Растения. Часть 1 – растения в язычестве.

И первая часть – растения в язычестве. Роза молчания, нарцисс самовлюбленности, примула, открывающая замки…

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК >>

<< НАЧАЛО

Начнем с растений в язычестве. Это цикл – не просто словарь, в котором будут один за другим идти рассказы о разных цветах. Поговорим о растениях тематически – о растениях в христианстве, в оккультизме и так далее, и начнем с растений в язычестве. И прежде всего – в античных мифах, где цветов очень много.

 

Роза

Розы – всегда один из самых любимых цветков, в  том числе и языческих. Розы обожали в Риме и посыпали пол в богатых домах лепестками, что бы ароматизировать воздух. В Греции розу посвящали лично Афродите, и до сих пор именно роза – самый яркий цветок, связанный в Венерой.

Поэтесса Сапфо, из Греции примерно еще за 500 до нашей эры, называла розу царицей всех цветов.

Поэт Анакреонт, где-то в те же века, писал, что Афродита купалась в море, и морская пена впитала всю красоту богини любви. И когда Афродита вышла на берег, из этой пены морской, собравший в себя всю любовь и красоты уровня богов, появились первые белые розы. Боги восхитились красотой розы, и обрызгали ее нектаром,  от чего у  нее появился прекраснейший запах. И теоретически роза от нектара богов должна была стать бессмертной, как они. Но она была так красива, что иные боги даже позавидовали ее красоте, и это слегка испортило эффект, так что роза осталась смертной. И белой, цвета чистоты.

Но ее возлюбленный Адонис погиб, раненный кабаном на охоте, и от пролитой крови роза покраснела. Адонис, кстати – тоже растение. Другие версии легенды уверяют, что розы выросли из кровли погибшего Адониса, любовника Афродиты.

И розы не давали поэтам античности покоя, так что их создание приписали еще и Флоре. Флора – богиня садов полей, богиня растений вообще. Ее почитали и устраивали праздники в ее честь, потом культ был забыт, а во 2 веке до нашей эры пришли неурожаи, и про Флору вспомнили, и вернули почитание ее как богини. Эрос, бог любви, сам влюбился во Флору, и она долго избегала его, а когда Эросу наконец удалось добиться ответных чувств, он решил, что уже обиделся, и теперь сам начал избегать Флоры. И Флора создала цветок, в котором сразу и грусть и радость, который и манит и колит, и влечет и отгоняет от себя, и все сразу, и сделал колючие розы.

Розу, собственно, использовали и в радостных событиях, и в печальных, в равной мере. Античная роза шла в ход как свадебный цветок, из которого делают венок для невесты, украшают розами двери ее дома и посыпают лепестками кровать.

Розами встречали победителей,  которые торжественно возвращались с войны.

И розы же шли в ход на похоронах. Собственно, цветы на кладбище люди носили всегда. Розы носили как знак траура. Веток прекрасен, пока жив, но срежь его, и он скоро увянет. Роза стала символом скоротечности жизни. Но при этом запах розы считался приятным не только для живых, но и для умерших, потому розы и несли в гробницы, что бы порадовать души мертвых.

И розами же украшались статуи богов, особенно, разумеется, Венеры – Афродиты, которой розы посвящены прежде всего. Венки из роз одевали на голову статуям Афродиты, и розы, усохшие на такой статуе, считались магическим, целебными. Цветок Афродиты, засохший в контакте со статуей Афродиты, рекомендовали как средство для продления молодости, возвращения красоты и исцеления косметических дефектов.

И вот уже из Греции розы ушли к римлянам. И несколько изменили свое значение, и римляне приняли розу как символ награды за заслуги  и воплощение добродетели и нравственности. И молчания! Изображение розы напоминало, что болтать лишний раз не стоит.

Розу посвящали многим богам, в том числе и Гарпократу. Это бог с довольно своеобразной историей, искаженный образ Гора-младенца, ставший самостоятельным греческим божеством, богом молчания и тишины. Его рисовали с пальцем, прижатым к губам.

И ему посвящали розу. А сама роза стала напоминанием, что стоит помалкивать. Особенно на пиру, во время попойки, когда спьяну можно наговорить лишнего. И розу  — искусственную – римляне вешали в залах для пиров, как напоминание – что у трезвого на уме, то у пьяного на языке, так что пьяному стоит держать язык за зубами.

