История Таро. Таро в истории. Часть 3

 

|<<< НАЧАЛО  <<<ПРЕДЫДУЩАЯ  ЧАСТЬ 

19 век в истории Таро – это  время уже не просто колод, а мощных хорошо проработанных течений и оккультных систем, это время не просто авторов,  а посвященных магов, прославленных далеко не только картами, выдающихся личностей и авторских колод, это время оккультного возрождения, новой волны интереса к оккультизму, время возвращения в повестку дня Гоэтии, Енохианы, время открытия Востока, интереса к йоге, индуизму, даосизму, буддизму, время спиритизма и прочих –измов, теософии, телемы.

И все это  не прошло мимо Таро. И наш новый герой — Аьфонс Луи Констант более известный как Элифас Леви.

Элифас Леви

Элифас Леви

Он родился  в семье парижского сапожника, получил духовное образование, и сан, стал дьяконом, монахом, дал  обед безбрачия, стал аббатом,  но в конце концов сбежал из монастыря, сел тюрьму, вышел из нее,  женился и  начал изучать магию. Сейчас он признанный классик, но не факт, что был посвящен, работал в основном теоретически и не был особо известен при жизни, за пределами узкого круга специалистов.

В середине 19 века выходит книга «Учение и ритуал высшей магии» Элифаса Леви. В ней Леви утверждает, что Таро это гораздо больше, чем просто система гадания и если человека запереть на тридцать лет в замке и в его распоряжении будет только колода Таро, то, имея к ней ключ, он станет образованнейшим человеком своего времени, имеющим знания во всех человеческих науках.

Леви включил в эту книгу отделочную главу, словно вставную, несколько оторванную от всего текста книги и дал некоторые рисунки и описания, который местами стали классикой дальнейших колод. Именно он нарисовал первых Сфинксов на Колеснице.

Карта Таро Колесница, нарисованная Леви

Карта Таро Колесница, нарисованная Леви

Он носил с собой блокнот с рисунками всех карт, но издать не успел, и после его смерти блокнот был утерян. Леви  подержал египетскую теорию, и считал марсельские карты  некоторым искажением настоящих карт, сильным — но допустимым. И именно он первым увязан 22 Старших Аркана Таро и 22 буквы Иврита. Мысль носилась в воздухе уже давно, но Леви именно положил в ряд карты  — и подписал на них буквы, по порядку, но сделал это на привычной ему колоде, и колода эта начиналась не с Дурака, а с мага, который стал буквой Алеф. И это – французское течение в Таро.

А на подиум выходит Жан-Батист Питуа, более известный как Поль Кристиан — ученик Элифаса Леви, который  продолжил его дело в картах Таро.

У него тоже довольно буйная биография, совсем не похожая на жизнь умудренного тайными знаниями мага в высоком замке, полном книг. Он застал рабство, руководил восстанием рабов, участвовал в повстанческой партизанской войне на стороне восставших рабов, потом на стороне Франции воевал в Африке, был секретарем французского маршала, был ранен, демобилизован и стал библиотекарем при Министерстве народного просвещения Франции, где и начал изучать магические книги. Познакомился с Леви, брал у него уроки, и написал книгу «Красный человек из Тюильри» — пересказ документа о якобы состоявшемся разговоре Наполеона с мудрым монахом, который описывает ему нумерологию, систему астрологии, Таро и «алфавит магов» якобы египетский. И рассказывает, что Таро – наследие древнего Египта.

Алфавит магов

Алфавит магов

Именно здесь впервые и звучит слово «Аркан» (то есть «Тайна»)применительно к Таро, и начинается использование терминов «Старшие Арканы» и «Младшие Арканы».

В 1870 году увидела свет вторая книга  Кpистиана, посвященная оккультизму — «Истоpия магии«. Из семи томов  четыре посвящены магии разных культур, в двух объясняется астpологическая и нумеpологическая система самого Кpистиана, а одна посвящена «Мистеpии Пиpамид», воображаемой посвятительной системе древнего Египта, когда в ходе ритуала в тайном храме под египетскими пирамидами посвящаемый проходит через 22 зала и в каждом знакомится с одной новой картиной — с одной картой Таро.

В книге не было картинок, иллюстраций самих карт, но зато даны подробные описания, по которым американец Эдгар де ВалькурВермонт выпустил свои карты в 1901 году под  нескромным псевдонимом Сен-Жермен. Его карты полностью основаны описаниях Кристиана, но завялены как созданные на основе не названных автором древних рукописей. И вот это уже, после всех рассказов о Египте, наконец-то, первое в мире египетское Таро.

Египетское таро с алфавитом магов на картах

Египетское таро с алфавитом магов на картах

Идеи египетских карт, с псевдоегипетским «афивитом магов» и египетской стилизацией, взял па вооружение  еще один американец, Эльберт Бенжамин, который потом сменил имя на Бенджамин  Уильямс, превратив фамилию в имя, а поверх него еще и поверх взял псевдоним Зайн – по названию буквы иврита.

