История алхимии, часть первая

Первая часть разговора об алхимии – ее древняя история, алхимия Египта, арабских стран, средневековой Европы до Парацельса и Фламеля.
Алхимия в современном мире остается одном из немногих действительно тайных оккультных учений. Она все еще существует, хотя многие считают, что она исчезла в далеком прошлом. Она не раскрывает своих секретов. Она требует безграничного терпения и преданности. И она – не примитивное подобие химии, не медитации и не психология. Алхимия – оккультное искусство воздействия на материю духовной силой, а ее инструмент – колбы и печи. И пока алхимик меняет материю, он меняет самого себя.

00:00 тайное знание 10:52 египетская и александрийская алхимия 18:00 Мария Еврейка – химические технологии 20:22 Зосима — алхимическая духовность 23:20 Псевдодемокрит – философский камень. Цвета Великого Делания 28:10  арабская алхимия. Мумия на обед 32:45 ртутно–серная теория. 34:30 эволюция металлов 38:31 алхимия приходит в Европу 43:36 в поисках сурьмы и жидкого золота 50:59 суфлеры и алхимики 54:38 алхимия в картинках 01:01:00 Парацельс 01:01:46 Фламель и Келли

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ ТУТ

В мире  тайных знаний тайны давно не в почете. Все, что когда-то оставляло страшные секреты секретных обществ, предается огласке так широко, как никогда раньше, и это касается не только западного оккультизма, но и всего мира. Реально закрытых и малодоступных учений в оккультном мире осталось очень мало. Но алхимия – именно такое учение, и она всегда была тайной, передаваемой от учителя к ученику и излагаемой крайне невнятно и запутанно, аллегорически, так, что изложение могло дать намек, послужить напоминанием, но не раскрыть секретов.

И вот что важно – алхимия это алхимия. Это слово тут будет означать исключительно настоящую западную алхимию, которая есть ничто иное, как оккультное искусство воздействия на вещество и материю.

То есть речи не идет о внутренней алхимии, даосской алхимии, и прочее – речи не идет о медитациях и энергетических практиках, описываемых в терминах алхимии. Медитации – не алхимия.

И тем более речь не идет о психологии, оформленной в алхимические картинки. Юнг находил в алхимических изображениях символы коллективного бессознательного, использовал термины алхимии – нигредо, рубедо и прочее – но психология это психология. Это не алхимия и о  психологии, даже стилизованной под алхимию, речь не идет, ни в коем случае. Это не алхимия!

Алхимия есть только там, где печи и реторты, не существует алхимии не связанной с реальными веществами (или растениями), с нагревами и перегонками, огнем, колбами и прочее. Не касаясь всего этого можно изучать алхимию с позиции истории, символики или академического интереса, но тот, кто не работает с веществами – не алхимик.

Пытаться ограничить алхимию внутренним миром человека – это все равно, что читать о ритуалах и рассуждать об их значении, вместо того, что бы их проводить; все равно, что рассказывать о картах Таро, их происхождении, видах, символах, не взяв ни разу в руки колоду и не сделав ни одного расклада; все равно, что изучать боевые искусства в теории, без тренировок или учиться играть на скрипке без скрипки, просто читая ноты и рассуждая о музыке. Короче, алхимия без лаборатории — это профанация, так не бывает.

Но и лаборатория – это не все! Алхимия – не просто древний предок химии и куча экспериментов с веществами, поставленных наугад, позволив открыть фосфор и поучить соляную кислоту.  Алхимия с химией соотносится так же, как астрология с астрономией – корни одни, но это совершенно разные вещи.

Просто смешав и нагрев вещества по рецепту, человек не сделает алхимическую операцию. Просто растерев растения и залив спиртом он получит настойку, как фармацевт, но это еще не спагирия (алхимия растительного царства). Алхимия – не просто лабораторные опыты, а именно оккультная дисциплина,  одно из многих, она стоит в одном ряду с астрологией и магическими ритуалами, тесно с ними связана.

Алхимия – именно форма духовной и оккультной работы, в которой вещества и лабораторные процессы – такой же инструмент, как ритуалы церемониального мага – теурга, или медитации буддиста.

Умозрительная алхимия, лишенная связи с реальной лабораторией – не алхимия.  Но просто механические лабораторные опыты, оторванные от оккультной и духовной составляющей алхимии – не алхимия.

Так что алхимия   — это чисто оккультная наука, которая ставит своей целью воздействие оккультными силами на материю, и поучение обратной связи —  трансформация материи трансформирует душу алхимика, его самого. Стремясь очистить вещества, он очищает себя, стремясь получить золото, совершеннейший металл, он совершенствует себя. Парацельс говорил, что тот, кто не преобразовался сам, не сможет преобразовать ничего.

Так что алхимия без лаборатории – это мудрствование, лишенное метода, инструментов, а алхимия, которую пытаются оторвать от оккультных корней – это механических процесс, лишенный сути и смысла.

