Духовные советники русского двора. Придворные маги, алхимики, юродивые

Вернемся к исторической теме и поговорим об истории западного оккультизма и историях, с ним связанных. Но тема, на сей раз, узкая и специфическая – духовные советники русского двора. Люди, которые были рядом с царями и императорами, и влияли ни них и их решения, оставили свой след в истории России. И тут сразу вспоминается Распутин, хотя он  был далеко не единственным.

И разброс тут большой, и по времени и по личностям, так что окинем взглядом русскую историю, постараемся заглянуть подальше, посмотреть пошире и сделать общий обзор.

 

И первое, что заметно – что оккультисты не так уж и много влияли на русский царский двор, на самом деле. Джон Ди, в Англии, выбирал даты коронаций и прямо давал советы, как вести войну, и его слушались. Именно его рекомендация  не выходит на бой против Непобедимой Армады, испанского флота, помогла флоты английскому не попасть в шторм, который уничтожил испанцев подчистую.

Чешский король Рудольф 2 собрал вокруг себя, в Праге, целую армию магов, астрологов, алхимиков. Король Швеции лично руководил всем шведским масонством, прусский принц, будущий король Фридрих Вильгельм 2 был посвященным розенкрейцером, принц Эдвард, герцог Кентский, двоюродный брат королевы Елизаветы 2 прямо сейчас стоит во главе английских масонов.

Но в России не так! Русские цари не стремились открыто состоять в эзотерических и мистических братствах, не принимали посвящений, да и масонам с розенкрейцерами на Руси, большую часть ее истории, не были рады.

Да, было время при Екатерине 2 масоны и розенкрейцеры, только-только появившиеся в России, чувствовали себя отлично. Высшие государственные чиновники присоединялись к этим братствам, Елагин, директор императорских театров, привез в стану английское масонство и пускал пожить к себе Калиостро, который, в свою очередь, был близко знаком с самим светлейшим князем Потемкиным.

Но масоны в России были связаны с масонами в Швеции, а эти две страны много воевали, так что Екатерина увидела в них угрозу, и на масонов с розенкрейцерами начались гонения, вплоть до пыток и смертных казней.  Они легализовались при Александре, даже праздновали в ложах день рождения императора и день его коронации, но все кончилось так же – запрет и гонения. И не только при царях – к началу 20 века оккультные общества снова воспрянули, начали работать открыто, но пришла революция и снова покончила с ними.

Мёбес, русский оккультист, мартинист и последователь Папюса, предлагал советской власти принять посвящение и вступить в ряды эзотерического братства, и в ответ получил тюремную камеру, из которой живым уже не вышел.

Большие надежды когда-то подавал император Павел. Его воспитатели были масонами, в его окружении были масоны и ходили упорные слухи, что и само он тайно посвящен в масоны, вопреки воле матери, Екатерины. Тайно – так что наверняка никто ничего не знал, но до наших дней сохранился подлинный портрет Павла, где он в масонских регалиях. Он пришел к власти и освободил сидящих в тюрьмах масонов, но тут же запретил им собрания. На фоне революционных событий во Франции всему миру стали казаться очень подозрительными люди, которые устраивают какие-то собрания, в том числе и масоны. Казались они подозрительными и Павлу – одно дело самому записаться в масоны, а другое дать масоном проводить собрания без своего контроля.

Елисей Бомбелий

Так где же он придворные оккультисты? Начнем с Ивана Грозного. Он с магией не знался, как водится, но при дворе царя был алхимик. Века до 15 в России не особо было известна алхимия, потому как не было русских переводов трактатов, распространившихся уже по Европе.  Туда алхимия пришла примерно в 12 веке из арабских стран, там тексты переводились на латынь, общий религиозный язык  Европы, католичества, а в России им не пользовались, и алхимические тексты почти не проникали в страну.

А вот конкретные алхимики – вполне даже проникали. И первый деятель оккультного мира, прославленный связями с русским царем – Элизиус Бомбелиус.

Он был знатоком астрологии, магии и алхимии, изучал медицину в Кембридже, но начал практиковать не доучившись, и был обвинен в незаконной практике, получив большие проблемы с законом.

