История розенкрейцеров

История розенкрейцеров

Как часто бывает, у розенкрейцеров двойная история. Одна история – историческая и достоверная, вторая – мифологическая и легендарная.  История историческая  ведет свой отсчет с первого документа, в котором рассказывается о розенкрейцерах. История легендарная – с того, что в этом документе написано и даже больше и раньше того.

В легендарной истории сами розенкрейцеры могут вспомнить учение Иохима Флорского, который говорил о трех эпохах жизни человечества – эпохе  Отца,  до Иисуса, эпохе  Сына, это наша эра, и эпохе Святого Духа, которая настанет где-то после 13 века как царство просвещения и любви. Она, очевидно, не настала, но порой все равно говорят, что это он предсказывал розенкрейцеров, которые принесли просвещение, потому как Флорский говорил, что появится некий Орден, который будет проповедовать Евангелие миру, бескорыстно и вне рамок традиционных христианских церквей, нести свет братской любви и веры всему миру. Ну да, похоже на идеи розенкрейцеров.

Слова Нострадамуса, записанные в 16 веке, за 60 лет до розенкрейцеров:

«Появится новая школа философов,
Презирающих смерть, золото, почести и богатства,
Они будут подле гор Германии,
И будет множество тех, кто поддержит их и последует за ними».

Очень похожи на описание розенкрейцеров, и тут видят или пророчество об их явлении, или указание, что все же розенкрейцеры существовали уже в это время и Нострадамус был в курсе их планов.

Но история историческая начинается в 1614 году. Этот год не  мирный и спокойный для Германии, его не переполняла братская любовь. Близится Тридцатилетняя война, мятежный торговец пряниками Винценц Феттмильх организует бунты и погромы во Франкфурте, католики и протестанты враждуют друг с другом. Но не это ли подходящий момент, что бы призвать страну к миру, единству и мудрости? Это призыв изменит ход оккультной истории запада, повлияв на судьбы очень многих людей.

Хотя началось все очень просто и незатейливо, с публикации нескольких текстов, изданных в Германии в 1614 -1616 годы. Если судить с точки зрения сухой истории, то эти тексты положили начало Братству Розенкрейцеров. А если верить легендам  — то этими текстами великое древнее братство открыто заявило  о себе. Заявило, опубликовав три манифеста.

Первый  —  «Fama Fratemitatis», изданный в 1614 году крупным немецким издателем Вильгельмом Веселом. Это буквальное объявление миру о том, что в этом мире существует древнее братство мудрых адептов, называющих себя розенкрейцерами, в честь своего основателя Христиана Розенкрейца.

Строго говоря, слово «розенкрейцер» происходит от слова «роза» и «крест», розенкрейцеры — это последователи Ордена Розы и Креста, или розового креста.

Крест – это распятие, а роза – воплощение жизни,  цветок, распустившийся на кресте, воплощает торжество жизни над смертью, перерождение в смерти, соединение человека, готового принести себя в жертву, с богом.

Это может быть буквальное изображение розы на распятии или условное, в виде круга, нарисованного поверх креста, или сложным набором символов, которым крест стал в Ордене Золотой Зари.

А само это сочетание символов, в другом виде, но с крестом и розой, использовалось и раньше, и  к 1614 году его уже использовали, и Мартин Лютер сделал своей личной печатью, «Роза Лютера» — цветок, внутри которого сердец и крест.

Манифест обращается во всем вождям, племенам и учёным Европы, и написан от имени неких таинственных адептов, на которых Господь излил мудрость великую, но не пригодную для мира, где свирепствуют «насмешки, поругания и издевательства», а «яркому Свету Откровений противопоставляют Папу, Аристотеля, Галена». Мудрость европейцев закостенела, отстает от мудрости арабов и африканцев, и каждый мудрец Германии только и думает, что о своей выгоде, а вовсе не о благе мира. Поэтому знание оставалось скрытым, и оберегалось от непосвященных.

