Гностицизм. Часть 2 — учителя и разновидности

В этом выпуске – разновидности гностицизма и его учителя. Поклонение Змею, почитание огня, воздержание и голод.

00:00 бесконечность вариантов гностицизма 02:49 Валентин, гностик и епископ 10:07 Василид, страдания и аскетизм 14:04 Маркион — диета, воздержание, Кафка 23:22 Симон-маг и принцип огня 29:44 Офиты, поклонник Змея 35:43 Сатурнин: Бог — это Сатана

1 выпуск цикла2 выпуск цикла3 выпуск цикла

Гностицизм никогда не был единым учением – мало того, гностики первых веков считали себя христианами, так же как первые христиане не переставали считать себя евреями. Каждый учитель гностицизма учил чему-то своему, и нет числа разным  мнениям и вариантам учения.

Кто-то активно использовал оккультизм, брался проводить ритуалы и обращаться к ангелам, кто-то предпочитал астрологию, кто-то чтил закон Моисея, а кто-то поклонялся змею-искусителю.

Кто-то считал Иисуса богом, прямым посланником плеромы, кто-то ангелом, кто-то призраком, а кто-то просто человеком, который принес миру знания, или что Иисус и Христос не одно и то же — Иисус был просто человек, а Христос – это вселившийся в него божественный дух. А кто-то считал, что он сын змея – искусителя.

Кто-то  исходя из того, что материя – зло и плен, отказывался принимать все мирское и материальное, в том числе секс, семью и деторождение, считая все это происками самого Сатаны. А кто-то, исходя из тех же идей, считал, что материя не имеет значения и мирское не важно, так что внебрачный секс – обычное дело, это просто тела, дух это не затрагивает. Кто-то отказывался от вина и лекарств, а кто-то считал, что спасение заключено в нарушении заповедей – они установлены Демиургом, тюремщиком и помогают ему держать людей в своей власти, а потому их нарушение – путь к свободе, и надо делать то, что религия запрещает.

Так что гностицизм еще более разнообразен, чем само ранее христианство и у каждого именитого учителя – своя версия учения.

Валентин

Гностик и античный философ Валентин  — возможный автор Евангелия Истины, ставшего частью Библиотеки Наг-Хамади. О нем мало что известно – он, вероятно, был родом из Африки, принял христианство, был учеником ученика Павла. Павел порой в почете у гностиков (но не всегда, как обычно) поскольку он не знал Иисуса лично, и был врагом христиан, а потом пережил видения, которые сделали из него апостола. Для гностиков это и есть обретение гнозиса, он все понял изнутри, сам, а не с чужих слов – так что он настоящий гностик.

Он приехал в Александрию, где гностицизм тогда был в почете, а потом и в Рим, где основал свою философскую школу.

Он боролся за место епископа Рима – а тут надо учесть, что всех епископов тогда звали Папами, и  епископ Рима – это именно тот, кого мы сейчас зовем Римским Папой. Так что в середине 2 века  во главе церкви едва не встал гностик, что могло бы радикально изменить историю христианства и всего мира. Но Папой стать он все же не смог.

Он учил, что истинный бог – Абсолют, который пуст, невидим и вечен, и он не имеет ни внешности, ни имени. В плероме было 30 эонов и София – младший из них, тридцатый. София родила Ахамот – это что-то вроде низшей ипостаси Софии, которая пала в итоге в материю и застряла в ней. София так желала встречи с истинным богом, что отринула своего супруга, и кинулась к богу-Абсолюту, но не смогла достигнуть его.

Это вызвало печаль, страх, смятение, и стало Ахамот. В итоге София вернулась на свое место в плероме, а Ахамот, как нечто противоестественное и чужеродное, была изгнана из нее.

Ахамот родила Демиурга, а тот создал Архонтов.  Именно за Ахамот в материю пришел Иисус, они как муж и жена и он пришел, что бы освободить ее из плена материи. Причем Иисус родился именно как человек, но при крещении на него сошел Спаситель, посланец плеромы. До крещения он был просто обычным человеком, как все.