Но в 1570 году посольству России в Англии понадобился врач, и эту должность занял Бомбелиус. Зарекомендовал он себя хорошо, так что чуть позже переехал в Россию, изменил имя на русский манер,  и под именем Елисей Бомбелий стал личным врачом Ивана Грозного.

Это вообще популярное развитие карьеры среди алхимиков – многие занимали должности придворных врачей.

Он прославился достаточно, что бы  войти в летописи, где он получил прозвище «злой волхв». Бомбелий  не только занимался алхимией и искал философский камень, но и проводил магические ритуалы (поэтому волхв), а так же славился свой жестокостью (поэтому злой). Он делал карьеры на доносах, отправляя на казнь неугодных ему людей, и при случае сам был не прочь при случае лично выполнить работу палача, лично пытал и казнил тех, кто вставал у него на пути.

Он работал с ртутью, пытаясь превратить ее в лекарство, и, по слухам, рекомендовал Ивану Грозному держать под кроватью сосуд с ртутью, что бы вдыхать ее пары (очень ядовитые, на самом деле), в расчете, что это улучшит его здоровье. Так же по слухам он делал еще и  виртуозные химические яды, самые разные, и снабжал ими царя. Необычные смерти от отравлений приписывали Бомбелию. Если кто-то сошел с ума, и напал на своих же родных – это тоже приписывали Бомбелию, считали, что его яд или колдовство свели человека с ума, и он расправился с очередной жертвой злого волхва. Смерть одной из жен царя приписывали ему же.

И, разумеется, брался сделать философский камень и превратить свинец в золото, а обычные камни – в драгоценные.

Грозный советовался с ним, обсуждал государственные вопросы, совместно они пытались разработать план (неисполненный) женитьбы Грозного на английской королеве Елизавете.

Но золото сделать не получилось, ртуть не принесла царю здоровье, а пытки и доносы помогли нажить множество врагов. Так что Бомбелий сам был обвинен в измене, в связях с враждебными иностранными королями, что доказывалось некими письма, написанными им на латинском и греческом языке, и оправленными в Европу. А так же в том, что его, наверное, изначально подослали немцы, что бы он своим колдовством заставил царя свирепствовать в России и истреблять свои же подданных.

Бомбелия отдали на расправу  палачу, где смог оценить любимые им пытки с позиции их жертвы, и был запытан огнем до смерти.  Его вдова оставалась в заключении, пока ее не выслал на родину следующий царь   — Федор Иоаннович.

Придворные алхимики

Он не просто держал под рукой алхимиков, он сам очень интересовался алхимией и экспериментировал с ней. И вот приглашал Джона Ди, основателя Енохианской магии, приехать в Россию, и стать придворным астрологом и алхимиком. Ди отказался, весь его пыл тогда был посвящен общению с ангелами в ходе сеансов Енохианской магии, так что место оставалось вакантным, пока его не занял другой англичанин, Марк Ридли, алхимик, врач из Кембриджа, и автор первого в мире русско-английского словаря. Он не оставил большого следа в истории, провел в России четыре года и уехал, больше зарекомендовав себя как врач и лингвист, чем как алхимик.

Но вслед за ним предложение прибыть к русскому царскому двору получил и принял Артур Ди, сын Джона Ди, принявший в России имя Артемий  Иванович Дий, прибывший в страну по приглашению уже царя Михаила Федоровича.

До того Артемий Иванович был придворным лекарем короля Джеймса I,  которого в России почему-то до сих пор упорно переиначивают в короля Якова, на русский манер. Но от царя Руси Ди получил огромный каменный особняк, феноменальный оклад в 1100 рублей в год (на эти деньги можно было содержать несколько монастырей, например),  плюс содержание в виде еды и напитков – в том числе по 50 литров алкоголя на день.

В России Артур прожил 14 лет, прежде чем покинуть службу и вернуться в  Европу, снова на роль придворного лекаря очередного короля. В России он написал «Химические коллекции» — очень популярный труд по алхимии, компиляцию многих знаний.

Кроме того, он оставил после себе несколько печей, обложенных им, лично  им же лично сделанными изразцами, в монастырях и дворцах и в  них долго еще искали пророчества и секреты философского камня.

