Вторая часть – растения в христианстве. Роза и лилия Мании, ирисы Иисуса, примула святого Петра…
Продолжаем тему растительной символики, и от античных мифов, полных и богов и цветов, идет в иудейский и христианский символизм растений. Здесь цветы все так же популярны, и вдобавок веками популярным сувениром были цветы из святой земли. Засушенные растения паломники привозили с собой из Иерусалима. Причем так было века назад, и так делают до сих пор! Эти цветы почитаются как потомки тех самых растений, которые растили в Эдеме, в райском саду.
Само распятие могло изображаться цветущим. Тут старые корни, начиная с историй о том, как расцвел посох Аарона. Толкователи Ветхого Завета часто задним числом увязывали описанные там истории с чем-то новозаветным. Вроде как Моисей поднял медного змея на шест – и это предсказание, что будет крест распятия. Или число учеников и последователей ветхозаветного пророка вроде как предсказывает число участников Никейского собора.
И в Ветхом завете описан спор за религиозные полномочия. Моисей, Аарон и другие древние иудеи выясняли, кто избран богом, кто может распоряжаться другими, кто несет ответственность за состояние храма. И тогда они положили свои посохи, что бы получить знак от бога, и посох Аарона, сделанный из миндального дерева, за ночь покрылся ветками и расцвел.
И это уже упоминание растения – посох Аарона сделан из миндаля. И явно в память об этом через многие века некоторые гримуары рекомендовали делать магический жезл из ветки миндаля. Но так же, в последующие века, христианские толкователи пришли к выводу, что в этой истории надо видеть намек на будущее воскрешение Иисуса, и посох – намек на крест.
И крест, который расцвел и покрылся цветами – это указание, что крест несет жизнь, а не смерть. На кресте Иисус не только умер, но и воскрес! Откуда, в конечном итоге, популярный оккультный символ розового креста – распятие с розой в центре или просто крест с кругом. Но эту розу на груди креста еще вспомним.
А само распятие порой изображали покрытое цветами, как указание на жизнь и воскрешение.
Как вариант – паломнический католический крест, распятие сплошь разрисованное веселыми цветочками незабудок, и снабженный крохотным портретом Папы Пия 10.
Цветы – это жизнь, праведность, чистота помыслов, а незабудки – это именно готовность не забывать – вечная память о боге и Папе, о религии, которая присутствует в жизни паломника, носящего крест и незабудками на нем.
Кроме того, цветы – это то, что растет в саду. А сад – это рай, Эдем. Само садоводство было весьма в ходу и почете у древних иудеев. Виноград, маслины, инжир, выращивались очень широко и вошли в библейские тексты.
Даже Законы Моисея включали набор правил, которые защищали сады от вырубки – нельзя рубить плодовые деревья без нужды, бросать виноградники без ухода, выжигать поля. А сами деревья, как сказано: «три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их», в четвертый год использовать плоды деревьев как священную пищу для праздников, и только с пятого года, уже окрепшее дерево, можно, наконец начать объедать. А у того, кто насадил плодовых деревьев за свой счет, на эти пять лет появляются льготы и привилегии, в награду за садоводство.
Так что сады и вообще – растения всегда были в почете и были важны. И разумеется, прежде всего – королева цветов. Роза.
Роза
Про розу говорили – она была очень любима многими, в том числе и римлянами. Они посыпали лепестками пол в домах, они засыпали ими поверхность бассейнов. Была биржа, где торговали розами. Это был очень востребованный цветок. Но среди язычников! И первые христиане перенесли на невинное растение свою неприязнь к римскому язычеству. И объявили, для начала, розы цветами разврата – и конкретно выступили против венков из роз, языческих, о которых уже шла речь.
Тертуллиан, богослов 2-3 века, один из отцов церкви и один из тех, кто выдвигал идеи, ставшие потом догматом о троице, написал целое послание, в котором призывал избегать венков из роз. А попутно из лавра, фиалок и веток маслины, и вообще – всех цветочных венков. Он пишет вдобавок, что Иисус надел на себя колючий терновый венец, из веток с острыми шипами, и это, согласно Тертуллиану, образ грехов, которые он принял на себя и уничтожил во время распятия. Причем он же пишет, что Иисус вначале в иерархии стоял где-то чуть ниже ангелов, но как только терновый – еще одно растение – венец был на него одет, он стал Царем. И христианину теперь должно быть готовым носить причиняющий страдания терновый венец, а украшать себя цветочными венками должно быть запрещено, это недостойно христианина! И сверх того же, в еще одной работе, он призывал женщин отказаться не только от цветов, но вообще от всех украшений и попыток сделать себя привлекательнее – наоборот, Тертуллиан считал, кто природную красоты нужно скрыть и портить, как он пишет «убавлять и изглаживать» ее.
