История алхимии, часть вторая

Продолжение истории алхимии, начатой в прошлом выпуске. Алхимия при дворе русских царей, алхимики Ломоносов и Ньютон, алхимия 20 века. Алхимические рисунки, их язык и шифры.

00:00 алхимия русских царей 00:52 алхимики в мире науки 12:25 братья Розы и Креста 14:45 алхимия и каббала 15:40 алхимия розенкрейцеров 22:05 язык алхимических рисунок в трактате Блеск Солнца 35:44 Химическая свадьба Христиана Розенкрейца 39:22 Немая книга 40:12 Золотая цепь Гомера 42:20 алхимия 19-20 века 47:18 Брат Альберт и общество Парацельса

НАЧАЛО

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ

В прошлый раз разговор о пока истории алхимии – теория и практика дальше – дошел до Джона ди и Эдварда Келли и до сына Джона Ди.

Сына Джона Ди звали Артур Ди. Сам Джон Ди не передал ему ничего из своих работ по Енохианской магии, так что сын специализировался на алхимии и медицине. Джон Ди когда-то получил предложение от царя  Руси приехать и стать придворным лекарем, но отверг его, что бы не бросать Енохиану и разговоры с ангелами.

И тут вернемся немного назад – века до 15 в России не было особо известна алхимия, потому как не было русских переводов трактатов, распространившихся уже по Европе.  Но это касается алхимии массовой. Алхимики был, разумеется –  при царском дворе, например.

Иван Грозный   пригласил из Англии Элизеуса Бомелиуса,  или, как его назвали на русский манер – Елисея Бомбелия.  Он был знатоком астрологии, магии и алхимии, изучал медицину в Кембридже, но начал практиковать не доучившись, и был обвинен в незаконной практике, получив большие проблемы с законом.

В 1570 году посольству России в Англии понадобился врач – и Бомбелий стал им, а затем приехал в Россию, где стал придворным врачом и приближенным Ивана Грозного. И, как его называют в летописях, «злым волхвом» — он был не прочь при случае лично выполнить работу палача, да и по его доносам казнили многих, так  что с царем он явно сошелся характером.

Он работал с ртутью, пытаясь превратить ее в лекарство, по слухам делал для царя виртуозные яды, и  брался сделать золото и драгоценные камни, но не преуспел, был обвинен в связях с враждебными иностранными королями и насмерть запытан в тюрьме.

Федор Иоаннович интересовался алхимией и сам с ней экспериментировал. И вот он и приглашал Джона Ди в Россию, но безуспешно. Зато в Россию прибыл другой англичанин, Марк Ридли, снова алхимик, снова врач из Кембриджа, и автор первого в мире русско-английского словаря.

Ну а вслед за ним предложение прибыть к русскому царскому двору получил и принял Артур Ди, сын Джона Ди, принявший в России имя Артемий  Иванович Дий, прибывший в страну по приглашению уже царя Михаила Федоровича.

До того Артемий Иванович был придворным лекарем короля Джеймса I,  которого в России почему-то до сих пор упорно переиначивают в короля Якова, на русский манер. Но от царя Руси Ди получил огромный каменный особняк, феноменальный оклад в 1100 рублей в год (на эти деньги можно было содержать несколько монастырей, например),  плюс содержание в виде еды и напитков – в том числе по 50 литров алкоголя на день.

В России Артур прожил 14 лет, прежде чем покинуть службу и вернуться в  Европу, снова на роль придворного лекаря очередного короля. В России он написал «Химические коллекции» — очень популярный труд по алхимии, компиляцию многих знаний.

Химические коллекции - алхимический трактат Артура Ди

Кроме того, он оставил после себе несколько печей, обложенных им, лично  им же лично сделанными изразцами, в монастырях и дворцах и в  них долго еще искали пророчества и секреты философского камня.

Алхимические изразцы Ипатьевского монастыря

Артур Ди умер уже в 17 веке, застав розенкрейцеров, которых яро приветствовал – и они станут важной страницей и вообще оккультной и конкретно алхимической истории, в том числе и в России. Но пока речь только о России.

