Джон Ди.
Шел год 1527 от рождества Христова. Жители Флоренции подняли восстание против Медичи и изгнали их, восстановив республику. Войска короля Карла 5 захватили и разграбили Рим, вынудив Папу бежать из Ватикана через секретный подземный ход.Швеция приняла новомодную протестантскую веру, отбросив католичество, и начала изымать собственность у католических церквей. В семье английского придворного Роланда Ди родился сын. Сына назвали Джоном.
Это событие прошло не замеченным, слишком мелкое для мировой истории, но теперь мы знаем, что на свет появился первый из двух будущих создателей Енохианской магии.
Его жизнь опишут, его биографии – напишут. Его личные письма будут изучать и перечитывать
Он тот, кто говорил на множестве языков, владел множеством наук, славился как великий маг, астролог и рассчитал дату для коронации королевы Елизаветы. Он тот, кто предложил термин «Британия» и подбросил британской короне идею колониальных войн. Тот, кого считали шпионом. И кто собрал за свой счет лучшую библиотеку страны. На его лекции по математике шли толпы людей, и не вмещались в аудитории. Его трактат «Иероглифическая монада» до сих пор издается и читается.
Он служил внештатным консультатом в Лондонской Московской торговой компании. Лондонской компании, которая называлась «Московская торговая» — поскольку торговала с Москвой, а Джон Ди, знаток карт и навигации, прокладывал для них морские пути
А еще он родился в семье мелкого придворного – протестанта, прямо в сезон борьбы протестантов и католиков, и оставался для всех именно протестантом, хотя всегда стоял в стороне от любых религиозных конфликтов.
А страной правила дочь Генриха 8, королева Мария 1, известная как Мария Католичка или Мария Кровавая. И быть протестантом при дворе католиков, когда королева склонна к репрессиям – дело не самое безопасное.
Ди составил гороскоп для королевы. Это, несомненно, улучшило его репутацию при дворе. Но на этом он не остановился и составил гороскоп и для ее сестры по отцу, еще одной дочери Генриха 8, Елизаветы, конкурирующей претендентки на трон, будущей королевы Елизаветы 1, Доброй Королевы или Королевы – девственницы. Иметь дела с Елизаветой, писать ей письма – это почти государственная измена! Тем более, если это делает протестант, не признающий власть Папы.
Первым под удар королевского гнева попал отец Ди, потерял место при дворе и разорился.
За ним пришла очередь самого Ди, его поместье обыскивают, опечатывают, а самого оправляют в тюремную камеру, обвиняя в занятиях «расчетами», объединив в этом слове и математику, и астрономию, и составление гороскопов. И, конечно, в колдовстве! 16 век в чем еще обвинять астролога, как в черной магии!
Нашелся свидетель, готовый присягнуть, что Джон Ди — известный колдун, убил ребенка колдовством и ослепил еще одного, и планировал напустить порчу на саму королеву Марию!
Суд выдвинул восемнадцать обвинений, по которым Ди пришлось держать ответ перед Тайным Советом, состоящим из советников и ближайших доверенных лиц королевы, а потом и перед судом Звездной Палаты особым закрытым судом, который использовался для расправы над неугодными короне дворянами.
Но Ди устоял, опроверг все обвинения, доказал свою невиновность, был полностью оправдан и благоразумно выбрал путь мира и сотрудничества с режимом. Он остался при дворе Марии 1, и верно служил ей до самой смерти королевы.
То есть до 15 ноября 1558 года. Это день не стал траурным для страны – напротив, смерть Марии Кровавой стала праздником, люди отмечали годовщину ее смерти, открывшей путь для Доброй Королевы Елизаветы 1.
Время Елизаветы – это время расцвета культуры, науки, географических открытий, это время торжества Уильяма Шекспира, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно, Френсиса Дрейка. И Джона Ди. Протестата Джона Ди, теперь оказавшегося при дворе королевы – протестантки, что пошло ему на пользу.
Но наступает год 1581. И что-то потустороннее начинает скрестись за стенкой, стучаться и проситься в наш мир. Что-то неведомое, чему нужен проводник, готовый открыть двери и впустить его.
Во всяком случае, Ди сделал запись в своем дневнике, описав шумы, стуки и странный голос, похожий на очень долгий, протяжный крик совы, которые он начал слышать в своей спальне. Не найдя причин шумов, Ди счел их попыткой духов связаться с ним, и попытался установить контакт самым традиционным способом – через скраинг.
