История оккультизма в кратких тезисах

В истории оккультизма хватает легенд и мифов. Они ценны и важны, но порой подменяют собой достоверную историю и все сильно запутывается. Пройдемся по реальной оккультной истории и окинем взглядом ее всю, от древнейших времен до современности.

Бывает так, что история обрастает легендами из-за нехватки знаний, как было в 18 веке, когда началась мода на Древний Египет, про который еще никто ничего не знал, и место знаний о Египте быстро заняли легенды о Египте, живущие до сих пор. А бывает так, что вроде бы и знания доступны, все известно, а история все равно обрастает легендами. В них верят, их пересказывают, и порой кто-то может очень сильно возмутиться, увидев что-то по части реальной истории мира, сказать: «Какие глупости, все же знают, что было все не так!» — хотя было именно так, просто это противоречит привычным легендам.

Оккультной истории это касается в полной мере и даже больше. Живы, распространены и принимаются на веру легенды о египетском происхождении Таро или масонов, процветают по сей день, как и уверенность, что викка – продолжение древнего тайного культа ведьм (хотя она появилась в 50-х года прошлого века) и тем более массовая уверенность, что средневековая Европа – это царство колдовства, демонов и повальной инквизиции. Это при том, что в раннее средневековье колдовство вообще официально отрицалось католической церковью, а пик инквизиции пришелся на время протестантской реформации, на 16-17 века.

Так что пройдемся кратко по всему долгому пути западной сакральной традиции, в кратких тезисах и основных событиях. Подробности можно найти в книге «Оккультная хронология», а подробности узких тем – в видео по истории алхимии, магических книг, масонов, розенкейцерства, Енохианы, каббалы и прочее. А тут пройдемся по основным вехам, что бы наметить реальный путь передачи и становления западной сакральной традиции.

Время идет назад, и мы уходим в прошлое на тысячи лет. Это время халдеев и акадцев, время Шумера и Вавилона – и здесь еще нет, разумеется, той магии и религии, которую мы знаем сегодня. Но здесь уже есть представления о небесных телах, и древние халдеи наблюдают за небом, находят на нем 7 планет и 12 Знаков Зодиака.

Тут можно найти очень дальние корни современных астрологии, магии Планет, тут сформировалась база, дожившая до наших дней. Сама привычная нам неделя и деление суток на 24 числа идут отсюда. 7 и 24 – не круглые числа, не самые удобные! Но дни недели посвящены семи Планетам, которые тогда были известны, а день и ночь поделены на 12 часов каждый – по числу Знаков Зодиака.

Основа нашего счета времени изначально религиозно – оккультная, и все это применяется сейчас в магии Планет, для расчета планетарных дней и часов, по которым выбирают время для ритуалов. Уже тогда планеты посвятили богам.

Эту связь продолжили греки, а за ними и римляне, и сами планеты названы именами римских богов. Римляне посвятили своим богам дни недели, и во многих языках названия дней до сих пор даны по планетам или связанным с ними богам.

Античный мир создал теорию четырех Стихий, которую намного позже дополнили пятой (духом), и используют до сих пор. Бесконечная череда идей, символов, образов, методов, тянется из античной Греции, Рима, Древнего Египта. Сами старые боги не забыты и до сих пор призываются в ритуалах.

Но между халдеями и римлянами есть еще одна важна веха, Древний Египет.

Он всегда в большой моде, и Египту приписывали все, что только можно, и Таро и масонов, и алхимию и астрологию. И кое-что из этого чистая правда! Ни о каких Таро в древнем Египте и речи нет, разумеется, но алхимия действительно вышла из Египта. Еще не мистическая и оккультная, а скорее прикладная и прагматическая, но алхимия. Позже алхимиков начнет волновать развитие души, постижение сакральных тайн и прочее, а египтян больше интересовали вещи практичные.

Египтяне ставили эксперименты с веществами, красками, металлургией, делали стекло – в том числе цветное, которое потом можно было выдать за драгоценные камни. Энтузиасты альтернативной истории порой сдвигают целые эпохи, в том числе уверяют, что Помпеи погибли не во 2, а в 17 веке – потому что в Помпеях нашли стекло, которое якобы научились (по мнению альтернативных историков) делать только в 15 веке! Так вот – сюрприз, стекло свободно делали еще древние египтяне!

Египтяне почитали золото, не подверженное коррозии, не просто как драгоценность, а как духовный символ, воплощение бессмертия, что вошло в алхимию, и они делали мумий, что потом очень странно скажется на последующих веках.

И почитали своих богов, которые не забыты по сей день, так же как римские и греческие. К ним все так же обращаются в оккультном мире, древние боги не умирают.

Центр культуры и науки того времени – город Александрия в Египте. Но Египте временами завоевывали то Македонский, то римляне, и Александрия стала местом, где смешались влияния Египта, Греции и Рима.

Эта смесь породила греческие магические папирусы, множество текстов по магии, ритуалам, и очень много там вполне знакомо современному практику – магический круг, обращение к богам, благовоние, вызов духов (после обращения к богам) и прочее. Это технические приемы, которые используются до наших дней, в этом смысле ничего особо-то не изменилось, как и все принципы и заклинания, менялась скорее форма, чем суть.