Поэтому, кстати, крайне сомнительным представляются попытки торговать на рынке отштампованными на заводском конвейере якобы алхимическими и спагирическими лекарствами, как делают иные фирмы еще с прошлого века. Это не производство – это штучный духовный процесс, где успех прямо зависит от оператора, где трансформация металлов неразрывно связанная с развитием и трансформацией алхимика.

Хотя так было не всегда – и первоначальная алхимия скорее интересовалась поддельным золотом, не более того.

Но сперва надо пояснить  термины уже упомянутые – алхимия, спагирия, да и иатрохимия. Алхимия – это вот все это целиком, или в более узком смысле – работа с минеральным царством, с металлами, прежде всего. И первая – но не единственная  — цель тут состоит в получении золота, совершеннейшего из металлов. Вообще, в самом общем случае можно сказать, что цель алхимии – это достижение совершенства.

Парацельс начал использовать алхимию для получения лекарств, это стало началом поиска синтетических лекарственных средств и иатрохимией. Если алхимия многое дала химии, металлургии, получению красок и прочее, но иатрохимия – дальний предок фармакологии.

А спагирия – это алхимические работы с использованием растений. Это самое простое и доступное и то, с чего стоит начинать, готовясь к более серьезным опытам. Цель тут так же может связываться с получением лекарств, скажем так – альтернативной медицины.

И если вы читали что-то по истории алхимии, то наверняка видели тенденцию – рассказывается про античность, средние века, про 17-18 век (а 17 век – это пожалуй пик алхимии), а потом вроде как все угасло, началась химия, физики начали преобразовывать металлы своими путями и вроде как все кончилось.

Так вот  — это и близко не правда. Алхимия никуда не ушла, она практиковалась и в 18 веке, и в 19 и в 20, и не исчезла по сей день. Это реально тайное знание, скрытое,  специфическое, и крайне мало тех, кто с ним связан. Потому как нужен учитель, а не книжки, и нужно реально быть готовым посвятить этому жизнь, учитывая, что даже простые процессы могут занимать месяцы, а серьезная работа – многие годы. Но алхимия и алхимики никуда не исчезли и успешно существуют в мире прямо сейчас.

И что примечательно, в новейшей оккультной истории, времен Ордена Золотой Зари и прочее, самая популярная мирская профессия адептов не связанная с творчеством – много писателей, художников и поэтов, а вот это если не считать, то самое частое и популярное, пожалуй – это химик. А химику и до алхимика не далеко.

Но началось все очень давно и с совсем иным подходом к делу. А вот когда и где точно – сказать никто не сможет. И после моды на древний Египет, охватившей Европу в 18 веке  и Таро и магию и даже масонов стали связывать с древним Египтом. Все называли египетским! Но вот у алхимии древние корни и правда египетские. Самые старые известные алхимические тексты Египта – это конец прошлой эры. Это странное время, Египет тогда был завоеван, им правила то греки, то римляне, их культуры смешались и дали нам греко-египетскую  магию, алхимию и прочее, на стыке культур.

Но начало тут именно египетское. Египтяне ставили эксперименты с веществами, металлургией, делали стекло – в том числе прозрачное, которое красили и делали поддельные драгоценные камни. Хотя смотрелись они не хуже настоящих, а если не видно разницы, зачем платить больше?

Делали мумии – что очень странно и неадекватно повернется в дальнейшей истории, а пока требовало знания о приготовлении бальзамирующих составов.

И почитали золото!

Пока той алхимии, о которой вообще идет речь, оккультной европейской, тут и близко нет, но есть культ золота – и не просто как редкого и дорого металла, а как своего рода святыни. Золото – совершеннейший металл и само воплощение совершенства. Золото – это как земное воплощение Солнца, как застывшая божественная сила, оно не портится и не ржавеет, словно несет в себе бессмертие. Золото добывается из черных глубин земли, где все гниет,  и так же душа человека восстанет после смерти из сгнившего тела.

И центр культуры и науки того времени – город Александрия  в Египте. Город, где египетские представления сплавлялись с греческими. Так что греки вносят свой вклад. К египетским воззрениям и технологиям добавляется обширная философия и теория, для начала —  идеи Эмпедокла о четырех Стихиях. Огонь, Вода, Воздух и Земля, все состоит из них. Сами Стихии друг в друга не переходят, но их сочетания образуют все вещества. Поэтому получается, что можно разделить на эти элементы, собрать снова, с другими пропорциями – и получить новое вещество, новый металл!

Аристотель считал, что ртуть – основа всех металлов и что все они могут быть получены из нее, и это тоже станет частью будущей теории алхимии.

В этот же котел добавлялись новые греческие теории, неоплатонизм, гностицизм, герметизм, все смешивалось, сплавлялось – и становилось частью воззрений алхимии, в том числе.

Появляются сборники алхимических рецептов, вроде Лейденского папируса, сборника рецептов, пока еще очень практичных, посвященных краскам, металлургии, синтезу разных веществ и прочее. И вот это уже написано специфическим языком – понятно, что нет еще химической номенклатуры и прочее, и как только не называют процессы и компоненты, но уже тут появился фирменный стиль – компоненты в стиле сперма льва, кровь змеи и прочее.