Изразцы Ипатьевского монастыря, сделанные Артуром Ди

Изразцы Ипатьевского монастыря, сделанные Артуром Ди

Алхимиком считался и приближенный  Петра I Яков Вилимович Брюс – граф, военный, командовавший русской армиях в важнейших битвах и алхимик, прозавный «чернокнижником с Сухаревой Башни». Сам Петр не одобрял алхимиков и не верил им, но в его окружении алхимики водились.

Брюс собрал библиотеку, в том числе алхимических и оккультных книг, больше 1500 томов, очень много для тех лет. Он же возглавлял научное общество, заседавшее в Сухаревой Башне – откуда и его прозвище. Ходили легенды о ритуалах и опытах, которых там проводит Брюс, используя дьявольскую Черную Книгу Брюса.

Сухарева Башня

Сухарева Башня

И как только он умер, москвичи кинулись искать сатанинский гримуар – ничего не нашли, конечно, но когда уже в СССР Сухареву Башню снесли, легенда получила продолжение,  что мол это Черную Книгу Брюса ищут! И нашли и Сталин лично ее спрятал!

В 17 веке появилась должность придворного алхимика – и в 18 веке ее занял сам Михаил Ломоносов, который стал официальным алхимиком России, хотя золота не добыл, а добыл фарфор, научившись его делать.

Юродивые при дворе последнего императора

Но алхимиком Ломоносов  скорее просто формально, и назвать его оккультным советником царя никак не получится. А вот при дворе Николая 2 таких нашлось уже немало. А начнется все с череды женских имен — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это дочери Никола 2. Четыре дочери, одна за другой! Царская семья рискует остаться без сына, без наследника мужского пола, которому можно передать трон. И в поисках выхода обращается к тем, кто берется помочь – чудотворцам, святым и юродивым.

Юродивая Матрона Босоножка славилась как провидица и целительница, молитвы которой излечивали от алкоголизма.

Маторна Босоножка

Маторна Босоножка

Она странствовала по миру, питалась супом, хлебом и смесью заваренных в одном чайнике чая и кофе, не ходила в баню десятки лет, ходила только босиком, в качестве обета и жертвы богу, и несколько раз арестовывалась в Питере для выяснения, почему это она ходит босиком, в чем дело?

С 1896 года и до самой своей смерти она высылала личные подарки императорской семье, в том числе – золотой подсвечник и позолоченный иконостас, что немного странно, учитывая, что она была строгим аскером и жила в нищете. За это Матрона просила разрешение на строительство и выделение земельного участка под некое «подворье града Иерусалимского», усадьбы для использования в духовных практиках. Император передал прошение по подведомственности в Священный Синод, где оно было отклонено, но до самой своей смерти, в 1911, Матрона была вхожа во дворец, давала советы царю, и говорила с его семьей, с глазу на глаз, часами.

Таких юродивых и блаженных рядом с императорской семьей мелькало не мало, и, разумеется, самый прославленный человек среди них – Григорий Распутин, последователь учения хлыстов, русского гностического христианства, существовавшего с 17 века и до середины 20 века, и на пике популярности вышедшего на третье место по численности среди российских религий.

Григорий Распутин

Григорий Распутин

Хлысты верили, что Христос – не один человек, а дух, посылаемый богом, и он может войти в любого человека, так что Христов всегда много, в духе библейских слов: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них».

Признавали реинкарнацию, отрицали церковь, ее обряды, но ходили в нее, что бы не привлекать внимания и не быть наказанными за инакомыслие.

И, как все гностики, отделяли истинного бога, чисто духовного, от того, кто сотворил наш мир и почитается как бог.

Для гностивков мир – это материальная тюрьма, в которой заточены души, а ее творец, демиург, Яхве, Отце – это тюремщик и враг людей, а не истинный бог. Истинный бог – другой и он вне нашего мира, он не имеет отношения к материи, но посылает Христа как спасителя, что бы открыть людям знания, освобождающие их души.  И для хлыстов творец нашего мира – это никто иной, как сам Сатана.

Распутин странствовал, проповедовал,  к 35 года заработал репутацию юродивого и божьего человека, и стал очередным юродивым, который прибыл ко двору императора в 1905 году. К тому времени первую проблему удалось решить, и на свет уже появился наследник, Алексей. Но он был болен гемофилией, и это стало новой проблемой, решать которую приглашались целители.