И все это совершенствовалось и улучшалось, становясь частью более проработанных и систематизированных учений, книг, таких, как «Гигромантия», греческий магический и астрологический текст, позже ставший «Магическим трактатом Соломона». А он дал начало «Завещанию Соломона», а потом и «Ключу Соломона», и так века через всю историю западной магии, от гримуара к гримуару, до наших дней.

Это же время – окончательное становление астрологии. 12 Знаков и 7 Планет, мажорные аспекты и прочее, что использовалось астрологами многие века, и используется в наши дни. Хотя в наши дни добавилось много всего, и новые планеты и новые аспекты, но суть вполне узнаваемой астрологии современной астрологии есть уже у Птолемея, в его прославленной (и до сих пор читаемой) книге «Тетрабилиос», написанной во 2 веке.

И это уже время начала христианства, и тут потянет провести прямую линию от античности в Европу, но не все так просто.

Античные знания, философия, астрология, алхимия, магия, ушли не в Европу, а в арабские страны. Там к ним добавилась геомантия, которая пришла в эти страны из Африки. Там получила большое развитие алхимия.

А Европа раннего средневековья вообще не особо-то интересуется магией. Вопреки уверенности, что средние века – это эпоха бесконечный костров и охоты на ведьм, в это время ранняя церковь вообще порицает веры в колдовство, как суеверие.

А само колдовство тут скорее продолжает нести наследие язычества и народной магии. Отличный пример тому — Мерзебургские заклинания, одно из которых должно помочь в лечении лошадей и их защите от травм, и в нем сказано:

«Фоль и Водан ехали к лесу. Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога. Тогда заклинала её Синтгунт и Сунна, её сестра. Тогда заклинала её Фрейя…» и так далее, тут до сих пор в ходу именно языческие боги.

Вообще в это время христианство распространяется поверх язычества, смешивается с ним, и порой идет бок о бок. Религию Исландии называют двоеверием – потому что в ней совместились христианство и язычество, и их колдуны обращались к Одину, Тору, Вельзевулу и Святому Духу, все сразу и в одном заклинании, без всяких проблем.

Но эта магия – все еще языческого образца – со временем была изжита, вытеснена чистым христианством, и к современному язычеству от нее не тянется никаких прямых нитей.

Но приходит 12 век, и Испания оказывается в том же положении, в каком была Александрия – в ней столкнулись разные культуры и веры. Это время можно назвать первым оккультным возрождением.

В Испании, разумеется, христианство, католичество. Но в ней силен иудаизм, влияние каббалы, и она стоит прямо на границе с арабским миром, испытывая сильнейшее влияние ислама.

И именно через Испанию в Европу приходит то, что стало к тому времени достоянием арабских стран – астрология, алхимия, магия, геомантия, учения античных философов. Знаменитая книга «Пикатрикс» издается до сих пор, и это пособие по магии тех лет, написанное на стыке арабской и христианской магии.

Исламское влияние, разумеется, не приветствуется христианами, так что магия и алхимия быстро христианизируются, избавляются от этого влияния и вот это уже в чистом виде начало той магии, которая дошла до наших дней.

Но тут в ход идет еще один источник – каббала. Христианство выросло из иудаизма, а иудаизм всегда включал в себя устную передачу. В отличие от христианства, где записанное в тексте – догма и абсолютная истина, в которой ищутся все ответы, в иудаизме тексты – это только начальный уровень. Истинная глубинная суть передавалась устно, существовали свои мистические системы и учения, и каббала стала именно высшим уровнем иудейской религии.

Изначально она была устным учением, доступным только женатым иудеям, не моложе 40 лет, отлично знающим Тору, Талмуд, и изучить ее можно было лишь у своего раввина.

Но довольно быстро начала записываться, а иные каббалисты начали учить ей людей другой веры.

Вообще слово «каббала» и записанные тексты по каббале начинаются в 11-12 веке, а в 13-15 она выходит на свой пик.

И с подачи Джованни Пико делла Мирандолы, во Флоренции 15 века, каббала стала христианской. Мирандола соединил каббалу, насколько мог ее изучить, не будучи иудеем, христианство, и даже немного языческих представлений и магии в одно учение. Иудеи уже не признают полученный им результат именно каббалой, но учение прижилось, распространилось и именно эта каббала стала со временем магической или мистической каббалой, которая, в свою очередь, стала одной из основ западной магии.

Именно христианские каббалисты первыми нарисовали Древо Жизни, которое потом позаимствовала иудейская каббала, а само Древо превратилось в фундаментальную основу западной магии. Но это уже скорее история 19 века, начала 20, а первое Древо вообще нарисовано принявшим христианство иудеем и уже христианским каббалистом Паоло Ричи в 16 веке, а его современная версия – магом и монахом-католиком Афанасием Кирхером в 17.

Но вернемся назад, 12 век, церковь в Европе начинает признавать колдовство и бороться с ним. Недовольство вызвала, для начала, алхимия. Алхимиков подозревали, и не без оснований, в подделке золота и драгоценных камней, к тому же мысль о получении настоящего золота в лаборатории пугала королей, не готовых смириться с тем, что богатеть сверх всякой меры будет кто-то, кроме них самих.

