Наследие
После смерти Ди его магическое наследие осталось в виде множества дневников и рукописей, которые он, по каким-то причинам, не передал книги своим детям или наследникам. Вместо этого, Ди разделил записи, пережившие уничтожение документов в 1600 году, и спрятал их, как минимум, в двух разных местах.
Примерно через десять лет после смерти Ди антиквар Роберт Брюс Коттон, коллекционер рукописей, получил права на землю вокруг его дома и занялся раскопками, в надежде обнаружить что-то ценное, припрятанное Ди. И надежда оправдалась – Коттон действительно откопал дневники Ди, сумевшие пережить годы, проведенные в земли.
Помимо рукописей, Коттон заполучил и основные рабочие инструменты Ди, его стол, кристалл для ясновидения, Печать Бога Истины. От него эта коллекция перешла к его сыну, а от того – к Мерику Касабону
Касабон не был ни магом, ни антикваром, зато был протестантом крайне консервативных взглядов, сторонником идей Джемса 1, он писал книги, предпочитая религиозную тематику, и верил в абсолютную достоверность и буквальность всех историй о колдунах, продающих души Дьяволу. Его мир был полон демонов, которые на каждом шагу преследуют людей, искушают и сбивают с истинного пути
И историю Ди он использовал как пример коварства духов – в 1659 он издает «Истинное и правдивое сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Ди и некоторыми духами».
Большая часть книги, довольно объемной, заняли дневники Ди и описание его опытов, но Касабон использовал их, что бы показать опасность дьявольских искушений. По его мнению, праведный и добропорядочный человек, способный на многое ученый, Джон Ди, был сбит с пути некромантом и колдуном Эдвардом Келли, а затем стал жертвой злых духов, который приходили к нему, выдавая себя за ангелов и, в итоге, погубили его своей ложью.
Книга преследовала две цели, и достигла двух результатов.
Цели книги, это:
1 – критика магии, демонстрация того, насколько она богопротивна и как легко человек становится жертвой вездесущих демонов, выдающих себе даже за ангелов;
2 – критика уже наметившегося атеизма, отрицания религии и рационального подхода к изучению мира.
Касабон считал, что дневники Ди однозначно доказывают, что на свете точно есть Бог, духи и демоны, и никто не сможет остаться неверующим, если изучит их.
Результатами работы Касабона стали:
1 — недоверчивое отношение к Ди и Келли, которых многие сочли мошенниками;
2 — сохранение материалов Енохианской магии для потомков.
Иронично, но тот, кто пытался отговорить людей от Енохианской магии, собрал в своей книге все, что тогда было о ней известно, и его «Истинное сообщение» стало первым исследованием Енохианы, из которого люди и брали информацию для собственных магических экспериментов. Книга, направленная против магии, стала руководством по магии.
И чуть позже Истинного Сообщения, появляется «Руководство по ангельской магии» или «Рукопись Радда», написанная на основе материалов Касабона, и, среди прочего, включающая рисунок Священного Стола, енохианский алфавит, Семь Знамен Творения, Печать Бога Истины и другие сведения по Енохиане.
Енохиана не умерла со смертью своих создателей!
Но Касабону достались лишь дневники – но не рукописи, в которых Ди описал самое главное. Их он спрятал в тайнике, сделанном в дне сундука.
Сундук был выставлен на продажу вместе с другими вещами Ди, сменил нескольких владельцев, как простой предмет мебели, и, в итоге, приглянулся некоему мистеру Джонсу, кондитеру, мастеру пирогов и выпечки, у которого и стоял несколько лет, пока не возникла надобность его передвинуть.
Перетаскивая сундук, Джонс обратил внимание, что внутри пустого сундука что-то стучит. Он заинтересовался источником шума, тщательно исследовал сундук и обнаружил двойное дно, в котором лежала пачка рукописей – тексты енохианских Зовов, материалы по Гептархии, текст «Книги знаний, помощи и земных побед», посвященной Эфирам, и прочее.
