вольные каменщики, история масонства

Вольные каменщики. Краткая история масонов

Как водится, у масонства длинная история, уходящая как минимум в средние века, а то и во времена царя Соломона — если следовать за внутренними легендами самого масонства. И куда более короткая, но все равно впечатляющая, если придерживаться строгих фактов.

 

Точный момент появления масонства никто не сможет назвать – его формирование не было одним событием, масонство формировалось постепенно. Масонов называют вольными каменщиками – и обычно начало их истории видится в реальных каменщиках, объединяющихся в группы.

Это типично для средних  и более поздних веков – объединение людей одной профессии в гильдии, профессиональные группы, достаточно закрытые, занятые строго одним делом, устанавливающие внутренние правила. Каждый занят строго своим делом, скорняки не имеют права красить кожу, красильщики – шить из нее, и только приказ короля, как особая награда, может, например, позволит скорнякам красить кожу, но только в один цвет, одной краской и в одной красильне.

Гильдии ослабели со временем, но сами союзы, группы людей, объединенных одной профессией, не исчезали. И конкретно каменщики, занятые на строительстве соборов, занимающем порой десятки лет, трудились бок о бок, сохраняя организацию в виде лож, куда вхожи только другие каменщики, есть свои условия приема, внутренние правила и обычаи. Это система организации в замкнутые группы, с уставом, правилами приема, ритуалами, вполне привычна для прошлых веков, и она сильно повлияла  на то, как и в наши дни выглядят оккультные братства.

Гильдии не ограничивались чем-то вроде роли профсоюза или вопросами строительства – лидер такого братства имел большое влияние, мог  выносить решения, сродни судебным, в отношении членов гильдии, устав предписывал им, как жить,  ввести себя, и все это подкреплялось подобающими ритуалами.  Сейчас может показаться странной идея ритуализации – как если бы собрание бригады строителей начиналось с молитвы в торжественных мантиях, но это типично для прошлых веков, когда ритуальное и символические играло в жизни и мышлении куда большую роль, чем сейчас.

Короля нет на месте во время совещания с министрами? Вместо него в зал могли внести королевскую печать, символически обозначавшую его присутствие.

В награду кому-то вручают надел земли, и горсть земли с этого надела ритуально передают ему, что бы он буквально взял землю.

Щит изгоняемого из рыцарей сбрасывают со стены на землю, символически сбрасывая его самого, извергая и лишая почестей.

Портрет короля Филлипа V, приказавшего разграбить и сжечь город Хатива в 18 веке, уцелевшие жители Хативы повесили вверх ногами, что бы через портрет отомстить королю  – так он висит и в наши дни. И в наши порой порча портрета политического лидера все еще может приравниваться к оскорблению этого лидера или даже нападению на него! Это символическое, ритуальное мышление, это основа оккультизма, и в эпоху гильдий это мышление вовсе не ограничивалось магией и религией. Ритуалы проникали повсюду.

Кандидат в гильдию не просто проходил собеседование о приеме на работу – он проходил церемонию приема. С одной босой ногой, голой грудью и завязанными глазами он обязательно трижды стучал в двери зала посвящений, его впускали, ставили на колени, он читал молитву, давал клятву на Библии, угольнике и циркуле (строительных инструментах) и торжественно одевал строительный фартук. Вот теперь он – строитель! Участник строительного братства.

Здесь – самое начало будущих ритуалов и мистерий масонства. Здесь будущие принципы и структура – ложи, собрания, принятия Устава, который все обязаны соблюдать и нарушение которого грозит потерей признания со стороны других лож. И здесь начало клятвы хранить тайну, даваемой при посвящении, хотя пока это тайна касается не  мистических учений или сексуальной магии (что будет дальше), а буквальных секретов ремесла, строительных технологий и методик. Здесь начало будущих масонских (а пока  — строительных) легенд о строительстве храма Соломона и его строителе, мастере Хираме.  И даже бога масоны называют Архитектором Вселенной, в духе строительных работ.

Но это не масоны, не вольные каменщики, а строители,  каменщики буквальные, работающие на стройках. Однако структура лож, их принципы, организация, были уже отработаны. И чем слабее становилась традиция профессиональных гильдий, тем больше внутри лож оказывалось людей, не связанных со стройкой.

Известный по истории Енохианы Элиас Эшмол состоял в такой ложе в 17 веке – при том, что бы антикваром и оккультистом, а вовсе не каменщиком. Так постепенно, шаг за шагом, строителей вытеснили люди состоятельные, религиозные, несущие не кирпичи, а мистический настрой, деньги  и желание вершить большие дела вместе.

Отсюда термины «оперативное масонство» и «спекулятивное масонство». Оперативные масоны – настоящие каменщики, ложи которых существовали в начале этой истории, а спекулятивные масоны – это «почетные гости», образованные и состоятельные, принимаемые в ложи без связи с работой настройке.

Именно спекулятивной, не связанной со строителями, была Объединённая великая ложа Англии,  старейшая и крупнейшая в мире в наши дни, открытая в 1717 году – это, пожалуй, очень условно можно считать началом масонства как  духовного общества.