Алхимиком считался приближенный  Перта I Якоб Вилимович Брюс – граф, военный, командовавший руской армиях в важнейших битвах и алхимик, прозавнный «чернокнижником с сухаревой башни». Сам Петр не одобрял алхимиков и не верил им, но в его окружении алхимики водились.

Брюс собрал библиотеку, в том числе алхимических и оккультных книг, больше 1500 томов, очень много для тех лет. Он же возглавлял научное общество, заседавшее в Сухаревой Башне – откуда и его прозвище. Ходили легенды о ритуалах и опытах, которых там проводит Брюс, испльзуя дьявольскую Черную Книгу Брюса. И как только он умер, москвичи кинулись искать сатанинский гримуар – ничего не нашли, конечно, но когдауже в СССР Сухареву Башню снесли, легенда получила продолжение,  что мол это Черную Книгу Брюса ищут! И нашли и Сталин лично ее спрятал!

В 17 веке появилась должность придворного алхимика – и в 18 веке ее занял сам Михаил Ломоносов, который стал официальным алхимиком России – хотя золота не добыл, а добыл фарфор, научившись его делать.

Это важно – фарфор был тайной Китая, и в Европе он появился тоже благодаря алхимику Иоганну Бёттгеру, сидевшему в тюрьме на условии: «Пока не сделаешь золото – не выйдешь!», но вместо золота он тоже открыл способ делать фарфор, и вышел, потому как это еще выгоднее, чем делать золото. И вот тоже самое в России сделал придворный алхимик Ломоносов, но добровольно и без тюрьмы.

Но все это пока не алхимия, а просто какие-то люди, с алхимией связанные. Настоящий расцет алхимии в России  – это розенкрейцеры!

Но сначала замечу, что Ломоносов – далеко единственный видный ученый, связанны с алхимией.

Готфрид Лейбниц создатель двоичной математики, лежащей в основе современных компьютеров, изучал И Цзин, Книгу Перемен, построенную на принципах двоичной логики, был розенкрейцером и секретарем алхимического общества.

Роберт Бойль, классик мировой химии, бился над секретами философского камня и странной обратной трансмутации – он пытался, в нарушение логики, традиций и базовой теории об эволюции металлов, получить свинец из золота.

Ну а самый известный алхимик мира – не Луллий и не Парацельс, а Исаак Ньютон. В 1936 году до того разрозненные архивы и рукописи Ньютона собрали в кучу с целью продать повыгоднее, и попутно изучили, и оказалось, что треть всего, что он писал в жизни – это работы по алхимии. Он изучал и практиковал алхимию куда больше, чаще и охотнее, чем физику, которой занимался скорее между алхимическими работами, чем в качестве главного дела своей жизни. На его бумагах остались следы кислот и прочих реактивов, а в волосах нашли высокое содержание ртути, так что он именно активно практиковал полноценную лабораторную алхимию.

Алхимия расцветает в это время – в 17 веке. Ей занимаются короли и кардиналы. И это время, которое можно назвать вторым оккультным возрождением Европы. Первое – испанское – это 12 век, про него говорили, время с которого началось массовое распространение алхимии, астрологии, каббалы, геомантии и прочее.

А это – немецкое возрождение 17 века. Это время, когда выходят манифесты розенкрейцеров. Это очень отдельная тема, и вникать глубоко тут времени нет, но в 1614 издан первый из них – «Слава Братства». Автор не известен, но в нем рассказывается легенда о Христиане Розенкрейце и созданном из тайном обществе посвященных в оккультные знания – обществе розенкрейцеров. То есть это буквальное объявление миру о том, что в этом мире существует древнее братство мудрых адептов, называющих себя розенкрейцерами.

И не важно, существовали ли братство до того, как были написаны манифесты, важно, что оно существовало после них. Вдохновленные этой историей люди принялись искать тайные братства и организовывать их. Розенкрейцерство постепенно стало собранием и хранилищем оккультных знаний, которые туда принесли отовсюду, и особо популярной оказалась алхимия, которую практиковали многие розенкрейцеры (в том числе в России).

