Карта Умеренность, карта с прекрасным говорящем названием (в русском языке, во всяком случае), в котором отчетливо звучит «мера», умеренно – «у меры» — «в меру», в Таро Тота стала Искусством. Странное название, на первый взгляд, но это искусство — не музыка и живопись, а то, что в оккультном контексте называли искусством – просто одним этим словом – это алхимия. Порой и карты так называют – Алхимия.
Алхимия в наши дни не умерла, как порой считают, она существует, но она — редкий пример именно тайного знания, она держится в секрете. И она часть всего западного оккультизма, в том числе алхимия была частью системы Золотой Зари, и она ну никак не могла обойти стороной карты Таро.
И сейчас речь не о попытках даже стилизовать колоду под алхимию, а о символике алхимии в привычных колодах. Она там есть!
И уже упомянули Таро Тота, его карту Умеренность, она же Искусство. Как она по смыслу связана с алхимией – отдельный разговор, но двуликая двуполая фигура – андрогин, это весьма популярный символ алхимии, говорящий о соединении первоначал и достижении цели работы.
Что делает алхимик? Он, по сути, разделяет на первоначала, это Ртуть, женское, пассивное, подвижное начало, и Сера, мужское, активное, стабильное, как ян и инь. И третье начало, которое далеко не сразу появилось в алхимии – Соль, нейтральное основание, в котором они соединяются. Об алхимии, ее теориях и процессах, речь уже шла.
Алхимик разделяет материю, отделив Ртуть и Серу от Соли, очищает их, а потом соединяет обратно Соль, Серу и Ртуть и получая новое вещество. И если речь о классической минеральной алхимии, о работе с металлами, то получает он это вещество через годы упорного и острожного нагрева. И алхимические объединение первоначал – такая вот андрогинна фигура, в символике самой алхимии.
А за ее спиной – надпись, на латыни, означающая «Посети недра земли: очищением обретешь тайный камень», это популярный алхимический девиз. Материя должна сгнить и распасться, умереть, пройти через тьму и черноту (те самые недра земли), очиститься, а потом воскреснуть, и стать философским камнем, тайным камнем, как его тут назвали.
Сами первоначала, Ртуть и Сера, зашифрованы в Императоре и Императрице. И по рисунку это понять практически невозможно, но Кроули указывает это в описании карты.
Положение рук Императрицы, среди прочего, своими очертаниями, и по прямому указанию автора колоды, образует символ алхимической Соли.
Поза Императора – символ Серы. Хотя тут накладка и строго говоря, активное и пассивное, мужское и женское начала – это Сера и Ртуть, а не Сера и Соль.
Bсе три эти первоначала крутятся на Колесе Фортуны Уэйта. В центре своего колеса он использует символ Элифаса Леви, соединяющий символы Соли, Серы и Ртути – и еще один, нечто вроде волн. На Колесе крутится все, все силы мира сменяют друг друга – в том числе и все алхимические начала.
А волны, среди прочих вариантов – это Водолей. Почему? Каждый Знак Зодиака обозначает свою алхимическую операцию. Рак – растворение, Скорпион – фильтрование, а Водолей – умножение. Не математическое, конечно, а особая часть алхимической операции, завершающая Великое Делание, получение философского камня.
После того, как алхимик годами работал, нагревая колбу, тщательно контролируя температуру, он должен получить красный тяжелый порошок – тот самый камень. Но прежде чем пользоваться, нужно довести его до совершенства, умножить его силу. И это новый нагрев в запечатанной колбе, который и составляет суть операции Умножения. Это – доведение до идеала и придание силы.
Так что на этом Колесе — полный цикл творения, все первоначала, которые разделяется, объединяются, обретают максимальную силу, и опять разделяются, снова и снова в вечном вращении Колеса.