Гностицизм учит, что мир разделен на две части – духовную, управляемую истинным богом, и материальную, тюрьму для душ, сотворенную злым демиургом, врагом человечества. Порой Творца тут приравнивают к Сатане, а Каин, Иуда или змей-искуситель пользуются почетом и уважением. В этом выпуске – общая суть, понятие «гнозис», три типа людей в гностицизме, гностические мифы и гностические Евангелия.
00:00 вера в знание 05:25 мир – тюрьма, бог – враг 10:13 мир один, а бога два! 18:05 гностический миф 27:13 взгляд с обратной стороны 34:23 три типа людей 35:39 источники знаний о гностицизме 41:07 Евангелие от Фомы и теория двух источников
1 выпуск цикла — 2 выпуск цикла — 3 выпуск цикла
Прошлые обзорные циклы уже были посвящены каббале, христианству, буддизму, и вот теперь очередь дошла до более экзотического учения, повлиявшего на современную оккультную традицию запада. Пора сказать несколько слов про гностицизм. Без тонкостей и деталей, просто создадим общую картину, что же это такое.
Его обычно ассоциируют с христианством и, как правило, считают чем-то старым и давно исчезнувшим, но гностицизм живет, скрываясь в тени, как жил тысячи лет. Его следы и идеи можно найти повсюду, в оккультизме, религиях, в культуре, в сериалах и компьютерных играх, хотя мало кто заметит их и поймет, что это именно гностицизм.
Само слово «гнозис», от которого и происходит название «гностицизм», означает «знание» — но не рациональное, из школы, как «Волга впадает в Каспийское море» и «2*3=6». А внутреннее откровение, мистическое, познание, которое зарождается внутри самого человека. Века со второго слово «гнозис» использовали, говоря об учениях, стремящихся раскрыть внутри человека источник познаний о вселенной, ее судьбе, о роли человека и прочее, но именно слово «Гностицизм» относительно современное, оно получило хождение в конце 19 века, как попытка четко однозначно разделить гностицизм и христианство, которое всегда было с христианством тесно связанно.
Гностики не обязательно именно христиане, но с христианством гностицизм сплетается очень тесно, порой это практически мистическое христианство, которое не ограничивается догматами, а стремится найти свое понимание сути веры, и ранние гностики не называли себя гностиками. Они называли себя христианами, они были христианами – и в раннем христианстве было еще больше мнений и версий, чем есть сейчас, потому и встал уже в 19 веке вопрос о новом названии, что бы отделить гностическое христианство от всего остального христианство.
Но все же гностицизм – это не христианство, а тесно связанно с ним куда более своеобразное учение. И в нем упор делается, среди прочих его особенностей, не на веру, а на гнозис – знание, понимание сути мира. Мистическое понимание! Не вера спасает, и даже не дела, а знание, гнозис. А спасаться есть от чего, поскольку наш мир — тюрьма, и бог в ней – тюремщик. И вот это – главная особенность гностицизма. Бог Творец – это враг людей!
Вообще гностиков было очень много, их взгляды исключительно разнообразны – суть одна, но версий учений бесконечность, чуть ли ни у каждого знаменитого гностика свое. Это им и помешало стать организованной религий и занять свое место в религиозной истории, но основные моменты, которые делают гностицизм гностицизмом, все же всегда одни и те же, и это главное – бог это враг людей.
Точнее, тот бог, о котором говорят монотеистические религии, отце, Яхве, Демиург, Творец, создатель мира, вот он враг. Бог материи! Материальный мир, материальные тела – это тюрьма для душ, и тот, кто создал нас, заточил нас в материи, как в плену и он нам не друг.
В христианстве существует понятие «теодиция» — оправдание бога. Вообще в Ветхом Завете бог не выглядит как источник добра – он ревнив, он требует кровавых жертв, сказано, что запах горящих тел жертвенных животных для него лучшее благовоние.
Он приказал Аврааму убить своего сына, он утопил все живое во время потопа, он заживо сжег жителей Содома и Гоморры – включая невинных младенцев, которые нагрешить еще не успели. О сам про себя говорит:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это».