У истоков знания, согласно легенде манифеста – некий Брат Христиан Розенкрейц, человек 14 века, который много странствовал, изучал каббалу, магию и прочие тайные знания, и создал общество Розенкрейцеров, которые разошлись по миру, что бы сто лет хранить мудрость в тайне, заботиться о ближних, лечить людей, и не брать за это деньги, и  открыть знания миру,  когда придет срок.

Он умер в 106 лет, был похоронен в гробнице прямо в здании, служившем братству убежищем. Она была забыта, а через 120, во время ремонта, кто-то выдернул из стены большой медный гвоздь, и тогда рухнули стены, и открылась дверь с надписью: «Через 120 лет я восстану!». И за дверью нашелся склеп, освящаемый не Солнцем, а силой магии,  светом, идущим из могилы. И все это значит, что прошла пора заявить о себе открыто.

Кто написал это все, кто автор легенды, текстов, идей в них – до сих пор точно не известно.

Но в следующие два года в свет вышли еще несколько документов, включая прославленный текст «Химическая свадьба Христиана Розекрейца» — это аллегорическая сказка, где в форме странных приключений на безумной свадьбе излагаются зашифрованные идеи алхимии. И автор явно знал в ней толк.

Вдохновленные историями манифестов и рассказами об адептах древней мудрости, бескорыстно несущих ее людям, жители Европы принялись искать тайные братства, а то и просто  организовывать, а история про гробницу, которую надо вскрыть, что бы получить доступ к мудрости и знаниям, впоследствии обыгрывалась в ритуалах. Адепт, принимающий посвящение, входил в символическую гробницу, и встречал так своего посвятителя, играющего роль воскресшего Розенкрейца, который передавал ему знания.

Розенкрейцерство стало собранием и хранилищем оккультных знаний, которые туда принесли отовсюду. Оно превратилось в массовое движение, люди объединялись на почве его идей, и несли с собой знания астрологии, алхимии и прочее. Но, в основном,  именно знания, а не навыки.

Розенкрейцеры, как и их последователи, не ставили своей целью постижение практической магии, они теоретики —  философы, христианские каббалисты, но для розенкрейцера не было обязательным практиковать ритуалы и получать результаты, вызывать демонов, выходит в астрал или предсказывать будущее.  Это германское оккультное возрождение было возрождением теоретическим, и еще долго сохранится разрыв между оккультной философией и оккультной практикой.

А возможные (только возможные!) авторы этого текста – участники Тюбин-генской группы – уже реального общества, без всяких мифов, включавшего три десятка студентов и преподавателей Тюбингенского университета, открытого в Германии еще в 15 веке и работающего до сих пор. Члены группы изучали астрологию, алхимию, христианскую каббалу, мистицизм, поддерживали протестантскую реформацию, и, возможно, написали первый  манифест.

Так ли это, или документы опубликовали члены какой-то группы, действительно называющей себя Братством Розы и Креста – на самом деле и не так важно. Важно, что люди поверили в историю  и буквально вставали в очередь, что бы записаться с Братство. Но вступать, по сути, пока было не куда, и да, можно объединяться, но не видно вот тех самых адептов, которых отправил в мир сам Розенкрейц!

И на некоторое время о розенкрейцерах начали забывать. Но начал было положено – не важно, существовали ли братство до того, как были написаны манифесты, важно, что оно существовало после них!

Манифесты возбудили новый интерес к магии, алхимии, герметизму. Множество книг было написано и в поддержку розенкрейцеров и против них. К розенкрейцерству обращались масоны, и в 1757 году алхимик и масон Герман Фик-тульд наконец воплотил слова манифестов в жизнь – на свет появился Орден Золотого и Розового Креста, теперь уже вполне реальная организация розенкрейцеров Германии.

За спиной Фиктульда стояли те, чьи идеи он изучал и продолжал: алхимик 17 века Роберт Фладд, один из первых людей, поддержавших розенкрейцерство, Христиан Кнорр фон Розенрот, алхимик и христианский каббалист 17 века, Якобы Беме, теолог, мистик, философ, так же 17 века,  и не удивительно, что все это стало частью учения Ордена – каббала, алхимия, христианский мистицизм.

