Это цикл материалов будет посвящен книгам. Магическим книгам, загадочным книгам, особо знаменитым книгам. Не каким попало, разумеется, а связанным с оккультной тематикой, или религией. Книги подлинные, и знаменитые подделки. Книги магические в чистом виде, и книги религиозные. И первая часть — гримуары (начало)
Вообще само слово «гримуар», скорее всего, происходит от старофранцузского слова, означающего учебник и даже вообще любую книгу, написанную на латыни. Но по факту гримуар – это магическая книга. Как правило, это не учебник, не систематизированное изложение какого-то учения, системы, а набор инструкций и рецептов.
Стандартный гримуар – это древний текст неизвестного автора, приписываемый часто каким-то знаменитым людям прошлого, реальным и выдуманным — царю Соломону, Гермесу Трисмегисту, Моисею, или даже римским Папам.
Книги эти часто выдаются за более древние, чем есть на самом деле. Это, кстати, не только гримуары – то же самое с книгами по алхимии, с религиозными текстами, и не только а западными, то же самое найдем и в Китае и где угодно. Люди пишут от имени тех, кто жил века назад, что их авторитетом придать авторитет своей книге.
А внутри стандартного гримуара – описание методов вызывания демонов, духов, ангелов, длинные заклинания и молитвы, огромными текстами, на все случаи жизни, списки демонов, их роли, печати и бесконечные рецепты и инструкции, как приворожить, как проклясть, как увидеть призраков, поговорить с мертвыми или стать невидимым.
Инструкции порой такие, что выполнить их в точности в реальном мире невозможно, и это скорее описание идеального варианта, как можно был бы сделать, к чему стоит стремится. И обычно авторы не заморачиваются объяснениями, почему делать именно так – они просто приводят свои (или переписанные у кого-то) ритуалы, и вдобавок считают, что читатель сам должен разбираться в вопросе, понимать суть и ему не надо разжевывать азы – как в учебнике для хирургов не будет же постоянно подчеркиваться, что операционная должна быть чистой, а хирург трезвым – это и так должно быть всем понятно.
Все гримуары роднит примерно одна стратегия работы – долгие молитвы единому богу, вызывание духов и потом использование их в ритуалах. Там популярные демоны, разумеется, но это могут быть и ангелы, и духи планет и прочее.
При этом не факт, что автор, который это писал, сам делал что-то подобное и в чем-то разбирался. Века назад люди тоже писали ради денег, воровали куски чужих текстов и собирали книги из собственных фантазий, слухов и того, что в детстве от бабушки слышал, так что не стоит думать, что каждый гримуар – это чистый исток древней оккультной мудрости. Это книга неизвестного автора, который мог понимать то, о чем пишет, а мог и не понимать.
Некоторые из них востребованы до сих пор и по ним ведут ритуалы, другие забыты и известны только историкам и букинистам. Некоторые очень полезны, другие скорее состоят из фантазий.
Так что древняя магическая традиция, гримуарная – то есть сохраненная в гримуарах и практикуемая по гримуарам – это не столько именно единая традиция, сколько ворох самых разных текстов, не имеющих особой связи и системы.
В том числе из-за регулярных гонений на книги. Книги вообще всегда воспринимаются как нечто особенное. Множество людей в наши дни презрительно относятся к электронным книгам, уверяя, что могут читать только бумажные, потом что можно в руки взять, запах бумаги ощутить, шелест страниц… Понятно, что тут восприятие книги не ограничивается ценностью ее текста – тут антураж важен.
А у того, кто публично сожжет Конституцию, будут проблемы с законом – словно уничтожив книгу, описывающую основные законы страны он покусился на сами законы и страну.
В суде Америки клянутся на Библии. Студенты СССР клали под подушку учебник, словно знания из него должны перебраться в голову. По книгам гадают, предсказывают будущее, в том числе по Корану и Библии, осуждающим гадания. Корану же приписывалась способность исцелять.
