Проблема раввина
Гадание не конкурент познанию: оно часть самого познания.
Мишэль Фуко
Читатель, дошедший вместе со мной до этого места, уже должен понять суть моей магической теории. Я глубоко верю в слова, вынесенные в подзаголовок книги: «это все в твоей голове, и ты даже не представляешь, насколько велика твоя голова!». Это не значит, что всю магию я считаю чисто психологическим феноменом, это значит, что человеческое сознание гораздо больше, чем принято считать.
С каждым новым открытием мы все больше убеждаемся, что сознание не ограничивается мозгом. На самом деле сам наш мозг, наше тело, наш мир, даже пространство и время, являются проявлениями нашего сознания. И если бы мы поняли всю картину безграничного ума и его связь с универсальным сознанием, мы бы осознали, что нет ничего вне нашего сознания, ничего снаружи. Может ли это объяснить все? Теоретически я бы сказал, что да. Но я был бы самым большим лжецом во Вселенной, если бы сказал, что вышел на тот уровень сознания, на котором сам уже все понял. И это одна из причин, по которой я нахожу, что магия столь увлекательна и загадочна.
Не нужно понимать тонкостей работы компьютера, что бы установить и запустить программу. И магу нет нужды понимать каждую тонкость механизмов работы его сознания, что бы ими пользоваться. Тем не менее, я чувствую, что в наши дни, и в моем возрасте, пора прямо давать объяснения там, где они требуются, но горе тому, кто даст понять, что он претендует на понимание всех магических сил.
Я повторяю все это, потому, что делюсь парочкой историй о магических операциях, которые я делал на благо других людей. Такие операции способны бросить тень сомнений на все эти «это в твоей голове!» теории. Ведь если: «все, что я могу менять магией — это мой внутренний мир!», то как я могу повлиять с ее помощью на жизнь других людей? Разве я отвечаю за все добро и зло в этом мире? Должен признать, что я сам не всегда ясно вижу ответ на этот вопрос. Но точно знаю одно. Каждый бит информации, что долетает до моих органов чувств и проникает в мой мозг, каждая услышанная история, каждый новостной сюжет, который я смотрю, каждая прочитанная книга, каждый, кого я встречаю, каждый объект, идея, образ, звук, чувство, вкус, эмоция, наблюдение, страх или радость, с которыми я сталкиваюсь — все становится живым компонентом моего сознания и подсознания. Я неразрывно связан со всем, что происходит во мне и на 100% ответственен за то, как обрабатываю эту информацию и реагирую на нее.
Стороннему наблюдателю может показаться, что магические эффекты влияют на внешний мир. Но, в конечном счете, нет разницы между внешним и внутренним. Если магия производит какой-то эффект в моей жизни, то это значит, что мне удалось превратиться, каким-то образом, в того, с кем это должно было произойти.
Весной 2002 года я получил электронное письмо от раввина Эзриэля, живущего на восточном побережье, писавшем, что он наслышан о моих магических работах и уверен, что я мог бы помочь ему решить его проблему. Он не написал, что за проблема и чего он от меня хочет. Он писал, что хочет объяснить мне все лично и умоляет сохранить все в тайне — включая его имя, профессию, научные степени и его положение среди ортодоксальных евреев. Подтверждая свою искренность он был готов оплатить все мои расходы, и заплатить гонорар, который будет выше чем любые доходы «от других операций черной магии».
Как вы можете себе представить, я регулярно получаю письма от колоритных (и иногда очень встревоженных) личностей. Я получаю письма от людей, которые просят проклясть их врагов, защитить их от магических атак, изгнать демонов, извлечь инопланетный чип, или любезно подтвердить, что они — новое воплощение Алистера Кроули, Иисуса Христа или Калиостро. Я почти всегда оставляю все это без ответа, но письмо рабби Эзриэля меня зацепило.
