангелов и духов планет и изображающая Мефистофеля как закованного в цепи козла. То есть тут подразумевается не продажа души, передающая мага под контроль демонов, а более ортодоксальная (в духе Соломона) идея призвать его, заточить и подчинить своей воле. О продаже души речь не идет. Заклинания же частично взяты из других книг, включая «Заклятую книгу Гонория».
«Доктор Иоганн Фауст. Тройное заклятие адских духов» выходит в 16 веке.
А дальше идет череда гримуаров Фауста. «Естественная и противоестественная магия доктора Иоганна Фауста или неожиданное заклятие адских духов, чудесное искусство и магическая операция, которой я вызвал адских духов, способных исполнить все, что я пожелаю» — уже 17 век.
«Черная магия Иоганна Фауста» — 18 век. Тогда же «Нигромантия или Черная и белая каббала доктора Фауста со всеми занятиями и заклятиями».
19 век – «Книга кудесничества и волшебства доктора Фауста, или Черный ворон, или Тройное заклятие ада», и «Тройное заклятие адских духов доктора Иоганна Фауста»,
И тогда же издана не менее пафосно названная «Естественная и противоестественная магия доктора Иоганна Фауста или Тройное заклятие адских духов, последний завет и искусство сигилов» — не только сам Фауст, а даже куски названия, вроде упоминания тройного заклятия, появляются снова и снова.
Фауст не выходит из моды, а пьесса Гете раздувает интерес к теме, и в середине 19 века издается собрание сочинений, «Коллекция книг доктора Фауста», толстенный сборник, претендующий на то, что 14 включенных в него книг – подлинные работы Фауста, и все его наследие.
«Книга святой магии Абрамелина» — написана где-то в промежутке от 14 до 17 века. Книгу издавали на немецком, французском, славу она обрела после того, как Макгрегор Мазерс перевел ее на английский.
Есть разные версии, с отличия между ними, и по легенде самой книги ее автор — Авраам из Вормса, живший в 14 и начале 15 века в Германии. В ней несколько самостоятельных разделов, и в одном из них описывается сама операция Абрамелина, огромная церемония, с очень долгой подготовкой, занимающая от полугода и больше.
Маг вызывает своего ангела-хранителя. Когда ангел ответит, он становится духовным наставником мага и руководит дальнейшими ритуалами, и вот уже в ходе этих ритуалов маг начинает вызывать демонов. Это «Созыв духов зла» — в принципе, все гримуары дают что-то подобное, но только в этой книге делается упор на подготовку, после которой маг сможет вызвать демонов и устоять перед ними.
Первыми призывают верховные демоны ада – Люцифер, Левиафан, Белиал и Сатана. Их уже вспоминали.
И эти верховные демоны не смогут устоять перед тем, кого поддерживает святой ангел-хранитель, и дадут магу клятву верности. А на следующий день, следуя клятве, они приведут с собой восемь демонов следующего ранга, помельче, которые так же поклянутся в верности, и так дальше, вниз по иерархии, пока маг не подчинит себе мелких демонов, вплоть до фамильяров, прислужников ведьм. Разумеется, у разных демонов есть свои роли и задачи, мелкие демоны, которые именно работают, а не командуют, могут быть приставлены к выполнению разных задач.
Так что вариантов работы с демонами всегда хватало, и сколько бы церковь не пыталась с этим бороться, сколько бы ни объясняла, что святой, подчинивший демона и приставивший его к работе, и маг, сделавший точно то же самое – это совершенно разные вещи, демонов все равно вызывали и вызывали, из века в век.
И тут главное не забывать, что речь идет о демонологии – изучении демонов, а не демонолатрии – поклонении демонам. Маг обращается к богу, и его силой подчиняет демона. Маг не молится демону, не поклоняется демону! Никогда.
Вот в этих, магических, работах, а так же в связанных с оккультизмом книгах, вроде Оккультной Философии, в мир демонов и вносили немного порядка. Религии, по сути, все равно, какие именно так демоны – они все враги, и от всех надо держаться подальше. А маг, который стремится демонами управлять, должен понимать, что делает. Так что именно в оккультных источниках активно создавали систему, иерархии демонов, описания их сил и возможностей.
«Псевдомонархия демонов» Иоганна Вейра уже упоминалась. На самом деле это не вполне самостоятельная книга – Вейер написал трактат «О демонических иллюзиях», в 16 веке. Он учился у самого Агриппы, разбирался в магии, в демонах знал системы, существовавшие к тому времени, и в своем трактате писал о демонах, колдунах, в том числе оспаривал многие утверждения инквизиции. А «Псевдомонархию» написал как приложение к этой книге. Вот в ней он дает классификацию демонов, их перечень, который серьезно повлияет на все оккультное в дальнейшем.