Это способ скрыть настоящие компоненты от непосвященных, прежде всего, что бы кому не положено,  не мог украсть рецепт и сделать все сам. Это книги рецептов для своих, обученных и допущенных  — можно сказать для служебного пользования.

И это  сохранится в веках – спустя тысячи лет в рецептах будут писать про серу и ртуть, которые вовсе не сера и не ртуть, про белый цветок, менструм, кровь, мочу молоко – и это все химические вещества, а не цветы или молоко.  Будут в рецептах желчь мангуста и графа, или пепел василиска – и все это всегда лишь шифр, за которым автор скрыл от непосвященных настоящие компоненты рецепта.

Потому что рецепты и книги не писались для того, что бы всех научить – они могли на что-то указать, могли сделать рекламу самому алхимику, не раскрывая его тайн, могли служить учебником и шпаргалкой для его учеников, что бы они не забыли что к чему. Но они никогда не были учебниками и не стремились написать все открыто, что бы каждый прочел, научился и сделал.

Нет в истории ни единой книги, где бы была бы инструкция по получению философского камня, такая, что бы прочитал и все сделал сразу.

Эта греко-египетская алхимия уже дала миру своих звезд. Хотя большая часть текстов – работы неизвестных авторов, имена которых ничего не значат – их писали от имени великих людей прошлого, есть текст, написанный якобы Клеоптарой, и прочее.

Мария Еврейка или Мария Коптская – еще один неведомый автор, и вообще не факт, что Мария, что еврейка или что вообще женщина. Но она явно причастна к александрийской алхимии и описала либо изобрела водяную баню и прочие сперва алхимические, а потом и просто химические методы и процессы, применяемые  и в наши дни.

Важнейший человек – еще один алхимик Александрии Зосима Панополит.

Это век 2-3, и это он придумал слово «химия». Не алхимия – а просто химия.  Точнее «хемейя» – и это у Зосимы означает трансмутацию металлов, превращение их в золото. И вот Зосима уже счел, что трансформация металлов связана с трансформацией души. Очищая металлы от примесей и совершенствуя их до уровня золота, алхимик очищает себя и совершенствует себя до уровня бога.

Работа с металлами – это ритуал, священнодействие. Свинец растворяется в кислоте, умирая и становясь черным осадком. Его нагревают, пары поднимаются вверх, словно его покидает душа, и оседают обратно. Постепенно получается чисто черная масса  — это первоматерия, то, из чего сделан мир. Ее надо очистить – и ее цвет изменится, станет белым, потом красным, это воскрешение металла. В нем теперь есть  душа. Алхимик – как миниатюрное подобие бога, который из неживой материи и смерти, получает воскрешение и дух живой.

И  как металл  освобождается от нечистоты и становится золотом, так алхимик  освобождается  от всего – даже от власти демиурга. Тут нотки гностических учений прослеживаются, в которых считалось (да и сейчас считается), что демиург, бог-творец, вовсе не отец, и не друг людям, а тюремщик, который запер души в плену материи, лишив их духовной жизни. Он враг и если преодолеть его власть, то душа вернется к настоящей духовной жизни.

И вот металл из разложения и  черноты, восстает и обретает совершенство. Души упали в материю – а тут алхимик отыгрывает  все в обратную сторону, из черной материи – к совершенству, к духу. И это как ритуал, который меняет душу алхимика.

Ямвлих, еще один знаменитый деятель древнего оккультизма, считал, что к возвышению души ведут магические ритуалы – это теургия, где магия совершенствует душу и ведет человека к обожествлению. То же самое в алхимии делает долгая работа алхимика с металлами. И завершение процесса означает, что он сам очищен и совершенен.

Еще одна звезда — Псевдо-Демокрит (называемый так потому, что его работы считались сначала работами Демокрита), который писал в 1 веке об алхимии, и о котором ходила легенда, что алхимии он обучился у покойника, он призвал из царства Аида душу умершего учителя алхимии, и тот преподал ему уроки.

У него вполне прямо сказано, что трансформацию металлов должен обеспечить философский камень. Алхимики вообще все называют «философским» самое модное у них слово. Так что алхимик не прямо делает золото – он делает камень. А камень делает золото. Хотя это не камень, а порошок, но это об позже.

И он описывает классические стадии этого процесса, процесса Великого Делания, по их цветам. Это будет меняться, временами, но полностью сохранится все следующие тысячи лет. Первая стадия – черная, когда все к колбе умерло и сгнило, исходные компоненты разрушены. Далее все белеет, потом желтеет и наконец краснеет. Красная стадия – это завершение работы. Это цвета запомним, они будут важны постоянно.

И он так же видит целью алхимии не просто изменение металлов, но трансформацию души. Все, что вверху, подобно тому, что внизу. Связаны духовное и материальное, небесное и земное – принцип подобия, важнейший в западной магии.

Но в магии это работает сверху вниз – для талисмана Венеры понадобится связанная с Венерой медь и розовое масло, например, а для работы Марса – железо. А в алхимии получилось наоборот – влияя на металлы, на материю, алхимик влияет на связанные с ней духовные аспекты – в том числе свою душу. Вот почему все это ну никак не свести к чисто лабораторным опытом, и алхимия, оторванная от оккультной школы – профанация.