Но рукописи остались лежать без дела, и часть из них были использованы в качестве бумаги для выпечки, что бы подстилать формы при выпекании пирогов. Такова судьба бумаги в доме кондитера! Остатки документов снова легли в сундук, где и лежали до большого пожара, охватившего Лондон. Спасая имущество от огня, жена Джонса спасла, в том числе, и книги Ди. Она сохранила их, овдовела, снова вышла замуж за Томаса Вейла, и передала бумаги мужу, а тот, в свою очередь, продал их антиквару Элиасу Эшмолу.
Но Эшмол был не только антикваром, но еще и астрологом, алхимиком, масоном, одним из первых в Англии, интересовался магией, розенкрейцерством, написал несколько книг по алхимии.
Усилиями Эшмола документы были расшифрованы, сохранены и далее перешли во владение коллекционера Ганса Слоуна. Коллекция Слоуна, в свою очередь, легла в основу собрания рукописей Британского музея. Рукописи Ди не просто попали в Британский музей – рукописи Ди стали одной из причин, по которой вообще был организован Британский музей!
И кто знает, может быть, своего часа до сих пор ждут и другие его рукописи, которые пока не удалось найти.
В конце 18 века Джеймс Грейнджер издал книгу «Биографическая история Англии», где снова вспомнил про Ди, которого назвал человеком, обладающим глубочайшими знаниями в науках, особенно в математике, но наивным, тщеславным и слишком увлекающимся, что и сделало его жертвой обмана со стороны Келли. Грейнджер так же назвал его розенкрейцером – хотя Ди не дожил до появления Розенкрейцеров.
В начале 19 века про Енохиану вспомнил Уильям Годвин, журналист, философ, отец Мэри Шелли, написавшей «Франкенштейна». Он опубликовал «Жизни чернокнижников», книгу, где Ди снова предстал в роли лишенного всякого здравого смысла чудака, ставшего жертвой грубого обмана.
Однако его работа принесла пользу делу, подобно книге Касабона – автор привел в ней подробный обзор книг и рукописей Ди, доступных на тот момент, и очередное разоблачение стало списком литературы для изучающих Енохианскую магию.
Теперь часть документов Ди попала в книгу Касабона, часть поступила в собрание музея, и появились четкие указания, где что искать.
Назрел момент для тех, кто их найдет, изучит, применит на практике и соединит Енохиану со всем остальным оккультным знанием.
И Енохианскую магию взял на вооружение Орден Золотой Зари.
Неоенохиана
Золотая Заря активно использовала самые различные методы и учения, стремясь выстроить универсальную систему, которая охватит все. Древние тексты, гримуары, забытые рукописи, разыскивались, переводились и приспосабливались к остальным методикам Ордена, встраивались в его учение. Карты Таро, Древо Жизни, астрологи, Гоэтия, астральные путешествия, все, что было под рукой, превратилось в единое целое, монолит, объединивший до этого разрозненные знания.
И Енохиана стала не просто частью магических практик Ордена, она стала важнейшим элементом, проходящим через все учение и ритуалы. Адепты Зари вплели ее во многие свои церемонии, равно как и добавили привычные им методы в Енохиану, соединили ее со стандартными ритуалами Пентаграммы и Гексаграммы, связали Енохиану с системой астральных путешествий, с картами Таро, египетскими богами. Была разработана система чтения енохианских слов, установлены цели, для которых должен использоваться каждый Зов, упразднены некоторые ангелы, Разработан способ способ астрального путешествия через Великую Скрижаль. И созданы енохианские шахматы, игра на основе енохианских Скрижалей, шахмат и египетских богов, которая использовалась не для развлечения, а для прорицания.
И даже термины «Енохианская магия» и «Енохианский язык» появились именно здесь.
И если вам кажется, что все это далеко уходит от того, что было описано у Ди, то это вам вовсе не кажется, это действительно новая Енохиана. Адептов Зари интересовала не аутентичность системы, а ее применимость на практике, когда критерий правильности только один – практический успех.