Именно магию так или иначе осуждали преследовали и до того, и еще в античном мире можно было получить наказание за колдовство. Но в начале этого пути магию и религию не разделяли. Люди искали способы обращения к духовным силам, и у египтян, например, не было отдельных слов для магии и религии, они едины.

Греки отделили одно от другого, разделив именно религиозное служение богам и магию, как попытку использовать богов в своих интересах. Римляне пошли дальше, стали сурово карать за магию, вплоть до смертной казни, и ввели в обиход образ ведьмы как мерзкой старухи, крадущей детей и прочее.

Христианство исторически с Римом тесно связанно, и охотно приняло эту идею, но все же инквизиция именно средних веков далеко не такая массовая, как обычно кажется. А Англии 10-14 века, например, колдунов ставили к позорному столбу, заставляли каяться в церкви, или даже просто давать клятву не колдовать. Разумеется, были и казни, и костры, но пройдет еще пара веков, придет протестантская реформация, и именно первые протестанты станут главными охотниками на ведьм.

16-17 века – вот на самом деле время того, что приписывают средневековью – массовые казни, костры, всеобщая мрачность, запрет ярких красок, уничтожение произведений искусства как нечестивых и даже погромы церковных витражей.

И все это время, века от прихода магии на запад и до этих лихих веков в магии царит полная христианизация. Часто кажется, что христианство и магия не совместимы, и да, христианство отрицает магию – но это никак не мешало ее существованию в полностью христианском обществе и культуре.

Псалмы в это время используются в колдовстве, маги читают фрагменты Библии в ритуалах. Маг молится единому богу-творцу, христианскому богу, просит его послать ангелов или дать силы для подчинения демонов. Он проводит очищение перед ритуалом, принимая ванну и говорит, что ее вода омывает его исмывает всякий грех, как воды потопа омыли мир.

Магия приспосабливается к культуре и религии, в которых существует, и магия христианствкого мира – это христианская магия.

Магия того времени записана в гримуары, магические книги, часто написанные на основе кусков более старых книг. Маги вызывают демонов, обращаются к ангелам, и они все так же, как описано в греческих магических папирусах, молятся богу, чертят круг и жгут благовония.

Тому, кто захочет понять магию тех лет, стоит заглянуть в знаменитые гримуары «Большой ключ Соломона» и «Малый ключ Соломона», так же известный как «Лемегетон». В наши дни от всего «Лемегетона» в ходу осталась «Гоэтия» — одна глава этой книги, посвященная вызову 72 демонов, но вообще там куда больше всего, если читать целиком.

Причем магия античности была проще – например, написали проклятия на свинцовой табличке, с обращением к богам, и зарыли в могилу, что бы дух умершего все это богам передал и устроил все как надо. Гримуарная магия радикально усложнилась, обросла сложными ингредиентами и методами, вплоть до невозможных (вроде идеи вырезать сложный рисунок на срезе большого алмаза, например), перешла к групповым ритуалам, во многом вдохновляемым принципами проведения богослужения.

Гримуарная магия  этих лет очень сложная, но это не то, как точно надо сделать, а то, как было бы сделать, с точки зрения изначально сложной системы. Иной раз прочесть все молитвы за указанное время не получится – времени не хватит! Так что не стоит воспринимать все это как эталон, во многом гримуарные ритуалы скорее идеал, к которому стоило бы стремиться, причем практически не досягаемый.

В наши дни магия во многом вернулась к истокам, к языческим, до гримуарным, принципам работы, и снова стала гораздо проще. По форме проще, а принципы-то еще с греческих папирусов не менялись.

И в этой старой школе все больше известны демоны, но и ангелов не забывали. Шем-ха Мефораш – еще одна система прошлых веков, посвященная вызову 72 ангелов. И это торжество христианизации – имена ангелов хитрым способом найдены трех стихах Библии, написанных на иврите, а самих ангелов предлагается вызывать, читая определенные библейские строки, почти всегда взятые из Псалмов.

Ну а самая знаменитая система, связанная с ангелами – Енохианская магия, детище Джона Ди и Эдварда Келли. В самый разгар охоты на ведьм, в 16 веке, они несколько лет путешествовали по Европе и общались с ангелами, получали от них послания. Результатом стал ворох записей, дневников, книг и непонятных даже им таблиц с буквами.

Сами Ди и Келли не использовали это на практике, они общались с ангелами, получая то, что потом станет основой Енохианской магии, но сами не использовали ее, они просто получали послания и записывали их.

Джон Ди спрятал все документы в двух тайниках, которые были найдены после его смерти. Хотя кто знает, может быть где-то ждет своего часа третий тайник! Но все это постепенно дошло до Ордена Золотой Зари, и уже там, в конце 19 века, стало именно Енохианской магией, самостоятельно ритуальной системой. Ирония в том, что Ди и Келли, создатели Енохианской магии, никогда не пользовались Енохианской магией, не знали той ее системы, которая есть сейчас и даже не называли ее «Енохианской».