Но когда духовные идеи повязаны на золоте, золото быстро становится важнее, и алхимия с ее идеями трансмутации, быстро стала интересовать людей как способ обогащения. Хотя считается, что на трансмутацию может вся жизнь уйти, так что заработать деньги проще обычным путем – но такой проблемы нет у императоров и правителей, которые могут нанять алхимиков или заставить их работать, что бы однажды пополнить казну искусственным золотом. Так что одних власть имущих тема начинает очень интересовать

А других очень пугать – а что если кто-то  и правда начнет выпекать золото, как пирожки? Инфляция, крах экономики! Или, как  минимум, поддельное золото в огромных количествах!  И другие правители начинают запрещать алхимию и уничтожать алхимические книги.

Она приходит в Византию, где становится более религиозной, смешивается с христианством, трансмутацию, получение золота, связывают с образом воскрешения мертвых после страшного суда. Движущей силой трансмутации начинают называть волю божью.

Но центр науки и культуры смещается и уходит в арабские страны. На века они становятся мировым сосредоточением науки, математики, химии, астрономии, принимая эстафету античной цивилизации.

Арабы верили, что в Египте полно сокровищ и под каждым кустом зарыто золото. Что пирамиды набиты золотом. Веке в 9  кладоискатели становятся официальной профессией, работают по лицензии, платят налоги, отыскивая золото Египта, а казна арабов сильно зависит от найденных ими сокровищ. Используется лозоходство, геомантия, всяческие гадания, направленные на поиск сокровищ, проводятся магические ритуалы, которые должны помочь найти золото.

Но вместе с золотой они ищут и тайные знания древних жрецов и фараонов. Египет считается родиной астрономии, алхимии, медицины, магии – стало быть, там должно быть много скрытых знаний по этим темам!

Арабы находят и переводят тексты египтян и греков, изучают античных философов, и, конечно, алхимию. Тут она обретает новую силу! И тут она не столько духовная, сколько прагматичная, снова во главу всего ставятся вопросы получения (хотя, конечно, скорее лишь имитации) золота, драгоценных камней и прочее.

Вот слово «алхимия» — уже арабское, это все то же «хемейя»,  но с добавлением на арабский манер артикля «аль». Это определенный артикль – как The в английском.

И если золото считалось воплощением совершенства и бессмертия уже в Египте, то алхимики, как стремящиеся получить золото, не могли не заинтересоваться вопросом самого бессмертия. И вот тут казус – арабы находят мумий, неразлагающиеся тела, забальзамированных для будущего воскрешения, и начинают в них видеть средство победить  смерть. Если бальзамирующий состав предохраняет от порчи мумий, то почему бы им не предохраниться от порчи тела самому? Это ли не лекарство?

Мысль, что египтяне сами почему-то эту дрянь не пили, а только на трупы мазали, в голову не пришла, и бальзамирующий состав с мумий, так же названный «мимией» еще Авиценна начал советовать принимать как чудо-лекарство от всего подряд. Считалось, что в бальзамирующей жидкости с мумии есть еще и магическая сила. И жидкость называли мумией, как и саму мумию – так что казус состоит в том, что пошел слух о лечебной и волшебной силе мумии. И люди начали пытаться есть кусочки мумий – буквально, отрывать от египетских мумий частики и глотать как лекарство!

Мумии стали ходовым товаром, а среди иудеев того времени даже встал вопрос о кошерности мумий. Может ли иудей есть мумию?  Последний раз люди ели мумий где-то аж еще в 19 веке.

Но это в сторону, а именно алхимия  арабов – это еще одно знаменитое имя: Гебер, он же Абу Муса Джабир ибн Хайян аль-Азди.

Он очень важен, потому что именно он создает следующий важнейший компонент теории, о котором еще будем говорить подробно – ртутно-серную теорию Ее еще разберем, но пока скажу, что ртуть и сера – вовсе не ртуть и сера, не желтый порошок и жидкий металл, а философские принципы. Как четыре Стихии – Огонь, Вода, Воздух, Земля, так и ртуть и сера. Это два алхимических первоначала, активное и пассивное, как Ян и Инь. Позже,  намного позже, к ним добавиться третье, соль.

А пока это важные именно в алхимии первопринципы – активное начало мира, воплощаемое философской серой, и пассивное, воплощаемое философской ртутью. С ними и работает алхимик. Он  разделяет материю, выделяя из нее принципы серы и ртути, очищает их, смешивает в новом сочетании и получает новое вещество!

Сера – активная, сухая, устойчивая, горячая, ртуть – пассивная, холодная, подвижная, влажная. Твердость – качество от серы, плавкость – от ртути. Цвет идет от серы, а блеск – от ртути.

И он же ввел идею эволюции металлов. По сути, вся алхимия с тех пор стоит на идее эволюции, но не просто биологической, а охватывающей, в том числе, минералы. С подачи Гебера  возникла идея, что все металлы – это недоделанное, не созревшее, не совершенное золото.