А еще сказано:
«…так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас»
и
» Не от уст ли Всевышнего происходит и бедствие и благополучие?»
Бог – источник всего, в том числе зла, смерти, боли, болезней, все от бога – и зло тоже от бога.
Но в христианстве бог стал описываться как источник одного только добра, от которого не исходит ничего злого. Но злого в мире полным полно. Если все по воле бога, то цунами, смывшее целый город – по воле бога. Младенцы, в мучениях умирающие от рака – по воле бога. Эпидемии выкашивают миллионы людей, потому что так хочет бог!
И как это совместить с тем, что от бога только добро? Может зло от кого-то еще? Но тогда почему бог ему это разрешает – может бог не всемогущ? Реальность мира, полного страданий, сложно совместить с всемогуществом бога, от которого не исходит ничего злого. Поэтому теодиция пытается как-то это соединить, и объяснить почему в добром мире доброго бога так много зла и страданий.
А гностики не стали выстраивать сложные теории на эту тему, и приняли как факт – все в мире по воле бога, и в мире полно зла. Мир несовершенен, мир полон страданий. Стало быть, таким его создал бог! Бог создал несовершенный злой мир – потому что не захотел сделать его лучше или даже потому, что не смог.
Мир устроен плохо, мир не совершенен, потому что его создал такой же несовершенный бог. Бог не Абсолют, не всемогущий, всезнающий и бесконечно добрый, а просто несовершенное существо, которое не смогло толком сотворить мир.
Но бог должен быть совершенством и Абсолютом! Да, должен – значит это два разных бога. Вот и суть гностицизма – есть истинный бог, чисто духовный, в чисто духовном мире. А есть завистливый подражатель, который сам хотел стать творцом, но не справился – это Демиург, творец нашего несовершенного мира. Он не настоящий бог, он самозванец, и его материальный мир – тюрьма для душ.
Это одна из причин, почему христианство так хорошо сошлось в начале своего пути с гностицизмом – история тут во много рассказывается одна, только разные оценки и разные имена.
Христианство рассказывает про великого бога и про Сатану, мятежника, который против него восстал. И гностицизм рассказывает про великого бога, и про того, кто против него восстал. Но для гностиков тот, кто восстал, тот и сотворил материю, это и был акт мятежа, попытка затмить собой бога. И для них тот, кому молятся в церкви, бог иудаизма, бог христианства – не бог, а враг, создатель мира – не настоящий бог, а мятежник. Просто люди, лишенные гнозиса, знания, этого не понимают, и упорно молятся ему. Некоторые из гностиков прямо утверждают даже, что мир сотворен Сатаной, и тот, кого почитают как бога христиане и иудеи – это именно Сатана и есть.
Или один из ангелов – богу служили ангелы, и один из них и решил притвориться богом и занять его место и сотворил наш мир, что бы было где править и выдавать себя за бога. Имена могут отличаться, но очень часто его называют Иалдабаоф – ложный бог, Демиург, враг людей, принимаемый за высшего бога в силу непонимания людьми сути мира.
Демиург в глазах гностиков движим завистью, а то и ненавистью к Свету и духовности, или просто невежеством. Это характеристика нашего мира – невежество. Тут у гностицизма отличный философский потенциал – был, во всяком случае, и гностицизм мог стать чем-то подобным буддизму, но пошел по пути именно религиозной веры, а не философского развития.
Но есть истинный мир – духовный. А есть материя, полная страданий и невежества. И что бы покинуть материю и вернуться к духу, нужен гнозис, нужно познание мира. Истинный бог – это конечная реальность, но в материи она искажена, замутнена, и человек не видит ее, а когда увидит, то познает, что он не раб плоти, материи, что он – дух среди духа и обретет свободу.
Это как нирвана и сансара – считается, что это нечто принципиально разное, но это одно и то же, что прямо подчеркивается как минимум в буддизме махаяны. Нирвана – это то, какой мир на самом деле, а сансара – это ее искаженное невежеством и ограниченностью человека восприятие. Сансара – это иллюзии, которые скрывают нирвану, если они спадут, то окажется, что нирвану и достигать не надо – вы всегда в ней и были! А до тех пор жизнь человека – страдания и невежество.
