Обобщенное описание шестнадцати фигурных карт — 3

Алистер Кроули «Книга Тота»

РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ

 

Рыцарь Мечей представляет огненную часть Воздуха – ветер, шторм, неудержимую силу движения, приложенного к явно управляемому элементу. Он управляет от 21 -го градуса Тельца до 20-го градуса Близнецов. Это воин в шлеме, увенчанном вращающимся крылом. Верхом на обезумевшем коне, Дух Бури, он скачет по Небесам – в одной руке меч, в другой кинжал, – изображая идею атаки.

Моральные качества человека, которому соответствует эта карта, -деятельность и мастерство, тонкость и ум. Яростный, изящный и храбрый, он – жертва идеи, которая приходит к нему как вдохновение, без всякого размышления.

В плохом элементальном окружении в этих качествах отсутствует сила; Рыцарь не способен принимать решения и определять цели. Любое его действие легко отражается противостоящей силой. Неадекватная жестокость оборачивается ничтожеством. «chimaera bombinans in vacio».171

В «И-цзине» огненная часть Воздуха представлена 32-й гексаграммой, Хэн. Это первый случай, когда легко показать близость китайского мышления и опыта западному. Ибо значение этой гексаграммы, как замечает Легг в своем комментарии, – продолжительность: «настойчивость в добродеянии, или постоянное действие по закону своего существа»; и это кажется несоответствием каббалистической идее бурной энергии, приложенной к самому неустойчивому из элементов. Но триграмма Воздуха также указывает на Дерево172, и гексаграмма может подразумевать неудержимый поток соков, укрепляющих дерево. Это предположение находит поддержку в предостережении к шестой черте: «Верхняя черта, прерванная, показывает побуждение к постоянству. Будет несчастье».

Если мы это допускаем, тогда к описанию можно добавить «простертое пламя ума», как называет это Зороастр. Это Истинная Воля, мгновенно взрывающая ум. Влияние Тельца способствует устойчивости, а первого декана Близнецов – вдохновению. Изобразим же его, «integer vitae scelerisque purus»173, луч Идеала, который поглощает всю жизнь в сосредоточенном устремлении, переходя от приземленного Тельца к возвышенным Близнецам. Здесь, как и в «И-цзине», показана опасность для того, кого представляет данный символ, ибо первый декан – это карта, называемая «Препятствием» или, в старой колоде, «Сокращенной Силой».174

 

КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ

 

Королева Мечей представляет водную часть Воздуха, гибкость этого элемента и его силу передачи. Она управляет от 21-го градуса Девы до 20-го Весов. Ее трон высится на облаках. Верхняя часть ее тела обнажена, но на ней

блестящий пояс и саронг. Ее шлем украшен детской головой и испускает острые лучи света, озаряющие ее империю небесной росы. В правой руке у нее меч, а в левой – свежеотрубленная голова бородатого мужчины. Она есть ясное, сознательное восприятие Идеи, Освободительница Ума.

Символизируемая этой картой персона очень восприимчива, наблюдательна; это тонкая толковательница, индивидуалистка; она быстро и точно фиксирует идеи, действует уверенно, дух ее милостив и справедлив. Ее движения изящны, она исключительно хорошо танцует и владеет равновесием.

В плохом элементальном окружении эти качества будут направлены на недостойные цели. Королева жестока, лукава, обманчива и ненадежна -то есть очень опасна, если учитывать ее поверхностную красоту и привлекательность.

В «И-цзине» водная часть Воздуха представлена гексаграммой 28, Да го. Форма ее предполагает слабое сияние.

Характер этой гексаграммы, совершенной в себе, не терпит вмешательства. Ее охраняют предвидение и благоразумие, осторожность в подготовке действия (черта 1). Преимущество достигается, когда полагаются на помощь от явно неподходящих партнеров (черты 2 и 5). Эта чуждая сила часто помогает победить внутреннюю слабость и даже обрести превосходство над обстоятельствами (черта 4). В этом случае может появиться искушение безрассудных предприятий, обреченных на неудачу. Но все равно вины не будет (черта 6); требования Истинной Воли удовлетворяются и исход дела компенсируется ощущением того, что курс был выбран правильно (хоть и неудачно).

Такие люди получают большую любовь и преданность, откуда менее всего можно было ожидать.

 

ПРИНЦ МЕЧЕЙ

 

Эта карта представляет воздушную часть Воздуха, толкуемую как интеллект, ум как таковой. Принц Мечей управляет от 21 -го градуса Козерога до 20-го Водолея.

Он одет в кольчугу очень мелкого плетения, с украшениями, а в его колеснице легко различимы различные геометрические формы. Колесницу тянут крылатые дети, беспорядочно прыгающие во всех направлениях, куда только упадет их взгляд; они не знают вожжей и в высшей степени Капризны. Поэтому колесница достаточно подвижна, но неспособна двигаться ни в каком определенном направлении, кроме случайного. Это совершенная картинка Ума.