Ложа и по сей день управляет Провинциальными Великими Ложами, а те — просто ложами, включающими сотни тысяч человек в нескольких тысячах лож. На радость теоретикам заговоров, говорящих о заговоре масонов, управляет это Великой Ложей принц Эдвард, герцог Кентский, двоюродный брат королевы Елизаветы II.

За прошедшие века масонство стало сложной системой, состоящей из огромного количества лож, принадлежащих к разным уставам.

Устав – это конкретная система, учение,  ритуалы, степени посвящения, используемые конкретной ветвью масонства. Это ветвь масонства, состоящая из многих лож. Древний и принятый шотландский устав (масонство испытывает тягу к пышным и пафосным названиям) состоит из 33 градусов, степеней посвящения, от Ученика до Великого Державного Генерального Инспектора.

Его упоминания встречаются с первой половины 18 века, и за это время проник во Францию, Америку и распространился по всему миру. Именно к нему принадлежит Альберт Пайк – один из самых прославенных масонов, написавший множество книг по этому поводу, настоящий классик масонства. В  этом же уставе 33 градус, высшую степень посвящения, получил Алистер Кроули.

Шведский Устав включает 10 градусов, от Ученика до Доверенного Брата Андреевской Ложи,  и распространен в Скандинавии.

Устав Мемфис-Мицраим (сыгравший заметную роль в оккультной истории запада) состоит из 95 градусов. В нем, кстати, Кроули тоже умел высшую степень, 95 градус.

Свенденборгский Устав основан на учении философа и спиритуалиста Эммануила Сведенборга, христианского мистика, выстроившего свою систему взглядов на основе полученных им духовных видений.

Уставы – это разные версии масонства. Есть общие принципы – но есть масса самых разных уставов.

Все это пронизано христианством,  используются  ритуалы и символы, вытекающих из текстов Библии. Даже прославленный глаз в треугольнике – христианский символ, Святая Троица и всеведение бога, существовавший за века до первых масонов именно в христианской символике. Поэтому «масонский» треугольник (даже без глаза) вполне можно встретить на православных храмах, где он вызывает вечный вопрос: «А почему тут масонский символ?».

Каждый масон (в начале масонства, во всяком случае) верил в бога, Архитектора Вселенной, и, в теории, это могла быть вера в бога с любым именем, но на практике почти все масоны – христиане (часто ревностные прихожане своих церквей или даже священники). И вопреки странной идее о заговоре масонов-евреев, евреям, по большей части, не так просто было стать масонами. Для них порой создавались отдельные ложи, как и для женщин, родственниц масонов, их жен и дочерей, но о полноценном и равном участии женщин и евреев  в масонстве речи не шло очень долго.

Масонство использует множество ритуалов, но это не значит, что там практикуется магия – такое возможно, однако членство в масонской ложе, само по себе, вовсе не означает, что человек изучает каббалу, проводит алхимические опыты и вызывает демонов.  Масоны скорее эзотерическое общество в теории, чем на практике, и как таковая магия или каббала совершенно не исключены,  но они близко не являются общим правилом всех масонов.

Речь скорее идет о философии, религиозном мистицизме и сохранении знаний, чем об системе магической работы. Масоны тесно сплелись с розенкрейцерами и порой отдельные градусы масонство могли быть розенкрейцерскими по своей сути, а в розенкрейцеры часто принимались только масоны.

Великие Ложи (каждую из которых так же можно назвать Великим Востоком) управляют более мелкими и имеют права создавать свои версии ритуалов, однако это не значит, что можно творить все, что угодно. Нельзя просто проснуться утром и открыть масонскую ложу на свой вкус. Каждая ложа создается в соответствии с хартией, патентом – то есть разрешением, выданным другой ложей. Это гарантирует передачу знаний и ритуалов из рук в руки, не позволяя самозванцу исказить эти знания.

Это передача использует масонские ландмарки – основополагающие правила и принципы, нарушение которых ставит под сомнение право считаться масоном. Во всяком случае – регулярным.

Регулярное масонство – это ложи, соблюдающие все принципы, имеющие хартию, выданную Великой Ложей и признаваемые другими регулярными ложами. Нерегулярное масонство позволяет себе отступать от правил, ложи могут быть открыты без хартии, они могут не признаваться другими ложами в качестве настоящих масонов. И нерегулярное масонство может отбрасывать какие-то ландмарки, основополагающие принципы.

Итог отказа от отдельных правил – либеральное масонство, которое не возражает против смешения масонства с политическими вопросами,  готово принимать в свои ряды женщин, и даже  атеистов, отвергающих важные правила признания бога и священной книги.

Либеральное масонство  предлагает свободу совести и убеждений, что началось в 19 веке, когда требование обязательного монотеизма, веры в единого бога, было упразднено Великим Востоком Франции – французской Великой Ложей. Это сделало ее нерегулярной ложей, и для регулярного масонства нерегулярные – вроде как неправильные, но трудно назвать «ненастоящим масонством» старейшую масонскую ложу Франции, действующую с  18 века, самую большую в континентальной Европе, насчитывающую десятки тысяч последователей.

