Ритуал — две стратегии работы.

Не бывает черной и белой магии. Как не бывает и серой, вопреки широко распространенному, суеверному и абсолютно профаническому мнению, пронесенному через века. Но если уж говорить о типах и разновидностях, то магические ритуалы действительно можно поделить на две большие категории, две стратегии ритуала.

Назовем их магией ассоциативной и магией бессознательной. Первый вариант — магия Планет и Стихий, Гоэтия, Енохиана… Все классические магические системы. Второй вариант — Магия Хаоса, дитя двадцатого века. Первый вариант — оккультная классика, известная тысячи лет. Второй вариант — недавнее открытие. Магия традиционная и магия реформистская. Ни один вариант не хорош и не плох — вопрос в том, что подойдет данному конкретному практику.

При всем разнообразии методов вся магическая ритуальная классика, от огромных групповых церемоний и драматических ритуалов, до самых примитивных суеверий на уровне «постучи по дереву» или «сплюнь три раза» построены по одному принципу. Это то, что я называю «ассоциативной магией». Стремясь вызвать дождь шаман дикого древнего племени разбрызгивал воду — одна вода должна привлечь за собой другую. И бил в барабан, имитируя гром. Стремясь прекратить дождь — капал воду на горячие камни, что бы осушить небо и землю, как вода высыхает на камнях.  Это самая простая форма ассоциаций, симпатическая магия. В знаменитой классической книге «Золотая ветвь» приведены десятки самых странных ритуалов и поверий, порожденных принципами симпатической магии в разных культурах и в разное время. Одни считали, что священник во время войны не должен пить холодную воды — иначе это остудит боевой дух воинов. Другие — что женщина не должна пользоваться маслом, когда муж на войне (иначе он поскользнется в бою), а в Южной Африке жены мели дороги, чтобы мужья так же смели с дороги всех врагов. Китайцы дарили уважаемым старикам длинные одеяния, что бы длинное платье делало и жизнь длинной.  Наши предки на Масленицу сжигали чучело, уничтожая зиму и давая природе тепло, нужное для начала весны.

Подобное вызывается подобным. Возьмите куклу из воска, прикрепите к ней волосы — и через подобие человека получите власть над ним. Назовите горошины именами людей и трясите их на решете — и вызовите ссору. Парацельс рекомендовал смазывать лекарством не только рану, но и нож, которым она нанесена. Обычай красить яйца появился задолго до христианской пасхи и всегда это яйцо (источник новой жизни) окрашенное в цвет крови — жизнь внутри смерти, воскрешение. Таких ритуалов легион и перечислять можно вечно. Они могут выгладить сколь угодно примитивными и наивными, но тот же принцип лежит в основе самых напыщенных магических церемоний и религиозных обрядов.

С веками ассоциации углублялись, усложнялись, систематизировались, пока не оказались сведены  в единую систему, в таблицы книги «777» и еще некоторых, менее известных, справочников. Если ранние ритуалы ассоциативной магии были чисто интуитивны (брызгать водой и бить в барабаны, вызывая грозу), то ритуалы более поздние уже учитывают самые тонкие ассоциации. Именно учитывают, а не придписывают — вы скажите «свинцовая тоска», например, а не «оловянная печаль». Свинец — металл Сатурна. Тоска — состояние ассоциируемое с Сатурном. Букет роз — подарок для возлюбленной. Любовь — чувство Венеры. Роза — цветок Венеры. Существуют глубокие бессознательные ассоциации, коренящиеся в коллективном бессознательном и именно их отображают таблицы магических соответствий.

Желая обеспечить благополучие или получить здоровье маг обнаруживает, что это — область влияния Солнца. Не звезды, а символического, архетипического Солнца. С Солнцем всегда ассоциируется золото. Очевидно, что его цвет — желтый, золотистый. Цвет Солнца. Среди карт Таро есть подходящий Аркан, Аркан Солнце. Дальше — больше. Солнцу соответствуют благовония с приятным запахом, ладан, лавр, корица. Число Солнца — число 6, фигура — шестиугольник. Желтые свечи. Мандарины — плоды Солнца. Можно взять мандариновое масло. Возлияние — вино, любой алкоголь и само опьянение так же ассоциируются с Солнцем. День недели Солнца — воскресенье. Среди атрибутов Солнца будут и места, ему посвященные, и время в течении дня (планетарный час), определенные знаки и символы, иерархические имена. Все это пойдет в ход и каждая мелочь ритуала будет говорить о Солнце. Женщины все той же Южной Африки во время войн размахивали веерами, что бы отогнать пули от своих мужей. Это одна ассоциация. Маг, совершающий планетарный ритуал использует огромное множество ассоциаций, обретая куда как более мощную силу, но принцип тот же.