Манифесты возбудили интерес к магии, алхимии, астрологии, ко всему оккультному. Множество книг было написано и в поддержку розенкрейцеров и против них. К розенкрейцерству обращались масоны, и в 1757 году алхимик и масон Герман Фиктульд, воплотил слова манифестов в жизнь – на свет появился Орден Золотого и Розового Креста, теперь уже вполне реальная организация розенкрейцеров Германии.

Именно розенкрейцеры стали новым центром оккультного знания, организованного, упорядоченного, хранимого и передаваемого. В том числе знания алхимического – алхимия сразу же стала одним из столпов розенкрейцерства.

И к тому времени уже не стало разницы между магией, алхимией и каббалой – это все разные вещи, да, но это как терапевт, хирург и стоматолог – разные, но все врачи. Так и алхимия с кабалой стали частями единого целого. Началось это с Василия , и вот теперь набрало силу..

Алхимия смешалась с кабалой даже на уровне иудейский каббалистов, и иудейских алхимиков – а иудеи знали и практиковали алхимию. Ученик  Ицхака Лурии, великого классика иудейской каббалы, Хаим Виталь (конец 16 – начало 17 века) каялся учителю в грехе  — он на два года забросил Тору ради алхимии, и оставил после себе алхимические работы, а так же увязывал металлы и Сефирот Древа Жизни.

Кнорр фон Розенрот – каббалист и алхимик, увязал преобразование металлов с символическим значением Сферит и даже назвал одну свою работу «Золотая Каббала Евреев»,  говоря в ней об алхимии. Хотя у него не так, как сейчас – у него Кетер это «металлический корень», то из чего происходят все металлы, Бина и Хокма – свинец и олово, Гебура – золото и так далее. А так же алхимическое начало ртуть – это Кетер, Соль – Хокма, им сера – Бина.

Вот это уже – алхимия розенкрейцеров. Причем они делили алхимию на духовную и лабораторную. Сперва – духовная, очищение души и совершенствование себя. И только когда человек очистился и преисполнился святым духом, приходит время для алхимии лабораторной.

Вот эта алхимия – с каббалой и ритуалами, досталась розенкрейцерам, у которых были даже молитвы, повещенные успеху Великого Делания. В Ордене Розенкрейцеров использовалась алхимическая символика, понятия и термины алхимии, и с самого начала изучалась теория алхимии. Начало – это Теоретический Градус Соломоновых Наук, то, что надо изучить претенденту на вступление в Орден до самого вступления.

В Россию Теоретический градус и вообще все учение Ордена привез в 1782 году масон и розенкрейцер Иван Григорьевич Шварц (урожденный Иоганн Георг Шварц), уроженец Трансильвании, переехавший в Россию. Он важный человек  в истории русских масонов, и именно он стал главой русских розенкрейцеров.

Его должен был сменить несколько лет спустя другой масон и розенкрейцер, Алексей Михайлович Кутузов, который  был командирован в Германию, для обучения, которое можно назвать курсами повышения квалификации. Предполагалось, что он изучит высшие розенкрейцеровские степени и пройдет углубленное обучение практической алхимии, а потом вернется в Россию и станет новым главой розенкрейцеров.

В середине 1791 года он написал письмо на родину, сообщил, что остается в Европе на три года, и ему нужны деньги на жизнь, обучение и покупку лабораторного оборудования.  Он приступил к опытам, написал письмо, в котором рассказывал, что видел превращение Сатурна в Луну – то есть свинца в серебро, и даже выслал на родину некую соль, которая должна была служить лекарством.

Но за годы его обучения императрица Екатерина II успела увидеть в русских масонах угрозу, в виде свободомыслия и обширных связей с иностранцами. Начались гонения на масонов, а заодно и розенкрейцеров, финансовые поступления прекратились,  Кутузов застрял в Европе без денег, увяз в огромных долгах и умер в тюрьме. А вот само русское  розенкрейцерство (как и масонство) устояло, и успешно существовало, не смотря на гонения.

И Орден был закрытой организацией, они не раскрывали свою систему непосвященным, но многое стало известно благодаря именно гонениям – из протоколов допросов арестованных русских масонов и розенкрейцеров.