Демиург же понятия не имеет, что есть кто-то выше него, он не знает о плероме и истинном боге – Абсолюте, и считает богом себя. То есть он не столько представляет зло, сколько невежество. Он создал планеты, звезды и человека, и вот тут как раз люди делятся на гигликов, психиков и пневматиков.

Иисус проповедовал для самых совершенных из них – для пневматиков. Они узнают через него правду о истинном боге и плероме, станут ангелами и сами войдут плерому, вместе с Иисусом и Ахамот, станут частью духовного мира. Материя сгорит вместе с гиликами, а Демиург и люди среднего звена, психики, поселятся в промежуточном среднем мире, уже без шансов стать частью плеромы.

А до тех пор люди заперты в мере абсурда, где нет ни цели, ни смысла, где все лишь иллюзия и невежество, и только гнозис придает всему этому смысл. Познание сути мира, его конечной реальности, рассеивает иллюзии и человек обретает освобождение – прямо как в буддизме, кстати. Только познание Абсолюта дает искупление и спасение, все страсти и все недостатки происходят от невежества, а знание разрушает их.

Не надо верить, не надо надеяться, что  Иисус искупил грехи, надо стремиться к знанию. Не надо каяться и чувствовать себя виноватым — надо понять, что все вокруг творение невежественного Демиурга и познать истинную природу мира.

Но человек болен, как и мир вокруг. Болезнь его – гилетизм, то есть склонность быть гиликом, склонность к телесному. Жажда власти, денег, секса — это все как болезнь.

Но и другая болезнь человека – психизм, стремление быть психиком, которая делает рабом правил, догм, каких-то абстрактны мудрствований, морализаторства, которые затевают живой внутренний опыт.

Иисус же даже не столько спаситель, сколько целитель, который пришел дать пневматикам – духовным людям – лекарство от этих болезней, исцелить их дух.

Валентина никогда не обвиняли в ересях, но оставался видным деятелем церкви, напомню, гностики тех лет считали себя просто христианами, а не какими-то особыми гностиками, представляющими другую религию. Во 2 – 3 веке его взгляды обрели довольно много последователей, но прямо таки один из столпов гностицизма.

Он и его последователи не отрицали секс и семью, но считали, что вступать в связь только из похоти, ради самого секса – значит никогда не достигнуть Истины. Дети – да, но страсть, подобную животной, человек знания должен смирять и контролировать, управлять ей. Духовный человек не должен впадать в телесные страсти, это гилетизм!

А вот второй столп гностической мысли относился к вопросу куда строже.

Василид

Василид, еще один видный гностический учитель, еще один житель Александрии, живший в середине 2 века, и, если верить легендам, ученик ученика апостола Петра. Говорят, что им написано собственное евангелие, но оно не сохранилось, и о его учении можно суть по критическим отзывам о нем, причем довольно противоречивым, но его гностическая школа существовала века после него.

В начале всего – бог, не сущий, непроявленный, но заключающий в себе потенциально все (это похоже на каббалистические концепции). От него происходят, как его эманации, все прочие духовные существа, все более низкого порядка, в том числе София, демиург и 365 ангелов, управляющих материальным миром.

Демиург появился на свет в невежестве, не способный понять, что существует дух и сила над ним, он уверен, что он настоящий высший бог и нет никого выше него. Он принял себя за истинного творца и попытался создать мир, но и этого сделать не смог, сотворив только что-то вроде проекта, модели. Другие существа, еще более низменные, как младшие демиурги доделывали работу за него.

Василид не одобрял сексуальность и даже супружество, хотя и допускал его, в силу необходимости. Он видел в телесных страстях скопление греха, порожденного самим телом, покрывающее дух и не дающее ему освободиться. Телесное, и вообще все привязанности к материи, мешает свободе духа, и освобождение человека идет через победу над материальными привязанностями.

Он одобрял аскетизм, и призывал не избегать страданий, считая, что они помогают понять, что материя – это зло, и перебороть привязанности к ней. Каждый ученик его школы начинал с практики пятилетнего обета молчания, что бы отделить себя от активного взаимодействия с материей и погрузиться в себя, найти внутренний гнозис.

