Колесница запряжена двумя сфинксами – черным и белым, или двумя лошадьми. В более старых вариантах – обычно именно двумя конями, и порой они черный и белый, как и сфинксы. И в принципе тут все понятно – это противоположные силы, подчиненные единой воле колесничего. Черное или белое, ян или инь, добро или зло – не важно, все подчинено одной воле, все везет колесницу по пути, который установил сам колесничий.
Но у коней — именно контрастных, черного и белого, есть интересная предыстория.
И как часто бывает, образ этих двух коней куда старше самих карт, и уходит в античность, и тут, внезапно, надо вспомнить Платона. Колесница, запряженная двумя конями – это его аллегория. И он использует образ колесницы, что бы объяснить свое видение природы души человека.
Он сравнивает душу с колесницей – потому, что она должна быть всегда в движении. И человек должен брать на себя руководство и управлять этим движением, как возничий, правящий колесницей. Но в нее запряжены два коня – черный и белый, и каждый из них тянет в свою сторону, но колесничему предстоит направить их, подчинить себе, своей воле, иначе не видеть ему движения к цели.
Правый конь, белый – совестливый и благородный, и ему нужно воздавать почет. Левый конь, черный, скверный и дикий, друг наглости и похвальбы — и его нужно усмирять и держать в строгости.
Только тогда два коня смогут тянуть колесницу, куда нужно человеку. То есть две противоположные силы, подчинены одной воле и должны ей служить, не смотря на разницу, и если один из коней выйдет из повиновения и начнет своевольничать — то далеко будет не уехать. Возничий – это разум человека.
Белый конь – его культура, его цивилизованность, мораль, черный – его дикость, необузданность, первобытные страсти. Белый рационален, черный – импульсивен. Белый – разум, черный – порыв. Но они в равной мере подчинены колесничему.
И если не будет белого коня, то ничем не сдержанный черный, дикий, все разрушит и его будет не сдержать, но если не будет черного, белый остановится и не двинется с места. Возничий запрягает их вместе, подчиняет воле и разуму — это человек подчиняет все в своей душе себе и встает на пусть совершенства.
И кони эти описаны крылатыми – как в Таро Висконти-Сфорца. Это не просто Пегасы – это кони из аллегории Платона.
И такой образ – не монополия только Платона. Образ человеческой души, его жизненного пути, как колесницы, влекомой двумя лошадьми, подчиненными, не смотря на всю разницу между ними, одному разуму колесничего, можно найти и других местах, очень далеко от самих Таро.
Индийские Упанишады пишут:
«Знай же, что Атман – владелец колесницы; а тело – колесница;
Знай, что рассудок – колесничий; а разум – поводья.
Чувства называют конями, предметы – их путями.
Кто не наделен распознаванием, чей разум никогда не сосредоточен,
Чувства у того не знают узды, словно дурной конь у колесничего.
Кто же наделен распознаванием, чей разум всегда сосредоточен,
Чувства у того знают узду, словно добрый конь у колесничего.
Человек, обладающий, в качестве колесничего, распознающим разумом, и управляющий вожжами ума, достигает конца пути — высочайшей обители Вишну».
Колесничий – воля и разум, сосредоточенные в едином порыве, на одном пути, подчиняя себе все — в том числе в самом себе! Сосредоточен – поэтому Колесница-то частенько стоит! У Уэйта сфинксы прилегли, да и у Кроули они не движутся, а колесничий медитирует. Это даже не само движение еще – это момент предельной собранности перед его началом, этот тот, «кто наделен распознаванием, чей разум всегда сосредоточен».
Полная воля, подчиняющая себе все порывы. Это Колесница Таро, колесница Упанишад, колесница Платона.