То есть он сел и уставился в кристалл, ожидая, что в нем появятся видения от духов. Они так и не появились – Ди оказался никудышным духовидцем. Так что к делу пришлось подключить того, кто умеет получать видения, духовидца – им то и стал…
Нет, пока ее не Эдвард Клелли, второй герой истории. Им стал Барнабас Сол. Иное написание этого имени – Варнава Саул, что слегка намекает, что имя это не настоящее, псевдоним, поскольку Варнава — это один из апостолов, а Саул – настоящее имя апостола Павла, которое он получил от рождения.
Но настоящее это имя, или нет, а видеть духов Сол умел. А вот записывать послания – не умел.
В декабре 1581 года он установил контакт с ангелом, которого Ди призывал длинными пылкими молитвами. Явился дух, назвавшися ангелом Анаэлем, и показал в видения, полученных через кристалл,
что-то, что могло бы стать первым видением Енохианской магии, и состояло из букв, предположительно – букв иврита. Я говорю «могло бы» и «предположительно» потому, что Cол не смог ни записать их, ни описать, и послание ангелов пропало попусту.
Зато он записал другое послание — Анаэль сказал, что скоро придет тот «кому предназначен камень» — камень это кристалл для ясновидения, то есть придет тот, кто сможет получить и сохранить видения от ангелов.
Видения Сола, получаемые в стиле: «Там были какие-то буквы, только я их не записал и не запомнил!» не устраивали Ди, да и сам Сол был обвинен в колдовстве, так что быстро отказался от продолжения работы.
А 8 марта 1582 года знакомый Ди представил ему своего знакомого – Эдварда Талбота. Которого, как оказалось позже, звали Эдвардом Келли. Который, как оказалось еще позже, отлично умеет видеть духов!
И это уже второй герой Енохианской истории
Эдвард Келли.
Он родился почти на 30 лет позже Ди. Он не был политиком, придворным, он не вдохновлял войны и не выбирал даты коронаций, поэтому история не сохранила подробностей его жизни, во всяком случае, жизни до того момента, когда встретил Ди. Известно, что он владел несколькими языками, имел проблемы с законом и изучал магию и алхимию и посвятил жизнь одной важнейшей цели – изучить все тайны тайных искусств, открыть секрет трансмутации металлов, научить делать золотой – и стать сказочно богатым!
И эта мечта однажды сделает его богатым.
А том – мертвым.
Но алхимии – дело не простое, требующее больших знаний. А знания таятся в книгах. А книги таятся в библиотеках! И самая большая библиотека страны таилась дома у Джона Ди. Келли нуждался в знаниях, а Ди – в человеке, способном видеть духов, и именно этим талантом Келли был наделен в полной мере.
Тот, кому предназначен камень, пришел. Так началась Енохианская магия.
Келли видел в кристалле ангелов, которых призывал Ди.
Видел куда лучше , чем Сол, мог подробно описывать видения, не теряя контакта, записывать буквы, рисовать являющиеся ему символы. Ди нашел духовидца своей мечты. И задал вопрос, который волновал его больше всего. И это не философский камень, бессмертие или собственная судьба – это секреты книги Soyga.
Aldaria Soyga Vocor – странная древняя книга, посвященная магии и полня странных, непостижимых таблиц с буквами, какие будут потом и в самой Енохиане. Ее нашел и изучал Ди, и получил пророчество, что прочитает ее, но умрет после этого через три года. Но и тогда не перестал ее изучать.
О книге долго знали только из дневников Ди, ее считали потерянной, а то и мифической — пока не нашли в девяностые, прямо в собрании рукописей Британской библиотеке, где она лежела века, подписанная не как Soyga, а как Aldaria – по первому имени полного названия.
И именно тайны книги и смысл ее таблиц и стали первым, что решил узнать Ди у ангелов. Решил – но не узнал. Явившийся Келли Уриэль сказал, что даже он не в сила прочитать книгу – это по силам только самому архангелу Михаэлю. Он так же уверил, что название книги – слово «Soyga» — написано на языке бога, Ангелов, Ада и Евы, и через несколько лет окажется, что он говорил про енохианский язык.
Хотя Ди и Келли не говорили «енохианский», они говорили просто – «ангельский». Енохианский – это современное название.
Опыты с духами и ангелами продолжались. Приходили ангелы и те, кто себя за них выдавал. Келли жаловался на сильные головные боли и приступы беспамятства, котоые вызывали ангелы. А ангелы жаловались на Келли, уверяя, что он насест в себе злого духа по имени Белмагель, который мешает работе и говорили, что сердце духовидца не до конца открыто ангелам, а сам он, не смотря на молодость, уже старый грешник, поэтому его преследуют злые духи, искажающие ангельские послания.