Важный момент этой истории – 15 век, Италия, появление карт Таро. Тех, кто уверен в их египетском происхождении ждет неприятный сюрприз, в мире не известно ни одной колоды Таро (именно Таро, а не каких-то еще карт) до знаменитого Таро Висконти-Сфорца, сделанного для семей Висконти и Сфорца, богатых и влиятельных итальянских аристократов, геральдическими символами которых украшены эти карты.

Таро не создавали в древнем Египте, первая реальная колода в египетском стиле появилась только в начале 20 века. Их не создавали на основе каббалы и Древа Жизни – карты Таро старше, чем нарисованное в 16 веке Древо Жизни. И Таро – потомки игральных карт. Мало того, ими в первую очередь именно играли, плоть до 18 века, и до сих пор существуют редкие игральные колоды Таро.

Их именно оккультная история начинается в 18 веке, когда Кур де Жебелен, во время карточной игры в Таро, обратил внимание на символы карт. Сами карты, которые мы знаем, появились в 15 веке, но их сюжеты, символы, рисунки, образ Колеса Фортуны, колесница, запряженная черным и белым конями, женщина в одежде Римского Папы, Страшный суд, и многое другое, куда старше. В Таро вошли многие религиозные и мифологические образы.

И Жебелен выдвинул теорию, согласно которой карты Таро – именно оккультный инструмент, причем изобретенный в древнем Египет, именно он первым выдвинул египетскую теорию. И, на самом деле, это время египтомании – повальной моды на Египет, когда русские и европейские монархи строят себе при дворцах маленькие пирамиды, и когда все считают происходящим из древнего Египта.

Примерно в это же время появляется Марсельское Таро, которое все еще остается игральным, но с подачи Жебелена превращается еще и в оккультный инструмент, и Таро довольно быстро уходят в сторону от массовых карточных игр. Марсельские карты превращаются в стандарт.

В 19 веке Элифас Леви первым на практике увязывает карты Таро с каббалой, буквами иврита и путями на древе жизни, и от него начинается линия французских карт Таро, в которых колоду начинает Маг, соответствующий букве Алеф.

А от Макгрегора Мазерса, лидера Ордена Золотой Зари, в конце 19 века начинается линия английских карт, у которых колода начинается с Дурака, соответствующего букве Алеф и Воздуху.

В современном мире французские колоды – это например, Таро Папюса, Вирта, Таро ГОМ, а английские – это, прежде всего, Таро Уэйта и Таро Тота.

Но тут придется снова вернуться назад. Нострадамус написал в одном из своих знаменитых предсказаний:

«Появится новая школа философов,
Презирающих смерть, золото, почести и богатства,
Они будут подле гор Германии,
И будет множество тех, кто поддержит их и последует за ними».

Прошло 60 лет, и в Германии появилась новая школа философов, и многие последовали за ними, и школа предписывала презирать богатство и делать добро, не требуя награды – и это розенкрейцеры. Причем довольно быстро появились закрытые организации, берущие немалые деньги за участие в них, не смотря на теоретическое бескорыстие розенкрейцеров.

За ними стоит, как часто бывает, красивая легенда о Христиане Розенкрейцере, древнем мудром адепте, который постигал магию и божественную мудрость по всему миру, передал ее ученикам и умер. Его последователи разошлись по миру, что бы лечить людей и не брать с них денег и хранить все в секрете, пока не придет срок открыть правду миру.

Срок, по версии розенкрейцеров, пришел через 120 лет, когда была найдена гробница Розенкрейца, освященная не Солнцем, но силой магии, и снабженная табличкой со словами «Через 120 лет я воскресну!». Это значило, что пора сообщить миру об обществе, хранящем древнюю оккультную мудрость.

И в 1614 году, года были опубликованы манифесты, объявившие миру об обществе розенкрейцеров, которое приглашает людей вступить в него и стать участниками общества.

Фактически, именно с этого и началась история розенкрейцеров, поскольку Христиан Розенкрейц и вся его история – чистая легенда. Но легенда вдохновила людей, которые объединились в новое общество, изучающее оккультизм, философию, алхимию. Особенно алхимию, ставшую одной из важнейших основ розенкрейцерства.

Кто-то горячо приветствовал новое общество, кто-то критиковал и опровергал его миф, но в ряды розенкрейцеров вступили многие знающие оккультисты. Появились розенкрейцеровские Ордены, в их ряды вступали порой очень знатные и влиятельные люди, розенкрейцером был король Пруссии Фридрих Вильгельм II. Во второй половине 18 века розенкрейцеры пришли в Россию, а на данный момент в мире действует множество розенкрейцеровских групп, в том числе больших, международных, многие из которых уверяют, что все мире только они – настоящие розенкрейцеры, а все прочие просто самозванцы.

С розенкрейцерами тесно сплелись масоны, и порой между ними тогда не делали никакой разницы. Но тут сразу надо запомнить главное.

1 – масоны это не всемирный заговор, история о заговоре масонов и о масонах-сатанистах появились в 19 веке благодаря Лео Таксилю, который выдумал масонский заговор как многолетнюю шутку, которая слишком далеко зашла.

И 2 – большая часть масонов не имеет отношения к оккультизму. В масонстве много уставов – то есть разных течений, разновидностей масонства – и только некоторые из них изучают оккультизм и практикуют его.

