Алхимия. Теория и практика Великого Делания

Два прошлых выпуска были посвящены истории алхимии. Теперь пора обсудить теорию и практику! Алхимические первоначала, стадии Великого Делания и сам его  процесс.

00:00 цели алхимиков 07:30 алхимическая эволюция 10:31 три царства. Первоматерия. 12:55 Планеты, металлы, Зодиак 16:28 Сера, Ртуть и Соль 25:19 сухой и влажный путь 26:28 цвета Великого Делания 33:28 исходные компоненты Великого Делания 45:30 процесс Великого Делания

НАЧАЛО
СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ

СМОТРЕТЬ НА ЮТЬЮБ

Пришло время покинуть историю алхимии и поговорить о самой алхимии – а так же, отдельно, о спагирии.  Стандартное представление об алхимиках – это полоумные средневековые люди, которые наугад все смешивают и смотрят, что получится. Но:

1 – не только средневековые, 17 век – золотое время для алхимии.

2 – далеко не наугад, а по методике и с четкой теоретической базой, если только это не суфлеры, которые ну совсем уж ничего не смыслят

3 – получение кучи разных химических веществ, включая фосфор, этиловый спирт и царскую водку, имели место, но это побочные эффекты. На самом деле процесс алхимии достаточно однообразен и стоит на одной идее – можно все разделить на элементарные компоненты и пересобрать во что-то новое. И главная цель – Великое Делание, поучение философского камня. О нем мечтали еще греки, уверенные, что он сможет довести до конца эволюцию металлов и превратить любой в золото.

Но позже ему приписали способность продлять жизнь, лечить болезни, и даже открывать видение бога и ангелов и получать от них знания. Проще  сказать – он все и на всех уровнях доводит до полного совершенства.

Кроме того, камень может быть растительным – это именно нечто, получаемое из растений и несущее в себе силу растительного мира в особо концентрированной форме. Растительный камень должен помочь выделить силу растения в чистом виде, для оккультных или медицинских целей. Это – спагирия, разновидность алхимии, которая работает с растениями, а не металлами.

Кроме того, на повестке стоял гомункулус – искусственное живое существо, эликсир, способный вернуть молодость, восстановление сожженного организма из пепла

Причем стояли всегда, гомункулуса получали и в 20 веке – не так, что из колбы человек вышагнул, а на уровне попытки получить жучка или нечто вроде крохотной креветки. И эликсир – тоже. Но форма тут несколько изменилась,  и в материалах оккультных обществ 20 века можно откопать инструкции  по созданию гомункулуса и отчеты об испытаниях эликсира – но уже не через алхимию, а через сексуальную магию.

А Эндрю Кросс в 19 веке был обвинен в опытах по созданию клещей, созданных из жидкости и кристаллов кварца, и по его же уверениям он исследовал влияние электричества на рост кристаллов, но из кристаллов выросли крохотные живые клещи – в закрытом сосуде. Более в доме нигде подобных клещей не было, откуда вывод, что снаружи они туда заползти не могли. Аналогичный результат – с дистиллированной водой, стерильностью и герметичной колбой – якобы все равно через месяцы воздействия электрическим током появились клещи. Официальная версия – это не клещи, а нити кристаллов, похожие на клещей, гибкие и шевелящиеся растворе.

Далее, алхимики искали алкагест – универсальный растворитель.  Растворение – важный процесс, и для спагирии с ее растениями все просто – растения можно настоять на спирту, выделив растворимую часть. А вот с металлами куда сложнее, и алхимики искали растворитель для всех металлов. Не всего на свете, на самом деле, как кровь Чужого, а именно всех металлов, потому как их растворение – важная часть получение первоэлементов.

Золото считалось совершеннейшим металлом, способным придать такое же совершенство человеку, так что еще ее цель – получение жидкого, питьевого, золота. Что бы пить и здороветь! Или наоборот – чистой ртути, твердой при комнатной температуре.

Пытались найти Spiritus Mundi (Мировой Дух) – универсальную духовную субстанцию мира, для которой, среди прочего собирали тоннами росу или дождевую воду и перегоняли ее. Субстанция должна была растворять золото, но при этом давать молодость и силу человеку. Это  — часть того, с чем экспериментировало Общество Парацельса и подобные им алхимики 20 века.