И, как водится, Орден открылся сразу с легендой, согласно которой он наследник более старого Ордена Золотого Руна, действовавшего с 15 века, что  именно розенкрейцеры этой линии создали масонство, и что всея история тянется в сам Древний Египет (куда без него!), а истинный основатель Ордена – египетский жрец Ормус, который жил в Александрии и лично знал апостола Марка.

Орден предлагал посвящения в десять степеней, что использовалось позже и другими организациями:
Ученик или Ревнитель,
Теоретик,
Практик,
Философ,
Младший Адепт,
Старший Адепт,
Свободный Адепт,
Магистр,
Маг,
Верховный Маг.

Явное наследные этой системы найдет в, например, Ордене Аргентум Аструм Алистера Кроули, дальнего потомка ответвлений  розенкрейцерской линии.

Посвящение и участие в Ордене Золотого и Розового Креста оплачивалось, что делало его не дешевым удовольствием для состоятельных людей. И хотя «теоретиком» называется лишь одна из степеней, почти весь оккультизм Ордена был именно теоретическим – розенкрейцеры  посвящали себя скорее знанию, философии, теологии, христианству и прочее, чем ритуалам.

Магические практики, общение с духами, алхимия, включенные в систему Ордена, относились к высоким степеням посвящения, начинающие к ним не совались.

А высшие степени воспринимались как нечто богоподобное, как уровень духовного развития, при котором человек способен буквально творить миры и менять реальность.

Провозглашалась важная роль алхимии,  создания философского камня, получения алхимического золота, но снова как скорее  теория, а не как реальный процесс, которому можно на деле научиться в вступив в организацию.

Орден обрел популярность среди политиков и государственный мужей Германии, родины розенкрейцерства. Одним из посвященных оказался прусский принц, будущий король, Фридрих Вильгельм II, посвященный под именем Ормус, взятым в честь того самого жреца.

Это не могло не сказаться самым благим образом на розенкрейцерстве, получившем государственную поддержку. Как, впрочем, и новых врагов – король Фридрих Вильгельм оказался сторонником строжайшей цензуры и не допускал ничего, что бы расходилось с его личным мнением, а потому вызывал большое недовольство, тень которого падала и на розенкрейцеров.

Орден успешно продержался около 30 лет, пока не объявил, что уходит в период молчания – время, когда прекращаются все посвящения и не набираются новые участники группы. Такие периоды молчания практикуются оккультными группам и в наши дни, но этот Орден умолк на веки, уже  не вернув себе былого величия. Но начало было положено и его учение не ограничилось границами  одной страны.

В один год с принцем в Орден вступил Иван Григорьевич Шварц (урожденный Иоганн Георг Шварц), уроженец Трансильвании, переехавший в Россию, розенкрейцер и масон, соратник Николая Ивановича Новикова, одно из ведущих русских масонов, основателя Тайной Масонской Типографии, выпускавшей книги по масонству и мистицизму (законно, открыто и без всяких секретов, вопреки названию).  Вместе с ним  розенкрейцеры пришли в Россию в 1782 году, и тут пока нет особой разницы между розенкрейцерами и масонами.

Они смешиваются между собой, переплетаются, и порой розенкрейцерство становится частью масонского устава, превращается в учение неких масонских степеней.

Несколько лет спустя русский алхимик, масон и розенкрейцер Алексей Михайлович Кутузов (не тот, которые с Наполеоном воевал, другой Кутузов) был командирован в Германию, что бы пройти глубокое обучение, включающее алхимию, и, вернувшись домой, стать новым главой розенкрейцерской России.