Это же ложей создан адоптивный ритуал. Не «адаптивны» –  адаптация тут не при чем, а именно «адоптивный», от слова «адоптировать»,  то есть «усыновлять, удочерять» — к нему могли присоединиться женщины, жены и дочери масонов, создающие свои ложи.

Смешанное масонство принимает на равных мужчин и женщин, что когда-то было не слыханно революционной и дерзкой идеей (все тот же Великий Восток Франции  относится к смешанному масонству).

И 1717 год – время начала старейшей из существующих масонских лож. Это уже не каменщики, строители, возводящие собор, а вольные каменщики, масоны, символически строящие символический храм духа.

И уже через 20 лет число их лож переваливает за сотню, Великая Ложа объявляет официально, что ни одна другая не может быть открыта без ее хартии, и закрывает свои двери для бедняков. Равенство, забота о ближнем, благотворительность  — отличные идеалы, которые провозглашаются масонами,  но в Ложу принимаются лишь люди с достаточным достатком. Видимо, бедным можно помогать, но не сажать за стол рядом с собой.

Следом за английской ложей открылась французская, получившая хартию англичан в 1732 году. И, разумеется, появляются организации, не имеющие хартий, но построенные по образцу масонства  и называющие себя масонством.

Масонство ширится, входит в моду, плодятся ложи и возникают новые уставы, масонство распространяется, в том числе в Новый Свет и отцы-основатели США, Франклин, Вашингтон, Адамс – масоны, использующие масонскую символику и принципы в государственных делах, на радость будущим поколениям конспирологов.

И уже в это время масоны начинают казаться подозрительными властям и церкви. Странные люди, рассуждают о мире и братстве, помогают беднякам, верят в бога, собираются на какие-то закрытые собрания, проводят  ритуалы… Тайное общество – это подозрительно и напоминание собрание заговорщиков! Хотя это, скорее, общество с тайнами, раз уж сам факт существования масонов вовсе не был секретом. Но все равно подозрительно!

Странных фартуках на фоне весьма не спокойной политики вызывали опасения властей, светских и религиозных. Религиозными  было принято больше двух десятков папских энциклик, осуждающих деятельность масонов, ставших, по сути, альтернативной, не церковной, формой духовности.

Со светскими властями вышло куда сложнее. Революция во Франции напугало всех, заставив бояться любых намеков на заговор. Одна за другой европейские страны запрещали или ограничили деятельность любых закрытых организаций, куда не так просто зайти с улицы и посмотреть, чем они там заняты – в том числе и масонов.

Англии повезло больше, и в 1737 году английский принц Фредерик Льюис сам стал масоном и возглавил ложу, поставив его под покровительство власти.   Принятый в 1799 году  «Акт о незаконных обществах»  требовал закрытия всех организаций, члены которых дают какие-то клятвы при вступлении в них, но обошел масонов почти стороной – была закрыта часть лож, но Великие ложи продолжили работу, не считаясь запрещенными и незаконными.

И масонство  тут  и нельзя назвать в полном смысле оккультным братством, скорее просто  духовным. Или даже просто – братством.

Изучение  и практика магии, каббала, прорицания – все это вовсе не было неотъемлемой частью масонства, скорее личным делом конкретным масонов. Ритуалы масонства – скорее аллегории чем магия, они подобны мистериям, передающем в символической форме некое учение. О призыве духов и разговорах с ангелами речь не идет. Посвящаемому предлагали изучить Семь Свободных Искусств и Наук, как семь ступеней, ведущих к познанию и свободе, но  это лишь арифметика, геометрия, риторика, грамматика, логика, астрономия и музыка, а вовсе не алхимия, астрология  и церемониальная магия.

И если изначально масонство стояло на вере в бога – Архитектора Вселенной,  и почитании священной книги, то с годами мнения разделились.

Кто-то видел в нем именно бога, личность, царя Вселенной, а кто-то, в духе нового времени, скорее абстрактную творящую силу или философский принцип. В 1877 году Великий Восток Франции как раз и отказался от ландмарки про бога  —  отказался от обязательного упоминания Архитектора в ритуалах и от клятв на святой книге  (в роли которой почти всегда выступала Библия). Здесь пролегает граница между регулярным и нерегулярным масонством, и здесь в масоны открылся путь всем – включая атеистов.

Но где же тайные знания, оккультизм, алхимия, каббала? Эзотерическое масонство, уставы, ставящие именно оккультные цели, а не просто формальные ритуалы, общение, благотворительность и набожность, существовали, но это не было общим правилом. Масонство многообразно и далеко не всегда оно связанно с оккультной работой, но одно название точно стоит вспомнить – Устав Мемфис-Мицраим. И это значит, что пор вспомнить Калиостро и поговорить о египетском масонстве, которого никогда  видывали в древнем Египте.

18 век, в Европу приходит мода на Египет. Уже сделаны некоторые интересные находки, но Розеттский камень  найдут только в 1799.