Но пока поговорим о Великом Делании. И за ним стоит четкая теоретическая база, которая почти не менялась, не считая добавления к двум начала – сере и ртути, третьего – соли.

Итак, теория. Для начала – общефилософская. Все – едино. Мир есть одно целое и все сотворено из одного и того же. Единое можно разделить на противоположные начала, которые, смешиваясь в разных пропорциях, образуют все сущее. В начала начал было два – как Ян и Инь, позже добавилось третье.

И все развивается и движется к совершенству – алхимики не знали слова «эволюция» и верили в сотворение мира, конечно, но по сути говорили об эволюции, причем не биологической, а космической – все движется к совершенству и стремится его достигнуть. В том числе и металлы!

И золото – совершеннейший из металлов и  вершина эволюции мира минералов. Считалось, что природа порождает в идеальном варианте именно золото.  И несовершенные металлы (все прочие) движутся к состоянию золота, превращаются один в другой, и постепенно развиваются до золотого уровня. Если что-то пошло не так – развитие останавливается, и золото не поучается.

Роджер Бэкон пишет: «Я полагаю, что природа имеет целью и старается непрестанно достигнуть совершенства, то есть золота. Но вследствие случайностей, затрудняющих её действия, получается  разнообразие металлов».

И тогда идея трансмутации – это попытка искусственно ускорить эволюции и быстренько довести любой металл до золотого состояния. Быстренько – это процесс получения камня, занимающий годы. Но годы, а не тысячи лет!

И этот процесс, напомню, оккультный – он должен менять человека изнутри. Алхимик сам должен стать золотом – совершенством. Эволюция металлов – это и личная эволюция.  Лабораторные процессы описаны  — в том числе и прямо, прямым текстом. Но это внешняя форма, которая сопровождается молитвами, ритуалами, астрологическим выбором времени, и меняет человека изнутри.

И, на самом деле, операция Абрамелина – своеобразная родня алхимии. Это знаменитый глобальный ритуал,  в ходе которого маг месяцами, а то и годами,  готовиться к будущей церемонии, проводит время в сосредоточении, молитвах, медитациях, познает себя, и только  потом проводит ритуал вызова своего Ангела-Хранителя, достигая совершенства. Это как огромный магический ретрит.

А в алхимии вместо ритуалов  — лабораторные процессы. В Абрамелине и схожих с ним ритуальных операциях развитие человека связывается с ритуальными практиками, а в алхимии – с трансформацией веществ. А суть та же!

Но в мире есть три царства в мире – минеральное, растительное и животные. И все три могут быть использованы алхимиком. Алхимия великого делания работает с металлами, то есть с минеральным царством. Спагирия – с растениями. И есть вариант работы с животными, с частями тела, кровью и прочее, но это не получило развития.  И важно, что царства отличаются между собой и не должны смешиваться. Работаете с металлами – значит, с металлами, с растениями – значит с растениями. Но не все в кучу.

Но в основе всего в едином мире лежит нечто единое – изначальное состояние мира, то, из чего все создано. Первоматерия! Она была еще у древних греков. Ничто не возникает из ничего, и не распадается в ничто – все возникает из первоматерии и превращается в нее. То есть, кстати, закон сохранения вещества. И суть идеи правильная – состав всего един.

Отсюда делается вывод, что можно взять готовое вещество, разобрать его на  запчасти и низвести до элементарных компонентов. Очистить их. Снова смешать – и получить новое вещество! Вот это  — суть всей алхимии. Как это сделать? Прежде всего – нагревом.

Василий Валентин пишет: «Все вещи происходят от одной причины, все они были вначале рождены одной и той же матерью».

Михаил Сендзивой, он же Сендивогий Космополит, один из алхимиков короля Рудольфа II, в конце 16 – начале 17 века писал, что  бог сотворил первоматерию, а из нее – все прочее, и подражая этому процессу, алхимик идет через три стадии – образование первоматерии, получение элементарных компонентов, составление из них новой смеси.

И в алхимии свои элементарные компоненты, но для начала вспомним о тех, что имеют общее оккультное значение

Стихии – это широко известно, Воздух, Вода, Огонь Земля, античные компоненты, из которых состоит мир. Это общая база западного оккультизма, так что на Стихиях останавливается не будем.

