Буддизм, история и суть. Часть 7

СМОТРЕТЬ НА ЮТЬБ

Буддизм – 7. Миры сансары


00:00 мир, полный богов и духов 04:50 колесо сансары  12:21 буддистский ад  15:05 голодные духи и мир животных  17:32 миры людей, дэвов и асуров  20:53 путь из жизни в жизнь

Первое видео
Следующий выпуск

Колесо сансары

Поговорим о сансаре, ее устройстве, и она не так проста! Да, это привычный нам мир – но буддизм не ограничивается только видимым нам миром. Есть иные миры и у сансары сложная структура.

И не раз уже сказали про богов – но в буддизме нет бога! Как это? Тут снова надо четко формулировать – нет единого бога-творца, в араамическом смысле, того, кто не обусловлен причинами, существовал до начала мир, правит им и сам неизменен. Такого бога нет – потому что все изменчиво и все имеет причину, а у мироздания не было начала и конца.

Но у каждой вселенной – есть. Кальпа – это время существования вселенной, и в буддизме, как и во многих теориях физики, вселенная рассматривает как цикличная, одна вселенная гибнет, другая  рождается, и так вечно и бесконечно.

И в Трипитаке, в Палийском Каноне, упомянут Брахма, индийский демиург, бог-творец. И описано, как он творит вселенную! Но в Индии он творец в классическом понимании, типичный бог, а в буддизме он одно из существ сансары. Он так могуч, что и правда может сотворить очередную вселенную, но он сам смертен, подвержен карме, он родился и он умрет, вот в чем суть отличия.

Вот таких богов в буддизме полно – и они больше похожи не на христианского бога, а на греческих или скандинавских, которые рождаются, умирают, живут с проблемами, и никто из них не сотворил мир по своей приходи. Даже этот, буддистский, Брахма сотворил максимум одну вселенную в бесконечной их череде, всего-то!

Мир буддизма полон духовных существ. Наги обитают в водах и карают тех, кто загрязняет реки, и в Ваджраяне их задабривают подношениями. А какой-то человек жил, безмерно преданный своей земле, городу, был привязан к нему, и считал это место лучшим в мире, ревновал его, злясь на приезжих, которые на его землю понаехали. И умер. И остался привязанным к месту и стал духом – хранителем этого места.

И таких существ очень много, и есть в том числе, Индра, Гаруда и прочие индуистские персонажи. И даже не Брахма, а брахмЫ — это целый класс божественных существ, способных создавать материю. И Брахма-Праджапати самое могущественное существо нашей вселенной. Он ее сделал! Но это Брахма не Абсолют, создавший все, как авраамический бог, а очередное несовершенное существо, с заблуждениями и привязанности. Иначе бы он не был богом — он бы был буддой!

Будда – высшее существо, а все эти создания, жители сансары, даже способные строить и ломать вселенные и жить миллиарды миллиардов лет, все равно обычные смертные существа, невежественные, страдающие и пойманные сансарой, нуждающиеся в просветлении.

Родиться человеком – это лучше, чем родиться богом, потому что у человека больше шансов  стать буддой, а боги так и будут болтаться по сансаре, пока не умрут, и не получат новое рождение по своей карме.

 

 

 

Буддизм отказался от индийских представлений о боге как Абсолюте, и от идеи Девалоки, особой обители, мира таких богов.

В буддизме мир богов – один из миров сансары, а сама сансара – колесо, в котором мы крутимся в рождениях и смертях, и сансару обычно так и рисуют, в виде колеса.  Вот этот рисунок – бхавачакра — колесо взаимозависимого происхождения, колесо бытия, колесо сансары. Не как часто бывает нижний, средний и верхний миры, ад, земля и рай, и прочее, а именно колесо, круг и цикличность.

Тут много миров и уровней мироздания, и сразу скажу – их могут понимать и как реальные миры и как уровни сознания. Есть многотомный комментарий 5 века, Абхидхармакоша, написанный в одной из школ Тхеравады, и в нем один из томов описывает эту структуру миров.

Мир вечен – но вселенные появляются и исчезают, по циклу.

В центре мира  находится гора Меру. Это ось мира, такое есть у многих народов – скандинавский Иггдрасиль и прочее. На горе живут боги и все остальные и миры – это как уровни горы Меру.

И это шесть миров – внутри которых свои деления и подразделения.