Вот так и тут – мы души, свободные и вечные, но мы попали в плен материи, где все – невежество и страдания. Мы перестали осознавать и помнить себя, мы не знаем, кто мы есть и забыли о истинном духовном мире. Мы принимаем материю за реальность, мы принимает ее творца за бога, но гнозис, понимание того, как устроен мир, где в нем место человека, позволит увидеть конечную реальность за иллюзиями, отказаться от ложного бога и обрести свободу.
Гностический трактат «Пэмандр» пишет: «Пускай человек духа познает себя. Тогда он поймет, что он бессмертен, что Эрос – источник смерти, и он познает все».
Эрос – источник смерти, поскольку сексуальность – это способ привлечь живые организмы к размножению, а это новая жизнь в смертных телах, которые рождаются, что бы умереть. Привязанность к циклу рождения и смерти не дает покинуть его, привязанность к жизни в теле не дает стать свободной душой.
Но в каждом человеке есть душа, есть божественная искра, которую надо найти в себе, открыть через самопознание. Познай себя – познай бога в себе – и обрети свободу от материального плена.
Эту идеи гностики предпочли развивать не в философском ключе, или в виде системы практик самопознания, а в виде религиозного учения и мифов. И мифов очень много – как много разновидностей самого гностицизма, но примерна обобщенная суть такова.
Есть плерома – это некая совокупность духовных сил, духовных существ, называемых эонами (не путать с другим понятием «эон», обозначающим историческую эпоху в развитии человечества, это разные эоны). Вот это истинная духовная реальность, это место истинного бога, нам, обитателям материи, неведомого.
Этот бог и создает прочих духовных существ, как свои эманации. Это как младшие боги, ангелы и прочее. Но не все ладно в духовном мире — иные его обитатели отошли далеко от бога и занялись своими делами, а другие наоборот, так стремились к нему, что готовы были лезть без очереди и нарушать порядок устройства мироздания.
София, последняя в числе эонов, как раз и нарушила порядок. Она так возжелала познать величие бога и уподобиться ему, что и сама родила, создала, новое существо, как создавал он. Но София – не он, и она породила лишь несовершенного Демиурга, который и сотворил материальный мир. Или София породила Ахамот, которая создала Демиурга, который создал материальный мир. Демиург стал неудачной попыткой Софии проявить себя, он не принадлежал к совершенному духовному миру, а потому был несовершенством и злом, и сам он тоже проявил себя, как и София, создавая что-то еще более несовершенное – материю.
В любом случае он был создан, как несовершенное творение, отрезанное от истинного духовного мира, лишенное связи с плеромой. В материальном мире был сотворен человек, а в человеке заточена душа, кусочек этого истинного духовного мира. Точнее, дух – тело человека несовершенно, оно более страдает как все в мире, и душа его (Психе), способная перерождаться в новых телах, ничуть не лучше. А вот дух – Пневма – это уже именно тот остаток божественного, духовного и светлого, что заключен в человеке, и стремится избавиться от зла, что бы покинуть материальный плен.
Но Демиург, который не знает о плероме и своем происхождении или просто не хочет ничего знать, считает сам себя настоящим богом. Он принуждает людей верить в него, убеждает людей, что нет иного бога, кроме него.
Он создает архонтов – космических управляющих, которые следят за делами материального мира. Они связаны с планетами, со знаками Зодиака, это космический порядок, и сам Демиург может быть одним из них, в том числе ассоциироваться с планетой Сатурн.
Архонты следят и за законами природы, и за соблюдениям заповедей – и религия поклонения Демиургу, ее пророки, ее заповеди, все это дано самим Демиургом и все это его инструменты порабощения людей. Архангелы Михаэль, Рафаэль, Габриэль – для гностиков это все именно архонты, наместники тюремщика – демиурга.
Архонтов в каких учениях прямо называют слугами Сатаны, в каких-то сам Демиург, верховный Архонт, не столько злой, сколько искренне заблуждающийся и не понимающий, что не он настоящий бог (и его сын должен будет ему об этом напомнить), в каких-то от Адама до Моисея царил один верховный Архонт, а потом его заменил другой, который дал Моисею заповеди – еще один инструмент порабощения человека.
