Возрождение и романтизация тайной магической традиции. Френсис Кинг.

Тому, что народная магия выжила в период 1б80-1800гг, она во многом обязана деятельности астрологов и так на­зываемых знахарей. Первые из них занимались «талисманной магией» — изготовлением и освящением амулетов, предназ­наченных для предотвращения неблагоприятного планетар­ного влияния, возращения утерянных вещей, приобретения способности влиять на людей и тд. Более авторитетные аст­рологи осуждали подобные занятия и часто публиковали в своих ежегодных альманахах статьи, нередко содержащие острую критику в адрес таких конкурентов.

О знахарях, предсказателях, народных целителях и «белых колдуньях» того времени известно очень немногое, поскольку они действовали весьма осторожно, их клиентуру в основном составляли крестьяне или ремесленники. Периодика этой эпохи почти не содержит упоминаний об их деятельности. По-видимому, в ХIХв. их особенно было много в отдаленных районах Англии и Уэльса.

В качестве примера здесь можно привести биографию Джона Харриса. Он родился в 1785г. в Кармартеншире. Изу­чал медицину в Лондоне, но, не закончив курс, начал прак­тиковать как знахарь (по-валлийски — dyn hysbys). Клиен­ты приезжали к нему издалека, даже из Кардиффа. Свое тайное знание, по его словам, он получал главным обра­зом от общения с миром духов. Он также занимался аст­рологией, являясь ее убежденным сторонником, и исполь­зовал «магическое зеркало» для предсказания будущего. Местные жители уверяли, что раз в году он уединялся в отдаленном и безлюдном месте, чертил магический круг, произносил соответствующие заклинания и с помощью са­мого Дьявола обновлял свои сверхъестественные силы на весь следующий год!

Вполне возможно, что именно его вера в точность ас­трологического предсказания в некоторой степени явилась причиной одного несчастного случая, закончившегося для него трагически. Изучив расположение планет на день сво­его рождения, он пришел к заключению, что в его гороско­пе есть «смертельная дирекция», выпадающая на конкрет­ный день в 1839 году. Потому в этот день он оставался в сво­ей постели, надеясь или избежать приближающегося несча­стья, или, что более вероятно, спокойно встретить свой ко­нец. Внезапно его разбудил крик, что в доме пожар. Харрис поспешил принять участие в тушении пожара. Таская ведра с водой на крышу, он поскользнулся, упал с лестницы и в результате сломал себе шею. Сейчас он покоится на клад­бище в Кайо. Скромная надпись на его могильном камне гласит: «Хирург Джон Харрис».(«Деятельность Харриса продолжил его сын, который умер десятью годами позже. Интересные и более подробные сведения об отце и сыне можно найти в брошюре Артура Ми «The Harrieses of CwrtyCadno».)

 

Трудно определить, в какой степени магия выжила в ХIХв. на интеллектуальном и философском уровне. По крайней мере, мы точно знаем, что некий маг использовал сложную енохианскую систему магии, разработанную Ди. Об этом говорят оставленные им конспекты. Вполне веро­ятно, что были и другие, изучавшие теоретические аспекты магии. Когда в 1791г. в свет вышли первые номера «Conjurors Magazine» («Журнал Волшебника»), в редакцию сразу же хлы­нул поток писем от людей, интересовавшихся главным об­разом астрологией, но при этом явно обладавших некото­рыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия. Уильям Гилберт, часто публиковавшийся в этом журнале, фактически пытался заработать на жизнь изготовлением талисманов. Он писал: «Изготовление талисманов — великое искусство, которым я полностью овладел в резуль­тате упорной борьбы с его противниками… Поэтому мне будут платить и платить хорошо».

Он также учредил или пытался учредить школу, в ко­торой учили бы «Астрологии и Духу, а также сущности и применению талисманов». Плата за обучение составляла от 20 до 150 фунтов в год. Гилберт, кажется, даже предпринял попытки прибрать к своим рукам весь рынок по продаже талисманов (он не мог быть большим), угрожая разрядить и сделать бесполезными изделия конкурентов! Он дал та­кую рекламу:

Никакие талисманы, никем не могут быть произве­дены в будущем, кроме моих учеников. И я сведу на нет силу всех талисманов, кроме тех, которые сделаны под моим

руководством или мною самим.» (Дополнительная информация о Гилберте и о журнале, для которого он писал, содержится в увлекательной книге Эллика Хоуи о современ­ной астрологии «Дети Урании».)

