История Таро. Таро в истории. Часть 4

<<< НАЧАЛО  <<<ПРЕДЫДУЩАЯ  ЧАСТЬ 

Пора покинуть Францию, но сделает это не спеша, поскольку тут остался еще один яркий персонаж истории Таро,  француз  Жерар Анаклет Венсан Анкосс,  или просто Папюс.

Папюс

Папюс

Врач,  масон и мартинист, вообще яркий представитель французского оккультизма, о основатель своего собственного ордена мартинистов, еще один  сооснователь упомянутого уже Каббалистического Ордена Розы и Креста. Папюс написал множество книг (в том числе  — компиляции из фрагментов более старых текстов) и был хорошо известен в России, основал здесь свою Ложу и посвятил в Орден Мартинистов царя Николая II.

Он пошёл добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер. И кое-кто ходит на его могилу, в надежде, что дух Папюса исцелит все болезни того, кто с верой коснется его памятника.

Папюс опубликовал  сочинение «Цыганское Таро», где  очень много довольно сложных оккультно-философских выкладок, рассматривается связь арканов с Тетраграммотоном, и так далее. В своих работах он ориентируется на Таро Вирта и Марсельское,  у него не описаны там перевернутые карты и вообще практически нет (как часто водится) описаний, что значит карта в каком-то вопросе, карты —  это эзотерические символы, так он их и описывает и дает совсем немного информации  по раскладам, а так же  ссылается на Этейлу, говоря, что у него была хорошая интуиция — но он был полностью невежественным и безграмотным, и наделал много глупостей, которые нужно за ним исправлять.

Таро Папюса

Таро Папюса

Кроме того, у Папюса  есть книга «Предсказательные Таро» — вот там и перевернутые карты, и другие оракулы (не Таро), и игральная колода из 32 карт — все сразу. В его версии  Таро, как древнюю мудрость, хранили цыгане — избранный народ, которому Моисей передал египетскую книгу с мудростью, которую сам получил у индийцев, а те хранили ее со времен аж Атлантиды. И это все — Таро, и это не просто карты, а Цыганская Библия!

Таро Папюса - русское издание, карта Скоморох (Маг)

Таро Папюса — русское издание, карта Скоморох (Маг)

Захватывающая история, жаль что все это Папюс, по его же словам, узнал  от Жебелена, а не от самих цыган, мнения которых, судя по всему, никто и не спрашивал, и которые, до примерно 20 века вообще не использовали Таро, предпочитая игральные карты и хиромантию.

На момент же издания «Цыганского Таро» сам Папюс использовал, как и все прочие, Таро Вирта, золотой стандарт Таро своего времени.

А вот дальше начинается Российская Империя, не зря Папюс был там очень популярен, аж на уровне царей! Папюс создал свою собственную Ложу, членом которой был барон Григорий Отонович Мёбес, масон, мартинист, глава Санкт-Петербургского Ордена Мартинистов, основатель нескольких своих лож, преподаватель математики и телепатии, автор основательного и очень известно курса лекций по оккультизму, основанного на воззрениях Папюса. На основе этих лекций написана книга «Курс энциклопедии оккультизма ГОМ», издаваемая до сих пор.

Григорий Мебес

Григорий Мебес

Потом грянула революция, и все оккультно — религиозное попало в немилость, но Мебес не затаился, пытался взаимодействовать с властями, по слухам предлагал главам государства принять посвящение, и был арестован в 1926 году, получил три года, потом, сразу еще и три в силу чего и умер, так как был уже стариком.

В «Курс энциклопедии оккультизма», он и пишет о Таро.  Пишет, поскольку  в оригинале рисунков не было, а его ученики использовали трюк, который Кроули проделывал  с Таро Вирта  — брали Таро Уэйта, уже изданное к тому времени,  и подрисовывали на них французские символы и нумерацию.

Уже в наши дни удалось найти издание, к которому были таки приложены эскизы карт,  рисунки низкого качества и очень скверно сохранившиеся в годах.

Оригиналы Таро Мебеса (Таро ГОМ)

Оригиналы Таро Мебеса (Таро ГОМ)

При этом легко найти карты, называемые Кабалистическое Таро ГОМ, но тут, как с Дюрером и Ленорман, тот, чьим именем названа колода, сам не участвовал в ее создании.  Эти карты  нарисованы по мотивам описаний, данных Мебесом, с использованием некоторых идей Папюса,   нашим современником Шаменом Еремяном,  и  по словам описания колоды «эта колода выглядит точно так, как нарисовал бы ее Григорий Оттонович, если бы у него был свой компьютер.».