Но за годы его обучения императрица  Екатерина успела увидеть в масонах угрозу в виде свободомыслия и обширных связей с иностранцами, Новиков оказался в тюрьме, приговоренный к 15 года крепости за то, что сам масоном был и Павла 1 в масоны звал, провел в заключении четыре года, пока его не освободил Павел 1. Деятельность масонов, а с ними и всех прочих, кто на них похож, подверглась ограничению, а сам Кутузов застрял в Европе без финансовой поддержки из дому, увяз в огромных долгах и умер в тюрьме.

А вот само русское розенкрейцерство (как и масонство) устояло, и успешно существовало до начала 20 века, когда конец ему положила русская революция.

А в мире розенкрейцеры продолжали множиться и смешиваться с масонами, до полной потери различий между ними. Масон и розенкрейцер, отставной участник  Ордена  Золотого и Розового креста Ганс Генрих фон Эккер  организуется свой собственный Орден рыцарей и братьев св. Иоанна Евангелиста из Азии в Европе или просто Орден Азиатских Братьев, который, что примечательно, не имеет ни малейшего отношения к Азии.

Он уверяет, что время ночного странствия увидел, как некий человек выпал из кареты и потерял пачку документов, оказавшихся розенкрейцеровскими рукописями. Он поднял документы и хранил их два года, пока не решился открыть на их основе собственный Орден. Странная история, но подобные легенды имели довольно широкое хождение.

Фон Эккер опубликовал несколько книг, в которых открыто разгласил систему посвящения из десяти ступеней, а так же выдвинул ряд обвинений против Ордена Золотого и Розового Креста, в том числе – в связях с христианских, католическим, монашеским Орденом Иезуитов. Надо заметить, что для розенкрейцеров, высших во многом из протестантской реформации, обвинение в связи с католиками, иезуитами — это действительно серьезное обвинение, и прием, к  которому не раз прибегали, что бы опорочить оппонентов.

В ряды Азиатских Братьев приглашались только  масоны, имеющие начальное посвящение, верящие в единого бога, исповедующие любую религию.

Последнее на практике означало, что вступить в Орден могли  масоны – христиане и масоны – иудеи.

Участие иудеев в масонстве – не самая обычная практика для того времени, н самом деле, однако Азиатские Братья не только принимали их, но и изучали каббалу, брали еврейские имена, отмечали некоторые еврейские праздники.

И при этом явно испытывали тягу к саббатианству – течению иудаизма, в котором провозглашалась концепция «грех во имя неба», Саббатианцы верили, что  их основатель, Саббатай Цви – это мессия, который пришел в мир и отменил все старые законы и старую Тору, и все, что было запретно, теперь разрешено. Они если свинину, работали по субботам, меняли религию как хотели, вызывали большое недовольство ортодоксальных иудеев и постепенно исчезли. Про саббатиан речь шла в подкасте «Каббала через замочную скважину».

И Азиатские Братья не только праздновали день получения Торы Моисеем, но и отмечали свои встречи застольями со свининой, которую ели, в том числе, и иудеи.

Результат для Ордена оказался примерно тем же, что и для самих саббатианцев – он вызвал всеобщее недовольство, сначала снаружи, среди других масонов и розенкрейцеров, а потом и внутри. Основатель Ордена вел активную рекламную компанию, обещая раскрыть тем, кто к нему присоединиться, все масонские тайны. Это сделало организацию популярной и многочисленной, но тайны ее участникам там не были раскрыты, что многие сочли просто обманом.

Орден оказался врагом Золотого и Розового Креста, и в 1782 на масонском конвенте собравшиеся представители масонства провозгласили, что Азиатские Братья – самозванцы и лжецы, почти что иезуиты, загрязнение, отправляющее масонское сообщество.

Нападки на Орден резко усилились, в ход пошла политика и король Иосиф II поставил точку в споре о судьбе Азиатских Братьев. Его «Масонский патент», с одной стороны, стал документом, который официально принял масонство под покровительство короля, но, с другой стороны, не всякое масонство, а лишь не вызывающее сомнений в его лояльности королю.