Архонты еще более несовершенны, чем их создатель, они как тени от эонов, живущих в плероме, они слабы, невежественны, они не помнят о своем происхождении и сами не знают о духовном мире. Но каждый уверен, что он – великий и могучий и все должны поклоняться ему, так что Архонты еще и враждуют между собой.
В них уже нет света, который был в плероме, так что на их фоне Демиург выглядит великим богом – он хотя бы соприкасался с этим светом.
Они от света уже куда дальше, а человек еще дальше – по сути, творение мира тут идет как сплошное вырождение и деградация. Кстати, так и в каббале – творение мира это процесс, в котором духовный свет опускается все ниже, вырождается и теряет связи со своим источником, пока не станет материей, но в человеке остается божественная искра света. Нисхождение света в материальный мир, присутствие в ней искр духа, которые надо очистить, найти, спасти – это гностическая идея, и это каббалистическая идея в равной мере.
София или сама оказалась в плену материи, вместе с людьми, или осталась, что бы распространять знание о духовном мире и спасении, что бы исправить то зло, которое причинила родив Демиурга, или живет где-то на границе миров, духовного и материального, и однажды Сын явится в мир, что бы спасти его от демиурга и спасти Софию вместе с ним.
Собственно Сын – это Иисус, как вариант, посланец истинного бога, к демиургу не имеющий никакого отношения, и обычно это один из посланцев, а не единственный. Гностики тут постоянно переосмысливают христианские истории, из-за того, что считают Демиурга не объектом поклонения, а злом, они пересмысливают привычные сюжеты, смотрят на них с обратной стороны.
Поэтому змей искуситель, давший людям познание добра и зла — это очень положительный персонаж, например, он именно что дал людям знание! Он помог посметь не подчиниться злому богу, нарушить его правила, дал шанс понять, что мир – это зло, и бог – это зло, и надо искать духовное спасение, отказываясь от следования за богом и его заповедями. Про змея говорят, что он бы мудрее всех в раю, и сказал Еве, что когда она попробует запретный плод, то глаза ее ума откроются, люди смогу познать мир.
Или, как вариант Каин – это почитаемый человек, преследуемый Демиургом. Каин был порождением высшего духовного мира, Авель — верным слугой низменного Демиурга, а совершив убийство Каин дал шанс людям отвергнуть жизнь в материи, отвергнуть тела, отвергнуть физическое выживание ради духовного.
Так же почитаемым персонажем может быть Иуда – он избранный из числа апостолов, доверенное лицо Иисуса, и только он знал правду: Иисус должен умереть, что бы выполнить свою миссию, а потому кто-то должен отправить его на казнь. Его сочли предателем, но на самом деле именно он гарантировал, что миссия Иисуса завершится успешно. Иуда выдает его палачам именно поэтому – без казни все теряет смысл, и сделал он это по указаниям самого Иисуса. Через смерть Иисуса была освобождена его божественная искра, она отделилась от материи, и Иисус смог вернуться в духовный мир.
Хотя бывало и иное толкование Иуды – говорили и что он сам был великим знатоком и мастером, посвященным высшего уровня, и видел, как Иисус слишком активно раздает тайные знания людям. И отправил его на смерть, что бы прекратить разглашение секретной духовной информации непосвященным.
Человеческое тело – материальная тюрьма, но дух человека связан с плеромой, стремится вернуться в нее. Как Иисус говорит «Царство божье внутри вас!». Все заключено внутри, надо просто найти это.
Но самому найти не так просто, поэтому в наш мир приходят учителя, такие как Иисус, пророк Мани (основатель манихейства) или Сиф, третий сын Адама, а также Заратуштра, Будда и другие учителя человечества. Они посланники света и настоящего бога, они приносят людям знания, которые пробудят души от сна и дадут спасение, если, конечно, сам человек на это еще способен.
Но поскольку гностицизм прежде всего сплетался именно с христианством, то прежде всего это Иисус. Он сын божий – но он сын настоящего бога, и к Яхве не имеет отношения. И проповеди его тоже — он говорит о боге, а не о Яхве, не о творце мира. Отец Иисус и Иегова для гностика радикально разные персонажи.