Он призывал отвергнуть Ветхий Завет, как наследие Иеговы, Демиурга, врага людей.

Так же, согласно Василиду, Иисус  — это человек, а Христос – дух, который вошел в него. Иисус он не был распят, он создал иллюзию, и вместо него распяли Симона Киренейского, который в Новом Завете часть пути несет крест вместо Иисуса. Сам Иисус стал земным воплощение высшей духовной силы, способной достучаться до заключенной в каждом человеке божественной искры. Те, в ком она еще сильна, услышат его слова, познают мир и будут спасены.

В конце времен все они могут вернуться в плерому, духовные люди войдут в дух, будет восстановлен правильный порядок вещей, а в убогом материальном мире исчезнут все знания и представления о духовности. Материя продолжит существовать, но уже полностью лишенная духа.

Маркион

Еще один наш герой — Маркион Синопский, живший в начале второго века, потомственный христианин, сын епископа и богослов, первый человек, который попытался составить набор книг, который потом назовут Новым Заветом. И он, разумеется, гностик.

Причем он отказывался признавать, прежде всего, Ветхий Завет – поскольку там написано о Иегове – Демиурге – враге человечества. Машиах, мессия, предсказанный в Ветхом Завете, которого ждут иудеи, с точки зрения Маркиона – не просто не Иисус, но и вдобавок никто иной, как посланец врага, а значит еще один враг. Он придет, что бы сплотить всех под знаменами Демиурга, станет всемирным царем и установит царство страданий и мучений, от которого будут избавлены только те, кто познал мир, спасся и покинул материальные тела, вернувшись в духовный мир.

Он отрицал достоверность и точность уже появившихся, но еще не ставших единственными каноническими, Евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, считая, что в них много ошибок и искажений. Вместо них он предложил одно Евангелие, похожее на измененную (или, сего точки зрения, исправленную и избавленную от ошибок и подделок) версию Евангелия от Луки, и добавил к нему десяток апостольских посланий – по сути, это первая попытка составить Библию.

Так что первая версия Библии – это версия, составленная гностиками. Маркион вдобавок считал, что только Павел понял суть учения Иисуса и считал себя его последователем. Дело в том, что именно Павел первым заговорил про отказ от иудейских законов, обрезания, правил кашрута и прочее. Не Иисус, а именно Павел начал отделение раннего христианства от иудаизма, и Маркион это очень одобрял, поскольку  иудаизм поклонялся Демиургу.

По Маркиону, как и у всех гностиков, истинный любящий бог – это бог духовного мира, Высший Бог, которого Иисус называет Отцом. Он «чужой бог», как его называет Маркион – чужой этому миру, непознаваемый. Он не имеет отношения к сотворению материальной вселенной, не соприкасается с ней, а потому в мире нет ничего, что бы указывало на него и его сущность.

Иегова же – просто несовершенный творец, Низший Бог, и их нельзя путать между собой. Мир – его творение, которое Маркион назвал «чахлой обителью», человек тоже сотворен, разумеется, Низшим Богом, но Бог Высший избрал человека объектом своей любви и старается спасти его.

Мир поделен на три неба – на первом небе обитает Высший Бог, на втором – Низший Бог, а на третьем, самом низемнном — его ангелы. Высший Бог послал Иисуса как своего сына, что бы помочь людям вырваться из плена, спасти их от материального мира и бога-творца, и Иисус был убит по указаниям Бог Низшего, творца материи, который действует тут просто из ревности.

Сын нужен именно потому, что Высший Бог не имеет никакой связи с материей – сын посредник между материей и богом. Он не был рожден – он просто появился, проявил себя на земле, когда спустился из плеромы в материю. У него не было смертного материального тела, материя – это зло, дух не унизится до того, что бы облачиться материальным телом, так что смерть  его на кресте – просто иллюзия.