Некие сухие испарения земли, собираясь в ее глубинах, образую принцип серы, влажные – ртути. Из их сочетания рождается металл. И он начинает зреть, развиваться, совершенствоваться, постепенно созревая до золото. Золото – как спелый плод, а другие металлы – не спелые. Они развиваются, достигая золота, или что-то идет не так, развитие останавливается, и они остаются свинцом, железом, медью…

Позже выдвигалась теория, что это цикличный процесс – металлы эволюционируют до золота, а потом снова падают вниз, превращаясь в обычные металлы. И вся алхимия стоит на идее подражания природе. Если из серы и ртути в природе рождаются металлы и медленно эволюционируют до золота, до задача алхимика сделать тоже самое, но в тысячи раз быстрее, ускорить эволюцию, и свинец, естественным путем, превратится в золото!

То есть цель – ускорение эволюции для достижения совершенства.

Гебер же задался вопросом возникновения жизни – как это вот ничего не было, и вот на те – что-то живое появилось? По той же логике, можно имитировать в ускоренном виде  и этот процесс, и создать живое существо из неживой материи.

От его имени написано много книг, большую часть которых он явно не писал – хотя бы потому, что в них рассказывается про третье начало, соль, которого тогда еще не знали. Но в одной из таких как бы его книг от его имени озвучивается идея, что путь достижения совершенства не доступен тем, кто сам его лишен, и результат работы алхимика связан с  ним самим. И если алхимик телом не совершенен – у него нет ноги, например, или он слеп на один глаз – то он не сможет превратить металлы в золото.

Примерно в это же время именно классическая алхимия, лабораторная, на всех принципах основанная, распространяется в Индии. В 13  веке Марко Поло писал, что индийцы делают серу и ртуть и пьют их как лекарство – имеются ввиду, конечно же, алхимические принципы, взятые у арабов. Появляется классическая алхимия и в Китае, но все же в Азии это больше уходит в сторону внутренней алхимии – то есть энергетических практик, медитаций, направленных на работу с энергиями тела.

А вот в Европу алхимия приходит от арабов.

На самом деле все наследие греческое и египетской цивилизации не пришло прямо – он сделало крюк и пришло через арабов.

Испания 12 века  — это точка соприкосновения культур, как когда-то Александрия. Здесь сталкивается европейская христианская культура, иудаизм,  сюда же приходит арабское влияние.

12-13 век, Испания – это, можно сказать, первое оккультное возрождение Европы, испанское. Магия, алхимия, инквизиция – все это ассоциируется со средними веками, как самым темным временем, насквозь пропитанным колдовством и борьбой с ним, но на самом деле Средние Века – это примерно века с 6, и они совершенно не увлекались всем этим, а христианская церковь вообще отрицала существование ведьм. В это время магия и прочее живет у арабов.

И вот только позднее относительно века средневековья, как раз века с 12 – это соединение того, что породила Европа с тем, что пришло из арабских стран, в том числе взятое ими у античности. 12-13 век – вот тут начинается мощное распространение магии, алхимии, геомантии, астрологии, тут начинает записываться и распространятся, в том числе и среди христиан, каббала. Вот тут все это началось и захватило Европу!

В том числе – алхимия, сразу в готовом виде, с теорией и лабораторными методами. И в Европе она снова становится более оккультной и духовной, и начинает стремительно развиваться, идя к пику своего торжества. До того в Европе знали рецепты металлургии, изготовления краски и прочее, но не алхимию как таковую.

1144 год – Роберто Честерский переводит в Испании арабский трактат «Книга о составе алхимии» — и начинается ее распространение. И появляется череда своих алхимиков – светил, уже в среде христиан.

13 век — Роджер Бэкон, поставивший вопрос о двух алхимиях – духовной и лабораторной, и первый человек про которого стали рассказывать, что у него дома живет ожившая голова статуи, умеющая говорить. В наши дни это кажется каким-то роботом, механическим устройством – но это рассказ о якобы открытом им секрете гомункулуса, искусственного живого существа. Вроде как он нашел секрет алхимической жизни и именно оживил статую. Это популярная легенда, кстати.

Был он монахом, был он ученым мужем из Оксфорда и Парижского университета, был он полиглотом, алхимиком и астрологом, а также, судя по всему, не самым деликатным и уживчивым человеком. Он критиковал парижских профессоров, за что потерял престижное место в Париже и вернулся в провинциальный Оксфорд, а потом и оказался в тюрьме. К счастью, его поклонником оказался Папа, которому Бэкон выслал свои труды. Тогда это было вообще в моде – автор первым делом старался подарить книгу королю, князю, Папе и прочее, до кого мог дотянуться, для рекламы, авторитетности и покровительства.

Но к несчастью Папа умер, а следующий вовсе не питал симпатии к алхимии и астрологии, так что Бэкон снова попал в тюрьму, откуда вышел уже стариком и получил запрет на преподавание.

Это типичная со всех сторон история видного европейского алхимика – в том числе и то, что этот алхимик – не только христианин, но и монах или что-то подобное.