А раз христианство и Иисус – то в гностицизме полным полно своих Евангелий, а так же свои Апокалипсисы, Деяния Апостолов и прочее.
Евангелие от Фомы еще вспомним, Евангелие от евреев, известное со 2 века, как и канонические четыре Евангелия, а еще евангелия от 12 апостолов, от египтян, от Марии, от Иуды, Петра, Никодима, Варфоломея, Филиппа, Варнавы, Протоевангелие Иакова, и чего только нет.
И тут не стоит вопрос так, что все это вранье и подделки — как минимум часть этих евангелий написаны в то же время, что и канонические, а то и раньше, и еще будем говорить, но гностические Евангелия вполне могут быть одним из источников, по которым написаны Евангелия канонизированные.
Иисус тут выступает в роли посредника между материальным и духовны миром. Он сам говорит «Никто не придет к Отцу иначе, как через меня» — и с позиции гностической это значит именно, что он принес знания и через его учение можно прийти к его Отцу – к настоящему богу. А для этого надо, в том числе, отвергнуть привычную веру в привычного бога создателя. То есть с позиции гностицизма надо отказаться от того, что мы сейчас называет христианством и от поклонения христианскому богу, что бы последовать за Иисусом и прийти к его отцу.
Некоторые гностики считали его именно учителем, человеком, который указывает путь и спасает от власти злого бога. Другие шли дальше, считая, что он не был человеком, он — божественный дух, сошедший на землю, высшее существо, посланец плеромы, а его человеческая жизнь, смерть, распятие, его тело – это все просто иллюзия.
Но не все это понимают, потому как не все люди от рождения равны. Есть три типа людей:
Гилики – телесные люди, способные только к поверхностному пониманию сути учения. Знают, что есть какой-то там бог, но не понимают, кто он. Слышали об Иисусе, но не поняли суть его учения. Они не стремятся к спасению, и им не спастись.
Психики – душевные люди, которые сами не могут постигнуть гнозис, но могут научиться. Им можно открыть суть, научить, показать, и вот тогда, через учителей, они поймут, примут и будут спасены.
Пневматики — наиболее развитые духовно люди, которые способны познать гнозис самостоятельно. Это знание сохранилось у них внутри, в них сильна божественная искра, и они могут без учителей обрести знание в самих себе.
Но таких людей мало, большей части людей нужны учителя, потому и пришел Иисус. И учил не всех, а тех, кто способен понять, так что истинная его проповедь была устной и предназначалась для узкого круга посвященных, и в текстах она не записана.
Евангелия
Хотя текстов хватает, на самом деле. Теперь хватает — можно так сказать. В прошлые века гностических текстов в оригинале было немного. «Пистис София», например – текст примерно 2 века, известный в виде перевода (оригинал утерян) и известный с 18 века. Это запись разговора Иисуса с его учениками, причем согласно тексту, Иисус еще 11 лет после распятия и воскрешения успешно жил среди людей и проповедовал.
Вот там рассказывается про Софию, про то, что Иисус пришел спасти ее от материального плена, о ее духовном восхождении и возвращении в ряды эонов и так далее.
Но это единичные тексты, а основной источник знаний о гностицизме на протяжении многих веков – это христианские разоблачения ересей. Гностицизм начался как связанный с христианством очень тесно, гностики, собственно, и были разновидностью ранних христиан, но по мере того, как христианство крепло и принимало свои догматы, все больше выявлялось различий у него с гностицизмом, так что веке в 4 с ним уже жестко боролись.
Победить его не удалось, он появлялся снова и снова, в том числе и в наши дни, но уничтожение его было близко, а все гностические идеи последовательно, одна за другой, были объявлены ересями. И вот авторы книг, критикующих ереси, сохранили в этих критических работах, в том числе, и учение гностицизма.
Прежде всего это Ириней Лионский, который в конце 2 века в книге «О том, как определить и уничтожить так называемое Знание», которую обычно называют просто «Против ересей», последовательно критиковал именно гностиков, рассказывал об их вере, что бы опровергнуть ее. В его время гностицизм еще процветал открыто, и он, как потом окажется, рассказал о нем очень точно.