Это камень – глыба весом около тонны, на которой  высечен текст, один и тот же, но на разных языках — древнеегипетскими письменами и на древнегреческом. Камень дал ключ к пониманию письменности, и только после 1799 года, когда египтомания была уже в разгаре, началось реальное изучение Египта.

А до того древний Египет представляется неким великим и загадочным, бесконечно таинственным и мудрым. Он вошел  в моду, и он очень удобен для мистических теорий, легенд и того, что сейчас назвали бы альтернативной историей – про него очень мало что известно, и это позволяет очень много что придумать от себя! Египтомания оставила отпечаток на всем западном оккультизме, особенно в истории карт Таро.

Пожалуй, главный активист египтомании —  Кур де Жебелен, урожденный Антуан Кура, месмерист, масон, состоявший в одной ложе с Бенджамином Франклином, почетный член Американской академии искусств и наук, изучавший языки и историю. В том числе историю, которую в наши дни назвали бы альтернативной. Свои исторические теории он изложил  в многотомном труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». «Первобытный» для Жебелена значило «первый, бывший раньше нашего», и сам этот первобытный мир рассматривался как Золотой Век, чудесное время культуры и просвещения, мудрости и гармонии.

Примечательно, что издавался труд по системе, называемой сейчас «краудфандинг». Говоря просто, это система, когда  автор какого-то продукта (устройства, книги, программы и прочее) не имея своих средств на производство, собирает деньги со всех, кому его продукт интересен, делает все на них, а потом высылает этот продукт тем, кто внес свой вклад. Именно так поступил Жебелен, собирая деньги на издание книги. Среди тех, кто поддержал его, были даже члены королевской семью.

Жебелен не вдается в подробности того, как же он получил свои знания и чем они подтверждаются, но рассказ о первобытном мире содержит и подробные сведения о Древнем Египте (как потом окажется, очень далекие от реальной истории). Его труд вышел за 15 лет до Розеттского камня, так что знать что-то о Египте настоящем Жебелен не мог, зато смело возводил к нему появление карт Таро,  рассказывал о ритуалах, обычаях и всем прочем, чего в реальной истории никогда не было.

Теперь египетским считается все! Магия, Таро, алхимия – все из родом из Египта.  Последователь Жебелена, Шарль-Франсуа Дюпюи, исследователь истории религии и мифологии, возводил к Египту все мировые религии. И уж конечно не могло в такой обстановке обойтись и без поисков египетских корней масонства. А раз корней таких нет – то хотя бы  без появления египетских уставов с легендами о таких корнях.

И в этот мир, полный масонов и Египта, входит рожденный в 1743 году авантюрист, масон, алхимик Джузеппе Джованни Батиста Винченцо Пьетро Антонио Маттео Франко Бальсамо, более известный как Джузеппе (или Жозеф) Бальзамо или еще  более известный как граф Калиостро.

Хотя он и не граф, а сын торговца тканью. Он получал образование в церковной школе, откуда его изгнали,  и при монастыре Ордена Бенедиктинцев, где начал  алхимические эксперименты, и откуда его так же изгнали. Калиостро много путешествует, в том числе и в Египет, реальный, а не мифологический,  попадает во множество авантюрных передряг и в 1776 году вступает в ряды английских масонов.

В его буйной биографии, полной авантюр и приведшей его в камеру инквизиции,  важно именно это – Калиостро стал масоном. И не ограничился простым участием в масонстве на правах рядового масона, а принялся за разработку своего устава, оккультного, направленного на именно  эзотерические знания, и стилизованного под модный Египет. Устав увидел свет в 1778 году и состоял, в начале своего пути,  всего трех градусов.

Это не первый устав в египетском стиле, были другие, но, по большей части, небольшие и достаточно замкнутые. Именно с подачи Калиостро египетское масонство обрело известность, а потому обычно ассоциируется с его именем. Он открыл несколько лож в Европе, посетил Россию (где стал героем нескольких сатирических пьес Екатерины II, высмеивающей в них и самого Калиостро и вообще, масонов и масонство).

В России Калиостро провел 9 месяцев, успев свести знакомство с князем Потемкиным и с Иваном Елагиным, которого скоро вспомним как одного из важнейших людей в истории русского масонства. Екатерина не одобрила его связи с Потемкиным, и Калиостро выслали из России.

Он вернулся в Европу, открыл большую египетскую ложу Торжествующая Мудрость и благополучно попал под суд инквизиции.  Калиостро провел в Бастилии  чуть меньше года, был освобожден и выслан из Франции, провел пару лет в хлопотах по распространению  Египетского Устава,  снова был арестован.

Итог долгих судов и разбирательство – приговор к сожжению на костре живьем, вынесенный 7 апреля 1791, но замененный позже на пожизненное заключение.  Проведя 4 года в одиночной  камере и получив два инсульта, Калиостро  умер и был похоронен без гроба с камнем на лице. Лоренца Фелициани, его  жена, участвующая во всей оккультной и масонской работе мужа, умерла в монастыре, где провела, по приговору, суда 15 лет.

Позже Алистер Кроули сочтет, что сам был Калиостро в одной из своих прошлых жизней. Одного из оккультных советников Николая II, Мастера Филиппа, так же порой будут называть перерождением Калиостро.

