три алхимических начала, ртуть, сера и соль

Алхимические начала. Соль, Сера, Ртуть.

Давним–давно в свет вышел цикл Открытая Книга, посвященный самым элементарным азам западного оккультизма, включая его символические системы – Стихии, Планеты, Зодиак.  Они важны, они известны, но есть еще кое-что, еще одна символическая система, которая не так известна, но важна. Это алхимические первоначала.

Посмотрите на карту Колесо в Колоде Уайта – что за значки крутятся у него на колесе?

Алхимические символы на карте Таро Колесо Фортуны

Это они – соль, сера и ртуть алхимиков.

соль сера и ртуть алхимиков, символы

Кроули в книге Тота пишет об Императоре и Императрице, что их позы  образуют знаки соли и серы. Причем, надо признать, что должны быть скорее значки ртути и серы, а не соли и серы.

Вот это и есть те самые алхимические начала. И это система деления мира на символические категории, подобные тем же Стихиям, но на три. А изначально вообще на две, на ртуть и серу, и тогда это становится очень похоже на китайские Ян и Инь.

И самое главное тут – что это ртуть, сера и соль (порой называемая мышьяком) не имеют никакого отношения к реальным ртути, сере и соли. Ртуть из  старого градусника – вульгарная ртуть, просто металл. Ртуть в алхимии – философская, символическая категория, философская ртуть, с металлом никак не связанная.

Аналогично вульгарная сера – это желтые кристаллы, которые воняют при горении, используются в химии, садоводстве и ветеринарии. А философская ртуть алхимиков – это символическая категория, к реальной, химической, сере не имеющая отношения.

Это главное, и если это не учесть, то все сильно запутается. С позиции алхимии, например, эфирное масло – это сера растения. А в легкоплавких металлах много ртути – и это не имеет отношения к металлургии и сплавам, это много принципа ртути, а не жидкого металла, стоящего в таблице Менделеева под номером 80.

Сейчас таких первоначал три, но в древней алхимии было всего два – ртуть и сера. И с ними связанная древняя серно-ртутная теория металлов. У ее истоков стоит арабский алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян аль-Азди, более известный как Гебер.

И в этой теории считается, что ртуть и сера – основа всего, и баланс первоначал в металле определяет, каким ему быть. Алхимик стремится разделить исходную материю на серы и ртуть, выделить первопринципы, очистить и снова соединить, получая новую комбинацию и нужное вещество.

Условно можно сказать, очень  примерно, что Сера – это Ян, а ртуть – это Инь.
Сера – активная, сухая, устойчивая, горячая.
Ртуть – пассивная, холодная, подвижная, влажная.
Твердость – качество от серы, плавкость – от ртути. Цвет идет от серы, а блеск – от ртути.

Почему вульгарная ртуть (настоящая, из градусника) жидкая? Потому что в ней много принципа ртути и мало принципа серы! Почему вольфрам невероятно тугоплавкий? В нем много серы и мало ртути. Олово плавится легче, чем железо – потому что в нем больше ртути, а в железе больше серы. Потому железо и намного тверже, что сера – это принцип твердости, а ртуть – принцип подвижности и мягкости.

Третье начало добавилось позднее, во времена Парацельса, и это соль. Соль – это, можно сказать, начало даже не пассивное, а нейтральное, никакое, основа. Ртуть и сера определяют качества металла или вообще всего, а соль – наполнитель, в котором они объединяются.

Вот почему не вполне правильно в Таро Тота сказано, что Император и Императрица – это женское и мужское начало, соль и сера. Женское – это ртуть, скорее.

Сера – отец, ртуть  — мать, соль – их дитя. Сера и ртуть в алхимических рисунках  это вечна пара, мужчина и женщина, лев и львица, король и королева, Солнце и Луна – это все сера и ртуть.

И женщина всегда ртуть, а не соль!

алхимический рисунок, нигредо, ртуть и сера алхимии

Или так:

алхимический рисунок, символы серы и ртути

Вообще ягненок с нимбом — это агнец торжествующий символ Иисуса, но тут он наполовину ягненок, а на половину лев. Лев – сера, ягненок – ртуть.

А соль – это основа, нейтральная субстанция, которая принимает в себя сколько-то серы, сколько-то ртути и обретает какие-то качества. Сера – дух, ртуть  — душа, соль – тело для них.

Вот тут трехголовый змей, что наш Змей Горыныч – это уже все три начала.

алхимический рисунок, дракон, символы серы ртути и соли

Или тройной фонтан – три струи есть три алхимических начала.

алхимический рисунок, офонтан серы соли и ртути

Но соль она не так важна и популярна, веками без нее обходились. Сера и ртуть – два противоположных начала, соль – основа, среда, которая принимает их.

И символов тут бесконечная череда, помимо того, что ртуть и сера – это не буквальные ртуть и сера, так их еще  называют самыми разными терминами или рисуют в самим разном виде.

Серу могут назвать бескрылый дракон, масло, король, Солнце, спирт, кровь, кобель, бронза, латунь, философское золото… И все это могло оказаться в рецепте или рисунке указаниями на философский принцип серы, активное начало!

А ртуть – жена, Луна, королева, белое золото, молоко, белый цветок, азот, вода, и прочее.

И соль – кора, воздух, купорос, покрывало.

И совет в духе соединить белый цветок  с растертой бронзой мог вообще не  иметь отношения к растениям и металлам.

Ртуть и сера – влажные принципы, соль – сухая. Это уже не метафора. Самый просто случай – это спагирия, то есть работа не с металлами, а с растениями, и тогда сера – то, что отделается при нагреве. Положите в перегонный куб сухое растение, нагрейте и соберете пары, продукты перегонки – вы получите небольшое количество содержащихся в растении масел Это – философская сера растения.

Залейте спиртом то, что сталось – и в раствор перейдет ртуть. С этой точки зрения аптечные спиртовые настойки – это смесь философских серы и ртути.

А вот то, что осталось после этого, сожгите и прокаливайте пепел, пока в нем не выгорит все, что могло гореть, не останется совершенно нейтральное основание – это соль.

Парацельс, добавивший соль в эту систему, пишет:

 «Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Сожги его, тогда то,  что будет гореть – это сера, то что будет дымить — ртуть, а то что останется золой — соль. Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Сера  горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Возвращаясь к металлам – если магний поджечь, то он будет ярко и жарко гореть, не плавясь и без дыма – то есть в нем  много серы.

И он превратиться в оксид магния, белый порошок, который уже  не расплавить и не поджечь – это осталась одна соль. Сера и ртуть его покинули.

Василий Валентин, знаменитый алхимик прошлых веков,  пишет, что в железе много серы и соли, и мало ртути – то есть оно твердое и тугоплавкое. А в свинце масло соли и серы, но много ртути – он мягкий и легкоплавкий. Но и в золоте то же самое – но тут разница в чистоте. В свинце ртуть незрелая и загрязненная, а золото – совершенный металл, его ртуть очищенная.

Вот это есть  суть работы алхимика – разбираем материю на запчасти, выделяем серу, ртуть и соль. Очищаем. Собираем в новой комбинации.

И три значка на карте Уайта,  рисунке, который основан на рисунках Леви – это те самые три алхимических начала, которые крутятся в вечном круговороте жизни, разделяются и создают все сущее в вечном круговороте жизни. Во всяком случае, в понятиях алхимии.