(ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ) Поговорим о каббале? Нет – не так! Поговорим о некоторых интересных аспектах иудейской каббалы — тех, что вышли за рамки устной традиции и доступны для изучения людям со стороны, и сильно выходит за рамки привычных представлений. И начнем с того, что каббала бывает разной.
Хотя ортодоксальный каббалист скажет, что не бывает, поэтому скажем так: словом «каббала» называют разные вещи. Очень разные!
Чаще всего сейчас, особенно в оккультных кругах, каббалой называют то, что связанно с Древом Жизни, что лежит в основе ритуалов и практик – вот Планета Сатурн, а вот ее Сфира на Древе, вот ее божественное имя, архангел, ангел, и так далее. Это сугубо практическая штука, применение которой есть еще у Агриппы, в Оккультной Философии.
Именно о ней писали Дион Фортун, Кроули, Регарди, и все прочие западные маги – назовем это каббалой магической.
Она идет, по большей части, от практически исчезнувшей каббалы христианской – которую создал Джованни Пико делла Мирандола в 15 веке. Он соединил доктрины иудейской каббалы, христианство, мистицизм запада и даже небольшие вкрапления античного язычества – именно это и стало потом магической каббалой, именно эту каббалу развивали христиане Якоб Бёме, Христиан фон Розенрот, Ван Гельмонт. Каббалисты – но христиане, что странно и даже невозможно с точки зрения каббалы изначальной, иудейской и строго религиозной. Именно в христианской каббале впервые появилось Древо Жизни – не Сефирот как таковые, а именно само Древо.
Есть еще Наука Каббала – современная версия каббалы, продвигаемая Михаилом Латманом как некая наука (не религия, не магия – наука) о мире. И ортодоксальный каббалист тоже не согласится, что это все – каббала.
А с чем согласится?
Исключительно с первоначальной, ортодоксальной иудейской каббалой, лежащий в основе их всех. И эта каббала – «та самая» каббала – это ничто иное, как самая глубокая, сокровенная часть иудейской религии.
Есть такое слово – «Сад». На иврите – «Пардес», «פרדס». Но это не просто слово, а нотарикон — своего рода, акростих, составленных из первых букв других слов, описывающих уровни изучения иудаизма.
Пшат – это изучение текста, прямое и явное, низший уровень познания.
Ремез – намеки, поиск скрытого смысла в прочитанном тексте
Драш — толкование тайного смысла
Сод – высший уровень, то чего нет в текстах и что даже внешне ему противоречит. Включает устную передачу, мистические откровения и прочее.
И вот Сод – это уже каббала, это уровень, на котором открывают знания о том, чего нет ни в одном тексте. И это то, что составляет истинную суть учения. Бесполезно спрашивать: «А где это написано в святой книге?». Нигде – книга это только первый уровень, Пшат! А иудейская реинкарнация – это высший уровень, каббалистический – Сод.
И нет, я не оговорился – в иудаизме есть своя реинкарнация. И – это иудейской каббалы.
Изначальная, ортодоксальная каббала доступна только ортодоксальным мужчинам, иудеям (как вариант – женатым и старше 40 лет), и передается устно от раввина, тем, кто живет по заповедям (а их не 10, а 613), мастерски владеет знаниями Торы талмуда, не говоря то свободном иврите. Эта каббала — иудейская. Ее считают (в традиции самой каббалы) почти ровесницей самого человечества, учением поученным от Архангела Метатрона, про которого так же говорят, что это праведник Енох, взятый за небо живым и обращенный в главного архангела, первого после Бога.
С чем не согласятся историки, в глазах которых каббала сформировалась усилиями раввинов, очень примерно где-то в районе 12 века, или, как минимум, перестала быть чисто устной традицией в это время, и хотя бы частично стала записываться. Сама иудейская мистика куда старше, но примерно 11-12 век — это время когда начинают записываться тексты, появляется само слово «Каббала», означающая «Поучение».