Дэва-лока – мир дэвов, мир богов. Асура-лока, мир асуров, условно можно сказать, что демонов. Очень условно!

Мир людей — манака-лока. Мир животных — тирьяка-лока. Вроде мы живем бок обок с ними, в одном мире, но с позиции сансары, рождения в какой-то форме – это разные миры.

Мир претов – прета-лока, голодных духов. Это именно духи, мучимые голодом, но не способные его утолить, как неупокоенные души, у которых незавершенное дело, которое им не удастся уже закончить.

И мир нараков — нарака-лока. Это адские миры, где грешники страдают за грехи свои. В отличие от христианства, это тоже временное место, а не вечные муки. Но долгие. Очень долгие.

Когда возникает очередная вселенная, сначала появляются эти миры, а потом уже живые существа для них. Когда гибнет в конце кальпы – наоборот, сначала мир покидают его жители, а потом и он без них обречен на уничтожение. Мир не имеет смысла, если в нем никто не живет, без сознания, его воспринимающего, он не существует, это же сансара – иллюзия.

Любой может родиться в любом из этих миров. Но не в любом захочет, и благие, удачные рождения – это в виде человека, дэва и асура (условно – бога и демона). Неудачные  — в виде животного, голодного духа и особенно рождение в аду.

Опять же человеком можно родиться и  у нас тут, и в чистой земле, есть варианты, но человеческое рождение – лучшее. Мы все счастливчики, раз родились людьми! Человеческая жизнь ценна тем, что дает максимальные возможности для нирваны и выхода из цикла перерождения.

Кстати, вечный вопрос – как это так реинкарнация работает, что тел людских все больше и больше, откуда души? С позиции буддизма  проблем тут нет —  из иных миров, из мира животных. Ну да, людей все больше, но куда меньше, чем насекомых, а каждый из них тоже погибнет и переродиться!

Животным нирвану не понять, ума не хватает, боги вечно блаженствуют, не осознают страданий сансары, гордятся своей силой и уповают на миллионы лет своей жизни, и не стремятся в нирвану. Да еще порой могут забыть о ней, и возомнить себя истинно бессмертными и высшими существами.

А жителям ада ни до того, они в аду, каждый миг для них мучение. И это вызывает в них ненависть, страх и прочее, а это становится новой негативной кармой, которая еще поверх того, что они уже в аду, дополнительно мешает им оттуда выбраться

А у человека оптимальный баланс для похода в нирвану.

У миров своя сложная структура, и как водится людям подробно описывают ад, что бы желание его избежать подталкивало к поиску спасения. Адские миры – порождения ума, обусловленные кармой тех, кто в них попал, но они описаны через откровения, через видение иных миров, которые йогины получали во время медитации.

И вот вы разозлились на собаку, и пнули ее, с намерением причинить ей боль. И убили. И оказались в аду, и ваш гнев, ваша ненависть, становится основой ада для вас. Не в том дело даже, что пнули, убили, дело в том, что в гневе, ненависти, ярости. Ваша карма толкала вас ее убить, а ее карма – погибнуть, но вы сделали это в гневе! Помним, что для кармы важно намерение. И ад ваш – это многократное усиление этого состояния, ваш гнев творит миры, ваша ненависти и желание уничтожать становится обстановкой, в которой уничтожают вас, вы горите в своем гневе, в своей злобе.

А если вы впотьмах на таракана наступили, не заметили, и зла ему не желали – это вашу карму не пятнает. Если вы  комара спокойно, без неприязни, прихлопнули, и пожелали ему благоприятного перерождения, освободив, кстати, от неудачного рождения комаром, то ад вам не грозит. А вот если поганый комар вас бесит, и вы ненавидите его, и лупите, что есть силы, что бы эту поганую тварь размазать – это вы понесете с собой дальше, и в аду так же размажете сами себя.

Держит колесо Яма, бог смерти, хозяин ада, судья загробного мира. Это он приходил искушать Будду под дерево. Рядом с ним – и вне колеса сансары обычно Амитабха или Авалокитешвара – есть разные версии рисунков. Это выход — чем крутиться в колесе, лучше выпрыгнуть из него в нирвану.

В центре  колеса — петух, змея и кабан. Это три яда, три главные проблемы, из-за которых мы все крутимся в колесе и крутимся. Петух – страсти, желания, змея – гнев, кабан, свинья – невежество. Вся сансара буквально крутится вокруг них.

