Третья часть – растения в Азии — и это не только лотосы!
В Азии цветы популярны в религии не меньше, чем в христианстве, и там есть отдельный покровитель мира растений, Чампака, цветочный царь. Он правил в своей стране, полной прекрасных цветов, блаженствовал и наслаждался. Однажды к нему зашел йогин, с проповедью, и Чампака похвалился перед ним своими садами. Йоги согласился, что не видел ничего прекраснее, но напомнил, что как только Чампака умрет, все закончится! Чампака проникся, начал изучать законы кармы, практиковать медитацию, и его отвлекал аромат цветов. И тогда он сделал цветы объектом медитации.
И понял, что все есть пустота, и нет различий между цветком, пчелой и пыльцой. Но цветок – это наставления гуру, пчела – это разум, нырнувший в это наставление, окунувшийся в учение, как пчела в глубину цветка. А пыльца – это просветление, которое он там обретет. Чампака обрел его и стал хранителем растений.
И разумеется, первое растение, которое тут приходит в голову – это лотос. Но начнем издали – с хризантем.
Хризантемы
Хризантемы популярны в Японии. Мало того, хризантемы в Японии – национальные цветы, можно сказать. Поэты воспевают сакуру и все знают про сакуру, но сакура – цветок народный. А вот хризантема – цветок аристократический, ставший императорской печатью. Очень стилизованная хризантема с 16 лепестками – официальный символ, который до 2 мировой не имел права использовать никто, кроме императора. В прошлые века использование изображения хризантемы простолюдинами каралось смертью. Зато цветку с 15 лепестками можно было свободно рисовать и продавать европейцам, как японские сувениры. Но она до сих пор остается частью символики государства – например, ее печатают на паспортах:
Она используется в синтоизме, японской религии, как атрибут богини Аматэрасу, боги Солнца. Аматэрасу считалась предком всех японских императоров, и только после 2 мировой войны было официально объявлено, что нет – они не потомки богов. Еще за год до этого последний император говорил, что все японцы – прямые потомки богов, а уж в божественном происхождении императоров и вовсе сомневаться недопустимо!
И хризантема в Японию пришла из Китая, где тоже пользовалась почетом. Говорили, что роса на лепестках хризантем – это нектар, которым питаются даосские боги, те, кто были людьми, но достигли бессмертия и стали богами. А хризантема, сорванная в девятый день девятого месяца китайского солнечного календаря, переработанная вместе с сосновой смолой, должна стать эликсиром бессмертия! Если знать, как именно ее перерабатывать.
Лотосы
Но прежде всего, конечно тут важны лотосы. Они везде. На входе в дацан люди складывают ладони вместе, подносят ко лбу и кланяются. И сложенные ладони – этой символические лотосовые троны бодхисатв и будд.
Именно так их и рисуют – и то, на чем они сидят, это сильно стилизованный, как было в случае с розой и хризантемой, лотос.
Сам лотос напоминает мировое древо, как скандинавский ясень Иггдрасиль, соединяющий миры. У него три уровня, соединяющие три уровня мироздания, три состояния человека на пути к нирване. Лотос – водное растение, и корень его в грязи на дне. Это невежество, в котором пребывают люди изначально. Стебель в воде, он поднялся из грязи, но еще не достиг поверхности – это человек, который стремится к нирване. И цветок – на поверхности воды, красивый, составляющий суть лотоса – это просветленный человек, который нирвану достиг.
Поэтому сам цветок лотоса – символ нирваны, и поэтому он служит троном просветленным существам, буддам и бодхисатва.
Сама прославленная мантра «ом мани падме хум» значит что-то вроде «Драгоценность в цветке лотоса», если переводить буквально, и раз лотос – значит речь о просветлении.
В буддизме текст, описывающий основы учения буддизма и формы поклонения просветленным существам, в которых в ход идут не всем известные медитации, а благовония, флаги, ступы, цветы, называется Лотосовой Сутрой, или «Сутра белого лотоса высшего учения».
Лотос в Китае стал одним из символов буддизма вообще, и говорят, что когда родился Будда вокруг расцвели лотосы. А когда он шел по земле, под ногами распускались цветы – как говорили про Деву Марию и маргаритки.
Еще вариант – лотосы распустились, в ожидании рождения Будды, деревья кланялись его матери, а когда она родила, пошел дождь, но не из воды, а из цветков лотоса. Слуги хотели взять ребенка, но новорожденный Будда сам встал и пошел, и на каждом его шаге под ногами из земли появлялся цветущий лотос. И дальше Будду везде преследует лотосовый дождь, который идет во время важных событий его жизни – когда он первый раз идет в храм, когда встречает первого учителя, когда дает клятву достигнуть просветления и прочее. И после его смерти, когда тело укладывают на погребальный костер, с неба падают лотосы.
Это во всех смыслах – культовое растение, одно из самых почитаемых в мире, пожалуй, и самых значимых.
Индуистские божества часто связаны с лотосом, и лотосами их сравнивают, что бы подчеркнуть чистоту и красоту, называют Кришну лотосооким и прочее.
Лотос – чистота, божественность, совершенство – поскольку говорят, что когда лепестки падают с лотоса, они всегда образуют идеально ровный круг. Сами лепестки ассоциировались с солнечными лучами, и сам лотос – еще и солнечный символ.
Как и Солнце, лотос – центр мироздания. Он вырос из пупка бога Вишну, среди первозданного хаоса, и распустился тысячами лепестков, из которых появилась новая Вселенная.
Похожие ассоциации с лотосом были и у египтян. Они тоже почитали лотос, и рисовали богов с лотосами, и младенец Гор, например, сидит на цветке лотоса – в духе восточных лотосовых тронов. Но лотос для Египта еще и связан с Ра, богом Солнца, так что он снова солнечный цветок. По одной из очень многих версий того, как родился Ра и куда Солнце пропадает ночью, богиня неба Ньюит каждый вечер проглатывает Ра, и каждое утро он рождается снова из лотоса, растущего среди первозданного хаоса.
Роза
Розу тут, разумеется, тоже тут не обошли вниманием. И роза – второй цветок, претендующий на звание любимца богов. Народная легенда рассказывает, как Брахма и Вишну спорили из-за того, какой цветок наилучший – лотос или роза. Сам Брахма – бог, рожденный из лотоса. Лотос вырастает из пупка Вишну, распускается, и из него рождается Брахма. Но Вишну счел, что розы лучше. Он проводил Брахму в свой сад и показал ему розу, которая распустилась и из нее вышла богиня Лакшми. И стала женой Брахмы.
Вообще обычно жена Брахмы – Сарасвати, но Лакшми рассматривается или как его еще одна жена, или как одна из ипостасей самой Сарасвати. А еще она же жена Кришны, Вишну, Рамы, и тут стоит участь, что в реальной мифологии нет единой строгой системы, в ней всегда много версий, в том числе противоречивых. В индийской, где тысячи богов, которые еще и аватары других богов – тем более.
Лакшми, разумеется, тоже рисуется на лотосе, и она – богиня счастья, красоты, благополучия. У среди версий ее появление на свет – рождение из бутона розы, в котором было 108 лепестков. И роза – ее цветок, и вот опять роза возвращается к своему положению любовного цветка.