Таро ГОМ

Таро ГОМ

История Таро добралась до России, так что дальше на нашем  пути   Петр Демьянович Успенский, русский мистик, теософ, соратник Георгия Гурджиева. После революции он уехал в Англию, а когда наметилась Вторая мировая —  в Америку.

Петр Демьянович Успенский

Петр Демьянович Успенский

Он изучал труды Леви, много путешествовал, изучал, но не одобрил йогу (по его мнению, она слишком пассивная), изучал и одобрил суфизм и  издал книгу «Символика Таро», в которой, пишет что Таро создали в 15 веке, но, почему-то, создали испанские цыгане.  И, конечно, не сами придумали, а срисовали с хранимой ими египетской книги!

Раз в ход пошли Египет и цыгане, то  уже понятно, что это продолжение линии французского Таро – но, на сей раз,  модифицированное, смешанное  кое-где с английским, о котором еще не говорили.

Его книга снова содержит только описания, но по ним изданы Мистическое Таро Успенского.

Таро Успенского

Таро Успенского

Еще один прославленный русский таролог — Владимир Алексеевич Шмаков. О нем мало что известно, кроме того, его тоже накрыла революция, так что после России он был жил в Германии, Чехии и умер в Аргентине. Он был главой одного из российских розенкрейцерских групп, и  написал книгу «Священная книга Тота».  Полное ее название – «священная книга Тота, великие арканы Таро, абсолютные начала синтетической философии эзотеризма, опыт комментария Владимира Шмакова, инженера путей сообщения»

Большая  часть книги Шмакова состоит из цитат других  авторов, он обширно ссылается на Мебеса и Леви, Папюса, Успенского,  Кристиана, использует цитаты из Библии, Корана, Зогара, а  некоторые страницы полностью состоят только из цитат и все снова возводится к Египту.

И снова это обширный  труд, с большим объемом информации, но без картинок без картинок, содержащий только описания карт, во французском стиле. Эти карты нарисованы по описаниям и  издаются время от времени, колодами из 22 старших Арканов.

Таро Шмакова

Таро Шмакова

И пока это все колоды, которые известны, и люди, которые знамениты – но тут нет и близкого самого прославленного — Таро Тота и Таро Уэйта. Потому, что это совсем другая история! История английского, параллельный мир, в котором существуют колоды, начинающиеся с Дурака, а не Мага и приписывающие Дураку Букву Алеф.

Тут придется снова уйти назад во времени, и оказаться в 19 веке.

Но на сей раз не во Франции, а в Англии. Именно Англия и сместила Францию  с позиции законодательницы оккультной моды, и  на своих туманных берегах Англия сделала магию куда менее туманным делом, чем раньше.

А началось все с того, что на свет появился Самюэль Лидделл  Мазерс, который предпочитал называть себя Макгрегор Мазерс, что бы подчеркнуть свои шотландские корни.

Макгрегор Мазерс

Макгрегор Мазерс

Он один из самых значительных персонажей в западном оккультизме, один из тех, о ком написаны биографические книги, масон, розенкрейцер, маг, будущий основатель и глава ордена Золотой Зари, будущий верный друг и соратник, а потом злейший враг, Алистера Кроули.

А так же полиглот, знавший иврит, латынь,   коптский язык, гаальский и прочую экзотику, что сделало его одним из ведущих переводчиков оккультных книг.  Он и два его товарища по масонским и розенкрейцеровским ложам, Уильям Роберт Вудман    и   Уильям Уинни Уэсткотт основывают оккультное общество, с революционной идеей — брать женщин наравне с мужчинами (что было не характерно для масонов).

Так возникает Орден Золотой Зари и его история детально описана во множестве книг, равно как и все тонкости его системы. Как он возник и почему развалился, и что стало с его осколками – вы узнаете из ПОДКАСТА, где рассказывается эта история.

А сейчас важно, что именно в Золотой  Заре и появилась система английского Таро, а сами карты, равно как все учение ордена, тогда было строго секретным. Адептам Ордена,  по мере роста степени посвящения, постепенно выдавали информацию, в том числе и о картах Таро, которые каждый адепт самостоятельно рисовал по предложенным описаниям.

Поэтому нет одной колоды Таро Золотой Зари – это снова большая серия, много колод с отличиями между собой

 

Таро Золотой Зари Израэля Регарди

Таро Золотой Зари Израэля Регарди

Но на всех Дурак —  это Ноль, Сила – это 8 Аркан (в Марсельском —  11) и очень характерные карты Дурак (ребенок с собакой или волком на поводке) и Влюбленные (Персей спасает Андромеды, прикованную к скале, от морского чудовища).