Даже через века розу в Европе изображали в тех местах, где проходили какие-то секретные переговоры, сделки и совещание, и рисовали на исповедальнях – как напоминание, что сказанное под розой останется секретом.

Отсюда выражение «Sub rosa dictum» — сказанное под розой, то есть сказанное по секрету, в тайне от всех, не подлежащее разглашению. Выражение архаичное, но и в наши дни можно встреть фразу «Sub rosa» или просто «Под розой» как указание на секреты или намек на некие тайные знаний, которые не должны разглашаться.

Египтяне посвящали розу Исиде, и обозначали розой идею посвящения и духовной жизни, освобождения от плотского. Во 2 веке Апулей написал знаменитый тогда роман «Метаморфозы», герой которого нечаянно превратился в осла. И единственное, что может спасти его – это лепестки волшебной розы. Он съедает их, и становится человеком, да еще и жрецом, повещенным в мистерии Исиды и Осириса, где розы использовались в ритуалах.

У роз еще очень большой багаж символизма, но пока говорим только о старом язычестве, и к розам еще вернемся, в других темах. Как и к лилиям

Лилии

Лилия – еще один популярный цветок. Белая лилия – вечный символ чистоты и невинности. И лилии, разумеется, тоже приписывали божественно происхождение. Много чему приписывали, на самом деле – те же фиалки тоже использовались в брачных ритуалах у греков, потому что по легенде Зевс вырастил их специально, создал, что бы порадовать свою очередную любовницу, царскую дочку по имени Ио.

А лилию связали с историей Геракла. Когда Геракл  — очередной внебрачный сын Зевса от очередной любовницы – родился, его прятали от Геры, жены Зевса. Гера его нашла, но он был младенцем, и конкретно в тот момент убить его рука не поднялась, и Гера пыталась его покормить. Младенец Геракл не оценил порыв, и укусил Геру, ее молоко брызнуло на небо, создав Млечный Путь и на землю, породив белые лилии.

Лилии в античности использовались в праздниках в честь богини Флоры, в конце апреля. В это время проходили шествия, парады, состязания, а статуи богов украшались розами и лилиями, которые специально выращивали к этому времени.

Лилии подчеркивали хороший вкус и манеры, считались цветком утонченным и интеллигентным, цветком роскоши, доступной не многим.

И лилия – еще один цветок, которым украшали свадьбы, как символом чистоты и непорочности, девственности тех, кто вступает в брак. Лилии, розы, а сверх того еще и пшеничные колосья, посвященные Деметре, богини плодородия и урожая. Это уже для потомства и детей.

Лилия же шла в ход в праздниках совсем иного рода, и германские народы использовали лилии в праздниках  в честь прихода весны и посвящали их Оберону, правителю эльфов. И каждая лилия сама связанна с эльфом. Не с длинноухим лучником из нынешних фентези, а настоящих эльфов – нечистой силы, мелких потусторонних созданий, порой весьма пакостных, а то  враждебных, склонных к воровству, похищению детей и прочее. И у каждой лилии – свой эльф, который рождается и погибает вместе с ней. Так что сорвать лилию – это все равно, что убить эльфа.

И розы и лилии как следуют развернутся в христианском символизме вот так они себя покажут, как и многие другие цветы, а пока – примулы.

Примулы

Примулы в христианстве – про это еще вспомним – связывают со святым Петром и ключами от рая. Но и языческие примулы тоже ассоциировались с ключами. Только с ключами богини Фрейи.

Примула или первоцвет – собственно, слово примула происходит от слова «первый», потому как примулы цветут едва только сходит снег. Они первые, зелени еще нет, а примулы уже цветут.

В славянских легенда есть такая разрыв-трава – волшебное растение, которое зацветает раз в году и указывает, где спрятаны клады. И примулам приписывали те же свойства, считалось, что примула может зацвести под рождество, в том месте, где спрятаны сокровища. Или что сама Фрея выходит в поля, в белой одежде, с короной, украшенной двумя ключами. И если в это время сообразить, что к чему и пока видишь ее сорвать примулу, то сорванный цветок укажет, где клад, проведет к нему и откроет все замки на пути. Цветок сам превратится в ключ, открывающий двери, за которыми нечто ценное.