Колесо Сансары

Тут много миров и уровней мироздания, и сразу скажу – их могут понимать и как реальные миры и как уровни сознания. Есть многотомный комментарий 5 века, Абхидхармакоша, написанный в одной из школ Тхеравады, и в нем один из томов описывает эту структуру миров.

Мир вечен – но вселенные появляются и исчезают, по циклу.

В центре мира  находится гора Меру. Это ось мира, такое есть у многих народов – скандинавский Иггдрасиль и прочее. На горе живут боги и все остальные и миры – это как уровни горы Меру.

И это шесть миров – внутри которых свои деления и подразделения.

Дэва-лока – мир дэвов, мир богов. Асура-лока, мир асуров, условно можно сказать, что демонов. Очень условно!

Мир людей — манака-лока. Мир животных — тирьяка-лока. Вроде мы живем бок обок с ними, в одном мире, но с позиции сансары, рождения в какой-то форме – это разные миры.

Мир претов – прета-лока, голодных духов. Это именно духи, мучимые голодом, но не способные его утолить, как неупокоенные души, у которых незавершенное дело, которое им не удастся уже закончить.

И мир нараков — нарака-лока. Это адские миры, где грешники страдают за грехи свои. В отличие от христианства, это тоже временное место, а не вечные муки. Но долгие. Очень долгие.

Когда возникает очередная вселенная, сначала появляются эти миры, а потом уже живые существа для них. Когда гибнет в конце кальпы – наоборот, сначала мир покидают его жители, а потом и он без них обречен на уничтожение. Мир не имеет смысла, если в нем никто не живет, без сознания, его воспринимающего, он не существует, это же сансара – иллюзия.

Любой может родиться в любом из этих миров. Но не в любом захочет, и благие, удачные рождения – это в виде человека, дэва и асура (условно – бога и демона). Неудачные  — в виде животного, голодного духа и особенно рождение в аду.

Опять же человеком можно родиться и  у нас тут, и в чистой земле, есть варианты, но человеческое рождение – лучшее. Мы все счастливчики, раз родились людьми! Человеческая жизнь ценна тем, что дает максимальные возможности для нирваны и выхода из цикла перерождения.

Кстати, вечный вопрос – как это так реинкарнация работает, что тел людских все больше и больше, откуда души? С позиции буддизма  проблем тут нет —  из иных миров, из мира животных. Ну да, людей все больше, но куда меньше, чем насекомых, а каждый из них тоже погибнет и переродиться!

Животным нирвану не понять, ума не хватает, боги вечно блаженствуют, не осознают страданий сансары, гордятся своей силой и уповают на миллионы лет своей жизни, и не стремятся в нирвану. Да еще порой могут забыть о ней, и возомнить себя истинно бессмертными и высшими существами.

А жителям ада ни до того, они в аду, каждый миг для них мучение. И это вызывает в них ненависть, страх и прочее, а это становится новой негативной кармой, которая еще поверх того, что они уже в аду, дополнительно мешает им оттуда выбраться

А у человека оптимальный баланс для похода в нирвану.

У миров своя сложная структура, и как водится людям подробно описывают ад, что бы желание его избежать подталкивало к поиску спасения. Адские миры – порождения ума, обусловленные кармой тех, кто в них попал, но они описаны через откровения, через видение иных миров, которые йогины получали во время медитации.

И вот вы разозлились на собаку, и пнули ее, с намерением причинить ей боль. И убили. И оказались в аду, и ваш гнев, ваша ненависть, становится основой ада для вас. Не в том дело даже, что пнули, убили, дело в том, что в гневе, ненависти, ярости. Ваша карма толкала вас ее убить, а ее карма – погибнуть, но вы сделали это в гневе! Помним, что для кармы важно намерение. И ад ваш – это многократное усиление этого состояния, ваш гнев творит миры, ваша ненависти и желание уничтожать становится обстановкой, в которой уничтожают вас, вы горите в своем гневе, в своей злобе.

А если вы впотьмах на таракана наступили, не заметили, и зла ему не желали – это вашу карму не пятнает. Если вы  комара спокойно, без неприязни, прихлопнули, и пожелали ему благоприятного перерождения, освободив, кстати, от неудачного рождения комаром, то ад вам не грозит. А вот если поганый комар вас бесит, и вы ненавидите его, и лупите, что есть силы, что бы эту поганую тварь размазать – это вы понесете с собой дальше, и в аду так же размажете сами себя.