Книги, посвященные магии или религии, воспринимались всегда как некий источник силы. Порой можно было и не читать книгу и не делать то, что в ней опасно, достаточно просто ей владеть. Иметь дома магическую книгу, что бы сила самой книги защищала от порчи и зла, например.
И книги уничтожали – не просто для того, что бы уничтожить текст, учение, но и для того, что бы уничтожить силы, в них описанные. Причем в раннем средневековье церковь считала веру в колдовство суеверием, а заклинания тех лет, как довольно знаменитые подлинные Мерзебургские Заклинания, созданные где-то до 9 века, несут в себе еще огромный пласт язычества, обращения к дохристианским богам.
Алхимия, магия, астрология, приходят в Европу через арабские страны, сохранившие наследие античности, Египта, и добавившие к этому свое, все это смешивается в Испании с каббалой, и вот отсюда идет уже европейская магия, и европейская охота на ведьм, которая набрала свою максимальную силу в 16-17 веках.
И это же время пика увлечения гримуарами. Их и издают и уничтожают, хотя первый задокументированный закон, запрещающий колдовские книги и начало их сожжения – 14 век. И продолжалось это до середины 20 века, на самом деле, когда в Европе все еще жгли колдовские книги.
А вера в их силу не пропаяла. Один из бывших учеников, а потом противников Алистера Кроули в 20 веке пытался уничтожить учение Кроули, телему. Для этого он приказал своим ученикам от руки много раз переписывать священный текст телемы, Книгу Закона (о ней будем говорить), а потом уничтожать ее копии, что бы вместе с текстом уничтожить и описанные в нем идеи.
Но в 17, 18, да и 19 веках гримуары были главным источником оккультных знаний — это сейчас у нас столько книг по оккультизму, что сложно найти среди сотни никчемных хоть одну стоящую. А тогда было сложно вообще найти хоть что-то, и гримуары отлично продавались. Их издавали, переводили, подделывали, собирали новые из куском чужих текстов – все во имя денег, во имя торговли.
Но это последние века, а начинать надо сначала. С начала традиции записи оккультных текстов. Не гримуары, но записанные заклинания и тексты ритуалов добрались до нас аж из времен Древней Месопотамии, и это где-то 600 лет до нашей эры.
Магией и алхимией пользовались египтяне, а Египет периодически кто-то завоевывал – то Македонский, то древние римляне, и в итоге в Египет образовалась смесь из философии, учений, представлений о религии и магии, смесь египетских и античных систем. И примерно в конце прошлой и начале новой эры эта смесь стала основой всего современного западного оккультизма.
И это наследие дошло до наших дней в Греческом Магическом Папирусе. Хотя правильнее сказать «в папирусах» — это не один папирус, а большой свод текстов, написанных именно на папирусах в Египте, то самое смешение Египта с Грецией и Римом, с примесью уже начавшего свой путь христианства.
Тексты разрозненные, где-то отдельные заклинания, где-то большие церемонии и системы ритуалов. В папирусах приведены ритуалы, включающие подготовку, очищение мага, выбор времени для ритуала, принесение клятвы, специальную ритуальную одежду. Описаны используемые масла, благовония, круг, в котором находится маг. Описана инвокация (призыв божества) и обращение к духу от имени этого божества, и работа с самим божеством, обращения к нему в религиозных целях, чисто духовных. Эти приемы и методы меняли форму, но суть сохранялась неизменной до наших дней. И это основа современной магии, записанная в первых — из уцелевших до 21 века – оккультных текстах.
И все это совершенствовалось и улучшалось, становясь частью более проработанных и систематизированных учений, текстов, книг. Появляется «Гигромантия» — греческий магическо-астрологический текст, давший начало «Завещанию Соломона», а потом «Ключу Соломона». И все это одна линия – и все это приписано Соломону. Он – первый из тех, кому приписывалось авторство книг по магии.