А век 13-15 — это если не формирование, то уж точно расцвет каббалы, в основном за счет Испании, где столкнулись, на тот момент, христианство, иудаизм и ислам, дав толчок к развитию мистических идей.
И это все — именно часть иудейской религии, полностью и никак иначе. Не иудею не только нет туда дороги, но и смысла нет ее изучать кроме как чисто академически. Примерно как атеист читает Библию.
Чем, собственно, мы сейчас и занимаемся. Дальше порога не иудея туда не пустят, на самом деле, но и в замочную скважину можно многое увидеть
Так что посмотрим, что интересного удастся рассмотреть в этой – изначальной – каббале.
И речь пойдет в основном про лурианскую каббалу. Ее основатель — Ицхак Лурия, живший в 16 веке, он же Ари или Аризаль (Святой Лев). Он обучался каббале у главного раввина Каира, и стал видным духовным учителем, с большой группой последователей.
Учил он устно и говорил, что знания свои он записать не может — они слишком ветвятся и множатся, одно тянет за собой другое и все это не уместить в книги, но его ученики записывали его слова и создали письменные источники лурианской каббалы.
Поэтому порой ложно судить что именно его слова, что более поздняя разработка. Ему приписывали способность общаться со святыми с небес, с духами умерших и способность помогать другим вспоминать их прошлые жизни. Он рано умер, и за него продолжили работу другие. И он дал старт некоторым очень интересным трактовкам
Коротко — бог ошибся.
Творение мира – катастрофа!
Но это хорошо, потому, что без нее и мир не сотворить.
Люди же — каждый из нас — должны в меру сил, в складчину, починить Вселенную и сделать ее лучше. Человек — не жертва обстоятельств, не игрушка и не раб, человек — главный игрок, и каждый человек, работающий над собой, исправляет ошибки, наделанные богом.
В начале был бог. Сам бог и ничего больше, поскольку он был всем – и ничего не было за его пределами, уже в силу того, что не было самих пределов. Нет ничего за бесконечностью и не было ничего до вечности! Айн Соф — нечто непостижимое вечное, предвечное, изначальное единства мира, не ставшего еще миром. Вне понятий и категорий – этакая сингулярность, из которой потом, во время большого Взрыва, возникает вселенная, в которой не работают никаких законы природы и за пределами которой нет ничего – нет даже самого «ничего». Ни наличия, ни отсутствия чего-то.
И что бы как то постичь себя, развиваться и реализовываться, этой изначальной силе нужно отразить себя, должно быть что-то еще, кроме себя. Нельзя понять себя ни с чем себя не сравнив.
Что бы сказать «Да будет свет» нужно не только отделить свет от тьмы, но и создать
тьму, которую он может освятить, разделив единство на категории, разрушив его.
Если нет тьмы — то по сравнению с чем тогда это свет? Но нужно еще и дать ему место, где распространяться – свет должен находится … где-то.
А кроме Айн Соф ничего нет и нет ничего за его пределами, у него нет приделов, он в принципе — все.
Условно про Айн Соф говорят, что это свет – но не в смысле свет как противоположность тьме, нечто заполненное фотонами – а философский свет, как изначальное нечто. И вот этот свет должен освободить место для всего остального, и, дать возможность возникнут самому понятию «место», создать пространство и время.
И начинается Цимцум. Сжатие перед творением. Свет сжимается в точку, освобождая пустое пространство, полное тьмы и пустоты – Техиру. Вот и освободилось место для творения! Теперь можно познать себя, посмотрев на себя со стороны со стороны.
Теперь есть это «со стороны», есть что-то, кроме самого света!
Сам Лурия пишет: «И не было никакого места пустого, но все было полно светом, этот свет схлопнул эту Суть Бесконечную в точке серединной, которая – (стала) внутри его середины. И тогда осталось место пустое, и полость опустошенная, протянулась из Света Бесконечного линия одна, низошла и спустилась внутрь пустоты. И путем этой линии – осуществились, сотворились и создались все миры полностью».