Розенкрейцеры имели доступ к обучению алхимии, практике, книгам и рецептам – причем рецептам от философского камня до методики засолки огурцов, повышения потенции и изготовления лосьона для защиты кожи от солнечных ожогов.

И их учение стояло на трех столпах – теософии, изучении божественного (не в смысле теософии как у Блаватской – до ее рождения еще века, а просто изучения божественного),  каббалы, как изучении духов и тайн тонкого мира, и алхимии – как изучение тайн, сокрытых в материи. Алхимия тут важна, но занимает низшую ступень – от познания материи они шли вверх, к познанию духа. Назывались три источника учения Ордена – христианский, божественный, иудейский, каббалистический, и египетский – алхимический.

Вступившие в Орден изучали лабораторную работу, печи, посуду и прочее, что бы начать практиковать, далее осваивали рецепты и технологии, а высокие  ступни посвящения брались за философский камень и питьевое золото. Тут даже порой просто приравнивались масонство, розенкрейцерство и алхимия – во всяком случае, так было в России, говорили, что масонство вообще ведет к получению философского камня. А дела масона или розенкрейцера – камень для трансмутации его души из плотских устремлений в божественные. И тут нет сомнений, что истинная цель алхимии – совершенствование самого алхимика, а средство и инструмент для этого – лабораторная работа.

И у розенкрейцеров была книга, почти современная им, и излагающая секреты алхимии  в теории ни на практике, настольная книга розенкрейцера-алхимика – «Золотая цепь Гомера». Чем она примечательна? Тем, что это текст, причем довольно откровенный и прямой, насколько возможно в подобной теме, а не набор картинок и аллегорий, как бывало.

Еще раз напомню, аллегорические рисунки стали века с 15 стандартным языком алхимии. В том числе и среди розенкрейцеров.

алхимические рисунки розенкрейцеров

Вот эти рисунки излагают некую великую тайну Ордена Розенкрейцеров. Тут нельзя чему-то научиться – это скорее напоминания для тех, кто уже обучен.

И вот тут я отступлю назад и вспомню один из самых красивых трактатов по алхимии – «Сияние Солнца». Он выпущен в 16 веке и это отличный пример того, как излагались алхимические идеи в картинках. Текст там тоже есть, как краткие комментарии к картинкам – а картины рисовал настоящий художник, мастер живописи, а не как обычно, кто попало.

И тут еще стоит учесть, что традиция таких рисунков зародилась когда книги переписывали вручную, и каждую иллюстрацию рисовали с ноля, и наличие рисунков делало книгу дорогой и роскошной – даже кривых и косых рисунков. Иллюстрации – это крайне престижно, и каждый, что тратился на редкие и дорогие тогда книги, старался купить книгу с картинками. Это одна из причин, почему рисунки были так популярны, и почему они вышли из моды в эпоху печатных книг, когда перестали быть роскошью и престижностью.

Так вот, «Сияние Солнца» (или «Блеск Солнца» или «Великолепие Солнца») вышел в 16 веке, и возродился в последующие века усилиями Ордена Золотой Зари и лично Макгрегора Мазерса, который нашел, перевел и издал много редких книг по оккультизму.

Это отличный пример алхимической книги тех лет. На словах так сказано, что Искусство (то есть алхимия) – служанка природы, которая все устроила таким образом, что бы металлы превращались в золото и алхимия просто этому помогает. То есть алхимик — человек, который помогает природе, всему миру идти к совершенству!

Далее колба алхимика сравнивается с яйцом, в котором смешаются красное и белое (то есть сера и ртуть) и откуда вылупится новое вещество. Начинается все с разложения исходных компонентов, и идет за счет постоянного нагрева. Весь процесс идет в одной колбе, которая сперва чернеет, потом белеет, далее желтеет и покрывается многими другими цветами, как хвост павлина, и далее краснеет.

Инструкции к работе выглядят примерно так: «Раствори, затем сублимируй, очисти и коагулируй. Заставь подниматься и падать. Пропитай и высуши. Ты должен знать, что когда мы растворяем, мы так же сублимируем и обжигаем без всяких перерывов. Тепло нужно тем, чья сила изгонит черноту из земли, что бы она просветлела. Жар делает любую черную вещь белой, а белую  — красной».