Планеты – тоже общая база, но уже более алхимическая. Планет в классической астрологии, алхимии и планетарной магии семь, и каждой приписан свой металл, которых алхимики знали тоже семь. Солнце и Луна, это светила, самое главное, и это золото и серебро. Юпитер – олово, Сатурн – свинец, Марс – железо, Венера – медь, Меркурий  — ртуть. И очень часто металлы обозначались именно названием планет. К тому же это еще и семь дней недели – понедельник – Луна, вторник – Марс, среда – Меркурий, четверг – Юпитер, пятника – Венера, суббота – Сатурн, воскресенье – Солнце.

И не подлежало сомнению, что Планеты связаны с металлами, а положение небесных тел влияет на их зарождение и развитие, так что и для алхимических опытов следует выбирать время, благоприятное астрологически. И не только Планеты влияют, но и Знаки – Парацельс считал, что серебру твердость и звон придают Овен, Рак и Марс, а плохую ковкость – Венера и Близнецы. Он, кстати, даже в ученики, по части медицины и алхимии, брал только тех, кто хорошо разбирался в астрологии.

Знаки Зодиака так же важны, хотя пока это все вещи второстепенные. Например, растения связаны со Знаками и Планетами. И болезни в астрологии связаны со Знаками и Планетами. Кровотечения – это Марс, и алхимик-лекарь сказал бы, что для излечения болезни Марса надо готовить препараты их того, что несет Марс – например, крапива в царстве растений. Или железо – в царстве минералов. И тогда готовить эликсир стоит начинать во вторник – день Марса. Кстати, крапива реально используется как именно кровоостанавливающее.

А как при готовить это лекарство? Разделить исходное сырье на компоненты, собрать серу, ртуть, отделить их от соли, через растворение, нагрев, перегонку. Все это очистить и снова смешать, получив квинтэссенцию свойств и качеств этого сырья, концентрат его силы. И это уже – именно алхимические начала. Вот это – специфическая теория именно самой алхимии.

Алхимические начала – это уже чистая алхимия. Причем в начале их было два, до трех расширили во времена Парацельса.

Это элементарные компоненты, на которые разделяется материя. Это такие же условные категории, обратите внимание, как Стихии.  В начале их было всего два – активное и пассивное начало. Сера и ртуть. И тут важно помнить, что это философские сера и ртуть, и они вообще не имеют отношения к желтому порошку из магазина для огородников и жидкому металлу из градусника. Сера и ртуть – условные названия для философских категорий!  Это не настоящая сера, и не настоящая ртуть, не буквальные.

Это именно два начала, два принципа мира – пассивная ртуть, как начало Инь и активная сера, как начало Ян. Еще греческие алхимики считали, что все состоит из серного и ртутного начал. А китайцы так и сказали бы – Ян и Инь.

Сера – активная, горючая, деятельная, сухая, ртуть – пассивная, влажная, холодная, неподвижная. Сера – отец, ртуть – мать всех металлов.

Позже прибавилось третья начало, изредка именуемое мышьяком, но обычно  – солью. Соль – это основа, полностью лишенная качеств и пассивная предельно, это то, что можно насытить серой и ртутью в нужных пропорциях.

 

соль сера и ртуть, алхимические начала

Три начала – это как муж, жена и ребенок, как три лика святой Троицы, как душа, дух и телом и прочее. Вечная пара, мужчина и женщина, лев и львица, король и королева, Солнце и Луна – сера и ртуть.

алхимические сера и ртуть

А вот тут трехголовый змей, что наш Змей Горыныч – это уже все три начала.

алхимические начала, соль, сера и ртуть

Но соль она не так важна и популярна, веками без нее обходились. Сера и ртуть – два противоположных начала, соль – основа, среда, которая принимает их.

Символов тут бесконечная череда.

Сера – это бескрылый дракон, масло, король, Солнце, спирт, кровь, кобель, бронза, латунь, философское золото… И все это могло оказаться в рецепте или рисунке указаниями на философский принцип серы, активное начало!

А ртуть – жена, Луна, королева, белое золото, молоко, белый цветок, азот, вода и прочее.

И соль – кора, воздух, купорос, покрывало.

Так что совет в духе соединить кору и белый цветок  с растертой бронзой мог вообще не  иметь отношения к растениям и металлам.