Отношения с ангелами у него явно не заладились, но продолжились – про словам самих же ангелов, только Ди и Келли, два ума, действуя как один, могут закончить работу и получить все послания ангелов. Без любого из них ничего не получится.
Год 1582 – это год первого этапа енохианских работ, и время поучения первых требований, предъявленных ангелами.
Для начала Уриэль предупредил Ди о еще одном злом духе, который жаждет уничтожить его, и рассказал о благовонии из серы, которое поможет от духа избавиться. Ди должен изготовить его и применить его для своей защиты. Ангел напомнил здесь об истории из Книги Товита, в которой демона Асмодея удалось прогнать с помощью благовония из рыбьих потрохов, приготовленного по рецепту архангела Рафаэля.
Кроме того, Михаэль потребовал, что бы холостяк Келли «посвятил себя миру», или, говоря проще, женился, это необходимо для продолжения работы. Такое предложение не вызвало никакой радости, но Ди удалось уговорить напарника согласиться на брак с девятнадцатилетней Джоанной Купер. Брак, заключенный по воле ангелов, но без любви, не был счастливым, супруги оставались чужими друг другу
Этот приказ вызвал первую из размолвку между партнерами, в мае 1582 Келли отказался от общения с ангелами и уехал навсегда.
Но вернулся уже в июне, а с ноября работа продолжилась
Результатом работы стали полученные от Уриэля и Михаэля сложные инструменты, которые следовало изготовить для работы с первой частью Енохианской магии – Гептархией, то есть властью Семи. То есть – семи планет. Это сложная, но относительно традиционная, по сравнению с остальной Енохианой, форма магии Планет.
Для которой Ди следовало, по указаниям Уриэля и Михаэля, изготовить золотой перстень – известно со времен Агриппы и существуеющее в наши дни кольцо Pele.
Сделать ламен – нагрудный символ, который говорит духам, что перед ними настоящий маг, это своего рода оккультный пропуск, удостоверение мага.
Так же были изготовлены Tabula Sancta, — Священный Стол, служащий алтарем (из дерева лавра с буквами в центре и по краю, тогда еще латинскими, позже замененными на аналогичные енохианские) и семь таблиц со сложными символвами и наборами букв – Семь Знамен Творения, семь енохианских эмблем Планет, которые следовало выгравировать на чистом золоте. Ну, или хотя бы нарисовать на столе желтой краской
И Печать Эмет, разумеется – самый прославленны символ Енохианы, Печать Бога Истины, легендарный пентакль, в виде набора звезд и многоугольников, набитых именами ангелов, полученных из таблиц с буквами имен других ангелов, которые нужно читать по особым привалам и в особых направлениях, получая имена, которые нужно нанести на Печать.
И вырезать ее из воска, и положить в центе стола, а еще четыре печати положить под его ножки, выложить знамена творения, покрыть все тканью (красной, или по более поздним инструкциям – пестрой, разноцветной), поставить сверху кристалл – и посадить рядом Эдварда Келли, что бы он получения видения ангелов!
И все это – что бы обратиться к ангелами, имена которых найдены в новом наборе сложных буквенных таблиц. В видении Келли ангелы показывали ему, где какую букву написать. Итог — имена 49 ангелов, которые правят 7 днями и 7 планетами, среди которых есть короли и принцы, которым подчинены еще ангелы – министры. Имена которых можно вычислить, взяв буквы имен других ангелов по сложным правилам.
И все это – похоже на шифры, но все это не просто буквенное месиво, все это имеет логику и смысл. И все это (рекламная пауза!) расшифровывается в книге «Енохианская и Неоенохианская магия».
И все это – Гептархия. Ди описал ее в своих подробных дневниках, а так же в отдельных тематических рукописях, куда он записывал самое главное (Пятая книг тайны, Трактат о мистической Гептархии). Они прошли через века и хранятся в Британской Библиотеке, как и Печать Бога истины. Стол не сохранился, а рукописи оцифрованы, и доступны для свободного изучения онлайн
Настал год 1583. Сеансы идут полным ходом, постоянно, ангелы легко выходят на связь и дают все новые послания. Именно в это время приходят первые видения того, что со временем станет енохианским языком – ангелы показали Келли странные буквы, ни на что не похожие. Буквы загорались желтым светом, Келли обводил их на бумаге, буквы гасли в видении и оставались на бумаге. Двадцать одна буква енохианского алфавита была показана и названа ангелами. Пока еще не пришло время использовать буквы, но скоро они сложатся в слова и тексты.