Но в 4 веке дела у гностиков пошли совсем плохо, и некто, нам не ведомый, попытался спасти учение, спрятав библиотеку гностических текстов. Всего это 52 текста 1-3 веков, на разных языках, и спрятать их пришлось, скорее всего, после приказа александрийского архиепископа Афанасия уничтожить все книги, которые расходятся во мнении с мнением церкви тех лет.
В 1945, в Египте, два брата-египтянина копали шахту, и нашли большой запечатанный кувшин. Но не с монетами или еще чем-то таким, чего обычно ждут от клада, а с кучей старых полуистлевших пергаментов. Их назвали Библиотекой Наг-Хаммади – и это стало великим прорывом в изучении гностицизма, изложением его не от критиков, стремящихся все опровергнуть, а от самих гностиков. Тексты библиотеки – гностицизм в оригинале, описание учения, ритуалов, проповеди и прочее.
Среди них – Евангелие Истины, Евангелие от египтян, от Филиппа, Апокалипсисы от Павла, Иакова, Адама, Деяния Петра, Послание Петра Филиппу, где Петр (или кто-то от имени Петра) пишет о эонах и плероме, и много что еще. И это не поздние сочинения! Существует Тибетское Евангелие, например, ставшее основой историй про то, как Иисус в Индию ходил – но его написали только в 19 веке. А эти тексты – сверстники канонических Евангелий.
И звезда Библиотеки – это евангелие от Фомы. Тут главное не перепутать Евангелие от Фомы – гностическое, и написанное в конце 1 – начале 2 веков, и Евангелие детства от Фомы, написанное через века, и посвященное описанию чудес, которые совершал Иисус в детстве, это совершенно разные тексты.
Евангелие от Фомы не написано как история с сюжетом, там нет рассказов о том, как Иисус родился, жил и умер, это запись его изречений и ответов на вопросы. Причем самое старое реально существующее хотя бы фрагментарно каноническое Евангелие написано во 2 веке, и крайне сомнительно, что их реально записали на сто лет раньше личные ученики Иисуса. Одна из стандартных и широко распространенных теорий происхождения Евангелий – это теория двух источников.
Еще в 19 веке сравнительный анализ Евангелий позволил прийти к выводу, что первым было написано Евангелие от Марка, которым потом пользовались авторы остальных. Но его одного недостаточно – должен быть второй источник, названный условно «рукопись Q» — какой-то сборник высказываний и цитат Иисуса, которых нет у Марка, но которые вошли в другие Евангелия.
Этот источник оставался теорией, пока не было открыто Евангелие от Фомы – и теперь можно предположить, что именно оно и есть та самая загадочная рукопись. То есть Евангелие от Марка соединяется с гностическим Евангелием от Фомы, и от них происходят все прочие Евангелия, в начале 2 века. Но от Фомы, как гностическое, позже отказались признавать и объявили апокрифом.
И там он говорит – «царство божье внутри вас и вне вас» — в канонических евангелиях есть почти такая же фраза, но без слов «вне вас».
Он учит важности познания себя: «Когда вы познаете себя, тогда вы узнаете, что вы — дети Отца Живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность. Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то — тьма».
Иисус спрашивает, что о нем думают ученики – такая сцена есть и в канонических трекстах, и там Петр называет его богом, а здесь Петр говорит, что он похож на ангела, Матфей – что он похож на мудреца, а Фома – что он то, что Фома не смеет назвать. Тогда Иисус отвечает, что именно Фома «напился из источника» и отводит его в сторону, сказав три тайных слова своего учения. Фома не смеет их сообщить даже другим апостолам – иначе огонь сойдет на них и погубит. Теперь Фома – хранитель тайной устной передачи, которую он лично передаст своим ученикам, он носитель настоящего – устного и гностического – учения Иисуса.
Но в постепенно сформировавшийся библейский канон в итоге не вошло ничего гностического, а сам гностицизм породил так много версий, мнений и точек зрения, что уцелеть как единое учение просто оказался не способен.