Никаких подтверждений того, что Соломон вообще существовал в реальности, нет, но кого это смущает? В Ветхом Завете он мудрец, мудрость которого, как сказано «Превыше мудрости всех египтян». Там нет его именно в роли мага – но в легендах последующих лет он уже маг, он заклинает демонов, встречает демона Лилит в обличии Царицы Савской, он волшебник Сулейман в исламе и даже советских детских песенках – «У волшебника Сулеймана, все по честному – без обмана!», Сулейман – это именно Соломон. Века со 2 на Ближнем Востоке он славится как астролог и маг. Он призвал демонов и запер их в медном сосуде. Храм Соломона для его построили тоже подчиненные им демоны, за одну ночь. Уверяли, что он написал 3000 книг по магии.
«Завещание Соломона» — первая из череды приписанных ему книг, она написана на греческом, где-то между 1 и 5 веками. Вот именно в этой книге утверждается, что от самого бога Соломон получил перстень для подчинения демонов – магические перстни много веков были популярны в гримуарной магии. И именно этим перстнем он и заставил демонов строить храм.
И он призывал и допрашивал демонов, подчинял и выяснял, кто они и что могут делать – тут начала будущей системы Гоэтии, да и вообще, множества книг, в которых приводиться списки демонов и указания, какого для чего именно надо вызывать. «Ключ Соломона» известен с 15 века, тоже на греческом, хотя считалось, что это перевод книг самого Соломона, написанных на иврите, но никаких признаков того, что их на самом деле когда-то писали на иврите, нет. Существует «Большой ключ Соломона» и «Малый ключ Соломона», а в 18 веке к этому набору добавились еще и «Истинные ключи Соломона».
Не смотря на все гонения книги уцелели, и передавались из рук в руки, от поколения к поколению, и разобраться, что уничтожать, а что нет. Лечебники – книги по медицине – мешали лекарственные растения, и магию, призванную помочь выздоровлению, и это считалось не магией, а медициной и использовалось даже самими монахами. Вместе с лекарственными отварами в ход шли заклинания, молитвы, талисманы, болезни пытались лечить, изгоняя демонов и злых духов из человека – и магия процветала в христианском мире.
Так что пройдемся по ключевым книгам, вспомним, что именно процветало. И начнем с магии Соломона.
Ключ царя Соломона
Еще раз, есть два Ключа – Малый, он же Лемегетон, а есть Большой или просто Ключ, без уточнений. Пока речь о Большом. Во всем ворохе книг, пожалуй, три достойны серьезного изучения – во всяком случае, в первую очередь – Большой Ключ Соломона, Гоэтия и Книга магии Абрамелина.
В книге, как часто бывает, приведена своя внутренняя легенда, объясняющая, откуда она взялась – Соломон хранил великую книгу магии, умер и был похоронен с ней. Позже его гробницу взрыли вавилонские мудрецы, и нашли там ларец, а в нем книгу, но никто не был так мудр, что бы ее понять. Книга – на иврите и предназначалась сыну Соломона как наследство. Почему ее похоронили, а не отдали сыну – легенда умалчивает. Но ее перевел на латынь некий раввин. В тексте подчеркивается, что все это — тайное знание, и непосвященный не сможет его понять и применить.
И это, что примечательно, не просто обрывки, а скорее именно руководство, изложение системы магии, а не куча молитв и рецептов, как чаще всего бывает.
Книгу в 18 веке издали на французском, в очень сильно урезанном виде, но обрела настоящую славу она после того, как Макгрегор Мазерс перевел ее на английский. Перевел и частично отредактировал, что-то написал на свой лад, что-то даже отбросил, как «черную магию», но это для 19 века обычное дело. Не так давно переводчики стали именно точно переводить – в прошлом они чаще скорее пересказывали книги на свой лад.