Распутин с семьей императора

Распутин с семьей императора

И Распутин смог сделать то, чего не смогли врачи  — облегчить состояние больного. Кто-то скажет, что это чудо целителя, а кто-то – что он просто отменил лекарства, приносящие вред. Цесаревичу давали аспирин, который снимает боль, но вызывает разжижение крови, о чем еще не знали. Тогда все лечили аспирином, и даже во время гриппа-испанки, убившей миллионы, очень многие умерли не от гриппа, а от огромных доз аспирина, которые в таких количествах вызывает мощные кровотечения.

Распутин предпочитал молитву лекарствам и запретил лечить Алексея таблетками. И отказ от аспирина резко улучшил его состояние!

Он стал буквальным советником императора, и одновременно – носителем самой скверной репутации. Его винили в хлыстовстве, за что можно было, не смотря на многочисленность хлыстов, получить серьезное наказание, в распутном поведении.

На него напал другой юродивый, Митя Козельский, один из многих состоявших при дворе императора какое-то время, и потерявший популярность с приходом Распутина. Был он болен эпилепсией, с трудом ходил, почти не мог членораздельно говорить, общался криками и мычанием, но рядом с ним всегда был всего рода переводчик, объяснявший, что юродивый хочет сказать.

Митя Козельский

Митя Козельский

Его почитали как святого безумца,  принимали в высшем свете, он встречался с императором и писал ему письма. Но с приходом Распутина сильно потерял в своем положении, стал его врагом и даже создал организацию, призванную собрать свидетельства от женщин, пострадавших от домогательств Распутина.

Вот он и пытался прилюдно избить Распутина, крича, что тот много мамок и нянек обидел и с царицей спит, и вообще – антихрист! В итоге было приказано выслать юродивого, но он не стал дожидаться кары и уехал сам. А потом его видели на месте убийства Распутина.

А за Распутиным  следила полиция, до самой его смерти. Священники высокого ранга отговаривали царя от общения с Распутиным – как и придворные оккультисты, о которых еще вспомним.

И весьма вероятно, что дело вовсе не в религии или слухах, что Распутин распутниичает – дело в том, что он буквально давал советы царю и серьезно влиял на политику Российской империи, одной из ведущих мировых держав. И это делало самого Распутина серьезной силой в масштабах как минимум Европы.

Он рекомендовал императору не ввязывать в Балканскую войну, отговаривал  от участия в боях Первой Мировой,  а позже настаивал на выходе из нее, рекомендовал заключить мир с Германией, отказаться от притязаний на Прибалтику и Польшу и не вести дела с Англией.

Митя Козельский требовал от Распутина перестать вмешиваться в политику. На его стороне выступил и бывший сторонник и протеже Распутина Сергей Труфанов, он же иеромонах Илиодор, который на этой почве рассорился с Распутиным, и по его указаниям арестован, обвинен в богохульстве, и вынужден сбежать. Позже он написал книгу о Распутине, а еще позже, неожиданно, оказался сотрудником ЧК, где служил под командованием Дзержинского.

У него были свои поклонники  и в 1914 году, одна из последовательниц Трофимова, Хиония Гусева напала на Распутина и ударила его ножом в живот. До этого она встречалась с Илиодором, который рассказывал ей о грехах Распутина, которого называл «святым чертом».  Раненный Распутин не только выжил, но и избил нападавшую и держал, пока не прибыла помощь. Хиония попала в сумасшедший дом, откуда ее позже выпустил Керенский, один из многочисленных врагов Распутина. А само покушение на него освящалось в России шире, чем убийство  эрцгерцога Франца Фердинанда, ставшее началом Первой Мировой.

К тому времени против Распутина поднялись еще и масоны, ненадолго получившие возможность работать  открыто, и Великий Восток Народов России, русская Великая Ложа, выпустила даже специальную агитационную брошюру, в которой изобличала грехи Распутина и предостерегала от веры ему. Выпустила тайно, поскольку официально издавать что-то против Распутина цензура тогда не позволила.