Держит колесо Яма, бог смерти, хозяин ада, судья загробного мира. Это он приходил искушать Будду под дерево. Рядом с ним – и вне колеса сансары обычно Амитабха или Авалокитешвара – есть разные версии рисунков. Это выход — чем крутиться в колесе, лучше выпрыгнуть из него в нирвану.

В центре  колеса — петух, змея и кабан. Это три яда, три главные проблемы, из-за которых мы все крутимся в колесе и крутимся. Петух – страсти, желания, змея – гнев, кабан, свинья – невежество. Вся сансара буквально крутится вокруг них.

Далее по кругу – два пути, путь упадка, плохих рождений – животные, голодные духи и ад, и наоборот, благие рождения, развитие – асуры, дэвы, и человек

И далее изображены сами шесть миров сансары.

Внизу – ад.

Адов 18, и большая их часть, хотя и не все они, делятся на горячие, огненные, и холодные, ледяные. Все зависит от вас – огненные миры как раз последствие гнева, например. И можно вдобавок одним не ограничиться, а пройти сквозь многие, пока не закончатся все кармические последствия ваших поступков и намерений.

В одном аду все дерутся, убивают друг друга. Умирают и тут же оживают. Эйнхерии в Скандинавии, павшие воины в Вальхалле у Одина, тоже все время дерутся между собой, но для них это рай. А тут это ад.

В другом аду всех режут и расчленяют, в третьем почва раскалена и все горит в огне, в ледяном ад кожа замерзает и растрескивается. Креативный ад – для тех, кто причинял вред родным, лес, в котором человек гуляет и слышит, как голоса этих родных зовут его, просят о помощи – с верхушки деревьев. Он не может устоять и лезет к ним на дерево, а у дерева листья как ножи, и они режут его на части, а потом все повторяется. И так пока за весь вред, что был причинен, не наступят все последствия, не израсходуется вся карма. А потом можно и в следующий ад!

И вся злоба и ненависть, испытываемые тут  лишь создают новые ады и мучения, и время пребывания в аду – миллионы лет. Но однажды все кончится, и можно будет нормально родиться в удобной форме, и все забыть.

И все это последствия кармы – как если по стене кулаком ударил и пальцы сломал, то боль – последствие удара, а не наказание, которое кто-то насылает. Гнев и ненависть, ваши собственные, становятся вашими горячими и холодными адами, а так еще бесчисленным числом временных адов, которые возникают под конкретного человека, под заказ. Ад возникает вместе с обитателем этого ада и исчезает, когда его карма в этом аду будет исчерпана, это буквально порождение ума, без которого нет и ада.

Рядом с адом, так же внизу колеса – мир претов, голодных духов

Голодные духи тоже страдают, хотя и в меньшей степени, и тоже страдают очень долго. Они хотят есть и пить, но не могут наесться, например, у них рот как укол иголки, а огромный живот, и они вечно голодны. Он не могут получить желаемое, мерзнут, когда хотят тепла и потеют, когда хотят прохлады. Их обуревали мощные желания и привязанности, как у наркоманов, например, и это вечный голод, желание наркотика, и сделал их голодными духами.

Основа пребывания в аду – гнев, ненависть, основа голодных духов – желания, страсти, эгоизм.  Много жгучих неудовлетворенных желаний, становятся началом для желаний голодного духа, который вообще уже не способен их удовлетворить. В итоге человек видит сосуд с водой и пьет ее, а голодный дух, мучимый жаждой, пытается пить, но в его восприятии он видит вместо воды вонючий гной, и пить этого не может, и нет способа утолить жажду.

Преты, как и животные, среди нас, они духи, так что прямо мы их не видим, но они могут влиять на людей, подталкивать к чему-то, порождать в других патологические желания, вроде алкоголизма, и они могут вызывать то, что на западный манер можно назвать одержимостью.

 

Мир животных – это удел тех, кто погряз в неведении. Любых животных, включая насекомых и прочее. Вопрос с включением сюда вирусов, бактерий и простейших, обычно не рассматривается, когда формировалась это мировоззрение о них еще не знали, но комары, тараканы и прочее – это уже мир животных, участвующий в реинкарнации. Животные лишены разума, у них нет абстрактного мышления, они живут чисто автоматически, и их основа – невежество, непонимание окружающего мира.