Устав Калиостро – египетский и эзотерический, направленный на оккультизм, вызывание духов,  ангелов и общение с ними. Он вобрал в себя магию, каббалу, алхимию, положив начало будущему египетскому, и, что важнее, эзотерическому масонству.

Устав Калиостро успешно пережил своего создателя и стал одним из основ Устава Мицраим, продолжающего линию и  египетского масонства и масонства эзотерического. Мицраим – это название Египта на иврите. А так же имя библейского внука Ноя, сына Хама, который считается предком всех египтян.

Точное начало устава не задокументировано, но считается, что  он появился в Венеции в 1788 году, с согласия Калиостро, давшего местным масонам право организовать свою египетскую ложу. Он объединил масонов, уже имеющих определенные степени посвящения и заинтересованных в изучении оккультизма.

Точно известно, что  в 1814 году братья Марк, Жозеф и Мишель Бедар-рид приехали в Париж из Италии, и открыли  ложу Мицраим, собиравшуюся прямо у них дома.  И что уже в 1817 году Великий Восток Франции официально отказался признать новый устав и объявил его запрещенным. Устав продолжил работать, не смотря на запрет, а так же написанные на его участников доносы, ставшие причиной обысков, арестов и допросов.

К середине 19 века он все же вышел из подполья, наладил отношения с Великим Востоком  Франции, а часть лож объединилась с ним, образовав Великий Орден Египетский. В 1871 году устав возглавил Джон Яркер.

Но сказавший «Мицраим» должен сказать и «Мемфис» — это еще один устав, названный в честь древнеегипетского города, созданный во Франции в 1815 году усилиями Габриэля Матье Маркони де Негра и Самуэль Хониса. Устав включал рекордное число степеней и называл себя продолжателем древний мистерий.

По легенде устава, апостол Марк встретил и обратил в христианство языческого жреца, хранившего тайные знания. И на стыке этих знаний с христианством возникло общество Мудрецы Света, которое позже объединилось со знаниями иудейских мудрецов и все это досталось тамплиерам и было сохранено ими.

Тут, как и в прошлый раз, не обошлось без попыток запретить новый устав, доносов и обысков,  но в 1862 году Великий Восток Франции признал его. Джон Яркер, состоящий и в этом уставе, открыл первую его английскую ложу в 1872, а через четыре года его признала Великая Ложа Англии.

Яркер посвятил в оба устава  Алистера Кроули в 95 градус устава  Мемфиса и 90 градус устава Мицраима (высшие в этих уставах), а так же присвоил высшую степень, доступную  там женщине,  Елене Блаватской, которая цитировала в своих книгах работы Яркера и произвела его в почетные члены Теософского общества.

В 1876 обладателем высших степеней в уставах становится Джузеппе Гарибальди, вошедший в историю, итальянский военный, революционер, политик, один из лидеров  итальянского национально-освободительного движения Рисор-джи-менто, национальный герой Италии и масон, разумеется. Ему ставят памятники, его именем называют площади и корабли. Улица Гарибальди и памятник ему можно даже  неожиданно найти в Таганроге, он был проездом. Это он сделал красный цвет  революционным (что использовали потом большевики в России), это его имя носили отряды итальянских партизан во Вторую Мировую.

Но нам важно лишь одно – он стоял  на вершине двух этих уставов, которые часто пересекались между собой, и был избран первым Пожизненным Великим Мастером двух уставов сразу. Это поворотная точка, уставы сближаются, все теснее,  до столкновения  1881 года, когда после долгих переговоров делегатов  Франции, США, Англии и Румынии на месте двух уставов возникает один, объединенный Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима, нерегулярный, и ориентированный на оккультизм, как и его предшественники.

Год спустя Гарибальди умер. Во главе устава  сменилось несколько лидеров, и с 1903 года его возглавил все тот же Джон Яркер, занимавший свой пост 10 лет, до своей смерти в 1913.

За это время он написал некоторые материалы для «Эквинокса»,  оккультного журнала издаваемого Алистером Кроули, присоединился к Ордену Мартинистов Папюса,  а так же принял в этот объединенный устав самого Папюса, которому до того дважды было отказано во вступлении в устав Мицраим.

В 1908 году Папюс стал Великим Мастером Франции и провел Спиритуалистический конвент – большое собрание представителей масонских уставов (нерегулярных, в основном принадлежащих к линиям Мемфиса-Мицраима и Шотландского масонства) и некоторых розенкрейцерских групп. Конвент постановил снова признать обязательной веру в Архитектора Вселенной, отмененную Великим Востоком и объявил о создании Всемирной Масонской Федерации.

Яркер умер, и его место занял Теодор Ройс – будущий глава Ордена Восточных Тамплиеров.

Это создало раскол в уставе,  поскольку не все были раду Ройсу, многие предпочли бы назвать своим главой Папюса, а следующий за Ройсом глава устава отказался становиться его Великим Иерофантом, международной главой и  устав в наши дни представлен несколькими линиями посвящения, одна из которых пришла в Россию в 2000-х годах.

