Традиция. Смысл или форма?

Традиции всегда придается большое значение в магических практиках, Традиция — это база и основа всего и без ее изучения невозможно построить здание своего личного опыта. Нельзя просто сесть и на досуге собственноручно воссоздать весь опыт и все знания, которые, накапливаясь тысячелетиями, формируют Традицию. С другой стороны, традиционалисты постоянно подвергаются нападкам и обвинениям в догматизме, предвзятости и узости взглядов, и в том, что  беспрекословное следование предписаниям древних магов не позволяет открывать новое. Естественно, крайности — это плохо. Заведомо не прав тот, кто полагается только на собственную интуицию и пару книжек и считает, что он сам все понял, и ему незачем учиться. Заведомо не прав и тот, кто признает лишь записанное в древних книгах, которые слепо копирует, в полной уверенности, что не имеет права на существование ничего, что не практиковалось тысячу лет назад. На одном полюсе те, кто настаивает на абсолютном и буквальном следовании Агриппе или отрицает возможность использовать руны для прорицаний (поскольку нет аутентичной инструкции, описывающий как такие прорицания делались древними германскими народами). На другом — те, мешает в кучу рейки, руны и планетарную магию, пытается «подключаться к эгрегору денег»,  фантазирует с дивана и все это называет собственной магической системой, выдавая невежество за опыт. Истинна всегда где-то посередине, но где та середина?

Зайдите в зал, где учат карате. Люди в кимоно кланяются, считают удары на японском и учатся владеть мечом. Это тоже — Традиция. Да вот незадача — случись драка и не будет кимоно и не придется считать по-японски. И меча не будет. Изучать все это предписывает традиция. Или нет? Посмотрим на это так — 500 лет назад японец одевал обычную одежду — кимоно и шел учиться обращаться с обычным оружием, которое под рукой — с мечом. Что в таком случае настоящее следование традиции?  Тоже одеть кимоно и взять меч? Или тоже одеть обычную одежду и взять обычное оружие, которое под рукой (спортивный костюм и дубинка или нож)?

Иудейская суббота изначально — день, который нужно посвятить религии и духовным вопросам. Поэтому в субботу нельзя работать. Все просто — но это «просто» обросло таким количеством предписаний и уточнений, что едва ли под ними можно отыскать суть. Нельзя по субботам заниматься строительством. А ставить палатку? Это же почти строительство — поставить временный домик. А открывать зонтик? Он закрывает голову, как крыша — нельзя ли это расценивать как форму строительных работ? Бесконечная череда подобных уточнений — и вот вместо дня, в который нельзя работать из-за того, что он посвящен религии, возникает день, в который некогда думать о духовном — нужно следить за множеством условностей, стремясь ничего не нарушить в череде правил. Когда там думать о боге, если стоит вопрос можно ли зажечь плиту или нажать на кнопку лифта!

Древние магические книги могут рассказывать о использовании пергамента. И его по сей день используют, весьма успешно. С другой стороны успешно используют и плотную бумагу, что вызывает нарекания консерваторов — бумага, якобы, не подходящий материал для магии, уже в силу того, что ее не  использовали маги многие века назад, в отличии от овеянного традицией пергамента. Потому, что бумага чем-то принципиально плоха? Нет, просто бумага гораздо моложе и когда пергамент был привычен всем и распространен, бумага только входила в моду. И Древние Традиционные Рецепты рекомендуют написать нечто на пергаменте — на обычном, повседневном материале для письма, которым пользовались в быту каждый день, пока бумага была редкостью. Теперь редкость — пергамент. Так что будет реальным следованием традиции — буквальное повторение чужих рецептов именно с пергаментом, подобно магу прошлых веков, или использование привычного, повседневного материала, тоже подобно магу прошлых веков — бумаги? Форма традиции, или ее смысл?

Русские колдовские деревенские рецепты могли посоветовать положить распятие под левую пятку. Что для человека той эпохи и той культуры, не знавшего иной веры, кроме православия и строящего вокруг него всю свою жизнь, было лютым богохульством и почти сговором с нечистой силой. Но будет ли нечто подобное эффективно для современного человека?

Добродетели, рекомендованные буддизмом — не красть, не убивать, не пьянствовать, не лгать и не развратничать. Это условия, необходимые для успешной практики буддийской медитации на серьезном уровне. Потому, что это некие высшие моральные законы, нарушителя которых настигнет кармическая кара? Потому, что так повелели высшие силы? Нет. Просто пьянки и разврат возбуждают разум и мешаю медитации. Суть не в том, что вреден секс — а в том, что вредно отвлекаться от медитаций и будоражить сознание. В наши дни к ним вполне можно добавить совет воздерживаться от компьютерных игр перед медитацией или от походов в ночной клуб — по той же причине, это отвлекает,  и не важно, что формально в каноне буддизма нет таких предписаний. Но если вас кусает комар — проще прихлопнуть его, чем пускаться в размышления о допустимости убийства комаров и тем самым полностью уходить от своих медитаций в пустые теоретизирования.

Вот тут позволю себе процитировать классика: «Впоследствии теологи пытались усовершенствовать наследие Великих Учителей, придавая некую мистическую значимость их Учению. Они настаивали на необходимости обретения добродетелей ради самих добродетелей, что вырождалось в пуританство и формализм. Таким образом, «несовершение убийства», которое в оригинале означало «не возбуждай себя, охотясь на тигров», интерпретируется так, что пить нефильтрованную воду — это преступление, так как при этом убиваются микроогранизмы. Однако это постоянное беспокойство, страх убить кого-нибудь по несчастной случайности в целом хуже, чем схватка врукопашную с медведем-гризли».

Естественно, это ни в коем случае не означает, что традиции пора отправить на свалку. Иврит — традиционный инструмент и сакральный язык западной магии. И с горяча можно решить, что раз он был родным языком для иудейских каббалистов — то и современным каббалистам нужно перейти на родной язык. Но вот незадача — иврит настолько традиционный язык, что очень многие могущественные методы западной магии полностью «заточены» под иврит и обойтись без него будет очень проблемно. Это не просто некий условный выбор — это прикладной инструмент, который просто нечем заменить, подобно тому, как не удастся практиковать рунную магию отбросив сами руны или скандинавский пантеон, или обойтись в фен-шуй без знания пяти процессов у-син.

Все отбросить — это тупик. Все скопировать, как делалось раньше — это тупик. Истинна всегда где-то между двух крайностей и понять что есть реальная Традиция, без которой не обойтись, концентрированные знания и опыт, а что просто привычка или догма помогут только два принципа — вникать суть, а не копировать форму и проверять все на опыте. Живительная струя здравого смысла, влитая в изучение магии поможет отличить следование форме от следования сути, пока вы задает вопрос не только «как это сделать» но  еще и вопросы «почему именно так» и «можно ли сделать иначе».