Это путь для тех, кто не заработал себе два прошлых варианта, но жил бездумно, ничего не понимал, ни в чем не разбирался, как животные. Этим и выбрал свой путь.

Наверху – благие рождения. Сюда попадут те, кто не освободился, но накопил благую карму. Мудрец, достигший больших познаний, но не получивший нирвану, или сострадательный человек, который заботился о других и достиг в этом  большого успеха, но то же не получил нирвану. Сострадание и избавление от невежества, в разных пропорциях, могут обеспечить путь в миры дэвов и асуров.

 

Дэва-лока – мир дэвов, мир богов. И это не рай, это все еще сансара, и там так же рождаются и умирают, живут со своими проблемами, своими страданиями, со своими сложностями. Просто живут они там очень долго, и у них возможность и проблемы космического масштаба, они там могут галактиками жонглировать, но они просто более могущественны, вот и все, и нуждаются в спасении и нирване.

Но достигнуть ее богам сложнее, чем людям. В мире ада и голодных духов мешает злоба, страх, страсти, гнев и прочее, это привело в ад, это испытывается в аду, и это же укрепляет да и продляет пребывание  в нем.

Если ненависть привела в ледяной ад, то ненависть к самому ледяному аду продляет пребывание в нем, ненависть и есть ад.

А в мире богов другая проблема – они могущественны. Это вызывает гордость, самовлюбленность. Они погружаются в доступные удовольствие. Тысячелетиями берут от жизни все, и не стремятся к нирване. Они живут так долго, что забывают о своей будущей смерти и не заботятся о следующем перерождении.

Они в той самой пресловутой зоне комфорта, из которой надо выйти, что бы начать развиваться. Но они благосклонны к людям, и к ним обращаются за помощью.

Асуры – практические такие же могущественные существа, но более скоромные по возможностям, более эгоистичные, воинственные, это и не дало им стать дэвами. Часто дэвы и асуры выступают в роли противников, поэтому если дэвы – это условно бога, но асуров так же условно порой называют демонами. Хотя это скорее как олимпийские боги и титаны в Греции или скандинавские асы и ваны, два рода богов.

Асуром может стать тот, кто не дотянул до дэва, например, занимался благотворительностью ради рекламы и налоговых вычетов, вроде всех спасал, всем помогал, добра сделал много, но на самом деле сделал его эгоистично ради своей выгоды. Асуры испытывают зависть к более возвышенному положению дэвов, комплектуют по этому поводу, и сохраняют свою жажду власти и выгоды, и это не дает им быть счастливыми и мешает их нирване.

Мир людей – последний мир, наш мир. Рождение человеком – лучшее рождение, мы свободны и умы, и может постигать учение и следовать ему, в отличии от животных, мы не страдаем от мук ада или голода претов, но мы живем мало и трудно, что дает стимул  к поиску скорейшего выхода в нирвану. Люди не самые счастливые или могущественные, но у людей все в балансе, оптимальном для просветления.

 

Процесс перерождения описан в знаменитой тибетской Книге Мертвых, Бардо Тхёдол, посвященной посмертному состоянию Бардо. Бардо – промежуток между жизнями, время, в течение которого ищется новое воплощение, и обычно считается, что это занимает 49 дней. Но не факт – может быть и быстрее.

Состояние Бардо похоже на сон, поэтому в Ваджраяне практикуется йога сна, осознанные сновидения – что бы потом, после смерти, быстренько разобраться, что к чему, вернуть себе осознанность и воплотиться в удачной форме. Так что на следующую жизнь можно повлиять не только кармой, но и специальной подготовкой к ней, медитациями, ритуалами, тем, что направит умершего в нужную сторону.

Сначала умерший не понимает, что происходит, он живет обычной жизнью, ходит по своему дому и не замечает подвоха. Потом он осознает, что мертв, пугается и хочет вернуться к жизни, и это то, что влечет его обратно в сансару.

Но многое зависит от состояния его ума, умирая в злобе и жажде месте, стремлении к насилию, он обеспечит себе рождение в одном теле, которое и принесет ему потом жизнь среди насилия. Умирая в благодушном состоянии, понимая, что прожил не зря и ни о чем не жалеет, он обеспечит благоприятное новое рождение – человеческое рождение, речь о нем.