Но 30 (по новому стилю) декабря 1916 года, когда Распутин гостил во дворце Юсуповых, дворян древнего рода, уходящего в века и выходящего даже за рамки России, тянущегося  аж в Золотую Орду. Его приняли как гостя   накормили сладки эклерами с цианистым калием, напоили сладким вином, но яд не сработал. Кто-то снова скажет, что из-за мистических способностей Распутина или необыкновенной живучести, а кто-то напомнит, что сахар – антидот к цианидам,  и ему дали яд вместе с противоядием! Так что ему только стало плохо, и все дальнейшие показания участников заговора сильно расходятся, но в итоге его застрелили и утопили тело в проруби.

И один из участников убийства – Феликс Юсупов, дворянин и враг Распутина, написавший против него несколько книг, и Освальд Теодор Райнер, офицерМи-6, английской разведки, вероятно, сделавший смертельный выстрел. Из-за него появилась теория, широко распространенная, что за убийством изначально стояли англичане, решившие, что Распутин получил слишком много власти и слишком активно настраивает императора против союза с Англией и  агитирует за мир с Германией, так что Распутин оказался одной из сил, влияющих на исход Первой Мировой.

Придворный целитель

Еще один участник этой истории покажется более неожиданным – при дворе царя какое-то время находился Жамсаран Бадмаев, специалист по тибетской медицине и крестник самого Александра 3. Он бурят, изначально – буддист, но позже принявший православие под именем Пётр Александрович Бадмаев (имя он выбрал сам, в честь Петра 1). Его крестный отец – император, его дом приехал освящать лично прославленный священник Иоанн Кронштадский, которого от ранений, полученных во время покушения на его жизнь, лечил Бадмаев.

Жамсаран Бадмаев

Жамсаран Бадмаев

О нем почти ничего неизвестно. Предположительно он состоял в неких тибетских мистических обществах, которые, еще более предположительно, могли иметь некие связи еще и с Теософским обществом, но точно ничто ничего не знает.

Он пользовался и духовными практиками и тибетской медициной, лечил Александра 3, лечил Николая 2, прописывал императрица средства, которые должны были помочь родить наследника, а потом лекарства от его гемофилии.

Целитель хорошо знал Распутина – и был его врагом и противником, и Митю Козельского – и был его лечащим врачом, переводит тибетские трактаты на русский, издавал в Забайкалье, частную газету на монгольском языке, налаживал торговлю между русскими и бурятами, и дослужился до  чина действительного статского советника, штатский аналог генеральского звания.

Он же настаивал на укреплении отношений с Китаем, Тибетом, Монголией, развитии Забайкалья, как важной приграничной территории и предупреждал, что однажды на Тибет придут англичане (которые действительно позже вели туда войска). Но его советы император, тогда еще Александр 3, проигнорировал, сказав, что это идеи новые, непривычные, и выглядят фантастически.

При Николае 2 Бадмаев все же сумел заинтересовать власти востоком страны, стал одним из инициаторов проекта сибирской железной дороги, который в итоге, через очень много лет, превратился в реальную Байкало-Амурскую Магистраль,  но пришли войны, революции, в итоге Бадмаев был репрессирован, и умер  в тюрьме. По его словам, на тот момент ему было 110 лет, а его дочь уверяла, что родилась, когда ему было уже больше ста. Его потомки до сих пор занимаются тибетской медициной.

 

Спиритисты и мартинисты

Более оккультная, история связывает императора и мартинистов. Мартинизм – мистическое учение, полностью стоящее на христианстве, принимающее единого Бога и Библию.

Бытовало учение, что Адам был сотворен как двуполое существо, андрогин, и после мятежа падших ангелов он должен был занять их место, но в нем взыграла гордыня. Он решил стать творцом, демиургом, подобным богу, что и привело к грехопадению, сделавшим Адама оторванным от бога. Он разделился на мужчину и женщину, ставших смертными, и теперь все люди отделены от бога, как отделен от него был и сам Адам.

Задача человека – найти путь обратно, примириться  с богом и воссоединиться с ним.  Начало этому примирению положил Иисус Христос, давший людям шанс найти дорогу к богу.  Все идеи мартинизма основаны на христианстве и тесно связанны с христианской верой, но пройти по этой дороге и найти бога позволит вовсе не традиционная религия и богослужения, а магия, общение с духами, ангелами, прорицания и прочие духовные упражнения.