То есть, изначально был свет Айн Соф, он сжался – появилось пространство заполненное тьмой и из него вышел луч света, который начал заполнять эту тьму светом, но принявшим разные формы, отображающим разные свои стороны, и познающим себя.
Точка, в которую сжался свет – вершина древа жизни, Кетер. В ней собралось все – кроме искр, которые так остались в темноте, как влага на стенках сосуда, из которого все вылили.
Искры — Ницоцот – это частицы божественного света, они ест везде и во всем, они потеряны, но об этом позже.
Первая стадия творения мира – Акудим, то есть «Связанные»- это изначальное единство, когда Сефирот еще не разделились.
Вторая стадия — Некудим — «Точечные». Здесь свет принимает различные формы, образуя Сефирот, свет, принявший форму Гебуры (Строгости), форму Хесед (Милосердия), Тиферет (Красоты). И это — предпосылка будущей катастрофы. Сефирот изолированы — и условно можно сказать не знают друг о друге. Каждая уверена, что есть только она, поэтому нет равновесия, это строгость без милосердия, милость без строгости и прочее. И каждая пытается принять сразу все – но целое не вместится в часть! И каждая их них не выдерживает напора света, поскольку каждая из них стремится забрать его весь, не зная о других.
И начинается Швират ха-келим — разрушение сосудов. Сосуды – это Сефирот, придающие форму свету, как сосуд придает ее воде. Свет наполнял новые сосуды принимал новые формы, но не укладывался в них,- и сосуды рушились, не в силах его сдержать. А осколки, Клипот, оставались сохраняя то, что стало неким отходом творения, обломки мироздания, сохранившие эту неуравновешенности, не сбалансированность.
И они утащили с собой часть икры, свет оказался заточен и в них!
Свет начал изливаться все ниже и ниже, наполняя и разрушая новые сосуды и вырождаясь. Творение — это вырождение божественного света в результате катастрофы и разрушения! И на самом деле, без этого было не обойтись, катастрофа – нужна. Но не стоит спрашивать, почему мир не совершенен. Если его творение – катастрофа и крушение, которую едва удалось остановить, то каим ему еще быть?
Да, мир не совершенен и построен по идеальному плану! И нам, людям, предстоит его чинить.
Результат катастрофы — формирование именно Древа, стадия «Починки», Берудим, когда то, что уцелело, пришло в равновесие, баланс. Теперь все в равновесии и поддерживает его, образовав гармоничную структуру.
Так что катастрофа привела с сотворению всего, что есть. По сути, само творение и есть катастрофа. А глубинная ее суть в том, что творение — это самоограничение. Нужно сжать, ограничить себя — что бы появилось что-то еще, кроме себя. Но невозможно сделать все идеально, если суть процесса — ограничить свои возможности, в том числе свои возможности сделать все идеально!
Как бы то ни было, а часть света была утрачена, искры упали, захваченные Клипот, света не хватает, и мир, полученный через катастрофу, далеко от идеала. И теперь людям предстоит все это разгребать — это цель каббалы, исцеление мира, восстановление его в той форме, что была запланирована. Это Тиккун – починка, исправление мира. Задача людей — исправить мироздание и сделать его, по сути, лучше, чем сделал бог!
Моисей получил от бога скрижали завета — но разбил их. Первая копия уничтожена, по тексту Ветхого Завета. Потом ему самому пришлось высекать новые скрижали — и во они уже уцелели и сохранились, вторые скрижали — не от бога, а результат совместного труда бога и человека!
Так и мир — первый развалился, и теперь бог и человек совместно выстраивают совершенную версию мироздания. Люди нужны богу, что бы завершить его труд.
И сам мир создан для людей (каббала тут радикально антропоцентрична)– и еще до Древа, до начала всего этого, мир принимал форму, подобную человеку, форму Адама Кадмона, так что – вселенная подобна человеку, что бы идеально служить ему и все в человеке имеет свои соответствия во вселенной.