Ртуть и сера – влажные принципы, соль – сухая. Влажные буквально – серу, в простейшем случае, в работе с растениями, можно отделить сухой перегонкой, как эфирное масло. Ртуть – растворителем, как спиртовая настойка. А соль – сухая, это буквально то, что останется. Точнее, то, что станется с тем, что останется после долгого прокаливания. То есть в самой простой и наглядной ситуации растений сера – масло, ртуть – настойка, соль – пепел.

Ртуть смягчает все, обеспечивает металлам их блеск, в человеке соответствует Духу. Она холодная и влажная, она обеспечивает процесс брожения.

Причем помимо ртути как именно металла и ртути как принципа, первоначала, ртутью же запросто могли назвать еще и серебро или сам философский камень.

Сера – это душа, металлам она придает цвет,  обеспечивает клейкость веществ.

Соль – это тело, буквальное и символическое. Это то, что сопротивляется огню, придает негорючесть, обеспечивает кристаллизацию.

Парацельс пишет:

«Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Сожги его, тогда то,  что будет гореть – это сера, то что будет дымить — ртуть, а то что останется золой — соль. Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Сера  горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Дает дым – это шире, чем просто именно буквальный дым, это вообще летучий, газообразный, компонент. Горючие газы при горении – все равно ртуть, даже если на глаз они именно дымом не выглядят

В металлах устойчивая сера отвечает за твердость и горючесть,  а подвижная ртуть – за ковкость и способность плавиться. Соответственно, в буквальной ртути  — очень плавкой, даже жидкой – очень много принципа ртути. В вольфраме, самом тугоплавком, ее очень мало, в свинце куда больше, чем в железе, и железо твердое – значит, в нем много серы.

А вот если магний поджечь, он будет ярко и жарко гореть, не плавясь и без дыма – в нем  много серы. И он превратиться в оксид магния, белый порошок, который уже  не расплавить и не поджечь – это осталась одна соль. Сера и ртуть его покинули.

Василий Валентин пишет, что в железе много серы и соли, и мало ртути – то есть оно твердое и тугоплавкое. А в свинце мало соли и серы, но много ртути – он мягкий и легкоплавкий. Но и в золоте то же самое – но тут разница в чистоте. В свинце ртуть незрелая и загрязненная, а золото – совершенный металл, его ртуть очищенная.

Вот уже и идея наметилась – разделить металл на принципы. Очистить их. Соединить. Получить новый металл. Разбираем материю на запчасти, выделяем серы, ртуть и соль. Очищаем. Собираем в новой комбинации. Золото от свинца отличается степенью зрелости и чистоты ртути – ну так надо очистить ртуть! То есть изменить некие внутренние качества, доведя метал до совершенства.

И есть два пути — сухой и влажный.

Влажный путь связан с жидкостями, растворением. Сухой проходит не в растворе, а в расплаве. Исходные вещества плавятся, и сами становятся жидкостью – так что он сухой условно. Тут все дело в исходных компонентах, поскольку не всегда, вопреки рекомендациям, это именно серебро, золото и ртуть, могут быть и иные вариант, вроде сурьмы. Что-то можно расплавить, а что-то растворить. Расплав и раствор – сухой и влажный пути.

Но обычно все касается влажного пути. И выглядит это технически как долгая варка в закрытом сосуде при правильном температурном режиме, с постепенным ее повышением. Долгая – это буквально годами. Исходные компоненты кипят, плавятся, твердеют, меняют цвет.

Это «меняет цвет» было уже не раз, и это стадии Великого Делания, связанного именно с получение философского камня, их знали еще античные алхимики. Хотя есть разные версии, четыре стадии, три, одна, двенадцать, но это вот – самое ходовое.

Нигредо – почернение, смерть материи, альбедо – побеление, ее воскрешение,  цитринитас  — пожелтение, близкой успех, и рубедо – покраснение, завершение процесса.

Эти стадии должны быть буквальным изменением цвета реактивов в колбе и описаны еще греками. Позже из них убрали желтую стадию – просто перестали учитывать как отдельный  процесс, сократили до черного, белого и красного.

В таком виде эти термины – нигредо, альбедо и рубедо – взяла себе психологию Юнга, где теперь это описание процессов внутренних изменений в человеке.

Почему сократили желтую, лишили права на отдельно название? Вероятно, в силу общих представлений о цвете.

Символика цвета средневековья довольно сложная штука, и в ней выделяют три главных цвета – черный, красный и белый. Желтый, если он тусклый, а не яркий, золотой,  часто воспринимался негативно, как нехороший цвет, а вот эти три – это главные цвета!