 

Конец XVIIIB. был отмечен некоторым ростом инте­реса к магии и другим «герметическим наукам» со стороны дилетантов и аристократов. В значительной степени это было связано с готическим возрождением, вылившимся в моду на всевозможные поделки в средневековом духе. Так, например, в 1784г. начали издаваться «Небесные науки» Эбенезера Сибли. Несмотря на то, что в них давались инструкции по демонстрации таких псевдонаучных экспериментов, как создание иллюзии цветка из пустоты, и что они вмеща­ли в себя большой раздел по магии и материал о том, как оживить труп с помощью некромантии, эти публикации в общей сложности представляли собой продукт, созданный теми же общественными силами, благодаря которым воз­никла псевдоготическая архитектура, а готический роман «3амок Отранто» имел литературный и финансовый успех.

Намного серьезней была работа Фрэнсиса Барретта «Маг» (1801). Ее использовали в качестве учебника в школе по изучению ритуальной магии и алхимии, основанной ав­тором в Мэрилебоне. Тем не менее даже в этой книге ощу­щалось заметное влияние неосредневекового романтизма, особенно в иллюстрациях.

Подобным образом магическая традиция развивалась и во Франции, где были схожие социальные условия. Таро, необычная колода из 78-ми игральных карт, поспешно от­несенная к азартным играм и считавшаяся цыганским ору­дием обмана, начала интересовать любителей древностей. В 1784г. Курт де Гибеллин (Кур де Жеблен) продвинулся в этом вопросе дальше всех. Он опубликовал книгу, в кото­рой не только утверждал, что система Таро берет свое на­чало в древнем Египте, но и что вся колода является не чем иным как упрощенной версией «Книги Тота» — легендарно­го собрания учения жрецов священного Хема. Вскоре мно­гие стали разделять взгляды Курта де Гибеллина, и к началу Великой Французской революции карточные гадания и дру­гие формы предсказательных искусств были уже весьма рас­пространены среди парижан.

Такие представления бытовали до середины ХIХв., когда Элифас Захед Леви (настоящее имя — Альфонс Луи Констан) заявил, что вся колода Таро и в особенности 22 карты старшего аркана неким образом связаны с Древом Жизни, то есть с традиционной системой символов каббалы как в еврейской, так и в христианской версиях. Однако основная заслуга Леви состояла не в рассуждениях о карточных гада­ниях, а в том, что он фактически вывел на поверхность всю тайную магическую традицию в той романтизированной форме, которую она впоследствии приняла.

Элифас Леви — в дальнейшем я буду употреблять это имя, так как Леви предпочитал называть себя именно так, -родился в Париже в 1810г. в семье бедного сапожника. Дет­ство он провел в крайней нужде, но все же счастье улыбну­лось ему: он оказался чрезвычайно смышленым ребенком. Так, некто, знавший Леви еще подростком, называл его «по­жирателем книг». Вырваться из своего убогого окружения ему удалось обычным путем — он поступил в семинарию св. Сульпиция, где бесплатно готовили католических священников.

Но мятежный дух Элифаса Леви заявил о себе уже с первых дней учебы. Мари Гебхард, его ученица, которая по­зднее стала теософом, поведала в своих воспоминаниях о неповиновении Леви администрации семинарии и после­дующих наказаниях, которым он подвергался по распоря­жению своих духовных наставников. Тем не менее он лег­ко сдал необходимые экзамены (впрочем, в те времена они не были слишком сложными) и стал дьяконом. Однако по­лучить более высокий духовный сан ему не удалось, по­скольку он занимался так называемыми «чуждыми учения­ми». Насколько я знаю, ни один из авторов, писавших о Леви, не раскрывает, что это были за «учения». Я полагаю, что Леви обратился к своеобразным полурелигиозным, полуполити­ческим учениям фанатичных сторонников экстремистско­го «Французского роялизма», которые впоследствии стали известны как «Спасители Людовика XVII».