Но все же красота, разумеется, победила. Роза реабилитировали, приняли в число религиозных символов и объявили цветком Девы Марии. Одним из них. Мало того, в католичестве распространена практика чтения молитв с помощью четок, когда на четках отсчитывается, сколько чего прочитано, и получается что-то вроде мантра-медитации. Практика и сами четки называются «розарий», и четки символизирует как раз таки венок из роз, который символически преподносится в дар Марии.
И саму Мария стали изображать в розах или на фоне розового сада.
Дева Мария Гваделупская почитается в Южной Америке, и ее история утверждает, что в начале 16 века ацтек Хуан Диего встретил Деву Марию, который велела построить церковь на холме. А поскольку никто одним только словам не поверит, он покрыла холм цветущими розами, такими, каких в Южной Америке не было никогда. Ацтек отнес их завернутые в плащ местному епископу, высыпал розы на землю и все увидели, что на плаще проступил лик Марии. И епископ приказал построить церковь, а ацтека потом причислили к лику святых.
Саму Марию называют Таинственная Роза – титул в основном принят в католичестве, с тех пор, как Мария явилась в видениях медсестре из Италии, в середине прошлого века. В видениях она была в одежде, украшенной розами, и сама себя называла Роза Таинственная. Роз было три – белая это молитва, красная – раскаяние, а желтая – искупление.
Это – католические видения, но те же цветки можно найти и на восточных иконах
А еще легенду, что Гавриил, когда принес Марии новость о будущем рождении у нее сына, подарил ей три розы — белую как радость, красную – как страдания, желтую – как славу ее.
История о видениях в Италии в 20 веке эта история прославила титул Роза Таинственная, Раза Мистика, но сам он существовал и раньше, и существуют, например, гравюры 19 еще века, на которых Мария названа Роза Мистика.
Православные изображения Девы Марии — то же самое, она сопровождается розами, а иногда, хотя и редко, в нее в руках может быть розарий, четки, на католический манер.
С 17 века не только Марию, но и все святое семейство рисовали в венках из цветов – и чаще всего в розах. Началось это на западных иконах, но проникло и в русских изображениях, когда от традиций очень условной и местами весьма мрачной иконографии в византийском стиле начался переход именно к живописи, когда религиозный сюжет – это картина, произведение искусство, а нестрого канонизированный формальный рисунок, в котором на эстетичность обращают мало внимания.
Роза прижилась в изображениях, символах, эмблемах, но рисовать именно розу довольно сложно, так что ее упростили и розой стал считаться стилизованный цветок с пятью лепестками. Внешне это совершенно не роза – но имеется ввиду, что именно она.
Или на розе Лютера. Того самого Лютера, с которого начался протестантизм. Его прямые последователи, лютеране, до сих пор используют ее как религиозный символ.
Это пятилепестковый белый цветок – как бы роза – в нем сердце, а в нем крест. Лютер говорил, что эта эмблема выражает все его религиозные взгляды. Крест – распятие, это понятно, он христианин. Сердце указывает, что вера ведет в рай – из-за слов библейского Послания к римлянам: «что сердцем веруют к праведности». А белая роза – радость, покой и умиротворение, которые должна нести вера. И роза именно белая – потому что сказано про ангела в одном из Евангелий: «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег».
Первые розенкрейцеры были выходцами из протестантской среды, и их символ – снова сочетание розы и креста. Собственно слово «розенкрейцер» как раз и происходит от слов «роза» и «крест». И розенкрейцеры – это крупное и не один уже век существующее оккультное, или даже скорее религиозно-мистическое, эзотерическое, течение.
Розенкрейцеровская роза – это стилизованный цветок или буквальное изображение розы, в равностороннем кресте или соединенной с распятием. Отсюда и оккультный символ Розового Креста. Розового – не «розового цвета», а креста, на котором роза.
Изначально это объединение жизни и смерти, воскрешение, перерождение. И жертва, которую приносит адепт, что бы переродиться и обрести новую жизнь. Розовый крест, или вообще композиция из креста и розы, часто сочетается с пеликаном – а пеликан это еще один символ самопожертвования, но сейчас не о нем.
Это весьма распространенное сочетание, в символике розенкрейцеров и масонов.
Появилась легенда, что в раю у роз не было шипов, и шипы – это напоминание о грехе, а прекрасный вид и запах – напоминание о потерянном Эдеме.