По жару прямо оговорены температурные режимы – начинать надо с температуры, в которой наседка высиживает яйца, или с температуры Солнца в Овне. Когда колба побелела – это уже жар Солнца в Тельце, а когда покраснела – в Близнецах. То есть температура плавно нарастает, проще говоря.

И рассказывается о четырех качествах философского камня – он делает металлы золотом,  простые камни делает драгоценными, человека  делает полностью здоровым и, почему-то, размягчает стекло.

Но чем примечательна книга – так это иллюстрациями. Вот она во всей красе аллегорическая алхимическая живопись.

Двойной фонтан – два первоначала, сера и ртуть. Звезды на голове – семь планет астрологов и алхимиков, две золотые из них – светила, Солнце и Луна.  А Солнце и Луна это также золото и серебро, и снова сера и ртуть.

На груди  – цвета стадий великого делания, которые принимает колба —   черный, белый желтый и красный. Они будут встречаться постоянно.

Король и королева – это классическое изображение серы и ртути, которым предстоит соединиться.

Черный  человек в грязи – черная стадия. Все начнется с гниения и смерти материи, которая почернеет – но потом сойдет дух (ангел) и даст ей красные одежды, и черный  человек из грязи покраснеет,  то есть сперва колба черная, а в конце – красная.

Двухголовая фигура, соединяющая мужчину и женщину, андрогин с красным и белым крыльями – это соединение первоначал, сера и ртуть объединились. Полосы на щите – стихии, яйцо – квинтэссенция, чистый дух.

Снова вечные цвета – бело-желто-красно-черный, стадии  производства философского камня. И как тело убитое и брошенное в землю гниет, а душа освобождается, так исходные металлы должны быть разделены на первоначала, на ртуть и серу (разрубание тела) и далее они сгниют и воскресную в новой форме.

Вот так это обычно выглядело с 15 по 17 век. И это еще очень прямо и откровенно, часто все куда непонятнее,  но всегда важны эти изменения цвета, про них писали еще античные алхимики.

Как один трактат, написанный от имени всех сразу античных философов, говорит:

«Возьми черную курицу, напои молоком столько, что бы она потеряла черные крылья и не летала. Дай ей поесть шафран и ржавчину, напои кровью и она посмотрит на Солнце не щурясь».

Снова те же цвета – черный станет белым, потом желтым и красным. На Солнце не щурясь, по античным преданиям, может смотреть лев – это золото.  Что бы курица не летала — пары вышли, сконденсировались и вернулись обратно, не покинули колбу. Куда они денутся из закрытой-то колбы!

И далее тот же трактат учит:

«Делание осуществлено из самца и самки» — это сера и ртуть.

«Варите до черноты, затем до белизны. Я вам рекомендую только варить. Варите в начале, варите в середине, варите в конце и не делайте ничего другого» — снова все черное белеет и это процесс непрерывного нагрева.

И вот настал 17 век и пришли розенкрейцеры, и у них сразу же, в числе первых документов, опубликованных от имени тайного братства розенкрейцеров, был текст «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Это нечто вроде сказки о приключениях человека на безумной свадьбе.  Порой это называют некой пародией на алхимию – это явно не так, поскольку в ней реальные алхимические символы и процессы, и  к алхимии розенкрейцеры относились крайне серьезно. Не все там можно понять, что-то может быть просто сказкой, не несущей символики,  много странных сцен – например, по жребию гостям свадьбы раздают то, что они должны носить с собой – кому веревку, кому  тяжелую длинную лестницу, и так далее.

Но главное, что химическая свадьба – это сочетание браком Короля и Королевы, типичная аллегория объединения серы и ртути, которую еще увидим, когда дойдем до самой алхимии, а не просто ее истории. И это несомненно алхимический текст. Но написан он примерно так:

«В зал вошел черный Мавр с топором в руках. Старого Короля торжественно и почтительно обезглавили. Голову завернули в черную тафту, кровь слили в золотую чашу, и по­ложили все в первый гроб. За первым Королем та же участь по­стигла молчавших двух других Королей и трех Королев. Черный палач, готовый было уйти, был тоже обезглавлен».