Зайн

Зайн

Начинал он как гипнотизер, но решил, что подавлять волю человека  недопустимо. Позже изучал Таро и астрологию, а так же стал одним из ранних активистов защиты природы, попытал счастье в оккультных организациях своего времени, но не нашел с ними общего языка и построил свой собственный храм,  с Таро и Древним Египтом — Церковь Света, которую зарегистрировал как религиозную организацию, исповедующую «религию звезд» в  1932 году в Лос-Анджелесе.
По его версии, сами Тайные Вожди раскрыли ему правильную религию и  назначили его единственным хранителем истины на земле. Церковь существует до сих пор, стоит на той же позиции истинности и уникальности, она  распространилась  по Северной и Южной Америке, а сам Зайн развелся с женой, которая не захотела принимать религию мужа и написал очень много всего для своей организации, под всеми своими именами, в том числе, описал и свои карты Таро.

Египетское Таро Зайна

Египетское Таро Зайна

Это течение французских карт, стилизованных под Египет, основанное на  работах Зайна, называют порой американским Таро. Причем до того, как Зайн разработал свое Таро,  в его церкви пользовались Таро Уайта.
Но вернемся немного назад и покинем египетское Таро, оставшись во французском. Освальд  Вирт.

Освальд Вирт

Освальд Вирт

Последователь Леви, сын художника, он сам отлично рисовал и это дало ему большой плюс в деле создания собственных карт Таро. Он (что не часто встречается) действовал под своим настоящим именем, без всяких звучных псевдонимов. Он отслужил в пехотном полку, стал масоном и целителем – месмеристом, а так же  библиотекарем при Французском министерстве колоний, и  сооснователем Каббалистического ордена Розы и Креста.

Станислас де Гуайта привлек его к работе над колодой Таро, которая должна была стать выражением идей Элифаса Леви. Но итогом стало создание собственной колоды Вирта, ставшей на тот момент самой популярной в мире, не смотря на то, что в ней были только Старшие Арканы.

В наши дни к ним добавили Младшие, взятые из описаний Юдэ Пикара, который, в противоположность многим другим тарологам. Сосредоточился на работе только в ними. Так что современная колода Таро Вирта – это сборник из карт Вирта и Пикара, причем местами карты Вирта  подверглись кое-где заметным искажениям.

Таро Вирта, современное издание

Таро Вирта, современное издание

Карты на основе описания Юдэ Пикара

Карты на основе описания Юдэ Пикара

Впрочем, у самого Вирта было несколько разных версий его карт. Именно этими картами пользовался когда-то Алистер Кроули, в начале своего пути, сохранилась карта Башня из принадлежащей ему колоды, на которой от руки исправленные буквы иврита с французской системы (которой пользовался Вирт) на английскую (которой пользовался Кроули и о которой речь еще будет идти дальше)

Карта, принадлежащая Кроули (Таро Вивиля)

Карта, принадлежащая Кроули (Таро Вивиля)

Первое издание этих карт выглядело как иллюстрации в книге тиражом в 100 экземпляров «Книга Тота. 22 аркана Таро, нарисованные для использования посвященными, по наставлениям Станисласа де Гуайты». Позже выпусти  другую версию карт известную  как «Таро средневековых рисовальщиков», а потом и  книгу «Таро магов» посвященную этой колоде.

Таро Вирта, оригинальные версии

Таро Вирта, оригинальные версии

Вирт оказался уже большим реалистом, чем его предшественники, в Таро Магов он отказался от египетской теории как бездоказательной, и справедливо счел, что в древние времена действительно можно отслеживать символы карт, но не сами карты Таро. Разумеется, не в Италии на пустом месте придумали, например, фигуру справедливости с весами и мечом. Или образ колеса Фортуны – это куда более старая, античная, символика, существовавшая задолго до Таро. Так же как изображение женщины с Луной под ногами, крыльями и венком из звезда (одна из версий Императрицы) или ангела, стоящего одной ногой на суши, а другой на море (Умеренность) – оба эти образа восходят к текстам Апокалипсиса.

Карта Императрица с символами Жены Облаченной В Солнце из Апокалипсиса

Карта Императрица с символами Жены Облаченной В Солнце из Апокалипсиса

Умеренность как ангел, стоящий на суше и воде, снова образ из Апокалипсиса

Умеренность как ангел, стоящий на суше и воде, снова образ из Апокалипсиса

Так что символы  — древние, но сами карты, эти символы использующие,  по мнению Вирта, ведут свою историю от  игральных карт 14 века.

Разумеется, на Вирте история не закончилась, так что дальше покинем не спеша Францию, законодательницу оккультной морды той поры, навестим русских тарологов, и потом окунемся в английское Таро  Ордена Золотой Зари, где и появятся  главные звезды  — Уэйт и Кроули.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ>>>