Так что они свободно отбрасывали ангелов, без которых можно обойтись, создавали новые правила и экспериментировали, не повторяя работу Ди и Келли, а создавая на ее основе свою, НеоЕнохианскую, систему магии, пригодную для получения практичных результатов
Но Золотая Заря развалилась, а ее наследники продолжили работу, кто как мог. И дали начало новым, самым разнообразным, методам работы с Енохианой.
Алистер Кроули много практиковал енохианские ритуалы, считал, что сам был Эдвардом Келли, когда жил на земле пару жизней назад, где-то между древнеегипетским жрецом и магом Элифасом Леви, которых так же считал своими прошлыми воплощениями. А в телеме, созданном им магическом учении, важную роль играет богиня Бабалон, имя которой на енохианском означает «Непристойная» и взято из Зовов.
Однако Кроули, в отличии о Золотой Зари, обратил внимание на Эфиры и сосредоточился на них, но не как на источнике ангелов, правящих земными регионами, а как на духовных мирах, которые можно посетить астрально. В 1909 году он совершил одно из своих многочисленных путешествий, пересекая пешком пустыню Сахару, вместе с Виктором Нойбургом. Во время этого, вполне физического, путешествия, Кроули совершал еще и путешествия астральные, посещая Эфиры, а описания полученных видений Кроули превратил в книгу «Видение и голос».
Там же, в Сахаре, Кроули провел ритуал вызывания Хорозона – это так же персонаж Енохианы, изначально названый Коронзомом, но его имея несколько исказилось веке в 17. Он – обитатель 10 Эфира, нечто вроде демона, который не дает человеку двигаться дальше по пути его духовного роста. 10 Эфир – что-то вроде Бездны на Древе Жизни, важная точка, которую очень сложно преодолеть, и демон Хоронзон — тот, кто не дает это сделать
Кроули вызвал его по стандартным методам церемониальной магии, предназначенным для работы с демонами. Кроули пишет о физическом присутствии Хоронзона, который, вырвался из треугольника, где он был заключен, напал на магов и закидал их защитный круг песком.
Отдельно от Золотой Зари и всех, кто с ней был связан так или иначе, свой путь в Енохиану проложил Орден Aurum Solis, то есть Орден Золотого Солнца, возникший примерно в то же время, что и Золотая Заря, и действовавший параллельно с ней. Их система работы с Енохианой во многом схожа с методами Золотой Зари, но, при этом, уникальная и важная составляющая Енохианской работы Aurum Solis – это связь Эфиров и регионов мест на Земле, на которую указывали ангелы.
Aurum Solis сосредоточился на изучении управителей Эфиров и точной привязке ангелов к местности, что бы получить возможность использовать их в реальных ритуалах. Итогом работы Ордена стала описание магических сил этих ангелов, их внешности, возможностей. Один поможет в сложных астрологических расчетах, другой может защитить от оружия, кто-то помогает в добрых анонимных делах, а кто-то в некромантии.
Еще одна небольшая группа, практикующая Енохиану — Орден Кубического Камня, действующий, но не принимающий новых членов. Орден не повторял систему Золотой Зари и считал ее во многом не точной, а в вопросах Енохианской магии более ориентировался на оригиналы работ Ди. Однако в немногочисленных описаниях его работы явно прослеживается влияние именно современной Енохианы образца Золотой Зари, а также упоминаются церемонии, разработанные Алистером Кроули, такие, как Месса Феникса.
По сути, Орден просто использовал самые разные источники, слепо не принимая, но и не отбрасывая, ни один из них, и строил собственную систему – с полным и 100% упором на практику, когда ничто, кроме результат, не важно.