Я потратил несколько минут жизни на поиски в Интернете, и нашел гору информации на гору Эзриэлей. Но, добавив несколько критериев поиска, нашел того Эзриэля, который занимал видное положение среди лидеров этнического и религиозного сообщества иудеев. Мне показалось очень странным, что этот столп благочестия просил меня сделать что-то в духе черной магии. Поскольку он сказал, что знаком с моей деятельностью, я предположил, что он также был знаком с учениями эзотерического иудаизма. В конце концов, в основе большинства из западных магических систем лежи каббала. Тогда термин «черная магия» должен не так ужасать его, как обычного представителя Chrislemew.
Я был заинтригован, поэтому осторожно отправил ему ответ по электронной почте, и спросил о деталях его проблемы. Его ответ был незамедлительным и пронзительно откровенным. Его единственный сын, Давид (который сам был раввином), был женат уже почти два года, но еще не стал отцом. Дэвид и его жена, Сара прошли все врачебные осмотры и доктора заключили, что они оба совершенно здоровы и готовы к зачатию.
После чего он выдал мне короткую, и потрясающе неполиткорректную лекцию о том, какое религиозное и культурное значение имеет ребенок (особенно мальчик), и повторил свое предложение немедленно доставить меня на восточное побережье и заплатить сколько угодно за то, что сделаю все необходимое, что бы его невестка забеременела. С трудом изгнав из своего пошлого и вульгарного мозга первое, сразу же там возникшее, решение проблемы, я ответил, что мне нужны сутки на размышление.
Я надеюсь, читатель учтете, тот факт, что я не богач и каждый месяц кручусь как могу, что бы выплачивать взносы за дом и платить поборы сосущему из всех кровь криминальному картелю вымогателей, называемому Американской Ассоциацией Медицинского Страхования. Как бы мы с Констанс не старались, к сорока двум моим годам мы так и не поднялись выше опрятной, благопристойной бедности. Признаюсь, мысль и возможности хорошо заработать на этой ситуации засела в мой народно-пролетарской голове.
Но на следующее утро я написал и ответил максимально честно. Я настаивал на том, что нет нужды ему вести меня на побережье или самому ехать ко мне, что б получить мой магический совет. Я откровенно заявил, однако, что мне кажется неразумным пытаться магически вторгаться в жизнь его семьи таким образом. Он ответил в течение нескольких минут, настаивая на том, что он, напротив, именно хочет, что бы я вторгся — в частности, он хотел, чтобы я вызвал демона Гоэтии и приказал ему сделать Сару беременной.
Я ответил, что даже если я призову демона плодородия и Сара забеременеет, это неизбежно будет иметь самые тяжелые психологических последствия как для будущего ребенка, так и для всей его семьи. Я спросил, готов ли он к тому, что первоначальное благополучие обернется постоянным страхом, когда каждая болезнь, травма, несчастный случай, на протяжении всей жизни, будут казаться расплатой за связь с демонами, давшую ему жизнь. Рабби холодно ответил: «Я готов принять такое проклятие на себя и на всех остальных!».
Я не мог не восхититься решимостью этого человека. Такое бесстрашие и зацикленность на достижении цели обычно свойственны дуракам, но так же могут быть присущи и прирожденным магам. Я понял, что сам рабби Эзриэль уже привел в движение механизм магических сил, которые сделают Сару беременной и мое участие в этом процессе уже включено в сценарий. Я смирился с тем, что попытаюсь помочь ему в любом случае, и все уже решено. Я так же решил, что тревожить демонов Гоэтии в этом случае будет не самым разумным. Так что я написал ему, что должен проконсультироваться с духами для принятия решения. Его такой ответ вполне устроил, и он принял его с благодарностью.
Не знаю, как бы он воспринял, если бы знал что духи, с которыми я собирался поговорить — это духи, покровительствующие древнему китайскому оракулу И Цзин, часто называемому Китайской книгой перемен. Перед теми, кто не знаком с этой системой, я должен извиниться, что не смогу представить ее тут должным образом. Я могу только отослать читателей к книгам, посещенным этой теме.