Король – сера, обезглавили — это  очистили. Все в черном – это черна стадия, смерть и гниение.

«Все стали вокруг фонтана. Дева вынула из раки голову Мав­ра, завернутую в тафту, и положила ее в сосуд, в который были налиты эссенция и настойки, приготовленные вчера. Этот ра­створ от того, что в него положили голову Мавра, стал быстро нагреваться. Девы воткнули ветки лавра в отверстия вокруг фонтана, и брызги, летевшие на них, стекали в сосуд, окрашенный в густой желтый цвет. Два часа играл фонтан и дистиллят капал в  овальную шкатулку, пока находившиеся в ней тела не раство­рились окончательно»

Колба, нагрев, испарение и конденсация, достижение желтой стадии – все тут. Но это не инструкции, а как обычно — намеки.

Далее они находят яйцо, вскрывают его алмазом, там птенец, которого надо выкормить кровью, что бы его черные перья сменились на белые – то есть снова все по стадиям делания, но еще более не внятно, чем в картинках.

И это в 17 веке дошло с одной стороны до пика, когда в 1677 году во Франции  вышла «Немая книга» — в ней вообще нет текста, только рисунки, как аллегорические, так и прямо рисующие лабораторию и лабораторные работы.

алхимия - Немая Книга, гравюры алхимических процессов

А вот «Золотая цепь» пошла другим путем. Ни картинок, ни загадок – только специфический жаргон и термины и куча условных обозначений, заменяющих слова. Но эта книга потому и стала важнейшей для розенкрейцеров, что писала обо всем почти прямо – о теории, о развитии металлов и первичном хаосе, из которого вес происходит, Стихиях, ртути и сере. Описывает процессы и эксперименты, уделяя много внимания  традиционному процессу сбора и перегонки дождевой воды,  опытам с гниением воды и поучением алхимических субстанций из нее. Мелькают опыты с животным царством, с растениями.

И о трансмутации, конечно, то же идет речь,  с предисловием, как повезло читателю, получившему на халяву знания, за которое когда-то платили большие  деньги.

О прочесть все равно с ходу не получится, придется узнать, что значит какое обозначение и вникнуть в суть терминов и языка в стиле:

«Если ликер коагулировать с серой, он создает пашню, в которую сеют, что пожелают, ибо в ней растет все и становится фиксированным. Если в ликер положить нашу серую серу, то будет саламандра,  так как огню не пожрать ее. Эта саламандра окрашивает Юпитер, Луну и Сатурн в хорошее Солнце».

Книги с загадочными картинками еще сохранятся довольно долго, до примерно 19 века, но выйдут из обихода.

Книги с картинками – но не сама алхимия!

19 век, начало 20 – алхимия никуда и не думает исчезать и даже приносит новые громкие имена. Сигизмунд Бакстром – алхимик и розенкрейцер  начала 19 века, который, среди прочего, перевел массу рукописей по алхимии, включая «Золотую цепь» на английский – а этот перевод позже в своем журнале опубликовала Блаватская.

Таинственный  Фулканелли, написавший несколько книг, связанных с символикой алхимии и пытавшийся истолковать символику готических соборов как тайные алхимические послания. И никто не знает, кто же такой этот Фулканелли, и как его звали на самом деле.

Уильям Александр Эйтон – священник и маг, практикующий алхимик и один из первых адептов Ордена Золотой Зари, и это уже конец 19 века. Он уверял, что поучил эликсир молодости, но пить не стал, оставив на старость – но увы, эликсир к моменту прихода старости просто высох.

Джулиано Креммерц, основавший Терапевтическое магическое братство Мириам, ставящее своей целью поиск алхимических лекарств, и считавший, что с алхимией совершенно неразрывно связанна сексуальная магия.

Антуан Леон Альберт Пуассон, алхимик, мартинист  масон, каббалист, автор серии книг по теории и символике алхимии. Хотя не известно, практиковал ли он  или только изучал теорию – он между делом пишет, что по его мнению настоящих алхимиков уже не осталось.