Еще один монах-алхимик того же времени — Альберт де Гроот, он же Альберт Магнус, он же Альберт Великий.

И снова про него рассказывают, что у него дома ходит и говорит (и даже книги за него пишет) ожившая кукла, но уже не статуя, а что-то вроде чудовища Франкенштейна – кукла из костей и плоти, оживленная эликсирами.

Он не попал в тюрьму и даже был канонизирован, он Святой Альберт. Он изучал Аристотеля и Авиценну, разделял идеи о четырех Стихиях и ртутно – серную теорию, для того времени это вполне научные теории. Он получил мышьяк, за что ему наверно сказали спасибо будущие поколения отравителей, и обнаружил чувствительно нитрата серебра к свету – за что спасибо от будущих изобретателей фотографии.

Он не претендовал на получение философского камня и, на самом деле, о его личных опытах ничего не известно, но он говорил, что видел, как кто-то превратил свинец в золото. Ему приписано очень много книг – снова, и снова не факт, что писал он, и самая знаменитая — «Малый алхимический свод», чистый лабораторный практикум, описывающий печи, инструменты, посуду, процессы, и вроде как не особо похожий на книги по алхимии, как их себе обычно представляют.

На самом деле в это время вообще еще нет тех книг, как их себе представляют – в виде странных рисунков и загадочных текстов,  это время еще не пришло.

Его ученик — Фома Аквинский. И снова все тоже самое – он монах и алхимик, сочетающий богословие с алхимическими работами. Во всяком случае, ему приписывают множество книг по алхимии, и многие точно не его! И про него говорят, что он счел ожившую куклу Альберта греховным творением и уничтожил.

И тут можно назвать целую вереницу имен, и все они примерно этих лет, и все с примерно одной историей.  Арнольд из Виллановы – алхимик и врач, лечивший Пап и королей, пользующийся покровительством одних и преследуемый другими. Он прямо говорил о стремлении получить философский камень, и, как и Бэкон, сидел за это в тюрьме.

Пьетро д’Абано – маг, астролог, алхимик и врач, умерший в тюрьме инквизиции не дожив до казни.

И так далее, это все 12-13 век. Алхимиков, в том числе знаменитых, становится в это время сразу много.

Но тут появились врачи – и алхимики уже тогда искали способ исцеления с помощью алхимии.  Хильдегарда Бингенская  – монашка и духовидец 12 века, она не алхимик, но подкинула идею: она исходила из того, что золото, согласно алхимии – совершенство. А значит, несет совершенное здоровье! И надо настаивать вино на раскаленном золоте и пить – и сила золота перейдет в человека и исцелит его.

В 13 веке мысль развил священник, врач и алхимик Гуго Эвершемский. Он выдвинул идею питьевого золота, aurum potabile – нужно превратить золото в жидкость и пить, как лекарство! Сразу появились реальные напитки – растворы солей золота или какая-то имитация, желтая жидкость, за золото выдаваемая, которые пили и пытались лечиться.

Примечательно, что останки этой идеи – это уже современная попытка настоять воду на серебре и пить ее. Так порой делают в наши дни, хотя серебро никак не включиться в метаболизм, не убьет заразу, и ничем не поможет, и может лишь накопиться в тканях, создавая проблемы, а не принося здоровье.

Еще пара имен, для комплекта, это чуть более поздний Василий Валентин, еще один монах алхимик,  о котором почти ничего не известно, даже время жизни – то ли 14 век, то ли 15. Он написал  — или ему приписали – много что, но самое важное – это «Триумфальная колесница сурьмы». Он вообще плотно исследовал сурьму, но чем примечательная эта книга – так это тем, что алхимик использовали ее в своих лабораторных работах и практиковали описанные там алхимические опыты с сурьмой в 20 веке, и до сих пор она именно используется на практике.

Он получил кучу других химических вещество, описал висмут, цинк, царскую водку, но это  все побочные продукты. Он верил в философский камень и связывал трансмутацию с религией – совершить трансмутацию может только благочестивый, полностью очищенный от греха, человек, а жизнь человека он сравнивает со стадиями получения философского камня. После него алхимия очень плотно смешалась с каббалой и астрологией, с магией

И Раймонд Луллий – 13-14 век. Богослов, алхимик, проповедующий христианство среди мусульман. Он считается одним из тех, кто получил философский камень, обучившись всему у Арнольда из Виллановы,  и написал множество книг, некоторые снова явно не его. Но его труды были популярны – в том числе в России в среде старообрядцев, через несколько веков.  Хотя он осуждал алхимию, как минимум на словах – и возможно, на самом деле, вовсе не писал все это и не ставил опытов, а просто новые книги писались, как делалось часто, под прославленным громким именем.

И тут уже есть алхимики – а есть суфлеры. Не театральные – слово многозначное и в театре слово «суфлер» происходит от «подсказывать», а в алхимии – от «дышать, дуть». Суфлеры – те, кто дует. То есть разжигает горн, раздувает его мехами. Это те, кто ставит опыты наугад, ни в чем не разбирается, ничего не понимает, и обычно надеется, что если разжечь огонь пожарче, то многолетние опыты можно завершить за пару дней и разбогатеть!