Роза стала атрибутом нескольких святых, причем про нескольких сразу рассказывали историю про «чудо с розами». Святой нес еду беднякам, вопреки запрету их кормить, его становили, спросили что в корзине и от соврал, сказал, что там розы – и вся еда стала розами, и его отпустили. Стали ли розы снова едой и удалось беднякам в тот день поесть, или они только только цветов понюхали – история умалчивает.
А еще один важный цветок – это лилия.
Но сначала вспомню занятную и уже вполне светскую легенду о розах – точнее, исторически курьез. Николай 1 во время прогулки по парку в Царском Селе, где не был до этого, обнаружил, что часовой сторожит пустое место. Оказалось, что там всегда стоит часовой и охраняет ничего. Почему – никто не мог сказать, ответ один: «Так положено!». Оказалось, что давным-давно, в этом месте рос розовый куст. Екатерина 2 увидели шикарный цветок на нем, и решила потом срезать его для себя, но не прямо сейчас. И что бы никто не попортил розу, приказала поставить там часового. Прошло полвека. Розы нет, куста давно нет, но раз никто не дал приказ часового оттуда убрать, из поколения в поколение на это место ставили часового, охраняющего уже давно пустое место. И никто не спрашивал, зачем.
Лилия
Лилия – второй цветок девы Марии. Это вообще популярная пара – опять-таки как в Таро Уайта, например, красные розы и белые лилии. А в религиозном контексте роза – это цветок и шипы, красота Марии и ее страдания, а белые лилии – символ чистоты, девственности. И символ успения Девы Марии. Или, говоря нормальный современным русским языком – ее смерти. Собственно церковный праздник Успения Пресвятой Богородицы – это именно празднование ее смерти.
Но как символ чистоты и непорочности белая лилия использовалась и куда раньше, начиная с древних иудеев. Лилия считалась цветком Эдема, который рос на месте грехопадения, но не был осквернен грехом, сохранив белоснежную чистоту. В другой легенде лилии связываются с Моисеем. Вообще Моисей – подкидыш, его бросили в колыбельке в реке, и вода прибила его туда, где купалась дочка фараона. И Моисея воспитали как приемного сына в семье фараона. Так вот, легенда добавляет, что Моисея принесло рекой в заросли лилий, которые и не дали ему уплыть дальше.
Лилии стали эмблемой одного из 12 родов иудеев – колена Иудина. Лилии должны были венчать колонны в храме Соломона, в Книге Царств сказано: «А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии».
Шесть лепестков лилии ассоциируются с гексаграммой – или, точнее сказать в данном случае, Щитом Давида, иудейским символом, который встречается – не как официальный, а просто как один из многих – за несколько веков до нашей эры. Стилизованные лилии попали на иудейские монеты 4 века до нашей эры – и они же до сих пор встречаются на монете в один шекель.
А еще до того лилии были в почете у египтян – как выражение кратковременности и быстротечности жизни и надежды на жизнь после смерти. Иудаизм вышел из Египта, и местами заимствовал египетские идеи, возможно и лилию взял оттуда же.
Помимо колонн с венцами в виде лилии, в виде лилий делались и храмовые светильники – и возможно именно от образа лилии изначально и происходит иудейская гексаграмма.
Ну а в христианстве лилия – снова растение Марии. Одно из богородичных растений. По легенде Мария умерла в доме апостола Иоанна, и все апостолы, кроме Фомы, были с ней в момент смерти. Фома приехал позже и хотел попрощаться с телом. Вошел в гробницу, и обнаружил что в ней распустились цветы. И конкретные растения называют самые разные, он среди них лилии и арника.
Лилия растет в диких местах, но сама белая и чистая. И она стала символом Марии, в том числе исходя из того, что это символ чистого среди нечистого, Мария — простолюдинка, ставшая матерью бога, как белый цветок, выросший из грязи.
К тому же у лилий 6 лепестков. В иудаизме это ассоциируется со щитом Давида, а в христианстве это два раза по три. А три – это Троица. Так что лилия – это удвоенное указание на святую Троицу.
Появились алтарные лилии – золотые, позолоченные цветки, которые именно ставят на алтаре церкви.
В сценах благовещения Гавриил часто рисуется с белой лилией, которую принес Марии, и сама Мария – в том числе в России – изображается с лилиями.
И тут все лилии белые, как чистота. Легенда о красной уверяет, что это белые лилии покраснели перед распятием Иисуса, окрасились кровью, которую ему суждено пролить.