Далее Иисус сошел в ад, что бы и тем, кто в аду принести знание и дать шанс на спасение.  В том числе он пытался вывести оттуда ветхозаветных праведников, но они за ним не пошли, оставаясь даже в аду под властью Демиурга, и считая, что Иисус пришел их искушать.

В быту Маркион требовал отказа от того, что привязывает человека к материи – от секса, брака, удовольствий. С момента крещения он требовал от людей тотального целомудрия, и готовности страдать за веру и становиться мучениками. Не все на это готовы, так что быть прихожанином общины Маркиона можно было и без крещения – с полным допуском ко всем ритуалам, таинствам и богослужениям, но без строгих аскетических обетов.

Но задача человека не в следовании закону и заповедям – их создал Демиург, следование им только делает рабом. Задача в том, что бы свести к минимуму, насколько сможешь, соприкосновение с миром. Речь и воздержании, и о диете и о просто уменьшая набора вещей, которыми пользуется человек – сокращая использование чего либо материального, он не просто помогает себе ослабить связи с материей, но и вдобавок выразить пренебрежение к Демиургу, засвидетельствовать свое презрение и к творцу и к его творениям.

Само размножение Маркон считал уловкой, которую изобрели Архонты, что бы привязать человека к телам, к земной жизни. Через него Архонты держат всех в плену и утверждают свою власть, так что монашество это даже не способ обрести святость и заслуги и прочее, а просто способ ослабить власть Демиурга и Архонтов над собой.

Его учение пользовалось большой популярностью, пока не угасло, как казалось, на фоне гонений на гностицизм, которые начались после того, как церковь в 4 веке более-менее определилась со своими догматами. Но в 19 веке Маркион привлек внимание исследователей, были опубликованы посвященные ему исследования, и его учение неожиданно возродилось, особенно среди европейских писателей и поэтов. Появилось движение маркионитов, а числе которых – Франц Кафка.

Симон

И все они – выдающиеся гностические учителя, но у них у всех троих сообща не наберется и кусочка той славы, которая есть у Симона. Он известен как Симон маг или Симон волхв, и он не только реальный человек, учитель гностицизма, но и герой библейских историй, где выступает в роли врага апостолов, конкретно – в роли личного противника Петра.

Ириней, тот самый, который опровергал гностицизм и этим сохранил его учение, уверяет, что его считали самим богом  либо воплощенным на земле святым духом. Его называют магом, поскольку он славится способностью совершать публичные чудеса, духовной силой, как считали его последователи, или силой демонов, которые помогали ему смущать умы людей – как говорят про него христианские богословы.

Легенда о Симоне утверждает, что он был дружен с императором Нероном, умел летать и стал главным врагом Петра, и между ними началась магическая война.

Петр потребовал от Нерона испытать Симона, но Нерон отказался, сказал, что и так получил все доказательства его силы, когда Симон воскресил труп, которому три  дня как отрубили голову. Петр ответил, что раз он не был тому свидетелем, то чудо не считается, на что Симон пожелал Петру быть съеденным собаками. После его слов появились собаки и напали на Петра, Петр же молился о спасении, и собаки снова исчезли.

Симон  в ответ взялся взлететь силой своей магии, а Петр – не позволить ему этого. Симон прыгнул с крыши и полетел, но, по утверждениями христианской церкви, его держали в воздухе демоны, которых Петр изгнал своей молитвой. Симон упал и разбился насмерть.

Эта легенда, по сути, история о  битве двух магов. Но легенда легендой, а Симон, вероятно, родился  среди самаритян – это до сих пор существующая малочисленная религиозная группа внутри иудаизма, самаритяне отрицали иудейский храм, принятые среди других иудеев книги, и вообще склонялись к следованию  самым старым формам иудаизма, которые в других местах вышли из употребления.

Симон мог быть одним из учеников Иоанна Крестителя, и тогда он мог быть лично знаком с Иисусом, он руководил своей философской школой, гностической, но со своими особенностями и спецификой, и имел много учеников.