Суфлеры – псевдоалхимики, профанаторы и невежды, и алхимия как раз очень внимательна к огню и нагреву. Печь – да, но использовались не только печь, использовалось тепло от химических реакций, гниющего навоза, соляные, водяные, грязевые бани. Использовались масляные лампады – их можно поставить больше или меньше, выдвинуть фитиль или убавить. Алхимия ведет свои процесс (скоро это будет) через нагрев и это осторожный нагрев, от низкой температуры постепенно вверх. Это важнейшая часть – тщательное соблюдение температурного режима.

А суфлеры просто пытаются раздуть пламя, накидать свинца и надеются вынуть слиток золота. И часто взрываются, травятся, горят – по невежеству своему. Хотя именно суфлерам удалось открыть многие технологические процессы – не золото получить, так хоть краску новую или способ варки мыла. А лучше – наделать фальшивых денег! Про них и алхимиков сказано: «Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей».

И поделка золота и даже драгоценностей – большая проблема. Так что 14 век становится временем запрета алхимии. Папа Иоанн XXII выпускает буллу, запрещающую и осуждающую алхимию. Все должны бросить это дело, а все полученное золото отдать Папе – на нужны бедных и неимущих.

При этом Папа сам охотно изучал алхимию и пытался сделать золото, но одно дело он, а другое дело, если золото начнут делать другие! Папа не хотел, что бы богатели все прочие, без него – к тому же алхимики уже наводнили Европу поддельным золотом, сплавами, внешне на него похожими. Так что алхимик стал почти равен фальшивомонетчику, и их начали вешать – на покрытых сусальным золотом виселицах.

Вторая причина для недовольства Папы алхимией – это ее тесные связи с греками и египтянами (язычниками) и арабами (мусульманами). Не христианское это учение!

И алхимия начинает шифроваться еще сильнее. Для начала на словах, а они и так не отличались внятностью, вот типичный старый алхимический рецепт, например:

«Он — змея, пожирающая свой хвост, поглощенный и расплавленный, растворенный и превращенный брожением. От него происходит красный цвет киновари. Его чрево и спина желты, его голова темна и зелена. Его три уха – поднявшиеся пары.  Одно снабжает другое своей кровью, одно зачинает другое. Сущность радуется, сущность очаровывает сущность, и это не потому, что обе были противоположны, но потому, что это одна и та же сущность и происходит из себя самой с трудом, с большим усилием».

Но этого уже не достаточно. Алхимию начинают облачать в христианские метафоры – появляются Святая Троица, Иисус и прочее, как часть алхимической символики и изображений, что бы подчеркнуть, что это все же дело христиан, а не ислама.

Но главное – начинают появляться прославленные алхимические рисунки. До 14-15 века таких почти нет – но после это становится новым языком алхимии, еще более скрытым и тайным, еще более все шифрующим.

Алхимические рисунки, алхимия, спагирия

Тут уже не понять все это без целенаправленного обучения. А если и понять – то в рецептах только общие указания, а напоминания, а вовсе не инструкция! Некоторые рисунки разберем и пройдемся по запечатленному в них процессу, но позже, когда истории алхимии перейдем к ней самой.

Завещание философа об алхимии, алхимический трактат

Вот это   — 14 век «Завещание философа об алхимии». Слово «завещание» часто встречается в названии таких книг. Рисунок так себе с точки зрения живописи, но тут передача ключа – ключа к тайным знаниям, один алхимик передает секреты другому. А так же красный и белый лев и два дерева, растущие из одного корня, красное и белое. Это два первоначала — сера и ртуть. Кроме того, белое дерево – получение серебра, а красное – получение золота. И они растут из черной земли – три главных цвета Великого Делания, три стадии – черная, белая и красная.

Вот это – новый язык алхимии.

В 15 веке, монах Ульман пишет «Книгу Святой Троицы» — типичный алхимический трактат нового стиля. Книга содержит много аллегорических рисунков, как пришедших в видениях, и пишет об алхимии в христианской стилистике. В 1415 году Ульман подарил книгу императору Священной Римской Империи, что обеспечило рекламу и поддержку.

алхимические рисунки из Книги Святой Троицы

Он сопоставил раны Христа с металлами. Раны Христа важны в религиозной символики, но у Ульмана тело Христа на кресте – это собрание семи металлов алхимиков: раны от гвоздей на руках и ногах – это железо, золото, свинец и серебро, рана от копья в боку – олово, рана от тернового венца – ртуть, а раны от ударов  кнутом – медь. И понять это без особой подготовки нереально. И обвинить в чем-то – тоже.

У него есть Иисус повешенный на виселице, а не на кресте – это значит, что металлы должны быть очищены. Или сцена, где змей искуситель убивает Адама. Адам – это серебро, Ева  — золото. Потому что в эволюции металлов золото происходит из серебра  — как Ева из ребра Адама.

И серебро нужно очистить, то бы оно переводилось в золото!