Мартинизм пришел в Россию  и довольно широко распространился в конце 19 – начале 20 века, существует и по сей день, в основном усилиями знаменитого Папюса, а так же его последователя Мёбеса, того самого, который предлагал посвящение (как раз в мартинизм) лидерам советской власти и умер в итоге в лагерях.

Но следующий герой, который уже не просто какой-то духовно-религиозно-оккультный деятель русского двора, а буквальный оккультный советник – это мартинист Мастер Филипп. Настоящее его имя — Филипп Антельм Низье, мартинист, а так же спирит и месмерист. Спириты говорят с духами, а месмеристы используют месмеризм, учение Антона Месмера о животном магнетическом флюиде, то есть духовной энергии, что бы влиять на людей, лечить болезни и прочее.

Все это  — месмеризм, мартинизм и спиритизм – на тот момент было очень популярно в мире и в России. Особенно спиритизм, еще Ольга Павлищева, сестра Пушкина, пыталась вызвать дух брата на сеансах, Владимир Даль, составитель легендарного словаря русского языка, дух своего умершего друга – поэта Василия Жуковского. Легендарный Бутлеров, классик мировой химической науки, организовывал туры по России для Дэниела Дангласа Хьюма, а Менделеев, второй классик-химик, пытался этому помешать и доказать, что все медиумы – мошенники.

Дэниел Данглас Хьюм

Дэниел Данглас Хьюм

Сам Хьюм, кстати, тоже не обошел стороной русский царский двор. Он был медиумом и не только говорил от имени духов, но и брался демонстрировать их силу влияния на физический мир, через левитацию и телекинез. На своих сеансах он двигал вещи и взлетал под потолок, поднимался на высоту порядка двух метров,  и ставил на потолке отметку карандашом, что бы все могли потом убедиться, что он там был и это не их галлюцинация. Он мог пролететь над столом, что исключает какие-то подпорки снизу, и даже вылететь в окно и вернуться обратно.

Его пытались разоблачить как обманщика и фокусника, но сделать это никто так и не смог, и он сам постоянно обвинял других медиумов в обмане – тех, кто проводит сеансы в темных комнатах, прячась во мраке. Сам Хьюм всегда работал открыто, на ярком свету, стоя прямо в кольце окруживших его людей, что сильно затруднило бы обман. Мало того, он не брал денег! Ему предлагали устроить сеансы за огромные деньги, но он не принимал такие предложения, говорил, что он не торговец, а мессия, который пришел в мир открыть людям глаза на  существование духов и оккультного мира. Так что демонстрацию своих сеансов он проводил только так, как сам считал нужным и не брал за это гонораров.

Но он был исключительно знаменит и очень многих,  в том числе ярых скептиков, обратил в спиритическую веру. В числе его поклонников множество европейских дворян и монархов, а в  России он провел сеансы для императора Александра 2, вызывая дух его умершего отца. И именно под его влиянием в спиритизм подались Бутлеров, Даль и сестра Пушкина.

Для императора он провел три сеанса общения с духом его умершего отца, императора Николая 1. И не просто ради забавы или общения – Александр  пытался получить от духа отца советы в  политике и управлении государством, в том числе обсудить вопрос предстоящей отмены крепостного права. Хьюм говорил от имени Николая и его голосом, а так же получал послания, составленные из указанных духом букв.

Но на императора это не произвело особого впечатления – в советах не оказалось ничего важного, ничего такого, что можно было бы ожидать от реального Николая 1, пусть даже и умершего. Так что спиритизм в вопросах государственного управления оказался штукой бесполезной, император  не стал спиритом, не привлекал более  Хьюма к государственным делам и вообще идеей разговоров с мертвыми больше не увлекся, и новых сеансов не проводил.

А вот росту популярности спиритизма в России эти сеансы очень помогли, и кто его знает, какие там были личные отношения у прославленного медиума и императора Российской Империи, но с личного позволения императора в России начали издаваться журналы, посвященные спиритизму. Сам Хьюм дважды был женат, оба раза на русских женщинах, и первый брак ему устроил лично император, сосватав ему одну из своих придворных фрейлин. Жена позже умерла от болезни, и Хьюм снова женился на придворной, да еще и принял православие.