Около 1838г. Леви подружился с Альфонсом Эсквиросом, эксцентричным романтиком, который позднее опуб­ликовал роман «Маг», Среди персонажей книги оказался це­лый гарем женщин-зомби, железный робот, непрестанно проповедовавший о достоинствах целомудрия, и гермафро­дит, посылающий письма на Луну! Именно через Эсквироса в 1839г. Леви познакомился с Ганно и стал его учеником.

Ганно проповедовал что-то вроде революционного роялизма и верил в то, что он в некотором смысле является реинкарнацией Людовика XVII и его жены Марии Антуанет­ты. Как член секты Ганно, Леви занимался миссионерской деятельностью, за что в 1843г. подвергся, как он говорил, «великим преследованиям», а в 1847г. был арестован и поса­жен в тюрьму. Со временем иллюзии Леви по поводу этого псевдомессии развеялись, хотя это случилось уже после на­писания им «Евангелия Свободы», религиозно-социалисти­ческого трактата, который своим бредом о черепах тира­нов, наполненных кровью, и т.п. напоминает худшие рабо­ты Ламенне. В дальнейшем Леви зарабатывал на жизнь ли­тературной поденщиной — он написал целый том для объемного «Словаря христианской религии», который был направлен на поддержание абсолютного авторитета римс­кого папы.

В начале 50-хгг. Леви написал «Учение и ритуал выс­шей магии» — хотя «Учение» и «Ритуал» были опубликова­ны раздельно, в 1854 и 1856гг. соответственно, их содержа­ние явно говорит о том, что изначально они были написа­ны как одна книга.

В «Учении и ритуале», как и в последующих за ними важных работах «История магии» и «Ключ великих та­инств», Леви полностью романтизировал всю магическую и алхимическую традицию, толкование карт Таро и то не­многое, что он знал о еврейской Каббале. Читая книги Леви, на ум приходит фраза, их характеризующая, — «готика XIX столетия». Книги Леви — это литературно-оккультная вари­ация вокзала Сен-Панкраса. К этому определению можно Добавить, что стиль, в котором написаны его работы, снова входит в моду, точно так же как стала популярной архитектура в стиле Сен-Панкрас.(3ачинателем литературной родословной оккультно-хипповского журнала «Gandalfs Garden» стоило бы назвать Элифаса Леви, а не Ген­ри Миллера. Но я считаю, что сотрудники этого журнала находятся в неведении относительно своего происхождения.)

Я приведу только один пример, как Леви готизировал магическую традицию. В «Гримуаре Гонория», относящегося к позднему средневековью (автор­ство которого по названию книги ошибочно приписывают римскому папе Гонорию), приведена формула вызывания «Повелителей четырех сторон света и ангелов семи дней не­дели». Во всех просмотренных мною изданиях этого гримуара данной операции предшествовала подготовка, заклю­чающаяся в разведении в уединенном месте большого кос­тра и в начертании магического круга с помощью распятия. В «Истории магии» Леви описывает эту простую процеду­ру следующим образом:

В зловещем месте при свете костра из горящих ело-. манных распятий тлеющей золой чертится круг, при этом произносится магический гимн, состоящий из сти­хов, взятых из псалмов Давида.

Леви был не просто популяризатором готики. В своих книгах он заявлял о древнем происхождении и действен­ности магической традиции. Таким образом, он установил, что магия обладает несомненным потенциалом и что ее традиция хранит в себе истинные тайны познания добра и зла; что только традиционные доктрины магии способны адекватно объяснить такие явления, как спиритизм и глу­бинные аспекты гипнотизма; и что все туманные символы эзотерической и народной религии в действительности скрывают под собой магическое учение — единственную подлинную религию, действенную всегда и везде.

Сначала книги Леви не имели большого влияния, но спустя несколько лет они привлекли внимание читателей, желавших практиковать проповедуемые им магические док­трины. Среди этих магов были и англичане.