Собственно, даже Айболит, Волшебник Изумрудного Города и Буратино – это такие вот вольные пересказы иностранных сказок, а Война и Мир в японском переводе 19 века стала тонкой книжечкой, рассказывающей о любовном романе в военное время, и получила название «Последний прах кровавых битв в Северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы». Так что не стоит удивляться, что и оккультные переводчики переделывали книги на свой вкус.
К счастью, Мазерс знал, что делал, изучал разные версии книги – а их было немало, в том числе обрывочных или сильно сокращенных, сопоставлял разные рукописные манускрипты, пока не привел их все к общему знаменателю, сделав единым текстов, собранным из уцелевших рукописей, латинских, французских, итальянских, написанных на разных языках.
Собственно, он убрал «черную магию» потому что счел, что в изначальном тексте этого не было, и некоторые фрагмент добавлены позже в итальянских версиях книги. Ему пришлось работать не только с текстами, но и с многочисленными рисунками талисманов, сопоставлять их, разбираться, что к чему и исправлять ошибки, допущенные при частом перерисовывании.
Сама книга начинается с беседы Соломона с сыном, где Соломон рассказывает, как сам получил свою магию – перед сном он «воззвал к имени Ях, наисветейшему божьему имени», и молился об обретению мудрости. К нему пришел ангел, похвалил за то, что он не просил денег или женщин и прочего стандартного набора и дал ему мудрость. И Соломон понял, как устроен мир и как им управлять.
А дальше, собственно, излагается более-менее привычная и в наши дни магическая картина. И тут не найдется каких-то откровений и чего-то радикального нового, потому что все, что было изложено в Ключе, с тех пор стало классикой.
Там есть дни и часы, посвященные Планетам, это нужно для выбора времени ритуала, и это используется прямо в наши дни, а началось еще с древнего Рима, как минимум. Описаны цели, с которыми связаны сами Планеты, например Марс подходит, среди прочего, для вызова из ада духов тех, кого убили в сражении, а Меркурий – для возвращения украденного.
Описаны инструменты, подготовка к ритуалу, которая включает исповедь (причем дан стандартный, готовый текст, как и в чем каяться, лично ваши уникальные грехи тут никого не волнуют). Описан выбор времени – в том числе указано, в каких Знаках должна находится Луна для операций разных, целей и какая должна стоять погода.
И, разумеется, сам ритуал вызова духов и демонов. Причем групповой, рассчитанный на работу в команде. Маг проводит основную работу, а его ученики помогают – один поддерживает огонь в кадиле и добавляет в него благовония, другой держит книгу, у третьего – псалтырь, и прочее, всего пять учеников.
Все это проходит в круге – причем круг квадратный, но это не такая уж и редкость, и он может отличаться в разных версиях книги.
И дальше — вызов духов, в виде долгой серии молитв, которые все нарастают и нарастают, становятся все жестче. Сначала их приглашают вежливо, потом требуют прийти, потом заставляют, принуждают, и так пока они не явятся – как сказано, они явятся «даже если они скованны огненными цепями», но если все же не явятся, но маг вызывает подкрепление и зовет ангелов, которые должны помочь ему призвать к порядку демонов.
У демонов, как обычно, своя иерархия, и во главе стоят Люцифер, Велезевул и Сатан. Строго говоря, Люцифер – даже не персонаж Библии, он римский бог планеты Венера, а Вельзевул – это демонизированный образ бога по имени Баал-Зебуб, вполне благопристойного бога, которому поклонялись народы, враждебные иудеям, и в Ветхом Завете он уже выставлен как демон.
И Сатан – не сатана, а именно Сатан. Слова «сатана» и «дьявол» это, строго говоря, не имена, «сатана» — это «противник» или «обвинитель», это его роль в мире, а не имя. А Сатан – уже именно личное имя демона.
Они правят прочими демонами, прежде всего – королями ада, а те управляют всеми остальными, в том числе духами Гоэтии, о которых будем говорить и которые тут – мелкие сошки ада.