Я, на любительском уровне, пользовался И Цзин еще с шестидесятых. В силу своей исключительной скромности я подчеркиваю, что именно на любительском уровне — претендовать на иное было бы слишком смело. Сам великий Конфуций сказал, когда ему стукнуло девяносто, что будь у него еще девяносто лет впереди, он бы посвятил их изучению тайн И Цзин, и все равно времени бы не хватило. Но я уверен, что даже поверхностное знакомство с образами 64 гексаграмм дает очень много для понимания вопросов и проблем, как мирских, так и духовно-возвышенных. Вот и проблему раввина я решил доверить И Цзин, тому «духу» с которым советовался по самым личным и деликатным вопросам.
В тот вечер, перед ужином, я принял душ, облачился в лучший мире наряд для таких операций (спортивные штаны и футболку). Я взял свой экземпляр переводов текста И Цзин с верхней полки шкафа и развернул книгу (традиция предписывает хранить оракул, когда он не используется, где-то высоко, завернутым в белый шелк). Я положил его на маленький столик рядом с южным окном магического храма в моей спальне. Зажег палочку благовоний и поставил ее в подставку на подносе на полу, к северу от стола. Потом трижды встал на колени, кланяясь, пока не касался лбом пола, что далось не без усилий. Я бы остался стоят на коленях до самого конца, если бы не аккомпанемент из хруста суставов и боль пояснице. Надеюсь, раввин оценил бы мою самоотверженность!
Развернув связку из 50 стеблей тысячелистника, я трижды, по часовой стрелке, описал ими круг в дыму ладана, и задал вопрос: «Что мешает Давиду и Саре зачать ребенка?». Я взял один стебель из связки и положил его горизонтально передо мной в напоминание о едином высшем сознании. Следующий 15 минут (в соответствии с довольно сложной традиционной процедурой) я осторожно манипулировать остальными 49 стеблями, пошагово формируя из низ пучки стеблей, указывающие на шесть линий гексаграммы.
Каждая такая линия может быть сплошной (мужская линия Ян) или прерванной (женская линия Инь). Таким образом, группируя два типа линий по шесть штук, можно получить шестьдесят четыре варианта перестановок. Древнекитайские мудрецы развили систему, снабдив гексаграммы образами, дающими ключи к решению, идеи и комментарии по части личных, моральных, социальных и политических вопросов.
Эти гексаграммы — не статичные. Все в мире меняется, и гексаграммы находятся в состоянии постоянных изменений (не зря это называют Книгой Перемен). Следовательно, в зависимости от ситуации, любая из этих линий может измениться на противоположную. Другими словами, у вас не два, а четыре варианта линий:
Непрерывная линия (мужчина — Ян)
Прерывистая линия (женщина — Инь)
Старая непрерывная линия (мужчина настолько старый, что скоро измениться и станет женщиной)
Старая прерывистая линия (женщина настолько старая, что скоро станет мужчиной)
Тексты И Цзин предоставляют комментарии для каждой стабильной или подвижной линии в гексаграмме. Для тех, кто уже безнадежно запутался, подведу краткий итог. Используя традиционные манипуляции со стеблями тысячелистника, можно получить гексаграмму вообще не содержащую подвижных линий, но обычно ответ состоит из трех частей:
* Первичная гексаграмма (и комментарии к ней) рисует картину текущего состояния ситуации.
* Комментарий к подвижной линии указывает на силы, которые производят перемены в ситуации.
* Производная гексаграмма, которая формируется, когда подвижные линии меняются на противоположные (и комментарии к ней) — это указание на развитие ситуации в будущем.
Мне это напоминает просмотр трех последовательных кадров, как на рисунках, которые мы в детстве рисовали в блокнотах, что бы при пролистывании страниц получался мультфильм. Зритель не сможет понять сюжет или сообщение мультфильма, просто глядя на каждый отдельный рисунок. Суть открывается только при их соединении за счет быстрого движения. Как и во всех гадательных системах, ответ И Цзин, в конечном счете, раскрывается через наши собственные интуитивные впечатления. Почти всегда И Цзин говорит с нами очень метафорически (как объевшееся стероидов китайское печенье с предсказаниями) и ответ будет правильным только если мы настроены на правильное восприятие его цветастых метафор.