Или история, в которой Иисус шел по Гефсиманскому саду, перед казнью и все цветы склонялись в знак скорби. А лилия наоборот, решила, что она так хороша, что будет стоять прямо, не склоняясь, и ее прекрасный вид станет для Иисуса утешением. Но когда он подошел, она устыдилась свой гордыни и покраснела от стыда.
Кроме того лилии — пасхальный цветок. Лилию сравнивали с трубой, по форме самого цветка – с трубой Гавриила, в которую он затрубит во время воскрешения из мертвых. А пасха – праздник в честь воскрешения. Так что пасха – лилия! И вдобавок лилия размножается луковицами, которые три года лежат в земле, прежде чем расцветут цветы – как Иисус три дня провел в могиле, прежде чем воскрес.
И потому же принципу очень много растений обретают какое-то религиозное значение.
Маргаритки
Маргаритки! Еще одно растения связанное с Марией. О маргаритках снова рассказывает легенда. Разумеется, это даже не Библия, а именно народные легенды. И тут Мария зимой решила порадовать сына цветочным венком. Но зимой цветов нет, и она сделал искусственные цветы из шелка. Цветы Иисусу понравились, он сохранил венок до весны, а весной посадил в землю, полил, и цветы ожили, стали настоящими. Так появились маргаритки. И иногда у них бывает красные лепестки – потому что Мария, пока шила венок, уколола палец и испачкала лепестки кровью.
Вторая легенда о маргаритках тоже связана с Марией. Она получила от Гавриила новость о будущем сыне, и белые лилии. И пошла к Елизавете, своей двоюродной сестер, и матери Иоанна Крестителя. И под ее ногами на каждом шагу, появлялись цветы – маргаритки. Их белые лепестки – как ореол, нимб – напоминали о силе бога, а желтая середина — об огне веры, который горит в сердце человека. И так маргаритки выросли дорогой от дома Марии до дома Елизаветы.
Напоминает, кстати, историю про Будду, про которого тоже говорят, что когда он шел, под ногами расцветали цветы.
Ирис
Вот ирис, наконец, вносит немного разнообразие. Он не цветок Марии! Но он цветок Иисуса. Иисус проповедовал среди бедняков, рыбаков, рабочих. Пришел к ним, а не к царям. И подобно ему ирис – чистый прекрасный цветок, который тоже вырос из грязи, растет на болотах, а не в красивых садах. Логика примерного такая же, как была в лилии Марии.
И у него три лепестка, а в христианстве все, что три – это символ Святой Троицы.
И, что интереснее, его листья отдаленно похожи на меч. А меч — это то, что Иисус несет во рту. Странно, но именно так написано в Апокалипсисе. Там буквально написано: «Он держал в деснице своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч». Это видения, образы, не буквальные. И меч во рту трактуется как острое слово проповеди Евангелий. А ирис листьями похож на меч, так что ирис – цветок Иисуса! И самого Иисуса вполне могут рисовать среди белых ирисов.
Примула
Примула – растение святого Петра. Причем ее вспоминали в язычестве, как ключи Фрейи, а теперь примула – снова ключ.
Очередная народная легенда связывает с Петром появление самих примул. Петр считается привратником рая, хранителем ключей от райских врат. Собственно, в Евангелиях Иисус говорит, что дает ему ключи от царства небесного. И поэтому Петр стал восприниматься, как тот, у кого буквальные ключи от ворот. И однажды он эти ключи уронил. Ключи упали с небес на землю. Он послал за ключами вдогонку ангела, и тот обнаружил, что ключи воткнулись глубоко в землю, и в этом месте выросли цветы примулы. И с тех пор вырастают каждый год.
Примула постоянно ассоциируется с ключом, поскольку внешне цветок считается похожим на ключ.
А если на пасху незамужняя девушка найдет цветущую примулу, то обязательно в этом же году выйдет замуж.
Расширенная версия легенды вносит в нее нотку триллера — Петр не просто так уронил ключи, а от волнение. А волновался он потому, что ему сказали, что какие-то аферисты сделали свои ключи, поддельные, и намерены пробраться в рай без разрешения. Вот тут он разволновался и уронил ключи, создав примулу.
Тысячелистник
Тысячелистник посвящен Иосифу, отцу Иисуса. Уже упомянутый кентавр Хирон лечил раны еще и тысячелистником и научил этому Ахилла. А в христианстве – что святой Иосиф, плотник, часто ранил руки во время работы и всегда лечил их, используя целительную силу тысячелистника. В нем реально содержатся вещества, ускоряющие свертывание крови. И тысячелистник называют Трава Святого Иосифа.