Среди прочего, Орден занялся практическим использованием Гептархии, были изготовлены Стол, Печать, все прочие инструменты, и даже арендован дом, расположенный рядом с местом, где работали Ди и Келли, получая видения Гептархии. Но, увы, Гептархия, во всяком случае, в руках адептов Кубического Камня, не принесла желаемых результатов. Это не пошло на пользу Ордену, сосредоточенному именно на практике и результатах, его покинули ключевые участники, а сам Орден превратился в закрытую группу «для своих», не разглашающую результаты своих исследований и ритуалов
Отдельный вопрос – это использование зовов Церковью Сатаны, практика, которую ввел в сатанинские ритуалы основатель Церкви, Антон Шандор Лавей, который использовал эффектное звучание зовов, что бы придать драматизм и театральность освим церемониям.
Енохианское слово «IAIDA», обозначающее единого Бога, Лавей поменял на не енохианское Satan. Далее он заявил, что текст Зова означает больше не оригинальное «Я слуга бога вашего, почитающий Господа», обращенное к ангелам, а «Я истинный почитатель высочайшего и несравненного Короля Ада!». А сами Зовы, по утверждению Лавея, служат для разжигания похоти, гнева, предсказываю эпоху правления Дьявола и утверждают истинность учения самого Лавея.
При том, что в самих Зовах говорится о боге и ангелах, и даже говорит от имени бога — и среди прочего, рассказывается, как будет повержен дракон, то ест Сатана. И рассказывается о сотворении мира богом – так что никакого Сатаны там точно быть не могло и к реальности Енохианы это не имеет никакого отношения.
Как и популярная легенда о связи Енохианы и Некрономикона.
Согласно легенде, Некрономикон – древняя книга, гримуар, описывающий ритуалы вызывания неописуемо ужасных Древних, великих богов из иного мира, написанный арабом по имени Абдул Альхазред в 730 году. Автор книги сошел с ума, и был похищен призванными им же чудовищами на глазах изумленной публики, а книга ходила по рукам, и среди тех, кто сумел ее перевести и прочитать, был сам Джон Ди!
Эта душераздирающая история утаивает один интересный факт – Некрономикон написал в 20 веке Говард Филипс Лавкрафт, автор рассказов ужасов и фантастики, он впервые упомянут Лавкравтом в 1922 году, а Абдул Альхазред – это имя, которое сам Лавкрафт взял себе в детстве, играя в арабского шейха. История Некрономикона, как и он сам, полностью написана Лавкрафтом, включая историю о Джоне Ди, переводчике Некрономикона, черпавшем из него знания для разговоров с ангелами.
Чуть веселее обстоят дела с Енохианой в Храме Сета, организации отколовшейся от Церкви Сатаны, но более серьезной в оккультном плане. Храм был основан Майклом Аквино, покинувшим Церковь Сатаны из-за расхождения во взглядах, в том числе, во взглядах на магию. Сам Аквино — американский военный, проходивший службу в подразделении Сил специальных операций, американской спецслужбе, занимающейся разведкой, диверсиями, а также психологической обработкой, пропагандой и дезинформацией, где служил в чине подполковника.
В своей Енохианской работе он, подобно Кроули, сосредоточился на астральных путешествиях в Эфиры, и, по его словам, в первом же ритуале достиг сразу 13 Эфира, где встретил Тайных Вождей – гипотетических бессмертных великих адептов, супермагов, тайно влияющих на все человечество. И они не пустили его дальше, вверх по Эфирам, мотивируя это тем, что сатанистам там не место.
После экспериментов с Эфирами Аквино начал сам получать некие вдохновленные свыше тексты, которые записывал под диктовку тонкого мира, по несколько часов каждую ночь. Тексты позже стали основным документом Храма Сета.
Аквино пришел к выводу, что енохианские Зовы намного старше, чем работы Ди и Келли и существовали задолго до их рождения и подготовил свои собственные пересказы текстов Зовов, выполненные в стиле Храма Сета.
И теперь у нас есть, по сути две Енохианы – одна старая, от Ди и Келли, вторая – новая, Неоенохиана, от Золотой Зари, Кроули и всех прочих. А подробности и той и другой доступны в книге «Енохианская и Неоенохианская магия».