Что нашло свое отражение в культуре, религии и прочее, все знали, что есть три настоящих главных цвета — красный, белый и черный.  И для средних веков и позже выглядело логично, что и стадий, привязанных к цвету – три, черная, белая и красная.

Дополнительно рассматривали зеленый цвет как промежуточный, не то, что бы настоящий цвет, а некое состояние между красным, черным и белым,  возможно, поэтому универсальный растворитель, способный растворить все, это именно зеленый лев – зеленый цвет  воспринимался как переходное состояние между прочими, стоящий отдельно от них.

Черная стадия, нигредо – смерть исходного вещества, его гниение и распад на первичные компоненты. Это символизируется всяческими сценами смерти, например король и королева (сера и ртуть) лежат в гробу с воронами. Это первичный хаос, это образование первоматерии, это то, в чем надо навести порядок. И черный цвет – это траур, конечно, а так же покаяние, аскеза и прочее.

Часто указывается срок почернения – около сорока дней должно пройти, и оно появится. Если нет – что-то идет не так. Если сразу все стало красным, в самом начале и так осталось —  значит, был слишком жаркий огонь и все сожжено и испорчено.

Фламель пишет: «Если вначале, ты не увидишь этой черной  головы ворона, тебе надо начинать снова. Опасайся оранжевого цвета в самом начале. Цвет должен быть безупречно черным — и так в течение сорока дней».

Белый цвет символизировал невинность и чистоту, и альбедо  – белая стадия, воскрешение. Полученные компоненты очищены и готовы к работе.

Вот тут говорят об «омовении» — вроде как чернота смывается и камень белеет. Собственно, закрытая колба греется – реально пары выделяются, конденсируются стекают обратно, омывая исходную, почерневшую, субстанцию.   Это воскрешение, и рисовалось символически как восстание из гроба.

А вот желтый в три главных цвета средневековья не вписался, так что от желтой стадии отказались со временем – но это цитринитас, и пожелтение колбы должно возвестит начало процесса, ведущего к получению желтого золота. Эту стадию рисовали как павлина или как писающего Купидон, а рассматривать отдельно перестали где-то к началу 16 века.

Красный цвет воспринимался крайне разнообразно, но среди прочего – это кровь господня и цвет его воскрешения, как красные пасхальные яйца. Это рубедо —  завершение процесса, первоначала образовали нечто новое, король и королева воскресли. Эту стадию символизировал феникс, или пеликан, клюющий свою грудь.

Альберт Великий пишет «Наш камень имеет три цвета: он чёрен в начале, бел в середине и красен в конце».

Это может быть набором птиц – ворон нигредо, лебедь альбедо, павлин цитринитаса, и феникс рубедо.

И вот это повторено в текстах и рисунках много раз, но есть момент, который тщательно обходят вниманием, замалчивают и практически не раскрывают. Что бы начать что-то греть, надо что бы было что греть! Где взять исходные субстанции? В колбу заложить для нагрева надо уже полученные философские серу, соль и ртуть, что бы они образовали  первоматерию и дальше там все по списку.

Причем почти все рассказы о великом делании начинаются с того, что уже готовы, или как порой пишут «известным способом подготовлены» эти исходные компоненты. На самом деле не известным способом – как раз начало и покрыто самой большой тайной. Что делать – описано часто, с вот с чем работать – куда реже.  Где их взять, это первоначальные соль, серу, ртуть?

В самих металлах. Арнольд из Виллановы говорит, что «Человек воспроизводит только человека, лошадь производит только лошадей; то же самое и с металлами: они могут быть произведены только их собственным семенем». Металлы делаем из металлов.

И, кстати, что бы сделать золото придется сперва иметь золото. Потому что источники получения исходных первоначал, чаще всего – это уже настоящая, буквальная, ртуть, а так же серебро и золото.

Очищенные и растворенные они станут источником серы, ртути и соли.  Причем золото – это сера, серебро – это источник ртути, а ртуть, что примечательно – соли.  Их следует подготовить, и далее в процессе нагревания они дадут исходные первоначала в чистом виде.

Василий Валентин учит, что: «если ты хочешь изменить металлы, умножить и довести до Философского Камня, то знай, нужно сначала при помощи Искусства разрушить металлическую и минеральную форму, уничтожить, растворить и разделить на Меркурий, Сульфур и Соль. Все трое должны быть полностью разделены и быть полностью чистыми».