49 дней – это что бы родиться человеком, животным, а вот нематериальные рождения могут быть мгновенными. Умерший получает некие видения, образы, они иллюзорны, как сны, но он этого не понимает (если он не тренированный йогин, способный осознать себя в этот момент). Он тянется к чему-то в этих видениях, испытывает влечение и это уводит его в какой-то мир.

Если он был злобен и ненавидел людей, дрался, убивал, творил беспредел, то в Бардо он видит образ битвы, и тянется к ней, к драке, к крови, к смерти – чем жил, к тому и тянется. Другой бы отшатнулся от такого видения, но он любит насилие и тянется к нему. Но это поле боя – это адский мир, это его видение, и вот он уже туда вошел, сам, добровольно, хотя и не осознавая что делает, и оказался в аду, где все убивают друг друга и воскресают, и после жизни, проведенной в драках, его ждет новая жизнь, тысячи лет сплошной драки.

К чему тянетесь, то и получаете, в итоге. Это выбор – и родится в аду это выбор, хотя выбирающий и не понимает этого.  И последовательность процессов, ведущих к бесконечному перерождению, двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения, нарисована по краю колеса.

Рисунок и его символы могут отличаться, но суть одна. И суть это – работа сознания, которая привязывает к нирване, в виде последовательности из 12 шагов, которые приводят к новым рождениям.

Человек умер – вылетел по инерции в Бардо и продолжает двигаться куда-то в привычном направлении. Но понимает, что умер. Осознает себя. Осознавать себя надо в какой-то форме, появляется представление об обозначении себя, имени, форме. Определение себя зарождается в начале, а затем, по нему, происходит и обретение нового тела.

Тело начинает видеть, слышать, воспринимать не себя уже, а мир. Формируются различные формы сознания. Они порождают ощущения, а из ощущений возникают клеши – яды, загрязнения, те самые, что обозначены змеей, птицей и кабаном. Из приятных ощущений рождается страсть, из неприятных – гнев, нейтральные порождают невежество.

Страсть, желания, заставляют цепляться за мир, удерживать приятное, желательное. Появляются наклонности, которые определяют жизнь, цели, устремления, и вот человек уже родился и живет, привязанный к очередному воплощению, стареет, и умирает. Человек умер – вылетел по инерции в Бардо, и все сначала.

Это рисуют по краю, как 12 стадий. Это ниданы – стадии развёртывания сознания, и все ваше воплощение, жизни – это именно развертывание вашего сознания.

Слепой – это неведение. Слепой не видит ничего, не осознает причин и следствий, времени, себя самого.

Гончар  – тот, кто делает заготовки. Заготовки вашей будущей жизни. Ваша карма оставила в вас отпечатки, которые станут заготовками, на основе которых создастся новое рождение.

Обезьяна – это сознание, которое принимает форму. Но непостоянно, скачет, как обезьяна  с ветки на ветку, движется хаотично. Это обыденный ментальный хаос, бурление не дисциплинированного сознания.

Люди в лодке – это сознание, получившее имя и форму. Я – тот-то, я – такой-то! Это уже направленность к чему-то, и люди туда плывут.

Дом – конкретный материальный объект, видимый и осязаемый. Это чувства, и их шесть (пять органов чувств и сам ум) – как шесть его окон.

Секс  — это соприкосновение с миром, слияние с ним. Контакт с реальностью. Органы чувств начинают взаимодействовать с чем-то внешним.

Стрела, которая явно воткнулась в глаз — это конкретная фиксация органами чувств опыта. Это приятно, это больно, это сладко, это горячо.

Дальше, кто-то пьянствует – это жажда, желание. Получив опыт «это приятно, это мне нравится», человек стремится повторить его, как алкоголик стремиться повторить выпивку. А поучить желаемое получится не всегда, мы хотим больше, чем можем, так что именно в этих желаниях буддизм видит источник страданий.

Сбор плодов –  это привязанность. Снова ум превратился в обезьяну, которая только и может, что хватать сладкие плоды, и ее не убедить спуститься с дерева и заняться чем-то еще.

Дальше могут рисовать наседка на яйцах (и не всегда эта наседка – курица) – это повторение. Снова и снова, одно и тоже, воспринимаю, хочу, привязываюсь, получаю тоже самое, что получал бесконечность раз.

Роды   — именно роды, новое рождение.

И  завернутое тело несут хоронить – это смерть, после которой человек оказывает в состоянии слепца, ничего не понимает, но сохраняет заготовки, и начинает осознавать, кто он – и все идет по кругу.