А пока, вместо осмысленных текстов, ангелы начинают диктовать таблицы, заполненные буквами, подобные таблицам любимой Ди книги Soyga. Полученный результат, 65 листов с таблицами, заполненными буквами, получил название Liber Lagaeth или Книга Речей Бога.
По утверждению ангелов, это запись слов, которыми Бог сотворил Вселенную, в них заключены истинные имена всего, что есть в мире; они записана сразу на всех языках мира; каждое слово там имеет 49 значений и смыслов. Сведения, связанные с этой книгой, вошли в «Шестую и святую книгу тайн» Ди, так же хранящуюся сейчас в Лондоне.
Пока Келли записывал буквы, в жизни Ди появился новый человек – польский дворянин Альберт Ласки (другое написание имени – Альбрехт Лаский), человек с широкими взглядами, огромными амбициями и толстым кошельком. Ласки увлекался алхимией, магией, был уверен в своем праве на власть сразу в двух странах.
Он быстро стал спонсором сеансов общения с ангелами, которые в ответ пообещали ему великие перспективы, политический успех и коронацию. Предсказания не сбылись, но Ласки долго участвовал в сеансах и сыграл в них довольно заметную роль.
В это время на связь стали выходить ангелы в женском обличии, Мадими – ангел в виде девочки, которая еще будет важна, и ангел-женщина Гальва, чье имя, по ее же словам, означает «Конец». Это смутило Ди, уверенного, со слов Иогнанна Тритемия, что ни один добрый дух не явится в женском обличии.
Ди осторожно попросил ангелов прояснить ситуацию с их полом, и получил довольно гневную отповедь. Гальва объявила, что ангелы – это духи, и у них нет пола, ни мужского, ни женского, это лишь образ, который они принимают для людей. Что принимают они его для пользы дела и прославления Бога, а не потому, что они мужчины или женщины. Что Ди никогда не должен принижать женскую душу, считая ее менее возвышенной, чем мужская, и что, вопреки рассуждениям философов, мужчины не менее, а то и более, грешные, чем женщины, а истина всегда облачается в женские одежды.
И даже что ее имя, Гальва, «Конец» — это конец идеи мужского превосходства! Ангел – феминистка, рассказавшая о вещах, весьма крамольных для 16 века.
А Мадим предупредило об опасности – враги Ласки собирают на него компромат, скоро Ласки будет обвинен в безумии, колдовстве и предательстве, а с ним, за компанию, и его сообщники – Джон Ди и Эдвард Келли
И единственное спасение – покинуть страну и немедленно переехать в Польшу, на родину Ласки, отказавшись от своего положения в Англии. Фактически, это означало полностью посвятить себя Енохианской магии, отбросив все остальное
Впрочем, сами советы Мадими оказались довольно причудливыми и метафорическими, например, она сказала, что ловцы дельфинов не стоят на земле, и нужно стать червем в стоге сена — сено не давит на него, но скрывает его ходы. Видимо, это значит, что нужно приспособиться к ситуации и замаскироваться, действовать тайно, избегая давления.
Еще одна новость пришла от брата Келли, Томаса – против Келли выдвинуты обвинения, его считают фальшивомонетчиком, а разговоры с ангелами привели к обвинению в мошенничестве.
Нервы Келли сдали. Он был уверен, что его казнят, если он останется в Англии, но так же и если уедет, то его все равно найдут и тоже казнят. Он завил, что не может больше оставаться в Англии, что ему осточертели ангельские голоса, что жену свою он терпеть не может, как и она его, а ее подруги пишут на него доносы. Что денег нет, и жить не на что, а от ангелов в мирских делах никакой пользы. Что больше он намерен все это терпеть, и отныне берет свою судьбу в свои руки. Келли вскочил в седло и гордо умчался в закат, навсегда оставляя за спиной Енохианскую магию.
Но вернулся через три часа.
И попробовал занять денег у ангела Мадими – фунтов сто, не дольше! За что был высмеян Мадими и обвинен в жадности – земной и небесной (именно так и обвинен, такими словами).
Как бы то ни было, а угроза ареста и расправы – это отличный стимул, что бы отправиться в путешествие, вместе с семьями. Дорога от Англии до Польши, это, для 16 века, длинный путь, трудности которого Ди описал в своем дневнике в подробностях. Енохианские странники проездом посетили множество городов и стран, едва не утонули, пообщались со многими духами, включая ангела-хранителя Ди и нескольких неопознанных духов – обманщиков, которых позже прогнал Михаэль.
И встретили Канун Рождества маги встретили на родине Ласки, в Польше. Так настал 1584 год.