Коротко о европейской геомантии

Как таковая геомантия, если не вникать в тонкости — очень старое прорицательное искусство, которое начиналось с африканских народов  и пользовалось большой популярностью в арабском мире. Началось все там, где сейчас Чад, Бенин, Мали — на землях народов йоруба, которые трактовали как знаки, указывающие на будущие события, отметины на песке.
В мусульманском мире геомантия получила широкое распространение благодаря строке из Корана: «В земле и в небесах заключены знамения для верующих». Коран запрещает гадать, но в земле — не просто гадание, а знамения для верующих, а значит можно использовать землю, что бы узнать будущее.

Но на этом сайте мы не будем говорить о ее африканской или арабской разновидностях, под словом «геомантия» в дальнейшем подразумевается именно европейская система, которая выросла из арабской, когда в средние века на территорию Европы стали проникать и переводиться на латынь арабские трактаты. Геомантия слилась с очень развитой к тому времени астрологической традицией и стала восприниматься как «земная астрология» — искусство, основанное на тех же принципах, но трактующее знаки не в небе, а на земле. С самой ортодоксальной оккультной  позиции геомантия — то гадание, совершаемое при помощи духов Земли, дающих ответы


«Все прорицания и предсказания событий из человеческой жизни, совершаемые жеребьевкой, должны иметь, помимо случайно выпавшего жребия, некую возвышенную и тайную причину, каковая в действительности не случайна. И причину такого рода надлежит искать в тех бестелесных субстанциях, кои в действительности распределяют жребии и определяют их истинные значения. Субстанции же эти пребывают как в душах человеческих, так и в отдельных от человека духах, или в разумах небесных, или в самом Божестве» — Агриппа

Ко времени написания Агриппой его знаменитой «Оккультной философии» (16 век)  геомантия уже прочно обросла астрологическими техниками, мало того — уже успели появиться разные взгляды на прорицание, разные техники, методики составления карт, разные варианты соответствия фигур геомантии Знакам Зодиака, Стихиям и Планетам. Сама квадратная геомантическая карта — ни что иное, как копия астрологической карты того времени.

Примерно в это же время издаются классические труды по геомантии, написанные Кристофером Каттаном и Джоном Хейдоном. Хейдон публикует  имена и сигилы геомантических духов, связанных с каждой фигурой — эти духи могут быть использованные в магической практике. И да — геомантия уже служит не просто инструментом прорицания (одним из самых востребованных и распространенных, на тот момент), но и магической системой, используется для призыва духов, освящения талисманов. Каттан утверждает, что геомантия — это связующее звено между астрологией и алхимией.

В 17 веке астролог  Роберт Флад издает еще один классический труд  по геомантии, но его увлечение оккультными искусствами вызывает гнев местного духовенства. На Флада подают жалобу самому кардиналу, требуя покарать его за богопротивные дела. Однако Фладу  удается избежать наказания по довольно своеобразной причине — кардинал, которому подали жалобу, сам оказался опытным геомантом!

Через Византию геомантия приход в Россию, и становится популярной еще во времен Ивана Грозного. Российский вариант известен как гадание по Рафлям — книге, очень используемой в 16 веке (не смотря на ее запрет) и содержащей тексты, в том числе, по использованию геомантических фигур, описанных в тексте, а так же описание домов гороскопа, где второй дом описан как «товар, деньги», третий — «братья, сестры», четвертый — «отец», шестой — «немочь» (то есть болезни) и так далее. В описаниях домов предусмотрены так же сугубо геомантические позиции — свидетели («послухи»), судья и примиритель (который, по описаниям книги, совместно с судьей указывает на то, доброе или злое дело предстоит).

Геомантическая карта в руской радзивилоской летописи

Текст Радзивилловской (она же Кёнигсбергская) летописи содержит рисунок, изображающей битву при осаде Торжка в 13 веке, и содержащий геомантическую карту. Вопросы в духе: «кто победит в битве?», «будет ли захвачен замок?» и тому подобное когда-то были традиционными вопросами, которые решала геомантия, и изображенный на рисунке щит с фигурами, возможно, имеет отношение как раз к таким прорицаниям.

В 18 веке геомантия попадает под запрет как колдовское занятие, но не смотря на это  Татищев в своих трудах пишет о неких гадателях, которые смущают умы людей предсказаниями — в том числе, в виде точек, проставляемых на бумаге (явная геомантия, во вполне уже современном виде).

Однако позже всеобщее увлечение геомантией начало спадать, в том числе благодаря картам Таро, которые  в 18 веке обрели неслыханную популярность, вытеснив многие другие методы. Еще позже слово «геомантия» стало популярным как обозначение системы, изучающей свойства, энергетику различных мест на Земле — и тут главное не забыть, что это уже совсем другая геомантия, хотя и с тем же названием.

Геомантию взял под свое крыло легендарный Орден Золотой Зари, главная заслуга которого — систематизация всех имеющихся тогда разрозненных знаний. Среди прочего они привели к окончательному виду системы соответствие фигур геомантии Планетам и Знакам Зодиака, к той «утвержденной» форме, которая используется в учебном курсе и стала почти общепринятым вариантом. Но Заря очень тщательно охраняла свою системы от вмешательства непосвященных и геомантия стала достаточно закрытым искусством «для своих». И хотя, в конечном счете, система магии Золотой Зари  была предана широкой огласки, не появилось ни одного текста, более-менее полно описывающего конкретно геомантию.

Геомантические фигуры на картах Таро Тота

В картах Таро Тота пентакли образуют геомантические фигуры Рубеус (7 дисков) и Популюс (8 Дисков).

Известные работы Регарди и Кроули дают лишь общие сведения, методику построения карты, намеки на отдельные техники — но не более того. Кроули даже прямо пишет, что в его текстах по геомантии есть ошибки и искажения, специально сделанные, что бы помешать использовать систему,  а настоящие методы геомантии будут передаваться лишь посвященным его Ордена Argentum Astrum. И среди всеобщего разглашения, открытости и тысяч книг, написанных буквально обо всем, о чем только можно написать в оккультном мире, геомантия так и осталось почти закрытым искусством, не преданным широкой огласке.