 

Особые сюжеты в Таро Золотой Зари

Особые сюжеты в Таро Золотой Зари

Все это все —  разработки и идеи Мазерса, отсюда же идут названия карт в Таро Тота: Любовь, Прибыль, Скорбь,  это упрощенные названия карт Золотой Зари, где и Старшие и Младшие Арканы  имели пышные названия в стиле Повелитель Отдыха от Борьбы,

Повелитель Неполного Успеха, Дочь Пылающего Меча Укротительница Льва, Повелитель пламени и молнии Король духов огня и прочее.

Отсюда же идет связь карт Таро с астрологией, например, Смерть – это Скорпион (знак, обычно и ассоциируемый со смертью),   Дьявол (изображаемый как антропоморфный козел) – Козерог, а  Императрица – Венера.

И вот уже от этих карт и происходят два главных героя современного рынка Таро, две самые популярные колоды  мира – Таро Уэйта и Таро Тота Алистера Кроули.

Артур Эдвард Уэйт, американский клерк, оккультист, масон, из католичества перешел в спитритизм, потом в теософию, был членом Английского Ордена Розенкрейцеров, но сильно с ними повздорил, считая, что те ничего не знают.

Артур Уэйт

Артур Уэйт

Дошло до того, Глава общества Уильям Уинни Уэсткотт подал в суд за клевету, но Уэйт во время замял скандал, и,  как ни странно  успешно вступил в орден Золотой Зари, одним из основателей которого как раз и был, вместе с Мазерсом это самый Уильям Уинни Уэсткотт.

Во время распада Зари Уэйт предлагал вообще отказаться от магии и практиковать только чистый христианский мистицизм, и ушел в свою собственную организацию Храм Исиды-Урании. Он написал довольно много книг, но все знают в основном его книгу изданную в 1910 году «Иллюстрированный ключ к Таро». Уэйт стремился поделиться своими знаниями, но делать это он не имел права, в силу данных в Золотой Заре клятв хранить все в тайне.

Поэтому он не мог  опубликовать колоду Золотой Зари. И поэтому он создал  собственную колоду. И в тексте книги он  маскируется под французскую школу, зато рисунки карт – чисто английские, и в  них заключены и намеки, четко говорящие  что эта колода – английская, прямой наследник Золотой Зари.

Эти карты  привычные, они даже примелькались – но они порой сложны, порой глубоки, а порой несут сложные намеки – например, набор символов на карте Жрица (распятие на груди, море за спиной и прочее)  символически описывают все Древо Жизни и место карты на нем!

Карта Жрица в Таро Уэйта

Карта Жрица в Таро Уэйта

А порой они просто взяты из других колод – как Солнце в виде ребенка на коне,  взятое из колоды  Жака Вивиля или 3 мечей, пришедшая сюда из  Сола – Буска,  где на самом деле впервые появились прорисованные Младшие Арканы

Памелла Пикси Смит

Памелла Пикси Смит

Эти карты  нарисовала их для него Памелла Смит, прозванная «Пикси» в честь зловредных, пакостных эльфов-проказников из английской мифологии. Мисс Пикси   происходила из семьи, где много поколений люди интересовались магией, состояла в Ордене Золотой Зари, работала художником иллюстратором и  рисовала декорации для театров.

Она сама дорабатывала детали карт Уэйта по своему усмотрению, и сейчас знатоки Шекспира находят в них отсылки к его произведениям (наследие Пикси, а не идеи Уэйта), а фон на многих картах выглядит именно как поставленная сзади театральная декорация.

Одна из карт Таро Уэйта, в которых фон выглядит как театральная декорация

Одна из тех карт Таро Уэйта, в которых фон выглядит как театральная декорация

По мотивам колоды Уэйта создано множество клонов — подражаний, порой почти идентичных оригиналу, порой использующих какие-то отдельные его сюжеты  и идеи.

 

Тавро Универсальный Ключ

Тавро Универсальный Ключ

Вторая колода, так же имеющая все основания называться самой популярной в мире – колода Таро Тота, созданная Алистером Кроули. Как водится имя не настоящее, звали его от рождения Эдвард Александр Кроули. Человек он более чем известный, жизнь его задокументирована, и  приправлена слухами, как ни у кого в этой компании.