Искры божественного света раскиданы везде — в людях, в мире материи, даже в Клипот. Нужно собирать этот свет, постепенно восстанавливая мир, и духовный путь совершенствования человека не только его личный, это часть Тиккуна, исправления мира.
Духовный рост — не что-то эгоистичное, поднимаясь к более высоким уровням души человек помогает всему миру. Он стал лучше — он часть мира — мир становится чуть лучше
В Талмуде есть вопрос, что лучше, дела бога или человека? И ответ — лучше дела человека! Бог лишь дал начало — а дальше мы строим мир, развиваем его, совершенствуем, делам совершеннее. И не в прошлом лучшее время, золотой век и прочее — а в будущем. Впереди не конец света, страдания и море огня – а полное исправление и совершенный мир. Созданный богом – но идеальным его сделают сами люди. И задача каббалы – исправление мира, спасение мира от всех бед и достижение всеобщего совершенства.
Не слишком ли глобальная задача? Нет, в самый раз! «Зогар» – прославленная, большая и крайне авторитетная каббалистическая книга из нескольких трактатов, уверяет, что человек заключает в себе все тайны мира, и если праведники желают , то могут творить миры.
Так что каббала – это пособие по ремонту мироздания усилиями людей, и инструкция из 613 пунктов (столько заповедей их в иудаизме). И инструменты каждого человека для спасения мира это праведная жизнь, изучение мироздания, молитвы, переживание экстатических состояний, и то, что сейчас мы называем медитациями и астральными путешествиями.
Но как быть с тем, что человек пожил, пожил – да и умер? Как ему чинить мир и улучшать себя, если жизнь так коротка?
И тут в дело вступает Гилгул — круговорот душ, иудейская реинкарнация, нужная, что бы совершенствовать человека. И это уже не умер и попал в рай или ад (используем эти термины, привычные нам) на целую вечность.
Нет, ад – не вечен!
Ад – временное пристанище, в котором душа проходит очищение, что бы снова родиться на Земле и прожить новую жизнь, набраться опыта и исправить ошибки, достичь однажды совершенства и попасть в рай – то есть выйти их круга перерождений, и дождаться там полного исправления мира. Напомнило о восточных учениях, сансаре, нирване, да?
Задача ада не в том, что бы наказать кого-то вечными муками за то, что использовал свободу воли по своему усмотрению, а в том, что бы очистить искру божественного света. Чисто практичная цель — нужно собрать и очистить свет в каждой конкретной человеческой душе!
А сама душа вечная и не привязана к телу, и в ходе перерождения человек принимает разные формы — в том числе животного, растения, камня. Новая форма может стать результатом неких грехов, не как наказание, а как способ их перебороть. Условно: «Много жрал — родился свиньей, жри, что видишь сколько угодно, может нажрешься — и больше так делать не будешь!».
Был жаден, брал и не отдавал? Переродишься камнем! Камень полностью изолирован от мира, ему ни еда ни вода, ни свет не нужны, он ничего не е принимает. И душа в нем учится жить не стремясь брать, проходит обучение искусству жить, не получая ничего, что бы компенсировать перекос.
Но это не обязательно будет общим принципом для всех — только для тех, кому это нужно. Если кто-то уже полностью очищен и готов, зачем его чистить дальше? Ему уже ни к чему рождаться. Так что это не общее правило, а один из возможных сценариев — среди прочего душа в том числе рождает снова. И рождение не обязано сразу идти за смертью.
Очищение же души – штука не из приятных, это как операция без наркоза, и оно может быть разным. Душа может метаться по миру, словно призрак — она ищет то, что влекло ее в прошлой жизни, но не находит и не помнит что это, и мечется как наркоман с амнезией – у него ломка, и что-то нужно, но он не помнит точно, что ему нужно и зачем.
Это Каф Акела – праща. Душа постепенно обретет покой, перестав стремиться к тому, что ее привело к такому положению, и сможет пойти дальше, избавивший от зависимости.