Или никчемное, как бывает в сказках, какие-то камни, или зубы или  что-то подобное, но когда герой сказки собирает это  и уносит домой, то камни превращаются в золотые самородки. Или прикосновение примулы открывает двери в волшебный замок, полный сокровищ. Примула привлекает внимание тем, что цветет одна в поле, где нет ничего зеленого, и снег не сошел, и ее ассоциация с ключами останется и дальше, в христианских народных легендах.

Нарциссы

Нарцисс – цветок, получивший имя напрямую от персонажа мифа о сотворении цветка. Или наоборот  – персонаж мифа получил имя растения. И отсюда же термин «Нарциссизм» — патологическая влюбленность в самого себя. Нарциссами называют беспредельно самовлюбленных людей, которые не видят вокруг ничего, кроме самих себя, боготворят себя и искренне считают, что они – лучшие в мире.

Оригинальный Нарцисс – сын нимфы и мелкого речного бога. Родители обратили к прорицателю, и тот сказал, что Нарцисс проживет очень долго, но с одни условием – он не должен увидеть своего лица, никогда, иначе будет беда. Он был прекрасным, надменным и самовлюбленным, в него влюблялись все подряд, и он отвергал всех. Кто-то умер в итоге, кто-то покончил с собой, а нимфа по имени Эхо от неразделенной любви к нему высохла так, что от нее остался только голос – то самое эхо, которое повторяет за всеми слова.

Это всем надоело, и отвергнутые влюбленные обратились к Немесиде, богине возмездия, и потребовали наказать Нарцисса. И она сделал так, что Нарцисс нарушил главное правило своей жизни – не видеть своего лицо. Он оказался на берегу озера, и богиня наслала на него сильнейшую жажду. Он наклонился к воде и увидел свое отражение. И сам влюбился в себя же. Он оцепенел и смотрел на самого себя, и не мог отвести взгляд, в трансе, пока не умер, от любви к себе же самому. А цветы нарциссы выросли на месте его смерти.

Как вариант – засмотрелся сам на себя и не заметил, как утонул.

Хотя есть еще один вариант – в котором нет Эхо и неразделенной любви. Менее известная версия говорит, что у Нарцисса была сестра, близняшка, которая умерла. И глядя на свое отражение Нарцисс вспоминал сестру, очень похожу на него, и умер от горя. Это более редкая версия, которая сделала нарциссы цветками, посвященными всем умершим.

И как вариант, изначально Нарцисс мог быть каким-то древним и очень давно забытым природным богом, умирающим и воскресающим. Но в основном в истории сохранился миф о самовлюбленном Нарциссе, который умер от своего нарциссизма и своей смертью создал цветы.

Цветок вместо него и похоронили, Овидий пишет:

«Пла­ка­ли ним­фы деревьев — и пла­чу­щим вто­ри­ла Эхо.
И уж носил­ки, костер и факе­лы при­готов­ля­ли, —
Не было тела нигде. Но вме­сто тела шафран­ный
Ими най­ден был цве­ток с бело­снеж­ны­ми вкруг лепест­ка­ми.
Весть о том при­нес­ла про­ро­ку в гра­дах ахей­ских
Долж­ную сла­ву; гре­меть про­ри­ца­те­ля нача­ло имя».

Предсказание сбылось, Нарцисс увидел лицо и не дожил до старости.

Помимо того, говорили, что Нарциссы выросли из крови влюбленных, заколовших себя на почве не разделенной любви к самому Нарциссу, или что просто Гера и Зевс создали эти цветы как инструмент соблазнения:

«нарцисс – цветок, из себя порожденный Землею,
По наущению Зевса, царю Полидекту в угоду,
Чтоб цветколицую деву прельстить – цветок благовонный,
Ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных».

Клевер

Клевер считается растениям, приносящим удачу, причем не простой, а четырехлистный. У клевера три листа, но очень редкая мутация на самом деле иногда создает четвертый. И начти такую диковинку на поле клевера случайно, просто протянуть руку и сорвать четырёхлистник – большое везение, на самом деле.

Но если уж мы говорим о богах и язычестве, то клевер – растение Анубиса. Причем обычных, трехлистный – три листа это прошлое, настоящее и будущее, а так же небо, земля и подземный мир.

Аконит

Связан с Гераклом. Геракл много что натворил, но его самое известное – это 12 подвигов. Вообще-то 10, просто еще два ему не засчитали, так что получилось всего 12. И номер 12 – это победа над Цербером, адским псом, сторожем подземного мира. У него три головы, змея вместо хвоста и ядовитая слюна. Геракл спустился в подземный мир, и Аид дал добро на драку с Цербером, при условии, что Геракл выйдет на бой без оружия. Геракл скрутил Цербера голыми руками и вынес в мир людей, и отнес царю Эврисфею, по приказам которого собственно он и совершал свои подвиги.