Алистер Кроули

Алистер Кроули Юный Кроули написал письмо уже именитому тогда Уэйту, и просил его совета  по изучению оккультизма. Получил несколько дельных указания, последовал им, и в 1889 году стал посвященным Ордена Золотой Зари, где встретил Уэйта лично, после чего они быстро стали врагами. Именно в Заре Кроули и получил свое оккультное образование и изучил английскую систему Таро

Кроули тыл посвящен в Орден Золотой Зари в 1889 году, где получил свое оккультное образование, в том числе — и по системе Таро Золотой Зари. А во время путешествий по Каиру в 1904 году он получил свою «Книгу Закона», которая легла в основу его мистического учения – телемы. И это важно, поскольку для понимания Таро Тота строго обязательно знание основ телемы и не разобравшись в нем, вы не поймете многое из того, что есть в этих, которые он сделал, во многом, графическим изображением своих идей.

Почему карта Страшный суд названа Эон и изображает египетских богов?

Карта Эон Таро Тота Кроули

Карта Эон Таро Тота Кроули

Почему рядом с императором лежи Торжествующий Агнец – христианский символ, ягненок с флагом и нимбом?

Карта Император Таро Тота Кроули

Карта Император Таро Тота Кроули

Не пока не понята  суть идей Кроули – сложно  будет понять и это все.

В 1944 году Кроули публикует «Книгу Тота» году и описывает революционную колоду с полностью переработанной символикой Старших Арканов. Именно описывает в книге, поскольку до полноценного издания самих карт он не дожил. Он славится как реформатор, и он и правда многое переделал, изменил рисунки, названия, поменял кое-где нумерацию и соответствие карт  буквам иврита. Но все это – только в Старших Арканах.

А вот его Фигурные и Числовые карты точно следуют системе Зари и местами дословно копируют их описание, точно передавая каждый символ.

Как  и в случае с Таро Уэйта, от Таро Тота   карт происходят другие колоды, повторяющие Таро Тота почти дословно, как Таро Liber T

Таро Liber T

Таро Liber T

Использующие его систему, как Таро Церемониальной магии

Карта Вожделение Таро Церемониальной Магии

Карта Вожделение Таро Церемониальной Магии

Или только отдельные идеи, как Средневековое Таро Мечты.

А дальше приходит неслыханный пик популярности карт Таро в 20 веке, продолжающийся в 21, и внезапно начинают публиковаться  сотни колод, в том числе и полностью самостоятельных, ни с чем не связанных, живущих вне всяких традиций. Величайшие знатоки, посвященные маги, мировые авторитеты тратили порой всю жизнь, что бы постичь те знания, что теперь включают в себя Таро, обрести их собственное понимание и выразить его в одной- единственной колоде. Однако теперь авторы многих колод выпекают их на конвейере, делая все, что закажет издатель, в любом стиле и в любом количестве!

Карты Таро начались как игра и постепенно, шаг за шагом, за века своей истории стали фундаментальным оккультным инструментом, выражением сути западной сакральной традиции! Но в новейшей истории появляется гора колод, появление которых порой, увы,  не объяснить уже ничем, кроме стремления получить больше прибыли на их продаже.

И порой сложно уже отделить новые колоды — блистательные и глубокие, от новых колод – бессмысленных и пустых.

Издаются круглые Таро и Таро прозрачные, Таро вампиров  и Таро котиков, Таро в виде детских рисунков стиля «палка, палка, огуречик»  и «Таро» чисто  декоративные, включая карты с портретами кинозвезд,  кадрами из фильмов,  видами Нью-Йорка, издаются Таро в честь популярных фильмоф, Таро Пиратов Карибского Моря и Таро Гарри Потера, даже Таро Гастарбайтеров и Таро Бомжей.

И отделить крупицы золота от коры мусора становится все сложнее, особенно тому, кто не вник сперва в классику.

Так что закончу цитатой из Лона Майло Дюкетта:

«При таком взрыве интереса к Таро можно было бы подумать, что изучение их станет теперь очень легким делом. Любопытно, но зачастую это не так. С очень немногими исключениями, новомодные колоды  — это просто новые версии классических вариантов, либо даже не карты Таро вообще.
Среди них встречаются подборки изображений действительно красивых с художественной и эстетической точки зрения. Это прекрасная форма самовыражения, и я надеюсь, что популярность их никогда не пойдет на спад.
И, тем не менее, они не могут продемонстрировать практически ничего из тех глубоких тайн, которые сокрыты под поверхностью каждой из 78 карт Таро —  ничего из загадок сотворения Вселенной, ничего из тайн человеческой души.
И сегодня тайны все еще надежно охраняются: не оккультными обществами и клятвами, но тонкостью и  глубиной самого тайного учения и нежеланием всех, кроме самых въедливых учеников, посвятить даже немного времени и внимания поискам знаний.
Это действительно парадоксально —  в эпоху,  когда полки в книжных магазинах переполнены секретами знаниями многих веков, эти секреты скрыты глубже,  чем когда-либо.»