Таро и Магия.

Алистер Кроули «Книга Тота»

ТАРО И МАГИЯ

Магия есть наука и искусство вызывания перемен согласно Воле. Другими словами, это Наука – и Чистая, и Прикладная. Этот тезис подробно разработан доктором Сэром Дж. Дж. Фрэзером. Но в повседневном языке слово «магия» всегда использовалось для обозначения того вида науки, который непонятен обычным людям. В основном в этом ограниченном смысле мы и будем употреблять данное слово в нашем эссе.

Дело Науки – исследовать Природу. Ее первые вопросы таковы: что это такое? откуда это взялось? какое отношение это имеет к любому другому объекту? Приобретенное знание может быть использовано Прикладной Наукой, которая спрашивает: как можно можно использовать такую-то вещь или идею наилучшим для нас способом? Поясним это на примере.

Древним грекам было известно, что, если потереть янтарь (который они называли «электроном») о шелк, этот камень начнет притягивать к себе мелкие легкие объекты. Тут они и остановились. Их наука была зашорена религиозными и философскими теориями типа ргiori. И прошло более 2000 лет, прежде чем этот феномен связали с другими электрическими явлениями. В древности идея Меры едва ли была кому-то известна, кроме Архимеда да астрономов. Основы Науки в ее сегодняшнем понимании были заложены не ранее, чем 200 лет назад. Знаний было много, но почти все они были качественными, а не количественными. Классификация явлений строилась в основном на поэтических аналогиях. Доктрины «соответствий» и «сигнатур»48 основывались главным образом на капризном сходстве. Корнелий Агриппа писал об «антипатии» между Дельфином и Водоворотом. Если блудница села под оливой, дерево больше не принесет плода. Если что-то похоже на что-то другое, они мистическим образом разделяют общие качества.

Сегодня многим это кажется лишь суеверным невежеством и чепухой; но это не совсем так. Старинная система классификаций была в чем-то хороша, а в чем-то плоха – настолько, насколько она простиралась. Но она не простиралась очень далеко. Природное остроумие тогдашних философов природы во многом компенсировало слабость их теории и в конце концов привело их (особенно через Алхимию, где сам характер работы вынудил их добавить немного реального к их идеальным рассуждениям) к идее Меры. Современная же Наука, опьяненная практическим успехом этого нововведения, попросту захлопнула двери перед всем, что нельзя измерить. Старая Гвардия отказывается такое обсуждать. Но потеря-то огромна. Одержимость сугубо физическими качествами отгородилась от подлинных человеческих ценностей.

Наука Таро полностью основывается на этой древней системе. Все необходимые расчеты очень точны, но из виду никогда не теряется Несоизмеримое и Невесомое.

Теория анимизма всегда находила место в умах средневековых мастеров. Для них любой природный объект не только обладал материальными характеристиками, но и был проявлением более или менее ощутимых идей, с которыми он ассоциировался. Пруд был прудом, это так; но была еще и русалка, домом которой он служил. Она же, в свою очередь, зависела от высшего типа русалок, которые больше ассоциировались не с данным конкретным прудом, а с прудами вообще, и так далее, вплоть до верховной Владычицы Вод, осуществлявшей надзор за всей своей сферой. Она, конечно, подчинялась Главному Правителю всех Четырех Элементов. Это точно та же идея, какую мы наблюдаем в случае с полицейским констеблем, над которым есть еще сержант, инспектор, суперинтендант, комиссар – каждый из них все более туманный и далекий, и так вплоть до призрачного Министра Внутренних Дел, который, в свою очередь, является слугой совершенно уже неощутимого и невычисляемого фантома по имени «Волеизъявление Народа».

Можно сомневаться относительно того, насколько реальной древние полагали персонификацию всех этих сущностей; было признано, что, хотя каждый, у кого есть пара глаз, может видеть пруд, он не может видеть русалку – разве что случайно. Но древние считали, что такую способность мог приобрести некий человек высшего типа – посредством поиска, учёбы и экспериментирования. А человек, продвинувшийся в этой науке еще дальше, мог войти в подлинный контакт с высшими (ибо более тонкими) формами Жизни. Он был способен, пожалуй, даже заставлять их проявляться для него в материальной форме.