И хотя сам император в  спиритизм не пошел, но есть легенды о пророчествах, якобы юродивые предсказывали ему трон (хотя он младший сын, и занять престол у него почти не было шансов), и смерть, говоря, что он переживет шесть покушений, а на седьмой погибнет. Было это  или истории сочинили уже после того, как императора и правда убили во время седьмого покушения – кто его знает.

Таких рассказов всегда хватает —  говорят, что мадам Ленорман предсказала императору Александру 1 смерть, если он не покинет трон, он не покинул и умер, от странной внезапной болезни. И сразу появилась легенда, что он инсценировал свою смерть и стал отшельником, скитальцем по имени Федор Кузьмич. Это реальный человек, канонизированный церковью, и хотя прямых доказательств тому нет, легенда, что он и есть император, жива до сих пор.

Но вернемся к Мастеру Филипп. Филипп Антельм Низье верил в христианского бога и реинкарнацию,  считал, что все болезни человека – результат его плохой кармы, прошлые поступки человека пятнают его душу, а все болезни тела – последствие больной души. Он проводил христианские мессы, толковал Библию, и практиковал оккультные ритуалы. Тут, кстати, никаких противоречий, одно с другим прекрасно совмещается из века в век.

Про него рассказывали, что он может остановить бурю или призвать молнию, и даже что он — новое воплощение Иисуса, или бессмертный дух великого мирового учителя, который вселяется то в одно тело, то в другое. Про Калиостро говорили когда-то тоже самое.

Мастер Филипп

Мастер Филипп

В 13 он взялся лечить людей, а 23 – открыл собственный кабинет для врачевания. Не лекарствами, а магией, гипнозом и духовной энергией, месмеризмом. Но это не официальная медицинская практика, и лечить людей, не будучи врачом, противозаконно, так что его не единожды карали, штрафовали, запрещали работать, обвиняя в незаконном медицинской практике, использующей методы, не доказавшие своей эффективности.

Он же проводил спиритические сеансы, которыми тогда были увлечены практически все и везде, и на одном из них оказался русский дипломат Муравьев-Амурский. Он рассказал про Мастера императору, и в 1901 году он  уже был представлен Николаю 2 и его супруге. От него, как и от других тогда, ждали помощи в решении главной проблемы – у императорской четы нет наследников! До рождения  цесаревича Алексея оставалось еще три года.

Мастер Филипп  пользовался покровительство российского императорского двора, проводил спиритические сеансы, делал пророчества, в которых предсказывал будущую войну и большие политические проблемы, советовал укреплять отношения с Францией и не давать стране конституцию.  Николай 2 лично организовал для него получение степени доктора медицины, что бы его практики лечения не вызывали юридической проблем, причем степень он получил очень своеобразно.

Николай обратился к французскому правительству с просьбой дать эту степень, но получил отказ. Тогда своей волей приказал считать Филиппа доктором медицины, но оказалось, что это не во власти императора и кандидату на степень надо стать экзамены. Он пришел в больницу, и шел мимо кроватей, называя диагнозы пациентов, а потом объявил их всех исцеленными. Нет данных, сколько именно диагнозов оказалось верными, и сколько пациентов исцелились, но экзамен он сдал и степень получил.

Императрице России Мастер Филипп  подарил икону с колокольчиками, которые должны были звонить при приближении человека с дурными намерениями. Она называла его «вторым другом» императорской семьи – под первым подразумевался Распутин. Причем Филипп появился при дворе до Распутина, Филипп встретил императора в 1901, а Распутин – в 1905, и Филипп, среди прочих своих пророчеств, сказал, что скоро появится некий «дорогой друг», целитель, который будет говорить о Боге. Это позже расценили как предсказание появления Распутина.

Филипп пытался решить проблему с рождением мальчика через гипноз, внушая императрица, что она беременна и вынашивает мальчика. Внушение удалось, появились симптомы беременности, и даже было объявлено, что императрица ждет ребенка, но беременность оказалось ложной. Это медицинский казус, когда организм выдает все признаки беременности, но при этом само беременности нет.