А Фома Аквинский: «Говорю тебе, работай с помощью Меркурия и подобных ему, но только не прибавляй к ним ничего постороннего и знай, что Золото и Серебро не чужды Меркурию». Ртуть, серебро и золото – исходные компоненты для получения первоначал.

Причем серебро и золото должны быть серебром и золотом философов – то есть очищенными от примесей. Обычные металлы – грязные и больные, из них ничего не сделать. Начало всего – очищение. Вот тут уже явна почва для аналогий между  работой с веществами и духовным путем, магией и прочее – все начинается с очищение. Очищая металлы, очищаешь и свою душу.

Очищали их, перекаливая со специальными реактивами. Это называется купелирование  — для золота процесс более сложный, для серебра – более простой и состоит в перегреве серебра со свинцом.

И это стандартный процесс, который полностью по технологии алхимиков применяется и по сей день. В печи из пористой керамики серебро греется со свинцом при хорошем притоке воздуха, свинец окисляется, оксид испаряется и выгорает, поглощается керамикой, и вместе с ней выгорают и испаряются примеси в серебре.  Расплав покрывается радужной коркой, собравшей все оставшиеся загрязнители, а под ним – чистое серебро.

И очищенного серебра станет меньше чем грязного, а свинец – это Сатурн. И вариант рисунка, описывающего такое очищение – это Сатурн, отрубающий ноги Гермесу (делает его меньше, как уменьшилось количества серебра).

алхимический рисунок, символизирующий очищение ртути

Это так же рисовали как очищение в ванне, купели, король и королева  принимают ванну, что бы омыться от всех грехов до того, как они займут брачное ложе.

Золото могли очищать сурьмой – и сурьма рисовалась как волк,  и тогда очищение сурьмой – это рисунок нападения волка.

Сурьму называли еще «антимоний», она важна, с ней много работали, и выражение «разводить антимонии» — именно от этого самого антимония, кропотливой работы с сурьмой.

Подготовленные металы растворяются в кислотах, кристализуются, очищаются – то есть по сути речь идет о использовании солей.

Сказано, что секрет магистериума, философского камня – Солнце, Луна и крепкая водка! И это на запой на природе, а растворение золота и серебра в кислоте, крепкой водке. Александ Сетониус, он же Космополит,  в 16 веке писал: «Надо, что бы тело было растворено, и что бы поры были открыты – тогда природа сможет начать действовать».

И Космополит же пишет, что самое трудное – это как раз подготовить исходные вещества, источники первоначал. Это главный секрет, и именно об этом молчат – и в итоге можно сразу ошибиться, потратит пару лет, а колба все не белеет и не белеет…

Но текст, написанный от имени Луллия, предлагает взять нагретые пластины серебра, обмакнуть в ртуть, что бы получилась амальгама,  сплав ртуть и серебра. Далее ее поместить в соль с уксусом, растереть, промыть и отфильтровать, многократно до идеально чистоты. Смешать с солью, обжечь в печи 12 часов. Повторить трижды. Отмыть от примеси соли. Исходный компонент очищен.

Другой вариант – получение ртути. Из селитры и серной кислоты нужно приготовить «крепкую водку», то есть  азотную кислоту. Растворить в ней серебро, выделить чистую соль, промывая и фильтруя, а затем прокалить  при температуре плавления свинца 6 недель. То же самое с золотом – но уже 18 недель прокаливания.

Тут разные варианты, разные методы, не всегда именно с этими металлами, в ход могли идти сурьма, свинец, порой исходят из того, что золото уже совершенно и не способно к улучшению. Кто-то считал, что только из золота можно делать золото, а кто-то, что раз все металлы «растут из одного корня», по словам Василия Валентина, то не золото надо брать, а именно другие металлы.

Но металлы! Лошадь порождает лошадь, металл порождает металл, и чисто техническая суть – получение солей очищенных металлов. Солей не в алхимическом смысле, а именно химических солей, результата реакции металла и кислоты. Металл растворяется,  разрушается, становясь солю – он отдает свою суть, и далее следуют прокаливания, кристаллизации, растворения, дистилляции, которые очищают первоначала.