Подготовка к ритуалу начнется задолго до его проведения и длительное время все внимание мага, постоянно будет приковано к Солнцу. Каждая проработанная ассоциация будет непрерывно напоминать о задуманной работе — любой предмет желтого цвета напомнит о Солнце. Встретилась женщина  с золотым кулоном. Золото — Солнце. Вывеска ювелирного магазина — там тоже золото, и снова Солнце. Цифра шесть на номере машины — число Солнца. Но не только 6! 36, 111, 666 — это тоже числа Солнца. Солнце — Тиферет, ее мистическое число — 21 (1+2+3+4+5+6), Аркан Таро Солнце — карта номер 19. ассоциации нарастают, сознание настроенное на ритуал ищет их все больше и больше. Солнце — буква Реш. Солнце — руна Совуло.  Сердце — Солнце через Сфиру, лоб — Солнце через букву. Пусть даже две швабры скрещены у стены — они могут напомнить  о положении Тиферет среди путей Древа Жизни.

Ассоциации постепенно заполняют все сознание. Это далеко не вся подготовка к ритуалу, но это суть. И в ходе ритуала, в день и час Солнца, стоя лицом к светилу, призывая солнечных богов и вибрируя иерархические имена Солнца, перед алтарем, застеленным желтой тканью, с желтыми свечами, в клубах горящего ладана, перед чашей с вином, используя магический квадрат солнца и специально созданные для этого случая символы,  Маг совершает призывание Солнечной силы. Подобное порождается подобным. Задействованное множество символов Солнца позволит собрать силу для достижения еще одной цели, ассоциируемой с ним — например, для быстрого выздоровления.

При всем различии ритуалов суть одна и у гоэтического вызывания демонов и у ритуала плодородия, когда пахари старались обеспечить урожай проливая на землю собственную сперму. Подобное вызывается подобным.

Так было тысячи лет. Потом мир изменился, люди изменились и на свет родился Остин Осман Спэйер, а потом Питер Кэрол, а потом возник Орден Иллюминатов Танатэроса и по миру победно пошла Магия Хаоса, открыв второю стратегию ритуала. Магию бессознательного. Это совсем иной подход, для кого-то он годится, для кого-то нет, но это магия, творимая без ассоциаций. Причем ритуалы Хаоса могут выглядеть поразительно простыми, но это не более чем видимость и в любом случае успех будет завесить от вашей силы и способностей.

Если следуя классической схеме Маг максимально насыщается ассоциациями, связанными с целью ритуала, то следуя парадигме Магии Хаоса, Маг, наоборот, изгоняет из сознания всякую связь со своей целью. Классика жанра, описанная еще самим Спэйером — техника создания сигил из букв.

Сформулировав цель ритуала маг записывает ее, затем убирает все буквы, которые встречаются больше одного раза. В словах «второй вариант — Магия Хаоса» буквы повторяются и после упрощения фразы получится «втроианмгяхс». В это уже сложно узнать исходную фразу, но можно продолжить. Переставить буквы. Перевести фразу в транслит и получить «vtkhrnmgiaoias»,снова убрать повторы букв и перевести обратно, получив «оавтимгсрхн». Можно пойти еще дальше и превратить транслит в иврит, или в руны, или обнаружить, что «С» — это половинка от «О», а «Г» — это не до конца прописанная «Т». И получить «оавтимрхн». Суть подхода полностью противоположна работе с ассоциациями — в первом случае вы создаете обстановку полностью настраивающую на определенную волну, во втором — изгоняете эту «волну» в бессознательное. Как в необратимом шифровании, вы получаете на выходе нечто, что создано из исходного Желания, но из чего невозможно его расшифровать и восстановить. Вы создаете из этих букв символ, который разум не сможет опознать — но работа по его созданию закрепит символ в бессознательном.

Мастер может вообще пройти мимо мозга и прибегнуть к методам автоматического письма и автоматического рисования, когда символ сразу будет получен из бессознательно, напрямую.

В любом случае, маг получает некий символ, сигилу, изображает ее — и забывает. Буквально. Цель ритуала должна быть полностью изгнана из сознания, это и есть подвох и главная сложность. Запомнить — легко. Забыть на заказ — очень сложно. В идеальном случает это означает, что маг столь мощно владеет своим разумом, что сможет произвольно сосредоточится на чем-то отвлеченном, не прерывая концентрация ни на миг и полностью вытеснит из сознания всякие, самые тонкие, мысли о своей цели. Путь намного более простой и долгий, пригодный для долговременных целей — маг создает серию сигил, кладет их в коробку и ждет. Постепенно он забудет, какая сигилла для чего создана — вот тогда и придет пора их активировать. Разумеется, цели, сигилы и все прочее описано в дневнике, так что после всех ритуалов, позже, можно будет проконтролировать получение результата.

Маг активирует сигилу, и методы его могут быть самые разные от сугубо Спэйеровских «позы смерти» или использования оргазма до вполне классических церемоний в духе Золотой Зари. Главное — вместо ассоциаций, напоминающих о цели маг работает с символом, наоборот, никак  с целью не ассоциирующимся. Это бессознательная магия и суть ритуала — дать символу проникнуть в бессознательное, растворится в нем без всякого волевого контроля и начать действовать. Но стоит сохранить осознанную связь символа и цели ритуала забыть о необходимость забывать — и маг потерпит неудачу.

Две стратегии. Две парадигмы ритуала. Обе работают и приносят плоды. А какая подойдет вам — это можно понять только на практике. «Успех — твое доказательство». Главное помнить, что суть ритуала — внутри мага и успех приносят не слова и жесты, а ваша сила и готовность утверждать свою волю. А как развить силу — это уже совсем другая история.