В значительной мере все это зиждется на Платоновой идеологии, исходившей из того, что любой материальный объект есть нечистая и несовершенная копия некоего идеального совершенства. Поэтому желавшие продвижения в духовной науке и философии всегда стремились формулировать для себя чистую идею. Они пытались двигаться от Частного к Общему, и этот принцип оказал величайшую услугу обычной науке. Математика уравнений 6 + 5 = 11 или 12 + 3 = 15 была вся из кусочков. Прогресс начался тогда, когда уравнения были записаны в общем виде. Выражение х2 – у2 = (х + у) (х – у) охватывает все возможные случаи вычитания квадрата одного числа из квадрата другого. Итак, Бессмысленное и Абстрактное, будучи понятым, значит гораздо больше, чем Постижимое и Конкретное.

Эти соображения вполне применимы к картам Таро. Каково значение Пятерки Жезлов? Эта карта подчинена Владыке Огня, поскольку относится к Жезлам, и Сефире Гебура, поскольку это Пятерка. Она также подчиняется знаку Льва и планете Сатурн, потому что именно эти планета и знак определяют природу данной карты. Это то же самое, что сказать: сухой мартини – это немного можжевельника, немного спирта, немного белого вина и трав, лимонная кожура и лед. Это гармоничное сочетание различных элементов; будучи смешанными, они образуют единую субстанцию, от которой уже было бы очень трудно отделить ингредиенты. И все же каждый элемент необходим для этой композиции.

Пятерка Жезлов – это своего рода личность; ее характер суммируется в Таро именем «Борьба».

Это означает, что, выпав при гадании, данная карта означает: «Будет борьба». Имеется в виду, что при активном использовании карты правильным поведением будет отстаивание своих прав. Но есть еще один момент, связанный с этой картой. Ею управляют из ангельского мира два Существа: одно в часы Света, другое – в часы Тьмы. Поэтому один из способов использования свойств карты – установить контакт с соответствующим Разумом и заставить его выполнять свою функцию. Итак, над 36 малыми картами49 есть 72 «Ангела»; они происходят от «Великого Имени Бога» из семидесяти двух букв, называемого Шемхамфораш.

 

ШЕМХАМФОРАШ И ТАРО

 

Это слово означает «Раздельное Имя». «Имя» – это Тетраграмматон, IHVН, обычно оно произносится как Иегова. Это Верховный Владыка Четырех Элементов, из которых состоит вся Вселенная В книге «Исход» есть три стиха(4:19,20,21), каждый из которых состоит из 72 букв Если записать 72 буквы первого стиха в строчку50, под ними буквы второго стиха задом наперед, а еще иже -третий стих в нормальном написании, получится 72 колонки из трех букв каждая. Их читают сверху вниз, прибавляя окончания -ал или -ах для

Мужских и женских имен соответственно. Эти Разумы соответствуют квинариям Зодиака, то есть секторам по пять градусов в каждом, а также много- численным ангелам, демонам, магическим образам, владыкам триплицитетов, вспомогательным ангелам и демонам и так далее. Все эти атрибуты изучать не

имеет смысла, если вы не желаете войти в реальный контакт с одним из 72 разумов для определенной цели. Здесь об этом упоминается лишь для полноты

картины; Таро потеряет свою жизненную силу для того, кто позволит его

частностям увести себя в сторону

 

ТАРО И ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ МАГИЯ

 

Итак, Таро тесным образом связано с чисто магическими Искусствами Призывания и Вызывания. Под Призыванием подразумевается устремление к высочайшей и чистейшей форме той части самого себя, которую желательно привести в действие.

Вызывание – процесс гораздо более объективный. Он не предполагает полной симпатии. Ваше отношение к вызываемому Существу может быть даже враждебным – по крайней мере, на поверхности. Конечно, чем дальше вы продвинулись в посвящении, тем меньше в вашем сознании враждебности. «Тоur comprendre cest tout pardonner» 53 Итак, чтобы понять любую карту Таро, нужно на миг полностью отождествиться с ней, и один из способов сделать это -заставить или вынудить Разум, управляющий данной картой, проявиться для чувственного восприятия. Ибо, как уже объяснялось, в древней теории Вселенной был тезис о том, что каждый объект в Природе обладает духом-защитником. Вообще говоря, это не относилось к рукотворным объектам, но были и исключения – например, боги Очага, Порога и т п. или ангелы (духи), предположительно интересовавшиеся чьим-то мечом или копьем. Об особенно мощном оружии нередко рассказывали, что оно вообще не было изготовлено человеческими руками, но выковано в вулкане или в стране фей и таким образом наделено сверхъестественными силами. У некоторых знаменитых мечей были собственные имена и к ним относились как к живым существам, такой меч запросто мог улететь в окно, если его владелец слишком долго развлекался вместо того, чтобы убивать людей.