Сократилось число разрешенных масонских лож, их руководители обязывались передать властям полные списки их членов, устанавливался государственный контроль за работой масонов. И, разумеется, запрещались сомнительные и нежелательные общества – среди них и Азиатские Братья. Орден зачах и  постепенно прекратил работу после смерти основателя.

К 19 веку мода на розенкрейцерство докатилась до Франции, усилиями Станисласа де Гуайты.

Год 1888 во Франции открывается   Каббалистический Орден Розы и Креста (Ordre kabbalistique de la Rose-Croix,  O.K.R.C.) – французская розенкрейцерская организация, основанная на христианской каббале.

Станислас де Гуайта – французский дворянин, мартинист, оккультист и поэт, автор книг по оккультизму, начавший свой путь в нем с чтения книги Леви «Учение и ритуал высшей магии». Его книги, как часто бывает с французским оккультизмом тех лет весьма религиозны, поддерживают идею единого бога, от которого отделен человек и задачу по его примирению с богом. Он проповедует теургическую магию, тесно связанную с христианством, отрицая колдовство и вполне серьезно говорит о «черной магии», о связи колдунов с самим Сатаной и так далее.

Он всячески осуждал спиритизм, как нечестивое занятие, из-за которого вся земля скоро наполнится  призраками, а так же  практики порч  и проклятий, считая их порождением черной магии и самого Сатаны.

В открытый де Гуайтой Каббалистический Орден Розы и Креста вошли, на первое время, 12 человек, среди которых Освальд Вирт  и Папюс.  После смерти Гуайты Орден пережил раскол, разделившись на два, в том числе один вставший под руководство Папюса, а позже и  Филиппа Анкосса — сына Папюса. В итоге Орден породил и ряд новых розенкрейцерских групп, существующих по всему миру.

К началу 20 века роза и крест добрались  до Америки.

В 1915 году Нью-Йорк стал родиной Древнего Мистического Ордена Розы и Креста, сокращенно называемого АМОRC (от Antiquus Mysticusque Ordo Rosae Crucis). Основатель Ордена, Гарвей Спенсер Льюис был масоном, он присоединился к Уставу Мемфис-Мицраим, и получил в нем высший девяносто пятый, градус, высшую степень.

Мемфис-Мицраим же – это  не просто одно из масонских течений, уставов, которых не счесть, а столп эзотерического масонства. Масоны вовсе не обязательно оккультные деятели. Большая часть масонских ритуалов – просто аллегории, и большая часть масонов вовсе не заняты оккультизмом.

Масонские ложи могут быть чем-то вроде клубов, куда не пускают жен и детей и где можно посидеть мужиками, порешать дела, не официально, обзавестись связями. Другие ложи – чисто религиозные, порой они практически приложение к местной церкви, и прихожане одного храма расширяют немного рамки веры, являясь еще и масонами одной ложи.

И лишь некоторые уставы масонства – эзотерические, связанные с оккультными знаниями, магией,  и Мемфис-Мицраим, косвенным и дальними корнями тянущийся  к  человеку-легенде, графу Калиостро, как раз такой эзотерический, оккультный, устав. С ним связаны многие прославленные оккультисты, а Льюис свое посвящение получил от Теодора Ройса – лидера Ордена Восточных Тамплиеров. Сейчас это телемитский Орден, но таким он стал с тех пор, как его возглавил Алистер Кроули, а до того, он был масонской оккультной организацией.

Помимо высшей степени эзотерического масонства Льюис получил от розенкрейцеров Франции право основать собственный Орден. Надо заметить, масонские и розенкрейцерские группы не создаются на пустом месте – для  их открытия нужна хартия, разрешение от другой, уже существующей группы.  Масонский устав, открытый без такой хартии, никогда не признают другие масоны. Это, с одной стороны, дает вроде как гарантированную линию преемственности, с другой  стороны создает массу выяснений, кто кого признал или не признал и у кого хартия длиннее.

По той  версии самого же АМОRC, по его внутренней легенде,  его учение существовало в тайне, до 1909 года, когда Льюис рассекретил его, а затем, вернувшись в Америку, начал набирать новый посвященных.