А учил он, что начало всего – Огонь, как сказано в Библии «Бог есть огонь пожирающий» — не буквальное пламя, конечно, а духовный огонь, изначальная сила.  Это изначальное состояние мира, в котором есть мужской принцип – Динамис, то есть «сила», и женский, Энойя – то есть «мысль».  Мужской принцип – в принципе это тот самый изначальный бог, а Энойя, его женская ипостась – это воплощение его мысли.

Вместе они породили космос и шесть Эонов, воплощающих небо, землю, Солнце, Луну, воздух и воду. Энойя так же и мать ангелов, созданных по воле настоящего бога, но некоторые из них впали в зависть и ревность, отказались признавать отца и мать, мало того, об отце, истинном боге, они даже и не помнят.

Они скатываются  в материю, захватив с собой мать, которая становится пленницей человеческого тела. Она меняет тела, перерождается, живет многие жизни, но не может вернуться в духовный мир. Среди прочего, именно Энойя была Еленой Троянской. Что бы спасти ее истинный высший бог проявил себя в материи, в человеческом теле, в виде Иисуса.

Демиург у него не выделен отдельно, как какой-то важный персонаж, и материя это скорее коллективная поделка всех этих мятежных ангелов, но Симон учил, что бог из Ветхого Завета – самозванец, а змей-искуситель достоин почитания, как первый, кто дал людям знание, способное их спасти.

Еще он учил, что покой и умиротворение вредны, поскольку тот, кто прибывает в покое и довольстве, тот не развивается, ему нет нужды двигаться вперед. Человек развивается через борьбу,  и конкретно через борьбу с покоем. Современные тренеры личностного роста и прочее, повторяющие, что надо выйти из зоны комфорта, поскольку в ней человек не развивается, сами того не ведая повторяют эту мысль за летающим гностиком Симоном.

Симон, как и многие другие гностики, считал материальное греховным, и предпочитал аскетизм и воздержание. У него была спутница, женщина по имени Елена, которую он считал очередным земным воплощением Энойи, которую он нашел и должен освободить, поскольку он сам – воплощение бога на земле.  Он явился к одним людям как Отец, к другим – как Сын, Иисус, принимая в разных случаях разные формы, те, которые люди могли осмыслить и принять.

Офиты

Офиты – большая группа, о которой очень мало что известно из первых рук, и даже Ириней, описывающий гностические учения как ереси, рассказывает про офитов с чужих слов, пишет, что другие люди говорят, что офиты делают вот так.

Кто их создатель, когда они появились –  неизвестно, тем более, что скорее всего офитами называли обобщенно сразу многие группы, связанны с символом змеи. Само их название происходит от слова «змей» на греческом, и их считали людьми, которые поклоняются змее как богу, хотя змея тут не буквальная, а символ, в том числе символ Софии, передающей людям те высшие знания, которые пытался скрыть Демиург.

Суть же примерно такова – в неведомом нам духовном мире обитает бесконечный и невыразимый, непознаваемый отец, Первый Человек. Его мысль воплощается в сына, Второго Человека, а его дух – в мать, Первую Жену. От них происходит Третий Человек, Христос, свет мира,  все они вместе образовали Высшую Церковь.

Но часть небесного света была утеряна, попала в мир первозданного хаоса, и там зародилась материя, жизнь и мировая душа, София, оказавшаяся пленницей материи. Частицы материи обступили ее, но в своем стремлении к свету София обрела вид змеи и двинулась  наверх, к духу и свету, и покинула материю, но в материи остался ее сын, Иалдабаоф, бог материального мира, несущий в себе частицу духа, но не знающий духовный мир.

Он создает материальный мир, правит им, направляет его развитие, он создает 7 планет и семь Архонтов, управляющих ими и борющихся за власть. Их борьба – это столкновение и смешение всех мировых сил в разных сочетаниях, что и создает все проявления материального мира.

Сам же Иалдабаоф, как и положено в такой ситуации, возгордился и возомнил себя истинным богом, и объявил, что нет иного бога кроме него, и сотворил человека, что бы было кому его почитать и боготворить. Получилось плохо, человек был гигантом, не умеющим даже стоять, и Демиург передал ему свою духовную искру, человек стал полноценным живым существом, но сам Демиург потерял последние проблески духовности, а человек  отверг своего творца и архонтов.