В итоге к магу должны явиться духи – как сказано «неспешно, со всех сторон, с князьями своими и владыками». Они придут по иерархии, по своим чинами, одни приходят как воины с оружием, другие поют и играют музыку, и так далее. Когда придет король, маг показывает ему свои талисманы, пентаграмму, которую носит на груди, требует повиновения и приказывает исполнить то, чего он хочет.
А потом разрешает духам уйти. А если они вдруг решат остаться – духи коварны и веры им нет — то приказывает уйти и изгоняет их, в том числе сжигая благовоние из асафетиды. Это растение с большой оккультной историей, в Индии его используют в медицине и в крохотных дозах кладут в еду как приправу, но в большом количестве она невероятно воняет, и считается, что вонь от такого благовония прогонит кого угодно, даже демонов ада. Как крайняя мера он проклинает непокорных духов – хотя что с ними можно еще сделать, они и так в аду.
И обратите внимание – тут не договор с демоном, не сделка, не модная в интернете несколько лет назад продажа души, не молитва демону перед адописной иконой и попытка вселить его в себя. Тут только суровое подчинение демона воле мага. И этот метод используется широко, демона подчиняют, угрожают ему, причиняют страдания – как вариант его имя или печать жгут в сосуде со зловонными благовониями как способ причинить страдания непокорному духу.
Дальше следует описание всяческих «опытов», как это назвал автор книги – как найти украденное, стать невидимым, и прочее.
Ну а дальше – талисманы, на все случаи жизни. Это тоже типично для гримуаров – в них полным полно эскизов талисманов, от классики до очень странных.
В отличии от многих книг это именно довольно последовательное изложение, и копировать ритуалов и талисманы не стоит – ничего не стоит слепо копировать – а вот иные важные принципы там объясняются, можно понять суть инвокации, эвокации, принципы выбора времени и другие вещи, не теряющие актуальности. И автор книги обращает внимания на важные хотя и не вполне сразу заметные вещи, вроде совета держаться уверенно и торжественно и приказывать демонам.
И никакой паники и никаких подобострастий и никакой платы, молитв им и паданий на колени, обратите внимание! А то порой люди пытаются именно так себя вести, прислуживать демонам и поклониться им.
И этот Ключ Соломона – Большой. Вторая достойная внимания современного практика книга – Малый Ключ Соломона.
Гоэтия
Малый Ключ Царя Соломона очень знаменит! Но не весь, а одна его часть, называемая Гоэтия. Вот она популярна настолько, что стала издаваться как самостоятельная книга и использоваться как руководство по самостоятельной системе магии. Но вообще Малый Ключ Соломона, или как его называют от латинского название, Лемегетон – это сборник, в котором несколько книг. И книги эти были известны до того, как их собрали в одни Малый Ключ.
И тут для начала стоит вспомнить скептика по имени Реджинальд Скот. Жил он в 16 веке и был автором книги «Открытие колдовства» в который выступил против охоты на ведьм. Скот же пытался опровергнуть мифы о колдунах, о сделках с Дьяволом, и призывал не казнить людей по таким обвинениям. С этим был не согласен король Джеймс 1, ярый христианин и враг колдунов, написавший собственную книгу об охоте на ведьм, и в своей книге опроверг все написанное в «Открытии колдовства», которую приказал изъять и сжечь.
Но важно не это, важно, что в Открытии Скот приводит названия книг, которые имели хождение в 16 веке. Он ссылается на книгу «Магическое искусство Павла, или Арс Паулина», на книгу «Арс Альмадель» — то есть «Искусство Печати», и на книгу «Арс Нотория».
И это не просто книги – это именно те книги, которые вошли в Малый Ключ Соломона, как три его главы. То есть то, из чего Собран Малый Ключ, было широко распространено и известно среди колдунов Англии (как минимум) уже к 16 веку.