Свою линию передачи тайных знаний Орден  уверенно проводит до самого Древнего Египта, называет себя покровителем мартинистов и записывает в свои ряды Бенджамина Франклина, Элиаса Эшмола, Николая Рериха, графа Калиостро и Парацельса.

АМОRC действует по сей день, заявляя, что в его рядах более 250 000 человек по всему миру, в том числе ведущие деятели политики, науки и искусства, которые, однако, предпочитают сохранять анонимность, а потому их имена нельзя называть. Орден так же предупреждает о неких самозванцах, которые действуют под тем же названием  за что их обязательно постигнет кармическая кара. АМОRC вообще порой преподносит  себя  как единственную законную организацию розенкрейцеров.

По версии более объективной и проверяемой, АМОRC начал активную работу в Нью-Йорке в 1915 году, когда первые участники группы просто приглашались в нее через объявления в газетах.  АМОRC не занимается магией, считая, что любой ритуал имеет лишь ту силу, в которую готовы поверить суеверные обыватели, и интересуется вопросами философии, бога, души, теоретическим изучением мистических тайн мироздания, перерождения души, оккультных и духовных явлений.

Это не единственное американское общество розенкрейцеров – с самого начала организация Льюиса столкнулась с яростным сопротивлением еще одного Ордена — Братства Розы и Креста (розенкрейцеровские организации, как правило, не балуют разнообразием названий).

И здесь пора сказать пару слов о Герметическом Братстве Луксора. Его основатель – писатель, музыкант, оккультист, теософ,  антипрививочник, критиковавший прививки от оспы,  Питер Дэвидсон, поклонник Парацельса и Месмера.  Как водится, Братство Луксора возводит свою историю к Древнему Египту, заявляя о более чем 4500 лет истории, хотя основано оно в конце 19 века, в попытке соединить воедино масонство египетского обряда, основанное когда-то Калиостро, и учение Азиатских Братьев.

К Братству присоединились Станислас де Гуайта, Рене Генон, Папюс и другие прославленные оккультисты того времени, а практика Братства включала контакты с духами, работу с астралом, а так же сексуально – магические практики.

Герметическое Братство Луксора вело тихую  войну с Блаватской и Теософским обществом, поскольку Блаватская резко возражала против сексуальной магии и вообще, стремилась скорее к ограничению сексуальности, чем к ее раскрытию. Те, кому война не была по нраву, откололись от Братства Луксора, создав Герметическое Братство Света.

Сексуальные же практики Братство почерпнуло из учения тогдашнего пионера западной сексуальной магии, не первого, не единственного, но, возможно, самого значимого ее энтузиаста — Паскаля Беверли Рэндольфа.

Именно Рэндольф сформулировать идеи сексуальной магии, имеющие широкое хождение по сей день – секс приравнивается к ритуалу или страстной молитве, способной экзальтировать человека, приводить его в возвышенное состояние сознания и высвобождать его энергию. Энергия эроса должна быть переработана в энергию духовную, которая, путем использования символов и интенсивного сосредоточения на них, направляется на достижение конкретной цели, которую ставит перед собой ритуал.

И вот в 1897 году американский последователь розенкрейцерства и альтернативной медицины, Рубен Суинберн Клаймер, присоединился к Братству Розы и Креста, американской организации, претендующей на прямо продолжение линии учения Рэндольфа. Он предал огласки закрытые до того материалы розенкрейцеровских степеней и объявил, что только Рэндольф был истинным розенкрейцером, единственным в Америке, кто имел прямую линию передачи от древних розенкрейцеровских общество.

И далее Клаймер провозгласил себя наследником Рэндольфа, истинным лидером и законным главой Герметического Братства Света, а так же единственным, кто может руководить американскими розенкрейцерами.

С чем, разумеется, не согласился Спенсер Льюис, уверяющий что лишь АМОRC  настоящие наследники розенкрейцеровской традиции. Разгорелся конфликт, обе стороны называли другую самозванцами и обвиняли в использовании не правильных и нечестивых сексуальных практик.