Однако, к моему удовольствию, на сей раз И Цзин ответил на «Что мешает Давиду и Саре зачать ребенка?» очень ясно и четко. Ответом было:
Первичная гексаграмма №9, называемая Воспитание Малым.
Подвижная линия — номер 4, и если ее поменять на противоположный вариант, то получим:
Гексаграмму №1 — Творчество.
Теперь не нужно быть провидцем, чтобы понять, что окончательный ответ на мой вопрос (третий, последний шаг в этом процессе) был заключен в гексаграмме №1, а она самая «мужская» из всех гексаграмм. Это важно, поскольку если Давид и Сара все же сумеют сделать ребенка, то это будет мальчик. И появление именно этой гексаграммы как финала истории подразумевало возможность появления ребенка:
«Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость»
(перевод текстов комментариев к И Цзин дается в русском варианте Шуцкого Ю.К.).
Что прекрасно, но никак не отвечает на сам вопрос, что же мешает им зачать ребенка, и какие перемены должны произойти, что бы он появился? Оглядываясь назад на первую часть ответа, гексаграмму №9, Воспитание Малым, мы видим, что на месте почти все, что нужно для зачатия, беременности и родов (плотные облака) но сам дождь все никак не пойдет:
«Воспитание малым. Развитие.
Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей западной окраины»
К этой строке есть немало поясняющих комментариев, но вот то, что бросилось мне в глаза:
«Отсюда и изображение облаков, обещающих влагу и благословение земле, хотя пока еще не идет дождь … Только через средства дружеского убеждения мы можем оказать любое влияние … Для выполнения нашей цели нам нужна твердая решимость внутри и мягкость и приспособляемость во внешнем мире»
(Комментарий по «И Цзин, Книга перемен» Ричард Вильгельм, Нью-Йорк, 1950)
Текст к подвижной линии (четвертая снизу, превращающая гексаграмму №9 в гексаграмму №1):
«Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь, выходи с осмотрительностью. Хулы не будет».
Так вот, я, конечно, не брачный психолог, и не могу точно сказать, идет ли речь о Давиде или Саре, но кому-то точно нужно усвоить урок на тему: «мягкость и приспособляемость в брачных отношениях», а еще, мне показалось, что в отношениях присутствует страх и явно нет избытка романтики и деликатности. Во всяком случае, если Давид унаследовал хотя бы часть негибкости и бесчувственности своего отца, то Сара явно должна находиться под постоянным эмоциональным прессом — возможно даже под достаточно сильным прессом, что бы эмоционально блокировать возможность зачатия. И небольшое изменение поведения Давида сможет изменить эту проблему, с чем вполне согласен и комментатор этой строки:
«Ветер гонит по небу: образ УКРОЩАЮЩЕЙ силы малого. Таким образом возвышенный человек совершенствует аспекты своей природы»
Ладно. Для меня этого было достаточно. Мои духи дали ответ. Я был уверен, что у Сары и Давида будет сын и Эзриэль станет дедушкой, получив столь им желаемую возможность передать свои традиции еще одному поколению, если Давит станет «возвышенным человеком» и будет «совершенствовать аспекты своей природ» — в постели.
Я так и написал Эзриэлю, сообщив, что у него родится внук, мальчик, но духи говорят, что для этого Джаивду нужно быть более нежным и внимательным к своей жене в сексе. Затем я добровольно сунул голову в петлю добавив, что ребенок будет зачат в ту ночь, когда они будут «смеясь лежать в объятиях друг-друга». Сам не знаю, к чему я это добавил — фраза прошло пришла как вдохновение. Я сразу же получил электронное письмо с благодарностью за мою помощь, но никаких других комментариев. Я забеспокоился, возможно, мой ответ был слишком банальным, или личным, или немагическим, чтобы его воспринимали всерьез.
Однако через примерно шестьдесят дней я получил радостное письмо, сообщающее, что Сара беременна, и все хорошо.
Еще через полгода в получил новое письмо от раввина, с сообщением о рождении внука и простыми словами: «Спасибо за ваши усилия!».