Филипп уехал из страны, предсказав все же скорое появление наследника, и заверив  императрицу, что ей на помощь придет дух умершего Серафима Саровского, которого тогда почитали, но еще не считали святым. Императорская чета совершила паломничество в те края, где жил Саровский, а церковь начала процесс его канонизации, по личному распоряжению императрицы. В итоге наследник все же родился, а Мастер Филипп оставил свой след в канонизации одного из самых сейчас прославленных и почитаемых православных монахов, а перед семьей императора встала новая проблема – лечение гемофилии наследника, что и открыло путь Распутину.

После рождения наследника Филипп прислал письмо императору, в котором сказал, что это его завещание, что он сам  умрет через три года, и что следом придет революция, война, отказ от христианства и смерть всей семьи императора, а он сам вернется к новой жизни в новой инкарнации через сто лет.

Мастер Филипп  был еще и духовным наставником Папюса, и, согласно снова легенде, проходил мимо дома, где Папюс собирался провести ритуал, и ощутил, что последствия ритуала будут губительными для Папюса. Он ворвался в дом, что бы остановить церемонию, чем спас Папюсу жизнь.

Папюс

Папюс

Сама же Папюс,  он же Жерар Анаклет Винсент Анкосс  – врач, мартинист, оккультист, создатель Ордена Мартинистов. Он написал множество книг, оказал большое влияния на развитие французского оккультизма, французского течения Таро, а так же на русских тарологов. Помимо этого Папюс был масоном, состоял в Теософском обществе Блаватской, в Герметическом Братстве Света и в Ордене Золотой Зари. Его главным  последователем в России  был Мёбес, возглавлявший русских мартинистов и читавший лекции по оккультизму.

Путь Папюсу  в Россию снова проложил Муравьев-Амурский. Будучи русским дипломатом во Франции он встретил там не только Филиппа, но и Папюса, и в 1895 принял мартинизм, вступив в Орден Мартинистов Папюса. Через четыре года он вернулся в Россию, где открыл ложу Ордена Мартинистов. Про Папюса узнали в России.

Император Николай II встречался в Папюсом во Франции, а Папюс, в промежутке между 1901 и 1906 несколько раз приезжал в Россию, где снова встречался с императорской семьей и издавал оккультный журнал «Исида» на русском языке, самый популярный журнал такого рода в стране.

Во время своих визитов он читал оккультные лекции, занимался делами Ордена, и вместе с мастером Филиппом пытался обеспечить царскую семью наследником. Попутно он давал медицинские и оккультные советы, проводил спиритические сеансы и общался с духом Александра 3, который предсказал Николаю (в 1905 году) скорую потерю трона и смерть.

Он не жил в стране постоянно, но поддерживал общение с царским двором, а главное — одним из посвященных в Орден Мартинистов стал лично Николай 2. Причем Папюс, приближенный императора и его советник, как ни странно, сам предупреждал императора, что не стоит полагаться  в государственных вопросах на медиумов и оккультистов, и особенно он советовал не увлекаться Распутиным и не доверять ему, но совет был проигнорирован.

Шла Первая Мировая, Папюс ушел на фронт, заболел туберкулезом и умер в 1916 году. В одном из своих писем императрица пишет Николаю, что смерть Папюса – дурной знак, который предвещает беду самой императорской семье. Осталось полгода до отречения императора от престола и год до октябрьской революции.

Мастер Филипп сменил в роли духовного советника царского двора юродивую Босоножку, после него эту же  роль играл при русском императорском дворе Папюс, а за ним пришел Распутин, стал следующим советником царя и последним.

После его смерти грянула революция, и в стране не осталось ни царского двора, ни придворных оккультистов и юродивых. Попытки примирить советскую власть с оккультными учениями делались, но кончались для тех, кто пытался, арестами, тюрьмами, эмиграцией, и ко второй половине 20 века оккультная история России прервалась, до самых лихих девяностых, когда вслед за крушением Советского Союза в страны вернулись оккультисту. Мартинисты, масоны, розенкрейцеры, пришла мода на экстрасенсов и прорицателей, а руководство страны снова потянулось к оккультистам. Но это уже другая страна и другие истории.