Во время это войны Клаймер открыл  второй фронт и начал попутно выступать с нападками на Алистера Кроули и Орден Восточных Тамплиеров,  а его лидер, Теодор Ройс предлагал Льюису союз в борьбе против Клаймера, для чего надо просто присоединить АМОRC к Ордену Восточных Тамплиеров. Льюису отверг союз — принять его  значило бы с большой вероятностью утратить позиции лидера и сделать АМОRC  филиалом  других оккультных обществ.

В итоге Льюис выиграл битву, передал бразды правления в Ордене своему сыну и тихо умер, оставив после себя одну из ведущих розенкрейцеровских организаций современности, претендующей на то, что она вообще единственная настоящая организация такого рода.

Орден действует, в том числе, в России, предлагая дистанционное обучение розенкрейцерству и предлагая членство каждому совершеннолетнему энтузиасту мистицизма, готовому оплатить членские и вступительные взносы.

Но вернемся в прошлое и снова отправимся на запад. Минуем Германию, Францию, пересечем вплавь Дуврский пролив, и окажемся на земле Англии.

И это место где свой след оставили английские розенкрейцеры – но этот след куда больше и глубже,  и именно Англия станет родиной еще одного, английского, оккультного возрождения, когда из-за горизонта здесь покажется первый луч сияния  Ордена Золотой Зари.

А пока  — это родина Роберта Уэнтворта Литтла в 1867 году открывшего Английское Общество Розенкрейцеров (Societas Rosicruciana in Anglia, S.R.I.A.).

Литтл состоял в рядах шотландских розенкрейцеров и лондонских масонов и занимался бумажными делами в своей масонской ложе. Занимаясь ими, он и обнаружил на полках книжного хранилища ряд розенкрейцерских документов, на основании которых и было создано Английское Общество Розенкрейцеров.

Орден принимал в свои ряды только масонов, включал десять степеней посвящения, постоянных по тому же принципу, что и в Ордене Золотого и Розового Креста, и так же напирал на скорее теоретический оккультизм.

Но этому оккультизму здесь учили по принципу колледжа, и для получения новых степеней посвящений адептам Ордена предлагалось провести исследование по выбранной теме и представить письменную работу – по сути, защитить курсовую на право перейти в следующую степень.

Возможно, именно серьезный подход к делу обучения и передачи знаний и помог Обществу устоять, и до сих пор Общество действует, породив попутно новые розенкрейцеровские организации.

К обществу присоединятся Уильям Уинни Уэсткотт, а позже и возглавит его, став первым среди английских розенкрейцеров, а так же Уильям Роберт Вудман и Макгрегор Мазерс – и эти имена уже были в подкасте, посвященном Ордену Золотой Зари, поскольку именно эти трое и организовали его, как следующую организацию розенкрейцерской традиции, но уже нацеленную на практическую магию.

Это – краткая хронология розенкрейцеров, хотя даже просто перечислять одни только организации тут можно часами.

Ну а в современной России и на русском языке (что бы бывает далеко не всегда)  свои услуги на ниве обучения и посвящения предлагает прежде всего две крупных международных организации:

Школа Золотого Розенкрейцера, международное общество, выросшее к середине прошлого века из голландской линии розенкрейцерства, с добавлением гностицизма, идей старой религии катаров, и острой религиозной направленностью, на глубоком уровне – прямо таки монашеской.

Школа предполагает два уровня участия – просто обучение, без обязательств, и посвящение, присоединение к внутреннему кругу – и вот тут от адептов начнут требовать стать веганами, отказаться от алкоголя,   одежды из кожи и  меха, сократить чтение книг и просмотр фильмов не духовного содержания и даже дать обет безбрачия, отказавшись от секса и так далее.

Ну и второе — уже упомянутый  АМОRC, который не выдвигает таких условий и так же успешно работает в России. Этот Орден, пожалуй, в куда большей степени может считаться традиционным розенкрейцерством.