Сами масоны называют себя вольными каменщиками, и это не случайность – их история восходит к средневековым гильдиям каменщиков. Тогда каждая профессия образовывала закрытую гильдию, и заниматься ей имели право только члены гильдии. Вступление в гильдию сопровождалось посвятительным ритуалом, а ее члены узнавали друг друга по секретным знакам, паролям и рукопожатиям.

Вот всю эту систему – посвящения, ложи, ритуалы, уровни иерархии – потом приняли западные оккультные общества. Приняли через масонов – и первые масоны, которых называют оперативными, были именно строителями, которые таскали кирпичи. Но состоять в гильдии каменщиков было почетно, и века с 17 в ложи стали принимать людей со стороны. Постепенно строителей там становилось меньше, а посторонних людей все больше, и масоны стали спекулятивными – то есть больше не имеющими отношения к стройке.

Вот это уже начало масонов современных. И именно спекулятивной была Объединённая великая ложа Англии, старейшая и крупнейшая в мире в наши дни, открытая в 1717 году. Ее не зря назвали «объединенной» — она возникла после объединения четырех существовавших до нее более мелких лож. И вот это можно очень условно считать началом масонства, известного сейчас.

Эти масоны почитали Библию, верили в бога (это было обязательным условием), почти все были христианами, и очень быстро появилось множество лож и уставов. Некоторые из них напирали на общественную работу, благотворительность и взаимную помощь, другие на религию, а некоторые – немногие – на оккультизм.

Легендарный Калиостро создал один из таких оккультных уставов, а его побочный и отдаленный потомок, Устав Мемфис-Мицраим, сейчас можно назвать основным направлением именно эзотерического масонства. Он сыграл важную роль в оккультизме, в нем состояли многие видные маги и мистики новейшей истории, включая Блаватскую и Кроули.

Во всем многообразии масонских уставов масонам не удалось сохранить верность единым принципам, и теперь масоны делятся на регулярных и нерегулярных. Регулярные строго чтут старые правила, верят в бога и прочее, нерегулярные позволяют себе вольности – например, они могут принимать женщин и атеистов, что в изначальном масонстве было немыслимо.

Еще одна важная веха – месмеризм, учение о животном магнетизме. В чистом виде его не найти в наши дни, но именно с него началось широкое распространение представлений о магической энергии.

Именно распространение – сами представления о духовной энергии намного старше, про нее писал еще Парацельс. Но французский розенкрейцер Франц Антон Месмер назвал эту энергию флюидом, описал в кратком тексте «27 тезисов» и прославил ее.

Согласно Месмеру все в мире наполнено флюидом, и человек может научиться собирать и направлять эту энергию. По сути это похоже на идеи энергии ци в Китае. Месмер строил приборы, которые должны были собирать и направлять флюид, учил людей направлять энергию из своих тел и пытался больных людей с ее помощью.

В созданное им Общество Вселенской Гармонии вступали сотни людей, желающих обучиться управлению флюидом, невзирая на серьезную сумму, которую требовалось заплатить за вступление. Членом Общества был, кстати, автор египетской теории Таро Кур де Жебелен. Флюид вошел в моду, с ним экспериментировали короли, священники, академии наук создавали комиссии с целью разоблачить и развенчать месмеризм как шарлатанство, но также и предлагали награды за лучшие диссертации на тему механизмов месмеризма.

Но все сгубила французская революция, после которой людям стало не до месмеризма и духовной энергии. Общество закрылось, Месмер сбежал из Франции, спасаясь от преследований, и именно месмеризма, в чистом виде, уже нет. Но его наследники, развивающие на новых уровнях идеи Месмера – генераторы оргона, довольно популярные пирамидки из эпоксидной смолы и металлических опилок, которые делают или покупают в качестве устройств для очищения энергии. Эти пирамидки – дальние потомки приборов, которые строил Месмер.

Следующий шаг истории – спиритизм. Точнее, сначала спиритуализм, как вера в духов, живущих вокруг нас, а уже потом спиритизм, как религия, построенная на общении с мертвыми. Спиритизм – одна из разновидностей спиритуализма.

А отцом спиритуализма можно считать Эммануила Сведендорга. Обычно его называют философом, но прежде всего он духовидец 17 века, который получал и записывал послания духов, предсказывал будущее и оставил собственное учение, описывающее наш и потусторонний миры, путь превращения души человека в ангела рая или ангела ада и прочее, и утверждающее, что мир полон духов, душ умерших людей, с которыми можно установить контакт. На основе этого учения до сих пор действуют чисто религиозные организации, спиритуалистические церкви.

Сведенборг умер, а в 19 веке месмерист и спиритуалист Эндрю Джексон Дэвис объявил, что установил контакт с его душой, и получил ее послания. В том числе – сообщение о будущем открытии новой планеты (тогда Плутон еще не был известен) и о каретах, которые будут ездить без лошадей, за счет сгорания паров особой огнеопасной жидкости.