И возле города Аконы ядовитая слюна, которая капала из пасти Цербера, проросла, и стала ядовитым растением аконитом.

Помимо него с цербером расправились еще как минимум двое. Орфей – божественный музыкант, которому посвящались Орфические Мистерии, утихомирил Цербера музыкой и прошел мимо, как представитель силы искусства. И прорицательница Сивилла, усыпившая его лепешками со снотворной травой. И вот в последней истории тоже говорят, что аконит вырос из слюны, капавшей из пасти спящего Цербера. Траву собрала ведьма Медея, которая использовала аконит в своих зельях, когда помогала своему любовнику – Ясону, командиру отряда аргонавтов.

Плющ

Плющ посвящался Дионису. В честь Вакха-Диониса проводились ритуалы с пьянками и оргиями, известные как вакханалии, и их участники использовали жезлы, обвитые плющом.

Дионис  — очередной внебрачный сын Зевса, которого преследует Гера, ревнивая жена. В «Деяния Диониса», подробно рассказывающих о его жизни, плющ появляется еще в тот момент, когда Зевс спускается с небес к любовнице:

«Вдруг обратился змеею юный супруг и лозою
Виноградною пряди свил с плющевыми ветвями
Цвета пурпурных вин, повязав побегами темя»

Плющ и виноград – растения Диониса. Сам Дионис – бог вина и опьянения, так что, разумеется, виноград – это тоже его важнейшее растение.

Самого Диониса нимфы прятали от ревнивой Геры, замаскировав колыбель с ребенком плющом.

И там же, в Деяниях, есть слова «потрясая тирсом, увитым плющом виноцветным» — плющ и винограда. И шишки!

Тирс – это жезл из ритуалов Диониса, с шишкой на одном конце, обвитый виноградной лозой и плющом. Как у Гермеса кадуцей, так у Диониса – тирс. Дионис тесно связан с природой, с растениями. С дикостью природы, не знающей разума и проступающей в человеке во время опьянения. Один из его образов – Дионис Древесный, бог в виде деревянного столба, обвитого плющом.

И сверх того, помимо плюща, винограда и шишек, ему посвящались сосна и финиковая пальма.

Его спутники – сатиры, и когда одного из них ранил бешенный бык, Дионис полил его раны нектаром, и сатир ожил, но превратился в виноградную лозу. И с тех пор виноград и плющ – два полюса. Виноград дает вино, которое пьянит, а венок из листьев плюща, как считалось, наоборот, не дает пьянеть. Так что виноградная лоза и плющ Диониса – это комплект, который позволяет пить и не терять над собой контроль.

Пшеница

Пшеницу уже упоминали, ее богини – Деметра и Персефона. Деметра – богиня плодородия и урожая так что понятно почему тут пшеница. А Персефона – ее дочь. От Деметры зависит урожай на полях, у нее золотые волосы – как поля пшеницы. И в самых разных культурах золотистые волосы ассоциировались с золотом, а так же с пшеницей и плодородием. Как волосы Сиф, жены Тора, тоже богини плодородия. Деметра вышла замуж за еще одного бога урожая, и свадьба прошла в поле пшеницы, а из сын – Плутос, бог богатства. Не Плутон, а именно Плутос, это разные боги. Она научила людей земледелию. Так что колосья,  и буквальные, и порой сделанные из золота, посвящались ей.

Псевдо-Аполлодор пишет, что «Старшему из сыновей Метаниры, Деметра  даровала колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала зерна пшеницы, которыми он, поднявшись к небу, засеял всю землю».

Персефона – ее дочь от Зевса. Ее похитил Аид, себе в жены, и забрал в подземный мир. Персефона могла бы спастись, если бы соблюдала главное правило путешествия по миру мертвых – там ничего нельзя есть и пить. Но Персефона не сдержалась и съела три зернышка граната. Немного, но она частично застряла там, и теперь проводит часть времени в царстве Аида, а часть – наверху, с матерью. Поэтому сменяются времена года, и зима  наступает, когда Персефона уходит в подземный мир. Так что она, по сути, правит миром мертвых вместе с мужем, но от нее зависит смена времен года, а от времен года – урожай.