И эти же книги были известны уже во времена Агриппы, и даже упомянут у него, но в виде именно отдельных книг.
«Открытие колдовства» уцелело, и издавалось еще не раз, и уже в 17 веке к нему добавили тексты упомянутых гримуаров и других оккультных книг, и книга, разоблачающая колдовство, превратилась в книгу, рассказывающую о колдовстве и хранящую описание ритуалов. В том числе в ней оказался список демонов, взятый, в основном, из прославленной когда-то книги «Псевдомонархия демонов» и почти такой же, какой потом будет в Гоэтии, разделе Лемегетона, посвященном демонам.
А эту «Псевдомонархию» написал Иоганн Вир, ученик самого Агриппы. Список не точно такой же, у него демонов чуть меньше. А до него были Иоганн Тритемий и его «Книга злых духов» и еще книга – «Книга чинов духов или книга изречений, полученных Соломоном от князей и королей демонов».
И все, что написан в Гоэтии не возникло в нее с ноля, не было новоделом. Все взято из более ранних источников, и либо переписано из старых книг, либо происходит из одного источника, где список демонов и прочее брали все эти авторы.
И сама Гоэтия – это часть Лемегетона, а Лемегетон или Малый Ключ, именно в виде одной книги, появился примерно в 17 веке, в самое опасное для магии и колдовства время. Само это странное слово, Лемегетон, ставшее название книги – кусок ее названия на латыни, «Lemegeton clavicula Salomonis».
Ее разделы — «Теургия Гоэтия», просто «Гоэтия», а так же упомянутые «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория». Книга не была широко известна, пока за дело не взялся Артур Уайт, тот самый, который создал колоду Таро Уайта. Колода его и прославила, но кроме нее он написал множество книг по магии, включая «Книгу черной магии и договоров». В нее он включил пока не весь Лемегетон, но куски из него, и привлек к нему внимание.
В том числе внимание Алистера Кроули, который во многом именно после этой книги заинтересовался магией, написал письмо Уайту, получил от него некоторые советы по обучению и практики и в итоге встретил его в Ордене Золотой Зари, где они стали лучшими врагами на всю жизнь.
Ну а полный текст книги, полноценно переведенный и изданный на английском и ставший достоянием этого самого Ордена Золотой Зари, в том числе – это снова работа лидера Ордена, Макгрегора Мазерса. Пожалуй, никто больше него не сделал в новейшее время на ниве перевода и издания древних оккультных книг.
И Гоэтия – это 72 демона, их печати и обязанности и способы их вызвать и подчинить. Снова – именно подчинить, как в Большом Ключе, приказами, даже оккультными пытками, методы не изменились. Роли демонов местами довольно своеобразные, многие из них чему-то учат – астрологии, логике, языкам. Есть демон, который показывает людей голыми. А есть странная функция у одного из демонов, который может укрыть королевские сокровища, а через определенное число лет вернуть их обратно. Зачем? Кто бы знал, но так написано.
И это магия Соломона – вызов демона, его подчинение, его заточение в сосуде, маг в защитном круг, демон заперт в треугольнике. Маг использует его печать, держит ее при себе, а еще одну копию кладет в треугольник – это способ установить контакт и подчинить духа. Это принципы классики эвокации. И, кстати, тут дух, демон, выступает в роли именно отдельного живого существа, и магу нужно уметь видеть и слышать его – нужно астральное видение, умение видеть образы в зеркале, кристалле, или просто у себя в голове.
Демон будет хитрить, обманывать мага, принимать ужасные обличия, сбивать его с толку, требовать плату или сулить что-то другое вместо того, что хочет маг – и это битва двух Воль, двух разумов, духовного и человеческого, и задача мага в магии Соломона – выйти победителем.