Иалдабаоф пытается вернуть обратно себе свою искру духа, и ввергнуть человека в чисто животное состояние, создав для него жену, что бы он отвлекся от духовного на телесное. Но этот план сорван Софией, которая в образе змея-искусителя приходит к Адаму и Еве, дает им первое знание и помогает поднять мятеж, отвергнуть правила создателя.

Иалдабаоф в гневе выгоняет всех из рая, от первых людей происходят все прочие, а от змея-Софии рождаются духи, населившие наш мир. Они застряли в матери, винят в этом человека и строят ему козни из мстительности.

Причем Адам и Ева, получившие божественную искру, были сами практически духами, в бесплотных телах, но со временем жизнь они и их потомки становились все грубее и материальное. Примерно такая идея есть у Блаватской – первые разумные  расы на земле у нее понимаются как чисто духовные, постепенно становящиеся все более низменные и материальными со временем.

Иалдабаоф пытается убить людей с помощью потопа, но София спасает Ноя и его родных, но Иалдабаофу удается обмануть Авраама и его потомков, и все же убедить их почитать его как истинного и единственного бога. Он дает из закон Моисея и этим создает монотеизм, посвященный ложному богу. И в итоге в мир приходит Христос, что бы собрать и спасти божественные искры, чем и занят по сей день. Однажды он спасет всех,  люди вернуться в духовный мир, а материя снова станет диким и лишенным малейших проявлений света первозданным хаосом.

Но это обобщенная схема, поскольку, повторюсь, об офитах почти ничего не известно в деталях и из первых рук, да и обобщали в этом названии много самых разных групп, связанных с образом змея и почитанием Змея-Искусителя как спасителя людей.

Сатурнин

Сатурнин или Саторниил, сириец начала второго века, предположительно может быть учеником человека, который учился у Симона.

Он считал, что бог создал ангелов, некоторые из них, когда увидели небесный свет,  сами захотели создать такое же, захотели занять место бога. Они создали человека так же, как бог создал их, и акт творения – это акт зависти и глупости.  Сотворить нечто божественное они не смогли, и породили только материю. Среди них, один из этих ангелов – это Сатана, который сам, вдобавок, стал врагом другим ангелам, и именно его почитают как ветхозаветного бога – отца, так что привычный бог – это дьявол.

Ангелы создали человека, и в каждом человеке есть божественная искра, духовность, смешанная с телесной грязью и злом, и божественные искры надо освободить и вернуть на небо (тут, как уже бывало, его учение схоже с каббалистическими представлениями). Эти божественные искры людям дали не ангелы, а истинный бог, который послал их на землю, что бы одушевить материальные тела, созданные мятежными ангелами, дать им дух и шанс на спасение.

Это похоже на мнение офитов, и тут тоже человек сперва мог только ползать, не мог стоять, был несовершенным и нежизнеспособным, пока не получил божественную искру от истинного бога.  От него она исходит, и к нему после смерти возвращается. Хотя есть эта искра не у всех, иные люди лишены духовного начала, что им уже нет спасения.

А для остальных Бог прислал на землю Иисуса, что бы эти искры освободить, дать им спасение. Он снова воспринимается как проявление духа на земле, не имеющее буквального телесного воплощения, а его распятие и смерть – просто иллюзия.

Для спасения людям надо дистанцироваться от материи, отказаться от мяса, секса и алкоголя. Все материальное привязывает к материи и лишает доступа к духовному, так что нужно отказаться от всего, от чего удастся отказаться, в том числе он считал необходимым отказаться от рождения детей, что бы не плодить новые тела, в которых будут заточены духовные искры.

В мире нельзя найти следы божественного – их там нет, бог нашего мира не касался. А вот в человеке заключена искра бога, и потому все знания о боге людям надо искать внутри себя. Все внутри человека, все знания, все спасение, все божественное, что вообще есть в мире – внутри человека.