Но они остались, издаются журналы, ведутся опыты, создаются алхимические общества, одно за другим, во многих странах. Будущего лидера Ордена Золотой Зари Макгрегора Мазерса втягивает в изучение оккультизма Фредерик Холланд соседский алхимик, ставящий опыты на дому.

Алистера Кроули в Золотую Зарю вовлекает Джулиан Леветт Бейкер, алхимик, химик и пивовар, и становится одним из учителей Кроули.

А позже сам Кроули, уже в Ордене Восточных Тамплиеров, пишет о Дэвиде Карвене, что тот знает в сто раз больше его самого.  Карвен – специалист по тантре, йоге, а так же практикующий алхимик. Официально он жил одежду из кожи, но в подвале  своего скорняжного ателье содержал лабораторию для алхимических работ.

Сам Кроули еще до посвящения и Золотой Зари очень интересовался алхимией, пытался изучать ее, рассуждал о ней (хотя, по собственному признаю, мало что понимал), а в его картах Таро Император и Императрица, по его же словам, позы персонажей образуют знаки алхимических начал – соли и серы. Хотя, строго говоря, если это мужское и женское начало, должны быть ртуть и сера, а не соль и сера.

Карту Умеренность  он переименовал в Искусство – имея ввиду алхимию, которая конспиративно часто именно так и назвали, просто «Искусство», и в ней полно алхимической символики, начиная с двуликой фигуры – это исключительно популярный символ, и он уже был.

Гермафродит, двуликая фигура – так могли изобразить первоматерию или уже готовый камень, как соединение противоположных начал, чем и занята фигура  на карте, сливающая в котел алхимии воду и огонь.

А на Колесе Фортуны Уайта кружатся, сменяя друг друга, символы алхимических серы, соли и ртути. А волны внизу, среди прочего, могут быть прочитаны как знак Водолея – и тогда это символ процесса Умножения, тогда  соединившиеся первоначала окончательно доводятся до ума и обретают силу – про него еще поговорим, что это такое.

Ну и самое значимое, пожалуй имя — Альберт Рихард Ридель, он же Брат Альберт. Снова розенкрейцер, участник Древнего Мистического Ордена Розы и Креста, создавший в 1960 году Исследовательское Общество Парацельса, обучавшего алхимиков и издававшего собственный алхимический журнал. Примечательно, что он считал ключом к пониманию сути алхимических операций и их успешному выполнению на практике, медитацию – потому, что состояние духа алхимика принципиально важно для состояния веществ, с которыми он работает.

Общество действовало как высшее учебное заведение – студенты приезжали, поселялись в общежитии, проходили обучение,  практику и разъезжались по домам, что бы продолжить там работу и вернуться в следующем семестре. Для продолжения им предстояло показать достигнутые за время самостоятельного труда результаты и сдать экзамены. Не способные показать на практике свои достижения отчислялись, поэтому у студентов общества не было возможность просто бездельничать дома, игнорируя самостоятельные эксперименты.

Студенты вели многолетние практические изыскания, специализировались в конкретных процессах, кто-то стремился получить растительный камень, кто-то занимался проблемой гомункулуса (искусственного живого существа, созданного алхимией и магией). Вот тут на практике использовались методики «Триумфальной колесницы сурьмы» Василия Валентина. Ученики начинали с простых операций спагирии, работы с растениями, потом переходили к минеральному царству, металлам.

Общество существовало 24 года. Незадолго до его закрытия Брат Альберт собрал учеников и сообщил, что их выпуск будет последним, потому, что его Великое Делание почти завершено. После  выпуска этой группы он умер, и  Общество было закрыто, выпустив десятки современных практиков, продолжающих тысячелетние традиции алхимии в теории и на практике.

И тут бы надо назвать еще одно имя – Каро Роже. Но его я вспомню позже, когда заговорим об алхимическом процессе.

Алхимия никуда не исчезал – ее не изучают в университетах, как бывало, и на площадях авантюристы не берутся превратить публично свинец в золото. Но она никуда не исчезла – просто она осталась реально тайным знанием. Им и остается по сей день – но все же о теории и местами практике поговорим в следующих выпусках.