Довольно прямо подобные вещи описывает текст «Известный трактат, под именем универсального Ключа, в котором найдем ясно изложенное то, что необходимо для Великого Делания» — прямо для алхимии, разумеется то есть архаично и намеками, с кучей специальных терминов, вроде «масла тартара», которым  будет пропитана полученная соль.  Тартар – это винный камень, который выпадает на дно сосуда, в котором проходит брожение вина. Даже в химии тартраты – это соли винной кислоты.

Он популярен в алхимии, его подвергают дистилляции в перегонном кубе и получают две жидкости, темную и желтую, ртуть и серу. И остаток переживают и прокаливают, получая соль. Это не металл, конечное, но тартар очень популярен. Сурьма тоже  не вполне металл, но ее тоже порой записывают в металлы в этом контексте.

Словом, вот тут больше всего тайн и больше всего версий – в получении исходных первоначал. И вот дальше надо сунуть все в колбу и греть, не злоупотребляя жаром и не жалея времени, и избегая перегрева – иначе можно все пережечь, и даже сразу получить красную стадию, но дело будет испорчено. Кстати, Михаил Сендзивой, «Операции Эликсира Философов» — любопытный текст, в котором он описывает неудачные опыты и разбирает суть допущенных ошибок.

И вот тут пора вспомнить про два источника, изображающие процесс. Первый – богато иллюстрированный трактат «Розарий философов» с аллегорическими рисунками.

Второй  — современная работа, второй половины 20 века «Великое Делание в фотографиях», автор которой не излагает метод, но приводит набор фотографий, довольно, правда, паршивого качества, на которых заснято его Великое Делание.

Автор – это уже упомянутый Каро Роже, он же Камала Джняна, который пытался найти лекарство  для больного сына по указаниям являвшейся ему во снах мертвой жены. Не знаю, как вышло с сыном, но он был розенкрейцер высокого уровня, и его делание соединяет не просто алхимию и магию, но и внутренние практики, энергетические, в духе того, что называют «даосской алхимией», и методы индийские, в духе аюрведы.

Но тут не о методах речь, а исключительно о его фотографиях. Он уверяет, что совершил великое делание в 60-х годах 20 века, получил философский камень и  провел трансмутации перед 12 учениками и получил золото.

Король и Королева, Солнце и Луна, стремятся к объединению. Сперва они держатся за руки, потом они обнажаются и входят в купель.

розарий философов -трактат по алхимии

Это  — очищение первоначал.

Роже дает фотографию: желтый слой – это чистая философская ртуть. У него, кстати, как источник соли описан пепел старого прогнившего дубового пня, что отклоняется от канонов использования только металлов.

великое делание в фотографиях, Роже.

Король и Королева, два первоначала, сера и ртуть,  соединяются в акте любви – это их запечатали и начали греть. Они  оказываются в гробу, превратившись в гермафродита – первоначала должны умереть и воскреснуть в новом качестве.

алхимический трактат розарий философов

То есть исходные компоненты запечатали и греем в закрытом сосуде. Роже приводит фото, на котором проходит быстрое пожелтение вещества, еще до того, как оно почернело,

великое делание в фотографиях, роже 2

а затем начинает темнеть и уплотняться, на протяжении нескольких месяцев, а затем начинает темнеть и уплотняться, на протяжении нескольких месяцев. Через четыре месяца жидкость чернеет,  испаряется, конденсируется и снова стекает обратно струйками внутри колбы.

великое делание в фотографиях

В «Розариуме» от андрогина в гробу отделилась душа  и рванула вверх, но выпала обратно в виде дождя. Это испарение и конденсация паров в жидкости. Сосуд закрыт, они никуда не уходят, идет омовение.

розарий философов великое делание

Трактат 17 века оговаривает технический момент  — важно, особенно после третьей недели нагрева, 1 – не перегреть, не пережечь, 2 – важно выбрать правильный сосуд. По размеру. Он закупорен герметично, и если будет слишком мал, то его разорвет парами, а если слишком велик, пары не смогут должным образом конденсироваться, они рассеются в объеме сосуда и не смогут стекать обратно ручейками. А они нужны, что бы дать будущее воскрешение веществу.

В итоге все почернеет полностью. Материя умерла и сгнила.  Далее сосуд открывается – «отрубить голову ворону». Работа с нагревом продолжается в открытом сосуде, пора королю и королеве воскреснуть. А вот восставший из гроба гермафродит «Розариума».