Поэтому ему не нужно состязание на равных, и до того, как призвать демона маг всегда обратится к богу. Можно сказать, что маг вытягивает демона из ада, снизу, на середину, уровень человека (что для демона – повышение, он оказывается в том, что с позиции ада выглядит как высший духовный мир). Но на равных быть не нужно и молитвой маг поднимает себя выше, на уровень божественный – и остается выше и сильнее демона, и может его подчинить. А если не сможет – то все может кончиться плохо.
Поэтому, кстати, это техники для опытных пользователей, а не новичков – и поэтому и в силу необходимости хорошо владеть астральным видением. И браться за демонов нужно человеку, который познал себя и хорошо научился работать, можно сказать, с силами света. Именно познал себя, обратите внимание – любая ваша слабость, отрицаемое желание или затаенный страх тут станут оружием, которое направят против вас, так что этого у вас просто не должно уже быть.
Магия Соломона, примерно одинаковая во всех таких гримуарах. И это именно Гоэтия – а Лемегетон далеко не ограничивается только этим.
Теургия Гоэтия – это что-то вроде «божественная магия», книга о вызове духов и общении с ними через кристалл. Это не демоны, это просто духи – злые и добрые. И они приходят не абы как, а с определенных сторон света, и нужно точно знать направление и стоять лицом к нему. Стоять спиной невежливо, духи обидятся и не станут помогать. Приведена схема, кто откуда приход, духовный компас, можно сказать, и часто ошибочно считается, что это часть системы вызова демонов Гоэтии, но это не Гоэтия, а Теургия Гоэтия, совсем другая книга.
Вероятно, в начале это была роза ветров, буквально – указания, откуда должен быть ветер при вызове духа, но в итоге стало направлением, откуда он придет. Сам такой компас, роза ветров, известна в других формах и в других книгах и до Лемегетона.
Но главное, что есть сторона — и в этой стороне следует разместить треугольник – как и в случае с демоном, дух появится в нем и будет в нем находится. Но это не демон, а дух, в том числе добрый. Для демона треугольник ставится за пределами круга, а для доброго духа можно и прямо в круге.
Арс Паулина – «Искусство апостола Павла» — там описаны духи, которые правят днями недели и часами в течении дня, это не демоны, а духи небес, ангелы. Это тоже из более ранних систем, а само название связано с легендой, согласно которой Павел побывал на небе. Конкретно на третьем небе – потому как была теория, что небес много, у небес разные уровни, с разными ангелами и разного уровня праведными душами – как круги ада, так и несколько уровней рая. И вот там Павел и познал божественную магию.
Хотя в этой книги две части, и в первой магу нужен стол – не алтарь, а священный стол для вызова духов, так же работал Джон Ди со своей енохианской магией. На столе размещаются нужные символы, печати семи планет (как в Енохианской магии) и стоит кристалл для ясновидения (снова как в енохианской магии).
И маг обращается к ангелам, которые правят днем и часом дня – или часом ночи. Это довольно традиционно для тех лет. Маг вызывает ангела, читая заклинание и дальше работает с силой Планет, что тоже совершенно традиционно.
Вторая часть – это уже не планеты, а знаки Зодиака. Если знаете точное время своего рождения, то найти своего зодиакального ангела, своего покровителя, определяющего вашу жизнь – этакая странная форма магической астрологии.
Арс Альмадель — что–то вроде «Искусство применения печати» — тоже сокращенная версия древнего текста, посвященного ангелам и работе с ними, а сам Алмадель, та самая печать – это кусок воска с вырезанным на нем символом, магическая печать. Это снова похоже на то, что есть в енохианской магии.
На печати стоит кристалл для ясновидения (Лемегетон далеко от этой идеи не отходит), горят свечи, горит благовоние, и все снова по старой схеме – маг зовет ангелов и общается с ними через кристалл. У ангелов своя иерархия свои «четыре высоты» и для каждого снова важно выбрать правильное время. Ну а дальше сказано просто:
«затем попроси о том, что праведно и законно и что подобает и соответствует его чину, и ты это получишь».
