История Таро. Таро в истории. Часть 2

|<<< НАЧАЛО 

18 век. Начало оккультного Таро и подлинный расцвет карт. Это время  легендарного и все еще популярного в наши дни Таро  — Марсельского.  Хотя их так  и не называли. Их реально начали печатать в Марселе, в мастерской Николя  Конвера, но Марсельским их назвал только Папюс.

И это снова не одна колода, а огромная куча карт и колод, с отличиями и вариациями, которые буквально заполнили мир о оставались самыми ходовыми до начала 20 века.

Карта Звезда в Марсельском Таро

Карта Звезда в Марсельском Таро

Вот теперь вопрос — а что с качеством? Ну реально – эти карты весьма своеобразно нарисованы! И слово своеобразно тут означает «довольно грубо, без художественных изысков и прорисовки». А между тем уровень технологий вполне позволял делать шедевры, таким как , например, издаваемые в тоже время карты Тароко Мителли.

 

Тароко Мителли.

Тароко Мителли.

 Так почему нет такого качества у Марсельских  карт? Я встречал версию, что их выполнили в стилистике религиозного витража, но все куда проще и прозаичнее. Всему виной азартные игры! Напомню — в Таро играли. И в середине 17 века  именно игральное  Таро переживал свой прощальный бум (в 18 его популярность пойдет на спад). К середине 17 века в Париже действовало около 4000 игральных домов, для картежников.

И новых  карт постоянно требовалось очень много — а значит печатать и продавать карты стало исключительно выгодно. Карты и соль облагали отдельными налогами и из производство  и продажа были взяты под строгий надзор, что бы контролировать выплаты налогов.

Так что устроиться печатником в типографию можно было только, что называется,  по блату, если есть кто-то, кто сможет  поручиться.  Печатники были не выездными — могли свободно двигаться только по району проживая, жили под постоянным надзором, работали строго по лицензии. Листы бумаги, на которых печатались карты,  каждый день, подсчитывались судебным приставом, прежде чем они шли на резку в мастерскую.

Но этого было мало  и, что бы кто-то что-то не напечатал что-то без пошлин и налогов,

власти Франции приняли решение все запретить, и взять под контроль.  И в 1661 году уничтожили все деревянные матрицы с которых печатали карты,  что бы гарантировать, что ни у кого не осталось не учтенной. И под правительственным контролем посадили Таротье резать новые формы, копируя уже отпечатанные карты, что бы новые формы были строго учтены и подсчитаны.

Едва ли это помогло от черного рынка — кто-то мог просто спрятать неучтенную печатную  форму и спасти ее от уничтожения. Но в результате карты начали печататься с форм, сделанных не на качество, а на скорость, по образцу других карт, напечатанных такими же, наспех сделанными, формами.

Вот отсюда и качество, и «эстетика витража» — просто это было проще и быстрее! Легче напечатать  все схематически и закрасить большую площадь одним цветом, чем прорисовывать все тонкости теней и оттенков. Так эстетика карт пала жертвой серийного производства.

Но игральное Таро уходит в тень, и уйдет на столько что в наши дни идея играть в Таро кажется уже довольно странной. Начинается Таро оккультное! А так же начинается время египтомании. Сделаны некоторые интригующие открытия в этой области, интерес к Египту зашкаливает. Но Розетский камень еще не найден и прочитать надписи и узнать что-то достоверное о Египте еще невозможно.
Но он пленил умы. Египетским считают все – магию, алхимию, даже масонство. Архитекторы строят беседки в виде пирамид,  египетские символы используют масоны.

Огромный интерес + отсутствие данных = важная веха в истории Таро!

И веху эту начинает человек, который первым плотно связал Таро с магией, мистикой, эзотерикой, отказав Таро  в праве быть просто игральными картами.

Это замечательный человек — Антуан Кур де Жебелен, урожденный Антуан Кура.

Антуан Кур де Жебелен

Антуан Кур де Жебелен

Ученый, астролог, масон (посвященный в одну ложу с его другом — Бенджамином Франклином), сын священника, перенявший от отца страсть к историческим изысканиям.

В 1781 Жебелн опубликовал свои исторические исследования в виде большой книги «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». Там
он высказал  теорию, что Таро — не карты для игры. Да в них играют, и у Жебелена есть упоминания, что сама идея ему пришла в голову именно во время игры, но по его мнению это использование карт не изначальное, а  лишь результат тысяч лет профанации.

Он пишет, что слово «Таро» происходит от  египетского «Тар Рог» — «Путь царя» (хотя напомню – люди еще не научились толком  читать египетские тексты).
Жебелен в этой книге подробно рассказал о своем (очень воображаемом) мире Древнего Египта,  и уверяет, что Старшие Арканы составляют египетскую иероглифическую Книгу Тота, которая хранилась в Египетском храме бога Тота гравированная на пластинах в виде рисунков, что ее хранили в городе Гермополь и храм погиб в пожаре, но книгу спасли.

Книга эта содержит все тайны мира, все знания, и далее она передавалась из рук в руки, пока не понимая ее смысла люди не начали играть ее страницами как картами и не перерисовали все на европейский манер. Жебелен не дожил до находки Розетского камня, так что  не мог прочесть ни единого слова, и не имел никаких данных – но зато имел хорошую фантазию.