На голове Принца, тем не менее, сияет детская голова, ибо природе этой карты присуща тайная корона; при сосредоточении это как раз Тифарет.

Выполнение этого логического ментального процесса свело Воздух, элемент этой карты, ко множеству различных геометрических узоров, но в этом

нет какого-то замысла; они просто демонстрируют силы Ума без всякой определенной цели. В правой руке Принца – поднятый меч, которым он творит, в левой же – серп, которым все сотворенное он тотчас уничтожает.

Человек, к которому относится этот символ, сугубо интеллектуален. Он полон идей и планов, сталкивающихся друг с другом. У него множество тонких идеалов, не находящих практического выхода. Его аппарат Мышления работает безупречно, он очень умен, замечательно рационален, но цели его неустойчивы; собственно, он равнодушен даже к собственным идеям, зная, что любая из них не лучше и не хуже любой другой Любую вещь он доведет до нереальности, удаляя ее субстанцию и методично преобразуя ее в идеал – чисто формальный и не связанный даже с теми фактами, на которых он основывается.

В «И-цзине» воздушная часть Воздуха представлена гексаграммой 57, Сюнь.

Это одна из самых трудных фигур во всей книге, поскольку она амбивалентна: означает и гибкость, и проникновение.

Чрезвычайно сильные благодаря полной свободе от установленных принципов, всегда готовые прибегнуть к любому мыслимому аргументу, неподвластные сожалению и раскаянию, бойко и ловко «цитирующие Писание» в поддержку любого тезиса, безразличные к судьбе противоположного аргумента, выдвинутого ими же двумя минутами раньше, непобедимые, поскольку любое положение для них не хуже и не лучше других, способные войти в союз с любым, кто бы ни оказался под рукой, эти скользкие и гибкие люди могут быть полезны только в том случае, когда их прочно подчинит себе созидательная воля, подкрепленная более сильным, чем у них, разумом. На практике это редко возможно: их ничем не подденешь, даже потакая их аппетитам. Но они могут быть и бурными, даже неуправляемыми. Чудаки, поклонники выпивки, наркотиков, гуманизма, музыки или религии – часто принадлежат к этому классу; но и в таком случае стабильности нет. Они бродят от одного культа или порока к другому, всегда фанатично и блестяще поддерживая то, что, по сути, является всего лишь мимолетной модой.

Легко быть обманутым такими людьми, поскольку внешнее проявление обладает огромной силой: это все равно как если бы слабоумный прочел вам диалоги Платона. Таким образом они могут приобретать репутацию людей глубокого и широкого ума.

 

ПРИНЦЕССА МЕЧЕЙ

 

Принцесса Мечей представляет земную часть Воздуха, фиксацию летучего, материализацию Идеи, влияние Неба на Землю. Она причастна к характеристикам Минервы и Артемиды, даже с намеком на Валькирию. В какой-то степени она символизирует гнев Богов и изображается в шлеме, украшенном змееголовой Медузой. Она стоит перед пустым алтарем, как бы собираясь мстить за пренебрежение им, и тычет вниз своим мечом. Ее родной дом, небеса и тучи, кажутся разгневанными.

Характер этой Принцессы – жесткий и мстительный. Ее логика разрушительна. Она непреклонна и агрессивна, в материальных делах обладает практической мудростью и тонкостью, умно и ловко управляется с ними, особенно когда они противоречивы. Улаживает противоречия очень искусно.

При плохом элементальном окружении эти качества рассеиваются; Принцесса действует бессвязно и все ее дарования складываются в образчик низкой хитрости, не разбирающейся в средствах.

В «И-цзине» земная часть Воздуха представлена гексаграммой 18, Гу. Она означает «неприятности» и действительно является самым несчастливым символом во всей книге. Все тонкие качества Воздуха придавлены, угнетены, задушены.

Люди, обозначаемые этой гексаграммой, – тугодумы, постоянно обеспокоенные, не выдерживающие никакой ответственности, особенно в делах семейных. У одного или обоих родителей, как правило, были те же проблемы.

Трудно понять комментарий к черте 6, которая «показывает нам того, кто не служит ни царю, ни князю, но, возвышенный духом, предпочитает следовать своим наклонностям». Объясняется это так: Принцесса как таковая, будучи «троном Духа», всегда вольна выбросить все за борт, «устроить разнос до небес». Такое действие можно было бы отнести на счет вышеприведенных характеристик в хорошем элементальном окружении. Такие люди чрезвычайно редки; и, вполне естественно, часто они являются как «дети неудачи». Тем не менее, они сделали правильный выбор и в должное время получат свою награду.