Поэтому пшеница посвящена и ей, как и гранат, из-за которого сорвался побег.

Ячмень

Ячмень тоже посвящается Деметре. Сейчас он не в большом ходу, но в прошлом был важным растением в сельском хозяйстве, как и пшеница. Из ячменя  и мяты готовили напиток, что –то вроде отдаленного родственника пива, и посвящали его Деметре. Напиток использовали как возлияние в Элевсинских мистериях – серии религиозных ритуалов, доступных только для посвященных. Они посвящались Персефоне, и идее спуска в подземный мир. Геракл, согласно мифам, прошел это посвящение до того, как пойти в этот поземный мир, сражаться с Цербером. Ритуалы хранились с полном секрете, посвященных, которые разглашали информацию, убивали. Так что о них мало что известно, но ячмень стал основой ритуального  напитка в честь Деметры, матери Персефоны.

Деметра, после похищения дочери, искала ее, бродила, проголодалось, и пыталась утолить голод, сварив такой вот ячменный напиток. Выпила большую чашу одним глотком. Пастух Аскалаб посмеялся над ним, посоветовал в следующий раз запасть сразу бочку, Деметра облила его оставшимся напитком, и тот превратился в пятнистую ящерицу.

А вот есть фасоль, бобы, поклонникам Деметры запрещалось. Под запрет они попали и в мистической школе, которую возглавлял Пифагор.

Бобы

У бобов свой бог. Или полубог, о котором почти ничего не известно. Его звали Киамит, и географ 2 века Павсаний рассказывает о храмах Киамита, но уже тогда он точно не мог сказать, что это такой. Вроде бы Киамит научил людей сажать бобы.

Из более известных персонажей, бобам покровительствовал Аполлон, и бобы готовили в определенный день, как праздничное блюдо. Так что бобы – одно из его растений, как и лавр, посвященный Аполлону. Не зря из лавра делали венки триумфаторов – сначала из настоящего, а потом из золотых искусственных лавровых листочков.

А Деметра, пока странствовала по миру, получила от неких людей гостеприимство, и дала им в награду семена стручковых растений – все, кроме бобов. Поэтому бобы считались в мистериях нечистой пищей, и уж тем более не подобающей поклонникам Деметры и Персефоны.  А сверх того мясо и вино.

Но вообще именно прежде всего античные мифы битком набиты историями про чудесное сотворение растений или какое-то их использование. Например:

Девясил

Про девясил  — желтые цветочки, лекарственные, родственники астры – говорят, что он вырос из слез Елены Троянской. Она раскаивалась, раз уж из-за нее началась огромная война, плакала, и росли цветы, и девясил  назвали «очищение Елены»,  ее проступки вышли со слезами. И девясил стал считаться одним из защитных растений, которое убережет от зла и нечисти.

Василек

Василек называли «растением кентавра», поскольку он считался очень целебным растением. У него и правда есть медицинское применение, он мочегонный, но в мифологии кентавра Хирона нечаянно подстрелил из лука его друг, Геракал, и Хирон пытался вылечить рану васильками.

И дальше список почти бесконечный.

Гера родилась под ивой. Боярышник посвящен богу брака Гименею, и им украшали невест и сжигали боярышник в честь самого Гименея. Омелу так же точно приносили в жертву Персефоне. Тополь посвящался Гераклу, дуб – Зевсу. Ему же посвящены оливки, маслины и его имя, одно из многих – Зевс Морий, Зевс Масляничный, покровитель маслин. Можжевельник – растение Артемиды. Шафран – Гермеса. Кипарис – сразу Артемиды и Аполлона.

И все это, на самом деле, не столько какой-то символизм растений, сколько просто фиксация упоминаний растений в мифах. Принц Кеос держал при себе ручного оленя. Олень умер. Принц загрустил и убил себя. Аполлона это огорчила, и он превратил принца в кипарис. А фенхель – растение, посвященное Прометею, потому что краденый огонь он вынес в пустом внутри стебле фенхеля. А ладан посвящен Гелиосу, потому что он любил принцессу Левкотою, а когда она умерла, превратил ее тело в ладанное дерево.

Тут нет особого именно символизма. А вот в авраамических религиях нет такой обширной мифологии на все случаи жизни, но зато растения обретают именно большую символическую суть. В том числе и особенно – розы и лилии.  Но это – в следующий раз.