И именно Жебелен начинает историю оккультного Таро.  Он дал описания, а потом и рисунки, карт Таро в египетском стиле, ставших началом будущих египетских колод Таро, поменял названия на египетский манер:  была Колесница – стала Колесница Осириса, был Дьявол – стал Тифон.

И он перевернул Повешенного  вверх ногами, так что тот оказался человек, стоящим на одной ноге с поднятой второй

Повешенный перевернулся и стал символом осторожности

Повешенный перевернулся и стал символом осторожности

Тут он просто скопировал типографскую ошибку из Таро Жака Вивиля, где номер напечатан не с той стороны (но отлично видно, где низ карты, видна земля и растущие вверх ветки)

Карта Таро Повешенный в колоде Жака Вивиля

Карта Таро Повешенный в колоде Жака Вивиля

Он переименовал карту из Повешенного в Осторожность, считая, что восстановил изначальную египетскую идею – человек на одной ноге осторожно смотрит, куда поставить вторую. Он так же  называет Повешенного «Педе суспенсо», то есть «Понятая стопа» — это идиома, обозначающая крайнюю осторожность

Начало  было положено – карты ушли от игроков к гадателя – картомантам. Француз Жан-Батист Альетт   более известный как Эттейла,  становится первым  коммерческим предсказателем, создает свою личную колоду (далеко, в итоге, ушедшую от Таро) и первым ставит гадания на картах на большой поток. Никаких больше бабушек, раскладывающих карты   вечерком – нет, солидный бизнес, большой салон, реклама, клиенты!

Жан-Батист Альетт (Эттейла) в трудах и заботах

Жан-Батист Альетт (Эттейла) в трудах и заботах

О Эттейле  мало что известно, то ли он учитель алгебры, то ли торговец толи зерном, то ли гравюрами, то ли парикмахер. Но это и не важно,  главное, что он издает сперва книгу «Эттейла, или Способ развлечь себя колодой карт» в которой пока пишет о гадании на игральных картах (обычных, без всяких Старших Арканов), а  затем открывает гадательный салон и издает книгу  «Таро — книга Тота», и это первая мире работа по эзотерическому Таро. Позже, в 1861 году, она издается в России, под заголовком «Таинственная книга Тота либо искусство гадать по 78 древнеегипетским картам. Собрано Этейллою» и становится первой русской книгой, посвященной картам Таро.

Далее он даже создает Общество Толкователей Книги Тота — первую профессиональную организацию тарологов — картомантов. И, разумеется, полностью разделяет мнение своей эпохи, считая карты Таро египетским наследием (хотя сюжеты и символы Таро пронизаны именно христианскими мотивами, причем порой очень глубокими).

Он вдохновляет на подвиги свою поклонницу, Марию Анну Аделаиду Ленорман, прославленную гадалку самого Наполеона,  предсказавшую его жене корону, а ему – поражение в битве с Россией. Впрочем, это уже не Таро и даже не Оракул Ленорман —  гадала она на простой колоде из 36  игральных карт. А Оракул Ленорман, который мы знаем сейчас, впервые появился лишь в 1845 году , через два года после смерти самой Ленорман, которая никогда им не пользовалась.

Мария Ленорман

Мария Ленорман

Но все это присказка, а суть истории Таро 18 века — это окончательное воцарение нового стандарта карт — Марсельского Таро. И снова это не колода, а дизайн, большая серия схожих карт разных колод, с отличиями между ними.

Карта Мир Марсельского Таро, 1870 год

Карта Мир Марсельского Таро, 1870 год

Причем параллельно с ними получает некоторое хождение  еще и политкорректное течение, названное в результате Швейцарским или Таро Юпитера и Юноны. Церковь всегда косо смотрела на игры, где карточки для игры (а то и для бесовского гадания) — это Папа, Дьявол  и так далее.

И в отчет на это появились колоды, из которых убрали Папу и Папессу, и заменили их Юпитером и Юноной. Такие карты все еще можно встретить, но очень редко.

Варианты колод Таро Юпитера и Юноны

Варианты колод Таро Юпитера и Юноны

Еще один вариант той же идеи – это замена Папы (Иерофанта) и Папессы (Жрицы) на совсем уже несуразные фигуры Испанца и Бахуса

Карта Испанец - замена Жрицы в Таро Вандерборре

Карта Испанец — замена Жрицы в Таро Вандерборре

Карта Бахус- замена Иерофанта в Таро Вандерборре

Карта Бахус- замена Иерофанта в Таро Вандерборре

В марсельских картах окончательно сформировались многие привычные сюжеты и символы,  и многие карты уже оказались совсем не похожи на Висконти-Сфорца. Карта Смерть, так уж вышло, по традиции не имеет названия (видимо, из страха перед самим словом «смерть» и суеверных соображений).

Карта Смерть в Марсельском Таро не имеет названия

Карта Смерть в Марсельском Таро не имеет названия

Именно этот  дизайн стал классикой.  И Таро уже не карточная игра — но все еще  просто гадания, а не часть вообще сакральной системы западной магии.

И это длится до 19 века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ>>>