Другой путь — Геином – огненный ад, где выгорают грешные части души. Но огонь тут скорее метафора, чем буквальное пламя. Говорят так же что Геином — это пустота, небытие, все исчезает, все желания становятся пустыми остается только Эго перед лицом его ничтожности и тщетности всего, чего он желал.
И крайний случай — Карет — отсечение. Отсечение тела — то есть преждевременная смерть, или души, когда от нее отсекаются куски, связанные с грехом и сама они лишается связи с богом и возможности переродиться. И если грехов много, и они все повторяются от жизни к жизни, то можно утратить кусок за куском все. И душа сойдет на нет – сточится , как карандаш, и не останется ничего. Если не случится Тшува — раскаяние, возврат к творцу.
Но, в любом случае, загробная жизнь — это очищение, а не вечна кара. И очищенная душа идет на отдых и восстановление сил в рай, как на курорт, и далее может возвратиться в мир, что бы что-то исправить, получить новый шанс. Это все не наказания и награды, это все работа над ошибками, очищение, подготовка к окончательной вечности. Те, кто не исчезнет, не сойдет на нет от постоянно отрезания грешных частей, обретут окончательную вечную жизнь в совершенном мире после того, как будет завершен. То есть, после того, как наступит Гмар Тиккун — окончательное исправление мира.
Все души — это что-то вроде осколков души Адама, и число душ конечно. Изначальная душа раздробилась на 613 частей (по числу иудейских заповедей), от ее осколков произошли новые души, потомки. И поэтому у душ могут быть общие корни, происхождение – души могут быть родственными совершенно буквально. И души обмениваются искрами — божественными искрами, и это вызывает связь между душами.
Отсюда возникает тяга, влекущая душу к душе, а значит и человека к конкретному другому человеку, предмету, месту. Это родство заключенных в них душ. И за счет этой связи с ними человек может помочь исправлению других душ, а они – его душе.
А Цадик (праведник) — мастер, наставник, можно сказать – гуру, это тот, к кому притянуты его ученики, в силу родства душ. И он поможет их исправлению, поскольку в его душе есть то, что поможет им совершенствоваться. И он просто своим присутствием уже их исправляет — опять похоже на восток, как прямая передача, некая благая сила гуру, идущая к ученикам и пробуждающая их просто потому, что он – рядом с ними.
Но душа может занять тело, в котором уже кто-то живет, снять комнату и поспать там на диване в прихожей — это Иббур, ситуация, когда в тело ребенка вселяется чужая душа, что бы направить его на путь истинный, сделать избранным и свершить его руками — и всем телом — различные дела и подвиги. Иные великие каббалисты считаются иббуром — носителями души – других великих каббалистов, которые вселились в них, и с разу дали все, все знания мудрость, опыт. А потом чужая душа уходит и человек может забыть, все что знал и делал.
Но очищение – это очень тяжело и болезненно, так что иные, несознательные и очень грешные, души могут попытаться избежать его и остаться на земле не переродившись, а просто заняв чужое тело. Это – Диббук, одержимость, но не демоном, а чужой душой.
В тело так же, как при иббуре, входит чужая душа, но не как духовный наставник, помощник и источник мудрости, а как паразит, намеренный захватить территорию, и не попасть в очистительную мясорубку, продолжить жить за чужой счет. Диббука изгоняют особыми ритуалами – иудейским экзорцизмом, по сути.
Но это лишь отсрочка неизбежного. А вот правильный способ не попасть на это очищение — это не только сама праведность, но и Двекут – буквально «Прилипание, приклеивание».
Это беспредельная преданность богу и постоянное ощущение связи с ним, мистический опыт, глубокие трассовые молитвы и прочее, что позволяет стать с ним единым целым.
Путь самозабвенного служения, когда бог присутствует во всех словах, делах и мыслях.
Это все напоминает Бхакти-йогу, в которой так же достигается непрерывная связь с божеством через постоянное служение и сосредоточение на нем.
Это очень важно для хассидов и хасидской каббалы, где именно это — основная суть духовного пути, не интеллектуальное изучение, а экстатическое, через, радость, восторг любовь.