И сам ссылается на книгу под названием «Книга о службах, несомых духами, именуемая Искусством Соломона». Книга не сохранилась, о ней ничего не известно, но это какое-то более старое руководство по иерархиям демонов.
Примерно в тоже время Иоганн Тритемий пишет книгу «Об обязанностях духов», и снова не пишет ее с ноля, а отталкивается от «Гигромантии», греческого текста, где описаны демоны. В книге «Об обязательствах духов», 130 демонов, их обязанности и возможности, титулы, уровни подчинения друг другу. Три верховных демона – Люцифер, Вельзевул и Сатана. Три короля демонов – Эгин, Пеймон и Амеймон. Есть короли, герцоги, князья демонов – все как у людей. В самом низу – набор рядовых демонов. Вот они за всех и отдуваются, делают все работу.
Набор из 75 или 72 демонов – примерно одинаковый, с небольшими отличиями – довольно популярен, он использовался и переписывался, и в итоге вошел в Гоэтию, о которой будет отдельный разговор. В ранних версиях Гоэтии их не всегда 72, как сейчас, кстати.
И это уже не просто умственное упражнение, как у Псевдо-Дионисия, который классифицировал демонов и ангелов. Это часть ритуальной практики — нужно знать, к кому и как обратиться, кого кем припугнуть. Рядовой демон сопротивляется? Пригрози ему именем его короля. Призови его короля и натрави на него, и король заставит его подчиниться!
Вот собственно и пригодились те слова из Библии, которые вспоминали – когда Иисуса объвинили, что он изгоняет демонов именем Вельзевула, тот ответил, что не бывает так, что бы демону приказывали именем демона! Но как раз так и бывает, это обычная практика, – грозить мелкому демону не только богом, но и более сильными демонами.
Гоэтия – это самая популярная система магии демонов, про нее будет отдельное, добавочное, видео, и это часть «Лемегетона» или «Малого Ключа Соломона»
И это не только демоны, в Лемегетоне пять разделов, и Гоэтия – система вызова 72 демонов – один из них.
Кроме того, там есть указания по вызову ангелов, духов небесных тел и много еще чего, но в историю и современную практику вошла именно Гоэтия, как концентрированное выражение сути магии Соломона. Сами же книги, образовавшие Лемегетон, системы ритуалов, были известны еще до Агриппы.
Список демонов в «Мюнхенском руководстве по некромантии» скромнее. И название может сбить с толку – да, по некромантии, но да, там демоны, а не вызывания мертвых. Это книга 15 века и тогда некромантией могли назвать любое обращение к загробному миру – в том числе и вызов демонов. Можно встретить названия «Мюнхенская демоническая магия» или «Мюнхенская тетрадь некроманта» или «Мюнхенский латинский кодекс» или даже «Книга заклинаний, экзорцизмов и различных чар» — это все примерно одно и то же.
Это сборник, куски которого выдраны из других источников и переписаны, вероятно – для удобства автора и по его вкусу. Там не только демоны, но и они тоже. А еще магия Планет, руководство по магии с помощью фигурок, кукол изображающих людей, и прочее, но и демоны тоже. Демоны, видимо, тоже выбраны автором на его вкус и под его практику из других источников, в том числе из Псевдомонархии.
Что бы свести с ума кого-то, автор предлагает освященной палочкой написать кровью на ткани заклинание и освятить его, обращаясь к святой Троице и демонам, которых зовут Асмадей, Ореот, Белферит, Сисмаэль, Соброной и прочее.
И так далее — такого полны все гримуары, и часто сложно судить, откуда что берется. Псевдомонархия всегда популярный источник для поиска демонов, но так же и всегда найдется куча новых имен, которые могут быть, в том числе, искажениями имен других демонов, духов, ангелов или языческих богов. Искаженные имена постепенно обретают союбственную жизнь.
Но перечни – перечнями, а что делать со всем этим? Вызывать и подчинять!
Демоны. Часть 6 — методы и инструменты демонологии
Шестой, финальный эпизод (инструменты и методы для оккультной работы с демонами) доступен на Бусти, с платным доступом, или по запросу.
Пишите на tarogermopol@yandex.ru.
Стоимость финального выпуска — 200 рублей. Обратите внимание – это не обучение демонологии! Это финал цикла и обзор ритуальных методов.