розариум философов, алхимия

Тут Луна и белое дерево – и пока тут можно сделать серебро, но не золото. Работа продолжается – дальше все должно покраснеть.

«Розариум» провидит изображение процесса, в котором все повторяется – король и королева снова соединяются, оказываются в гробу и прочее, потому что все предстоит проделать и дальше, но уже не с исходными компонентами, а с результатом малого делания  поэтому король и королева изначально крылаты. Продолжаем греть!

У Роже, в продолжение процесса, все пожелтело.  И после еще четырех месяцев варки, и к концу второго года работы, состав покраснел.

великое делание в фотографиях, стадия рубедо

Это вроде как камень, да не тот еще.

И это новый гермафродит, уже с деревом солнц – вот это камень, способный превращать металлы в золото! Точнее, будет способен – но пока еще не готов.

философский камень в Розариуме Философов

Далее нужно Умножение — процесс, используемый для повышения силы философского камня.

Это окончательно доведение до ума, Умножение – снова прокаливание. Но снова без доступа воздуха – то есть по сути очищенные компоненты превратились в первоначал и месяцами грелись в закрытом сосуде до почернения. Потом еще месяцами в открытом до покраснения.

Потом снова в закрытом. Для Умножения. И все это покрыто тайной, особенно стартовая точка – получение первоначал, но вот тут, в вопросе умножения, есть масса прямых и четких инструкций: нужен медленный нагрев, с постепенным повышением температуры и без доступа воздуха. Вплоть до того, что в колбе, у которой горлышко запаяно наглухо.

Его сравнивали с гробом  — супруги, ртуть и сера, соединились и умерли, а теперь из их гроба восстает их сын – философский камень. А окончательны камень – это Иисус, встающий из гроба.

И он не камень вовсе, а красный или шафрановый порошок, слоистой структуры и, как всегда подчеркивается, очень тяжелый.

И если возникает ощущение, что тут нет четкой инструкции, то да, ее нет. Тут нет и не будет четких инструкций и конкретики.  Потому что, для начала, это духовный путь и человек разбирается сам и трансформирует себя, проецируя  на материю свой духовный рост, это не химия, это оккультизм!

Кроме того, это многие века традиции шифрования и увиливаний. Тогда даже кулинарные рецепты или  что-то еще практичное, вроде метода получения красок, писали так – возьми сколько потребуется, добавь немного того и вари, сколько понадобится, при должной температуре, пока не получится  то, что должно получится.

И никакой конкретики – и даже гильдии каменщиков или красильщиков тщательно оберегали свои методы, что уж говорить об алхимиках. Нигде никогда не будет именно инструкции по этому процессу, прямой, открытой, излагаемой в деталях, как лабораторное руководство, с четкими терминами, пропорциями и прочее. Намеки есть, а однозначных инструкций нет – даже в книгах, излагающих все прямым, насколько это возможно, текстом. Говорили, что философы излагают все точнее с помощью фигур и притч, чем с помощью немых слов.

Полученный камень надо проверить  — не только по виду. Предлагалось высыпать его на пластину металла и очень сильно нагреть. Он должен расплавиться, как воск, жидкость будет прилипать к металлу и не давать никакого дыма. Вот это  — успех.

Пора за  трансмутацию. Но и с ней не все просто,  нужны расплавленные свинец и олово, и  сильно нагретая ртуть – и тут, пользуясь случаем, хочу передать отдельный химический привет всем алхимикам, который смело кипятили ртуть, не зная еще насколько ядовиты ее пары.

Дальше кусочек камня надо непременно закатать в желтый воск, расплавленные металлы необходимо соединить и бросить туда камень – обязательно в воске, иначе ничего не выйдет. И вот после окончания процесса предполагалось, что в остывшем тигле найдется чистое золото.

Что бы сделать золото, над сперва иметь золото, потратить годы и сделать все верно, по самым невразумительным указаниям и руководствам, перенимая опыт учителя и нащупывая самостоятельный путь, без гарантии успеха и с куда большим шансом отравиться, чем получить золото  – вот причина, почему многие обещали сделать золото, но ограничивались обещаниями, написанием книг и рассказами о том, как видели адепта, в которого был красный порошок, но самого камня показать не могут.

И причина почему популярной оказалась спагирия – работа с растительными компонентами, а не с металлами.

Ну а следующая, финальная тема – спагирия!