31 марта 1848 он записал в дневнике, что услышал голос духов, говорящих, что в этот день началось нечто великое – и в этот день фермер Джон Фокс услышал в своем доме стук непонятного происхождения. Его дочери, будущие знаменитые медиумы Кейт, Лия и Маргарет Фокс, тоже постучали, спросили, сколько им лет, и получили в ответ правильное число стуков.

Сестры Фокс задавали вопросы неведомому стучащему духу, а тот стуками давал им ответы. Скоро к ним присоединились соседи, кто-то придумал условный код, с помощью которого стуками можно обозначать буквы, и за следующие несколько лет мир захлестнула мода на общение с духами — так начался спиритизм.

Люди массово проводили сеансы, уже не только со стуками, но и со спиритической доской, со вселением умершего в медиума, который говорит от его имени, а так же с демонстрацией телекинеза, левитации, материализации и прочих чудес.

За дело взялись ученые, причем одни старательно опровергали спиритизм, другие его поддерживали и исследовали, и усилиями вторых появилось Общество Психических Исследований, с которого началась вся современная парапсихология.

Но со временем мода на разговоры с умершими пошла на спад, а спиритические идеи растворились в остальных идеях западного оккультизма. Именно массовой спиритической религии больше нет, а наследие, идеи, остались навсегда.

И именно со спиритизма начинала свой путь Елена Петровна Ган, более известная под фамилией мужа – Блаватская. Ей было 17, когда она вышла замуж. Что было дальше – точно никто не знает, кроме того, что с мужем она не жила и много путешествовала по миру. Когда Блаватской было уже за сорок, она открыло в Египте спиритическую группу, вызывала умерших, а потом встретила в США Генри Олкотта, спирита, месмериста и одного из первых западных буддистов, прославленного именно в буддистском мире тех лет.

Блаватская приняла буддизм, но сверх того выдвинула множество собственных идей, включая описание рас, живших на земле до человека, им все это стало началом нового учения, теософии – а Олкотт стал первым президентом Теософского Общества. Блаватская уверяла, что все свои познания она получает от махатм – таинственных высших адептов, хранителей знаний и мудрости, которые живут где-то в Гималаях и шлют ей послания.

Теософия, как спиритизм, стала невероятно популярна, и через нее, как и через масонство, прошли очень многие именитые оккультисты, Блаватская остается одним из самых именитых авторитетов современной оккультной истории, но еще при ее жизни репутацию теософии подпортили обвинения в обмане, выдвинутые против самой Блаватской, а после ее смерти – конфуз с приходом Майтреи.

К тому времени Теософское Общество возглавила Анни Вуд Безант, и за время ее правления было объявлено, что найденный в Индии мальчик Джидду Кришнамурти – мессия, который приведет в наш мир Майтрею, следующего будду, приход которого давно ждут буддисты.

Кришнамурти был усыновлен и воспитан теософами, он стал звездой и новым пророком, в его честь открывались собственные оккультные общества, ему дарили дворцы, его почитали десятки тысяч людей. Вокруг него была создана новая религия, без особой фантазии названная просто Мировая Религия.

Но в день, когда он должны был назвать дату прихода Майтреи, он объявил, что никакой Майтрея не придет и что сам он не мессия. Он вернул все, что ему подарили и пожертвовали, покинул теософию и пошел своим личным путем.

Это сильно подкосило популярность Теософского Общества, но не погубило его. От теософии происходят ее потомки, агни-йога, созданная супругами Рерих, и антропософия, учение Рудольфа Штайнера, ставшее результатом сильной христианизации теософского учения (изначально отталкивающегося от буддистских идей). А из антропософии выросла еще и вальдорфская педагогика. Это именно педагогическая система, на основе которой работают частные школы, в том числе и в России, и в ее основе лежат оккультные идеи Штайнера.

Но это уже довольно далеко уходит в сторону, так что вернемся во Францию 19 века, где живет священник, Альфонс-Луи Констан. В 12 лет он полюбил бога и выбрал духовный путь. Но став монахом, он принимал исповеди Адель Алленбах, влюбился и понял, что женщин любит больше чем бога.

Он отказался от сана, покинул церковь и зажил совершенно новой жизнью. В это жизни он стал ярым социалистом, боролся с монархией, несколько раз сидел в тюрьме, был женат и практиковал магию. И новую свою жизнь он жил под своим новым именем – Элифас Леви. Его карьера священника не сложилась, но как маг он прославился и стал классиком, и порой другие знаменитые оккультисты порой читали лекции, рассказывая о своей встрече с самим Леви!

Именно он впервые связал карты Таро и каббалу, от него идет французские карты Таро (хотя он так и не сделал собственную колоду), и во многом французская оккультная школа. Его последователи – прославленные французские маги Станислас де Гуайта, Освальд Вирт, создавший популярную колоду Таро по отдаленным мотивам работ Леви, и, прежде всего, знаменитый Папюс.

Папюс был масоном, мартинистом, состоял в Теософском Обществе, в Ордене Золотой Зари, возглавлял Орден Мартинистов. Он имел связи с русским императорским двором, встречался с Николаем 2, посвятил в свой Орден самых высокопоставленных российских аристократов. Его последователи – прежде всего Григорий Оттонович Мёбес, мартинист, таролог, автор прославленных тогда лекций по оккультизму – принесли в Россию карты Таро, которые до этого не имели большого распространения.

