Карта влюбленные и Выбор Геракла

Марсельские карты в начале 18 века были очень популярны, их печатали с деревянных форм, смазанных краской, что помогало печатать много и быстро, но не помогало печатать качественно. Производство карт было делом очень выгодным, оно облагалось отдельным налогом, печатники карт не имели право покинуть город, где работали, без специального разрешения, листы бумаги, которые печатались каждый день, подсчитывались судебным приставом, прежде чем они шли на резку в мастерскую. Карты приносили  доход, и печатались в огромном количестве, в том числе и потому, что ими тогда еще просто играли в карточные игры.

 

А раз это вопрос денег, то и  производство скорее напирало на скорость, чем на качество и художественность прорисовки карт. Главное сделать много, а не сделать шедевр!

Вот отсюда и качество, и стиль, порой называемый  «эстетикой витража» — просто одним  цветом закрасить какую часть одежды или что-то еще, можно именно штампуя карты со смазанной краской формы, а для оттенков и светотеней, переходов, пришлось бы рисовать вручную, так  много не сделаешь и много не заработаешь.

Так и сложилось, что именно художественная проработка деталей – мягко говоря, не самая сильная сторона Марсельского Таро. И порой бывает сложно понять, что нарисовано на карте. И появляется  недоразумение: порой глядя на карту Влюбленные Марсельского Таро, люди видят на ней не мужчину и двух женщин – стандартный рисунок выбора между ними, как во многих других колодах, а влюбленную пару и священника!

карта влюбленные марсельского таро

И так бывало – в старых колодах на самом деле на Влюбленных именно  влюбленная пара. Не со священником, правда, а с купидоном.

Так в Таро анонимного парижанина, изданном до марсельских карт.

карта влюбленные таро анонимного парижанина

В Таро Григонье  купидоны-оптовики работают в команде, шлют любовь массово.

карта влюбленные таро григонье

И даже у Кроули в Таро Тота именно пара.

карта влюбленные таро тота

Но классикой этой карты стал марсельский сюжет, выбор мужчины между двумя женщинами. Одна молодая и красивая, но бедная, вторая старая и некрасивая, но богатая.

И это не священник – это некрасивая и немолодая женщина. Хотя кто-то видит священника!  Как убедиться, что это не венчание, а сюжет выбора между двумя женщинами, и это не карта влюбленности, а карта выбора, который надо сделать?

Так, как и обычно в сложных случаях – в любой непонятной ситуации отходи подальше, что бы увидеть более широкую картину, за пределами Таро. Но начнем с Таро – посмотрим колоды более поздние.

 карта влюбленные таро вирта

Тут явно две женщины. В Таро Освальда Вирта, по прямому описанию автор, это сцена выбора между страстью и добродетелью, между женщиной, зовущей  к праведной и скромной жизни, и второй, влекущей к страсти и разврату.

То же и в египетских колодах. И вдобавок к женщинам тут еще и развилка, как в русских сказках — налево пойдешь, направо пойдешь, выбирай.

Но все равно иной раз говорят, что нет – это приняли священника за женщину,  и всю карту переврали! А должен быть священник.

Но если отступить дальше,  и посмотреть шире, смотреть не просто карту Таро, а вообще сцену, с учетом времени, когда это было нарисовано, его культуры, истории, то  у нас мужчина и, предположительно, две женщины. Одна в венке из роз. Вторая – в  короне или лавровом венке, сложно судить

Мужчина выбирает между ними. Есть ли такое в принципе, в культуре, искусстве, не только в Таро? Есть ли исток этого сюжета, откуда он попал в Таро? Да, есть! За  века до марсельских карт, до карт Таро вообще, и в то  время, когда рисовались марсельские карты – тоже.  Это вековой сюжет – выбор Геракла!

И тут надо учитывать именно время и культуру. Для 18 века изображение выбора между двумя женщинами было привычным и знакомым. Вот это Аннибале Карраччи. Выбор Геракла, и это картинка еще 16 века.

Выбор Геракла

Мужчина выбирает между двумя женщинами. Это Геракл выбирает между войной – Афиной, и любовью  — Афродитой. Атрибут, вполне подобающий Афине – шлем и лавровый венок победителя, а Афродите – венок из роз, цветов, посвященных Венере.

Это одна из популярнейших аллегорий, идущая от истории, записанной Ксенофонтом – юный Геракл призадумался, как жить дальше, и увидел двух красоток. Пошел познакомиться, и оказалось, что одна из них –  Удовольствие (Афродита), а вторая – Добродетель (Афина). Одна предлагала праздник и разгул, вторая борьбу и подвиги, одна звала в спальню, а другая – на поле битвы. Геракл, понятно, выбрал войну и подвиги, на то он и Геракл.

И вариантов такого изображения очень много, вот Никколо Соджи. Геракл на распутье,  тоже 16 век. Геракл в шкуре убитого им льва выбирает между пороком в образе  красотки и добродетелью в образе монахини

Геракл на распутье

А картина Помпео Батони – это уже 18 век,  как раз эпоха марсельского Таро, к которой такой сюжет прижился в веках живописи и проник в чуть более ранние колоды Таро, чем марсельское.

Геракл на распутье

 

И еще очень много  других вариантов, в том числе и без Геракла, просто мужчина и две женщины, два пути — выбирай!

Это вполне стандартный сюжет выбора между двумя крайностями, представленными в виде двух женщин. И в Марсельском Таро – именно он, это карта не влюбленности, а выбора. И это еще одна версия выбора Геракла – две женщины, два пути. Молодая или старая? Любовь или деньги? Как жить дальше, по какому пути пойти? Пора делать выбор!