В углах карт Таро, на Арканах Мир, Колесо Фортуны, Иерофант, в углах карт часто можно увидеть четыре фигуры — человека, льва, орла и быка. Их могут рисовать целиком, ограничиться их головами, или, как на карте Колесо Фортуны Уэйта, нарисовать крылатых животных с книгами.
И точно те же самые фигуры вы легко найдете далеко за пределами карт Таро — достаточно обратить внимание на живопись, скульптуру, иконографию. Мало того, вы легко найдете изображения льва, быка, орла и человека именно с крыльями и книгами — они часто встречаются в росписи храмов, где обозначают апостолов — евангелистов, то есть авторов Евангелий, Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Вопрос в том, какое отношение имеет одно к другому.
Во многих случаях эти существа рисуются просто рядом с апостолами, как их символ, поскольку без таких «опознавательных знаков» сложно судить, кто на рисунке. Трудно не узнать Иисуса — но вот десятки святых как-то нужно различать между собой, поэтому их часто рисовали с какими-то характерными, и порой довольно мрачными, атрибутами. Например, святой Агате отрезали груди, и ее изображали держащей в руках поднос, на котором они лежат. Символами евангелистов стали эти четыре живых существа, и видя на рисунке человека со львом, или даже просто крылатого льва, зритель понимал, что это никто иной, как апостол Марк, а его книга — Евангелие от Марка. Точно так же Матфей — это человек, ангел, Иоанн — орел, а Лука — бык. Порой они становились даже людьми с головами животных, на языческий манер.
Впервые они появляются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля, который описывает видения, открывшие ему внешность ангелов: «подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку. И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них.Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».
В этом описании все четыре фигуры, лев, бык, орел и человек, соединены в одно существо. Вот его и называют «Тетраморф», что означает «четырехликий», существо с четырьмя лицами.
В Новом Завете Тетраморфа вспомнили снова, в книге Апокалипсиса, где описано видение небесного города, и Тетраморф предстает уже в виде четырех отдельных живых существ: «…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.»
Тетраморф обрел огромную популярность, вошел в культуру, религию, апокрифические тексты, искусство. Епископ Гильдеберт де Лаварден, в 12 веке, сравнивал с ним Иисуса, епископ пишет, что Иисус жил как человек, был принесен в жертву как телец (бык), воскрес, как царственный лев, и вознесся на небо, подобно орлу.
А автор Библии Вульгаты — стандартного перевода Библии на латынь, принятого в католицизме, Иероним Стридонский, счел, что эти фигуры описывают евангелистов, установил, какое животное кому из них соответствует, и расположил их в том порядке, в каком лица упомянуты у Иезекииля. Именно поэтому Евангелия идут всегда идут в стандартном порядке — от Матфея, от Марк, Луки и Иоанна.
Так началось победное шествие Тетраморфа в символике. Бык выглядывает из-за плеча апостола на полотне Блумарта
Крылатый лев с книгой (точно как на карте Уэйта) воплощает Марка на картине Витторе Карпаччо
И ждет нас на гербе провинции Венето в Италии.
Тетраморф постепенно покидает границы чистого искусства и религии, становится частью оккультной символики, появляется на масонском гербе, как четыре фигуры в центре.
и на изображениях Керубов — хранителей Стихий в системе Оредна Золотой Зари.
Его понимание постепенно выходит за рамки символа четырех евангелистов. Человеческий разум любит делить все на четыре части — четыре стороны света, времени года, Стихии… У Тетраморфа есть свои аналоги и в других культурах — например, в китайской оккультной системе вам встретятся черепаха, тигр, птица и дракон. На гербе Исландии место льва занял дракон, и это четыре духа-хранителя Исландии из саги об Олаве Трюгтвассоне, приписанные к четырем сторонам света. Но главное, что их четыре и они становятся символом того, что делится на четыре части — как стихии и и стороны света.
Или как фиксированные Знаки Зодиака — Лев, Телец, Водолей и Скорпион, которые почти точно повторили Тетраморф. Лев, разумеется, становится символом Знака Льва, бык — Тельца. Водолея рисуют в виде человека — и его символ — человек из Тетраморфа. Остались Скорпион и орел. И да — орел это один из символов Знака Скорпиона в астрологии.
А раз каждый из этих Знаков связан со своей Стихией, то животные Тетраморфа стали и символами Стихий. Лев — огненный Знак и лев Тетраморфа — это Огонь. Телец — Знак земной, и бык — символ Стихии Земли. Водолей — Знак воздушный, и его символ — человек. И вот теперь то, что может сбить с толку: Скорпион — водный Знак. И поэтому его орел — это символ Воды. Орел — это не Воздух, это Вода!
Именно поэтому на карте Колесница в колоде Израэля Регарди нарисована голова орла — этой карте соответствует Рак, а Стихия Рака — Вода, изображаемая орлом. И на карте Смерть в колоде Таро Кроули тоже орел — ей соответствует Скорпион, и орел Тетраморфа — его символ.
И, как воплощения четырех Стихий, животные Тетраморфа занимают углы карт Таро. Это четыре Стихии, четыре вселенские силы, помещенные в углах карты в гармонии и равновесии.Это хранители сторон света — Кроули пишет о них: «четыре животных, называемых Херувимами, по одному в каждом углу карты. Это стражи любого святилища».
Именно херувимами и называет их Иезекииль, описывая свои видения, а некоторые исследователи символики, этногроф Фриц Рек и ряд других, уверены, что животные Тетраморфа изначально рассматривались именно как хранители четырех сторон света, четыре великие силы, которые держат небо и не дают ему обрушиться. Богослов 19 века, исследователь книги Иезекииля, Михаил Скаббаланович, так же видел в них хранителей сторон света, а в самом числе 4 — символ «пространственной полноты, охватившей весь мир». Собственно, на карте Мир их и рисуют чаще всего.
Он так же связывал их с популярной идеей изображения таких вселенских сил, охватывающих весь мир и проявленных по четырем сторонам света, в виде ветров, дующих с разных сторон. Такой символ встречаатся в разных культурах, в Греции это четыре ветра с именами Борей. Нот, Зефир и Апелиот, а в Апокалипсисе сказано: ««видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли». Это иное выражение той же идеи — четыре вселенские силы, выражение всей полноты мироздания.
И они тоже встречаются на картах Таро — посмотрите старую колоду Таро Анонимного Парижанина, изданную еще до Марсельских карт, на ее карте Мир нет животных Тетраморфа, но есть четыре лица, дующие ветрами с четырех сторон света.
Изображение заметно отличается, но символическая идея — та же самая. Четыре фундаментальные силы мироздания, удерживающие весь мир.
Подробнее о символике Тетраморфа — в открытом видео цикле «Таро. Погружение«.