Но Папюс неожиданно погиб на полях сражений 1 Мировой, а русская революция положила конец мартинизму, масонству, картам Таро и прочему оккультизму в новой, уже советской России.

И не раз прозвучало слово «мартинизм». Это еще одно оккультное учение, французское по своим корням и предельно христианизированное по своей сути. Мартинизм – нечто вроде оккультной версии христианства, и начинается все в 18 веке с человека по имени Жак де Ливрон Иоахим де ла Тур де ла Каса Мартинес де Паскуалли. Был он маг, масон, каббалист и основал организацию с названием под стать собственному имени — Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной.

Им написана книга «Трактат о реинтеграции», идеи которой и стали в итоге учениям мартинизма. Согласно учению да Паскуали, бог создал Адама как двуполое существо, и он должен был занять место на небе возле бога после падения мятежных ангелов. Но Адам сам решил стать творцом, создать свой мир и своих людей, за что так же был сброшен с небес, разделен на мужчину и женщину, и отделен от бога. И задача человека теперь – использовать магию, что бы найти путь обратно, снова соединиться с богом.

Мартинизм пережил века, он развивался, менялся, порождал новые религиозно-оккультные течения и группы, выбирал своими инструментом то ритуалы, то медитации и дожил до наших дней, во много благодаря Луи-Клоду де Сен-Мартену, который был учеником да Паскуали и с которым теперь и связывают мартинизм прежде всего. Эту линию и принял Папюс, последователи которого привезли мартинизм в Россию.

И это французский оккультизм. А в это время в Англии кипят свои интриги. И начинается все с того, что масон Роберт Уэнтворт Литтл разбирал бумаги на полках библиотеки его масонской ложи, и откопал там ряд забытых всеми розенкрейцеровских документов. Эти документы стали началом Английского Общества Розенкрейцеров.

Общество стало могучей организацией, членами которой были Уильяма Уинни Уэсткотт (масон, теософ и розенкрейцер), Макгрегор Мазерс, розенкрейцер, оккультист и полиглот, знающий множество редких языков, переводчик оккультной литературы и Уильям Роберт Вудман, масон, розенкрейцер, каббалист, алхимик и астролог.

Все трое станут основателями Ордена Золотой Зари. Начал все Уэсткотт, который возглавлял Общество Розенкрейцеров. По официальной версии он получил некие документы, с описаниями незнакомых ему немецкий розенкрейцерских ритуалов и посвящений. Получил от масона Александр Вудфорд, который получил их от Элифаса Леви, и сначала предложил еще одному розенкрейцеру, Кеннету Макензи.

И вот тут все очень загадочно, и это могли быть именно документы немецких розенкрейцеров, или документы, написанные самим Вудфордом или самим Макензи, или даже самим Уэсткоттом. Но как бы то ни было – на их основе и была создана новая розенкрейцеровская группа, ставшая Орденом Золотой Зари.

По официальной же версии, в документах были контакты некой Анны Шпренгель, немецкой посвященной в высшие уровни розенкрейцерства, которая дала добро на создание нового Ордена. Существование Шпренгель в реальности довольно сомнительное, и позже Уэсткотта обвинят в том, что он ее просто выдумал, что бы придать авторитетности новой организации, и это стало одной из причин раскола в Ордене.

Но в любом случае, документы были зашифрованы, и для расшифровки Уэсткотт привлек Мазерса. А в расшифрованных документах было написано, что Орден должны возглавлять трое, и третьим стал Вудман. Хотя фактически, большую часть времени, Орденом управлял Мазерс, которого можно смело считать главой организации.

Орден был открыт в 1888 году, и именно Мазерс в последующие годы дорабатывал его, совершенствовал, писал новые ритуалы, новые степени посвящения, создал английскую систему Таро, перевел массу книг, и то, что начиналось как несколько розенкрейцеровских ритуалов, стало самостоятельной и весьма важной организацией.

Именно в Золотой Зари были воспитаны и получили оккультные знания Алистер Кроули и Артур Уэйт, автор знаменитой колоды, именно в Золотой Заре разрозненные фрагменты и учения, Енохиана, Гоэтия, и все прочее, стали цельной системой, соединившей в гармонии самые разные грани западного оккультизма.

Орден открыл несколько отделений по всему миру, проник во Францию, Америку, в его рядах состояли нобелевские лауреаты. Большая часть современной церемониальной магии – заслуга Золотой Зари.

У Ордена был лишь один недостаток – люди, стоящие на ступенях иерархии. Иерархия посвящений должна была, в теории, указывать на уровень духовного развития адептов, но на деле в Заре ступени посвящения были привязаны еще и к уровню власти и полномочий.

Очень скоро адепты начали ссориться и интриговать, стараясь получить более высокие степени. Начались выяснения, кто главнее, кто-то подчинялся Мазерсу, кто-то отказывался признавать его лидером. Кто-то пытался привить в Ордене практики сексуальной магии, а кто-то требовал изгнать этих наглецов из Ордена. Богатые адепты, снабжавшие Мазерса деньгами, начали давить на него, требуя принятия удобных для них решений, угрожая лишить Орден финансирования.