Перед своей уже скорой смертью  Папюс назначил Национальным Иерофантом Испании Люсьена-Франсуа Жан-Мэйна, живущего в Европе гаитянина, состоятельного потомка восьмого президента Гаити, который увезет устав к себе на родину. Так устав станет частью сложного сплетения учений, породивших в итоге Гностическое Вуду Майкла Бертье,  смешавшей вуду, сексуальную магию, гностицизм, мартинизм и астральные видения и прочее.

Во время  правления диктатора Дювалье, правящего Гаити, масоны не действовали публично и не вели никаких записей, что бы не навлечь на себя смертельно опасное недовольство властей, но Жан-Мэйна передал лидерство своему сыну, а в 1978 году Бертье получил от сына назначение на пост Великого Иерофанта Мемфис-Мицраим, занять который отказался приемник Теодора Ройса.

В 1994  но он создал отдельную ветку для Европы и франкоязычных стран, которую так и назвал — Древний и Изначальный Устав Мемфис-Мицраим для Европы и Франкоязычных Стран.

И в 2019 году в Израиле управление этой линией принял на себя  уроженец  СССР, гражданин Израиля, физик, астроном, издатель первой частной постсоветский газеты, политик, писатель и каббалист Александр Владимирович Рыбалка, автор многих  книг по каббале, масонству, равно как и художественных. Им же создана Всемирная Ассоциация Египетских Послушаний,  объединяющую ложи и уставы египетского стиля.

Устав Мемфис-Мицраим принимает мужчин и женщин и сосредоточен именно на оккультной работе. Не он один, но это – главный исторический столп оккультного масонства. Устав настроен на тщательный отбор кандидатов, на их внутреннее совершенствование (а не социальные и финансовые успехи).

Это не клуб, где можно отдохнуть от семьи, не место установления деловых связей, не религиозная группа, включающая прихожан местной церкви, и не благотворительное общество (а всем этим могут оказаться очень многие ложи и уставы), а  важнейшая (но далеко не единственная) линия масонства, хранящая оккультные знания. Вот это – масонство как эзотерическое общество.

Но  вернемся назад и посетим Россию.

В Россию масонство пришло вместе с приезжающими в страну иностранцами, как ряд разрозненных лож и уставов. Учтем, что масонство любит порядок, подчинение и членские взносы, и нельзя просто на пустом месте отрыть ложу – она будет подчинена какой-то еще, Великая Ложа правит Провинциальными ложами, представляющими ее, в том числе и в разных странах, а те управляют рядовыми ложами. И все это значит, что ложи, открытые в России, находились  под управлением Великой Ложи, выдавшей хартию на их открытие. То есть масонство пришло в Россию как филиал иностранной организации.

Первая достоверно существовавшая в России ложа открыта в 1731 году, когда Джон Филипс  стал официальным представителем английских масонов в России. Это ложа  действовала  в России, но состояла в основном из иностранцев, и  около 20 лет потребуется, что бы силу начали набирать именно русские ложи.

К 1756 уже русские молодые дворяне и офицеры объединились в ложе, открытой графом Романом Илларионовичем Воронцовым.

Но человек, сделавший русское масонство массовым и мощным —  Иван Перфильевич Елагин, директор Императорских театров, поэт, придворный Екатерины II. Елагин  встречался с Калиостро во время его визитов  в Россию, ему принадлежал личный остров в дельте Невы в   Санкт-Петербурге, по сих пор называемый Елагиным островом.

Он стал масоном, но увидел в нем лишь пышные ритуалы и пафосные речи, разочаровался,  и долгое время не возвращался к масонской теме, пока не обнаружил,  что в масонах числятся весьма уважаемые им и мудрые люди. Это вдохновило его на вторую попытку, на сей раз с изучением сути, стоящей за ритуалами и речами, а не внешней их формы. Так он вышел на контакт с иностранцами, поведавшими ему, что истинное масонство надо искать в Лондоне.

Где  в 1770 году он  и получил право открыть  Провинциальную Великую Ложу в России. Два года спустя он официально стал Великим Мастером – к тому времени  под его началом действовали 14 лож, объединивших несколько сотен человек.

И уже в 1771 у него появлялся конкурент — Иоганн Готтлиб Леонард фон Рейхель, гофмейстер принца Брауншвейгского. Гофмейстер —  это управляющий  делами королевского двора, завхоз королевского уровня.

Он принес в Россию Устав Циннендорфа (основанный на Шведском Уставе и близкий  к нему) и открывший ложу Аполлон, включавшую, в начале своего пути, 14 человек (из них 13 – иностранцы).

Открыв ложу, он направил письмо Елагину, призывая объединиться, в духе масонских идеалов братства, и помочь друг другу. Объединение не состоялось – поддерживая активные связи с Англией и Европой елагинские ложи сторонись любых других уставов, а от  последователей Рейхеля, если они решали иметь дела с Елагиным, вообще требовалось публично отречься от своего устава и отказаться признавать Рейхеля.