Тут алхимия все сильнее и сильнее становится духовным занятием, напирающим на возвышение души и соединение человека с богом – как у греков, но в рамках христианства. Алхимический процесс ведется в колбе – но одновременно и параллельно, в неразрывной связи с колбой, и в душе человека. И достижение золота – это достижение человеком богоподобного состояния!

Даже выдвинуты теории, что можно получить квинтэссенцию – чистый дух в виде субстанции, и принять его, превратившись в истинного и лишенного грехов и недостатков солдата Иисуса, что бы помочь ему в грядущей битве против антихриста! Автор концепции даже нашел это квинтэссенцию – он считал таковой этиловый спирт  и вместо битвы  с антихристом просто запил. Но сам спирт назван от латинского «спиритус» — то есть «дух». Его считали воплощением чистого духа в виде материально субстанции.

И тут уже алхимия совершенно четко стоит в одном ряду с магией и астрологией, сплетается с ними, и для получения нужного влияния на вещества надо выбрать нужно время – что бы звезды сложились как надо и было благоприятное астрологическое влияние. Что внизу – то и наверху. Говорят, что «Тот, кто сведущ в астрономии, найдет все алхимические творения написанными на небосводе».

Звезда этих лет – Парацельс. Он знаменит как врач, со своими личными теориями. Он понял, что все в мире имеет один состав и небесные тела должны состоит из того же, из чего состоит все на Земле – еще века остальная наука будет это отвергать. Он начал работу с иатрохимией – поиском конкретных алхимических лекарств, первой попыткой создать фармацевтику, а не философский камень.

Но главное – он впервые продвинул дальше серно-ртутную теорию арабов, введя в нее третье первоначало – соль. Теперь у алхимии три исходных компонента – соль, сера и ртуть. Но об этом дальше.

Так что пока – еще одна звезда, Николя Фламель. Несколько книг, написанных или им или от его имени, по сей день остаются классикой. Причем если в одних речь о символах и прочее, то «Книга прачек» сугубо лабораторная, практичная и в деталях раскрывает один единственный процесс, связанный с очисткой веществ через промывание и фильтрование. Эту работу порой символизировали изображением стирающих прачек.

Фламель сам рассказывает о себе, что во сне к нему явился ангел, и показал книгу, которую нужно будет купить. И вскоре к нему обратился человек, продающий такую книгу, в медной обложке, со страницами из коры и вырезанными текстами. Книга оказалась посвящена алхимии, Великому Деланию. Ее автор — Авраам Елеазар, князь, священник, левит, астролог и философ. Начиналась книга с угроз и проклятий в адрес любого, кто посмел взглянуть на нее, не будучи иудеем.

Вместе с женой Фламель 20 лет ставил опыты, так ничего и не понял и поехал искать автора. Он совершил великое паломничество, встретил мудреца, готового раскрыть ему секрет  книги, но тот не вовремя умер, пришлось искать дальше, пока не нашелся тот, кто ее расшифровал и объяснил.

Вместе с женой он начал и всего за три года закончил Великое Делание, получил философский камень и разбогател. Он реально разбогател, кстати – но на торговле недвижимостью. Могилы Фламея и его жены известны – но по легенде это инсценировка, они приняли камень и стали бессмертными.

Еще одно имя знакомо всем, кто хоть что-то слышал про Енохианскую магию —  Эдвард Келли. Его нельзя назвать алхимиком прямо из высшей лиги, хотя его книга «Театр земной астрологии» все еще издается и читается. И известен он в  связи с Енохианой – годами он и Джон Ди путешествовали по Европе, призывая ангелов. Ди призывал, Келли получал видения – так появилась Енохианская магия.

Но для Келли это было лишь побочной работой, основная же его страсть  — алхимия. «Театр» посвящен именно ей. Он был  принят как алхимик при дворе чешского короля Рудольфа II, большого любителя магии, собравшего при себе самых именитых оккультистов, алхимиков, астрологов, астрономов и прочее.

Про Келли рассказывают, что в его доме валялись слитки золота – хотя доход о скорее получал с подаренных ему (вместе с дворянским титулом) серебряных рудников. Это подарок короля, за заслуги перед мировой алхимией. В Чехии есть музей алхимии, размещенный в доме, где жил Келли и была его лаборатория – дом называют «Дом осла в колыбели», из-за легенды, согласно которой женщина с больным младенцем прослышала, что Келли, маг и алхимик и пришла попросить его приготовить лекарство. Пришла не вовремя отвлекая от важной работы и он превратил голову ее ребенка в ослиную. Потребовалось вмешательство Девы Марии, что бы его расколдовать!

Королева Англии присылала шпионов, что бы убедить Келли  — англичанина по рождению – вернуть в Англию и своим алхимическим золотом пополнить казну, оплатив войну с Испанией.

Но что-то пошло не так, Келли дважды побывал в чешской тюрьме  и умер – не известно как и когда, есть разные сведения, но обычно его смерть связывают с неудачной попыткой бегства  из тюрьмы.

Но где Келли – там не чуждый алхимии Джон Ди. А где Джон Ди – так и его сын, Артур Ди. И тут наша алхимическая история  неожиданно и временно переезжает в Россию. И это — следующая история.