Арс Нотория — «Искусство природы» — книга, которой нет во многих старых версия Лемегетона. И вот она все же отходит от общего стандарта Лемегетона. Это методы совершенствования человека и получения знаний из сакральных источников – хотя демоны Гоэтии тоже обещают обучить логике, языкам и прочее. Но тут даны рекомендации по обучению грамматике, риторике и прочим почетным тогда вещам, сказано, что:
«Грамматические записи должны быть прочитаны и молитвы должны быть произнесены в дни, когда Луна находится в первой фазе», а ангел наставляет в познаниях о важности правильного порядка слов в предложении. Это способы укрепить память, запомнить уроки, способы мешающие педагогику с ангелами и молитвами. Собственно тогда к разряду оккультных тайн относили мнемотехнику – искусство быстрого запоминания информации с помощью визуальных образов и ассоциаций.
Утверждается, что сам Соломон получил свои знания и мудрость именно методами Арс Нотория, что это именно источник его мудрости. Вообще Арс Нотория не книга даже, не просто книга, а практически жанр, такие тексты, мешающие магию, обучение и мнемотехнику, были популярны и востребованы. Предлагалось поститься, молиться и прочее, что бы обрести хорошую память и обрести новые знания. Адепт очищает свое тело, душу и разум, обретает чистоту и ему открывается божественная мудрость.
Идея обретения таких знаний изнутри популярна по всему миру, в разных формах, и в Европу это пришло стандартным путем – от античных стран ушло в арабские, а оттуда – в Европу. Все эти знания должны обретаться под руководством посылающих их ангелов, но все же это оккультизм. Так что Фома Аквинский и прочие богословы часто выступали против таких методов, осуждая даже мнемотехнику и простые способы эффективного запоминания, в которых виделось нечто колдовское.
И в Лемегетоне это все — единое целое. Так что учтите – автор подразумевал, что вы прочли все, и знаете содержание всех книг. Так что если покажется, что что-то непонятно, чего-то не хватает, то это вы должны или прочесть в других частых книги – или знать еще до того, как принялись за чтение, там не разжевывают каждую тонкость для начинающих.
Это истоки магии Соломона, как ее запросто назовут сейчас. Не все, что в этих гримуарах стало ее частью, но в наши дни такие вот вызывание демонов, как в Гоэтии, когда их призывает маг, стоя в круг, используя печати, заключив демона в треугольник и все прочее, когда маг подчиняет его своей воле, запросто могут называть магией Соломона. И использовать как универсальные методы для работы с любыми духами вообще.
И книг, в названии которых фигурирует Соломон, очень много. Порой они не претендуют на то, что Соломон и правда их написал или ими пользовался, скорее это указание на то, что внутри описана система магии в таком вот, соломоновом, стиле.
Еще Иосиф Флавий, историк первого века, описавший, как водится в те времена, историю пополам с мифологией, уверял, что Соломон записал и оставил потомкам могущественные заклинания и ритуалы, заставил демонов строить храмы и владел перстнем, прикосновение к которому изгоняло демонов из одержимых, и вообще, был не просто мудрец и колдун, а самый совершенный из людей.
Так что книг от его имени – бесконечная череда, помимо тех, что уже упомянуты.
В 19 веке был написан трактат «Книга мудрости Соломона», с описанием сотни королей ада с печатями, описанием внешности и качеств – как продолжение Гоэтии, своего рода. Но автор помнил, что Соломон – еврей, так что в оригинале книга издана с названием «Сефер хохмат Шеломот», название было дано на иврите.
В районе 17 века примерно появляется книга «Пентакли или священные знаки Соломона», и «Ключ Соломона, книга истинной магии», около 18 века – «Небесная магия Соломона», и так далее, и это уже не претендует на то, что их написал Соломон, но магические знания все равно почитаются, как восходящие к нему.