Уставы жили параллельно, не особо обращая внимания на сложности отношений своих лидеров, множились, смешивались, в том числе в устав Циннендорфа, к Рейхелю,  переходили последователи Елагина, которых там принимали свободно.

Год 1776 стал точкой признания, что делить им особо нечего,  и принципиальной разницы между уставами нет, так что ложи Елагина и Рейхеля и объединились между собой, образовав Великую Ложу Санкт-Петербурга.

Другой видный деятель масонства в России — Николай Иванович Новиков, писатель, издатель и владелец сети книжных магазинов, типографии которого печатали каждую третью книгу, изданную в России. Он присоединился к масонам в 1775 году, причем не столько он рвался в масоны, сколько елагинские ложи звали его к себе. Настолько, что вопреки всем традициям и правилам, заранее раскрыли ему суть и содержание первых трех степеней (обычно масон узнает суть степени, в которую его посвятили лишь после того, как его в нее посвятили и пути назад уже нет).

Но о  ложах Елагина он отзывался как об обществе людей, которые играют масонством, как игрушкой, много говорят и мало  знают, уделяя много внимания застольям и дружеским пирушкам, и мало работе над собой. После объединения лож он перешёл в устав Рейхеля.

Но этим дело не ограничилось – и тут нужно  вспомнить Ивана Григорьевича Шварца, соратника Новикова, человека, через которого розенкрейцерство пришло в Россию.

Шварц представлял российское масонство на большой международном собрании, поучившем название Вильгельмсбадский конвент и начавшемся 16 июля 1782 года.  К тому времени устав Циннендорфа прочно утвердился в России и создал политический конфуз.

Ложи в стране управляются Провинциальной ложей, подчиненной Великой Ложе, и если в стране нет своей Великой Ложи устава, то его масоны подчинены иностранному руководству.

Этот устав  поставил российских масонов под управление Швеции, в системе, главой которой считает король Швеции, а руководители симпатизируют будущему императору  России Павлу I.

Страной  же правит его мать, Екатерина II, уроженка Пруссии, но русская императрица, успевшая свергнуть своего мужа, Петра III, немца, но русского императора, и не намеренная допускать до власти сына Павла I, воспитанного Никитой Ивановичем Паниным, масоном, связанным со шведским масонством и симпатизирующем шведской короне. Такой вот клубок – и Панин  не единственный масонов окружении Павла. И сам Павел, по ходившим тогда слухам, был тайно принят в Шведский устав. Масса политических проблем замкнулась на Швеции  и масонах.

Это не самая простая ситуация для шведского масонства в России, которое начинает выглядеть достаточно политически ненадежным, что бы Елагин добровольно отстраниться от управления Провинциальной ложей, а Екатерина негласно посоветовала масонам прекратить работу, связанную с подчинением Швеции.

Помимо того, многие масоны сами не были довольны шведским руководством – присоединение к Швеции оказалось неожиданным для самой России. Король Карл XIII просто объявил Швецию независимой провинцией масонства, обозначив границы шведских масонских владений так, что в них оказалась Россия. И русских масонов просто поставили перед фактом.

Кроме того, шведы требовали уплаты членских взносов и не спешили делиться тайными знаниями.

Внутренние легенды этого устава возводили его к рыцарямтамплиерам, уверяя, что устав хранит некую великую тайну, открытую ими и доступную для высшей градусов. Однако делиться этой тайной никто не стал!

И согласно уставу его идеализированная задача – восстановить Орден Тамплиеров. И задача это – восстановить древний католический рыцарский Орден – особо интереса у русских масонов не вызвала.

Среди недовольных шведским владычеством оказался и  Шварц, уверенный, что масонство восходит к Древнему Египту, и египетские тайны  достались тамплиерам, но были утеряны при казни рыцарей Ордена. Исторически рыцари Ордена были арестованы в пятницу 13 октября 1307 года,   по приказу короля Филиппа IV Красивого, обвинены в колдовстве и массово казнены.

По мнению Шварца выжившие, из числа рядовых рыцарей, перебрались в Шотландию и положили начало масонству, цель которого не восстановить Орден Тамплиеров, а найти утерянное тайное знание Древнего Египта.

И вот 16 июля 1782 года в Германии собрался этот конвент – большое собрание масонов, созванный для решения накопившихся проблем и вопросов. Шварц прибыл туда в числе русской делегации, и почти лично добился принятия решений, решивших проблемы русского масонства. Результат конвента  — принятие нового устава,  Исправленного Шотландского Устава. Это повлекло за собой передел сфер влияния и установление новый провинций, одной из которых стала Россия.

Результат конвента для российских масонов – суверенитет. Теперь русские масоны – это именно русские масоны, они больше не находятся под управлением Швеции, не отсылают туда деньги,  и это должно, среди прочего, снять политические претензии.

Домой Шварц вернулся как глава нового устава в России. Именно в это время  он привез в Россию розенкрейцерство, быстро слившееся с масонством. Ложи Елагина, не подержавшие начинание, оказались в изоляции, а Шотландский Устав быстро рос и креп. Масоны-розенкрейцеры теперь  изучают мистицизм, алхимию,  издают книги, ведут ритуалы.  Казалось, все пошло на лад. Но, как оказалось, лишь казалось.