Началась серия больших конфликтов, и в самый разгар проблем часть документов Ордена была украдена мошенниками, которые использовали их, что бы создать поддельный Орден и брать деньги за посвящение в него. Прошел судебный процесс, на которым были преданы огласки до того секретные ритуалы Золотой Зари, репутация организации оказалась запятнана, и дошло до смены названия.

В итоге Орден раскололся на два независимые организации, Орден Альфа и Омега, оставшийся под управлением Мазерса, и Орден Утренней Звезды, куда ушли мятежники, не желающие его признавать. Эти две организации, уже не существующие, воспитали Дион Фортун и Израэля Регарди, и от них происходят многие, но мелкие, организации, работающие по системе Золотой Зари в наши дни.

Еще одна организация, претендующая на роль наследника Золотой Зари и вообще традиции английской розенкрейцерской линии – Орден Аргентум Аструм, и это значит, что пришло время вспомнить Алистера Кроули.

Богач с рождения, потративший на магию все свое состояние, и никогда не зарабатывающей на ней деньги, путешественник, альпинист, самый прославленный – в том числе и скандально прославленный – маг современной истории, он начинал свой путь в Ордене Золотой Зари. Как верный соратник и сторонни Мазерса, он выступал на его стороне во всех конфликтах и расколах, но позже отношения испортились, и они стали врагами.

Кроули пошел своим путем, получил в Каире текст «Книги Закона», продиктованный ему духами, и создал на ее основе телему, собственное учение, которое закручено вокруг идеи личной свободы и поиска контакта со Святым Ангелом-Хранителем, который должен привести к познанию человеком его Воли, его смысла жизни, который должен быть воплощен в жизнь.

В Заре было два уровня, Внешний Орден – подготовительный, основанный на тех самых документах, найденных в масонской библиотеке, и Внутренний, закрытый, где уже шла серьезная практика, и куда попадали только по особому приглашению. Ритуалы Внутреннего Ордена разработал Мазер, а Кроули, после разрыва с ним, решил, что ритуалы не вполне правильные, и их нужно изменить и доработать, исправить ошибки.

А попутно приспособить их к телеме. Вот из этой полной переработки ритуалов Внутреннего Ордена и возникла личная организация Кроули – Орден Аргентум Аструм. Он существует и прямо сейчас, в виде нескольких линий передачи инициации, и создавая его Кроули видел, как борьба за власть погубила Зарю, поэтому в Аргентум Аструм нет руководства, лидера, подчинения одного адепта другому, он работает как линия, в которой все передается из рук в руки, от одного к другому, но нет никакого всеобщего главы, который всеми командует.

Помимо этого Кроули был приглашен в Орден Восточных Тамплиеров (он же Ордо Темпли Ориентис, или просто ОТО). Эта организация была создана в 19 веке, как масонский орден, призванный объединить все течения и уставы, стать масонской академией, где можно изучить все. Из это затеи ничего не вышло, но Орден был создан, как нерегулярное эзотерической масонство, принимающее женщин и практикующее магию.

И однажды оказалось, что Кроули описывает в своих книгах то, что ОТО считало своей тайной. Это вызвало сначала претензии, а потом конфуз – оказалось, что в тайны ОТО он не посвящен, клятвы хранить их в секрете не давал, и описывает собственным идеи и наработки, которые, так уж вышло, совпали с тайнами, хранимыми ОТО.

В итоге его пригласили в Орден, он был посвящен и дал клятву хранить эти секреты в тайне. После он стал (не просто и не со всеобщего согласия) лидером ОТО, и перевел его учение на рельсы телемы. Орден едва не погиб в 70-х, потерял почти всех адептов, но уцелел, воспрянул и существует до сих пор по всему миру, но с масонами он уже давно не связан.

В ОТО состоял (и лично знал Кроули) Джеральд Гарднер, основавший викку, появившуюся в 50-х годах прошлого века. В начале викка была тесно связанна с телемой, а многие ранние ритуалы Гарднера дословно цитировали тексты и ритуалы Кроули. Но довольно быстро викка отошла от телемы, разделилась на несколько ветвей и теперь существует во множестве вариантов, как современная языческая религия. Прямой связи именно с оригинальным древним язычеством у нее нет, она выросла из мира церемониальной магии.

И это уже середина 20 века. С одной стороны, в это время создается множество оккультных учений, тифонианская традиция, магия хаоса, мартинизм и гностицизм смешиваются в вуду, западная магия – с йогой и рунами. С другой – еще в середине 20 века был последний случай запрета и уничтожения гримуаров – немецкий суд решил, что богохульные колдовские книги не должны существовать, наказал издателя и уничтожил тираж. По сути, это последняя искорка былой охоты на ведьм.

Ну а новые учения и системы, Ордены и ковены, продолжают создаваться. И новое – не значит плохое, все традиционное было когда-то новым. Но каждый, кто говорит, что создал учение, Орден, и прочее, должен быть способен четко указать место этого Ордена или учения в этом потоке передачи традиции проходящей через тысячи лет, указать линию, в которой он стоит, принимая традицию от кого-то и передавая ее кому-то.