Екатерина  не одобряет масонов, и выпускает пьесы, высмеивающие их и пародирующие масонские ритуалы. В этом нет беды,  в 1785  она  приказывает задержать Новикова и испытать его на верность церкви и знание православия, пока в его типографиях проходят обыски. Сотни книг изъяты и опечатаны.

В последующие несколько лет   ограничивается издание и копирование масонских книг, масонов лишают участия в делах школ и больниц. По приказу императрицы Московский университет отказывает продлить договор аренды помещений, в которых располагались типографии Новикова. Типография уничтожается.

Недовольство вызывает даже благотворительность – во время голода и нехватки хлеба Новиков закупает его за свой счет и раздает голодающим, но и это расценивается не как благотворительность, а как вызов, брошенный императрице, не сумевшей накормить подданных.

Екатерина официально  включает масонскую литературу в разряд духовных книг. Казалось бы, то в этом плохого?  Но  тут же  издает указ, по которому печать духовных книг в светских типографиях воспрещается. Воспрещается так же продажа таких книг, что делает незаконным любое издание и распространение масонской литературы – ее нельзя издавать в светских типографиях и ее не  пускают в типографии, печатающие религиозные книги.

За масонами установлена слежка и негласный контроль, начинаются аресты  и допросы. Елагинские ложи закрыты. Масонские собрания запрещены. Изъяты и сожжены тысячи книг.

1792 год – Новиков арестован. Обвинения следующие – масонская деятельность, организация тайных сборищ с храмами и  «ужасными» клятвами верности. «Ужасными» — слово из обвинений. Так же он обвиняется в  связи с иностранными масонами и политическими деятелями, не угодными Екатерине; и в склонении Павла к принятию масонства  (буквально в обвинении написано  — «уловление в секту»). Так же в вину ставят  незаконное издание книг и выполнение ритуалов, отличающихся от православных. Проще сказать, он масон, виновный в том,  что он масон и занимается масонскими делами.

Приговор – 15 лет заключения в Шлиссельбургской крепости, более известной в наши дни как туристическая достопримечательность Питера,  крепость Орешек.

В крепости он останется не на 15 лет, а  до 1796 года. Это год смены власти – трон занимает Павел I. Про него говорят, что он масон, раз уж Новикова официально обвинили в склонении Павла к масонству. И он Великий Магистр Мальтийского Ордена, рыцарской  христианской организации.

Так что от него ждали реабилитации  масонства.  Павел простил осужденных масонов, освободил Новикова, приблизил к себе ряд видных масонов.

А затем провел большое собрание, на которое пришел не как император, как брат, равный среди равных и произнес речь, в которой французская революция стала примером того, к чем уведет вольномыслие и тайные собрания. «Не лучше ли отказаться на время и от собрания масонов?»  — спросил Павел. «Нет, не лучше!» — ответили масоны и отказались добровольно  принять на себя ограничения, во имя «общего блага». В итоге Павел просто запретил масонам собираться без его специального разрешения – но устно, не оставляя официального письменного запрета, как и Екатерина.

Павел не продержался долго на троне, к которому долго шел. В Михайловском замке, окруженном крепостным рвом и полным охраны, защищавшей императора от убийц и заговорщиков, его задушили спящим собственные офицеры.

Его сын Александр, который среди ночи не спал и был полностью одет для выхода к народу,  поучил сообщение об убийстве отца и вышел на балкон, объявив собравшийся войскам, что Павел умер естественной смертью, от инсульта, и теперь он, Александр, новый император, сделает все так, как было при Екатерине.

И как минимум в отношении масонов это обещание было исполнено, хотя не в лучшем смысле и лишь  через некоторое время. Начало его правления – это время, когда масоны работают открыто  и под покровительством императора, все снова идет на лад! Но наступает август  1822 года и Александр издает указ, запрещающий тайные общества, с особой оговоркой про масонов – уничтожению подлежат масонские ложи, а так же и все прочие тайные общества. Все, кто подозревается в связях с ними, обязаны предоставить расписку, что в масонах они не состоят. Доходит до казней масонов.

Запрет продержался до самого 1905 года.  Николай II (имевший некоторые связи с  масонами, мартинистами, с оккультистам Папюсом и Мастером Филиппом) издает указ «Об усовершенствовании государственного порядка», устанавливающий свободу слова, собраний и прочие гражданские права. Это означает и окончание запрета на деятельность масонства.

Ложи возобновляют работу, выходят из подполья, открываются новые, в 1912 начинает работу Великая Ложа  — Великий Восток Народов России.  И снова, кажется, что все пошло на лад – но снова лишь кажется.

Впереди 1917 год и советская власть, которой совершенно не нужны масоны, мартинисты и розенкрейцеры. Оккультные группы действовали еще несколько лет, но не продержались долго. Их сторонники отошли отдел, уехали из страны или оказались в тюрьме.

И только в девяностые масоны начинают возвращаться в Россию, где в 1995 году, под эгидой  Великой Национальной Ложи Франции открывается Великая Ложа России.