В Колесе Фортуны часто видят лишь одно — удачу, везение, белую полосу. И нет сомнений — это так!
Но у колеса две стороны, и видя одну фигуру, ту, что возносится вверх, не стоит забывать и о противоположной — той, что падает вниз.
Это очень старый символ, возникший куда раньше, чем сами карты Таро — колеса, которое вращает сама Фортуна, ветреная и переменчивая богиня, на милости которой нельзя полагаться. Пока один возносится на колесе вверх — второй с обратной стороны падает вниз, и в вечном вращении они неизбежно поменяются местами.
Что они подписаны – «я буду царствовать», «я царствую», «я царствовал» и «я лишен царства» — полный круг, от начала восхождения к величию, через славу и успех – к полному и неизбежному падению
Тот, кто поднялся до самого верха — упадет вниз. Тот, кто был внизу — поднимется и займет его место, но лишь затем, что бы снова упасть!
Образ универсальный, включающий старые русские изображения:
Вечное вращение – сперва поднимаешься, потом падаешь.
Фортуна — римская богиня, родственная греческой Тихе — богине жребия, удачи, судьбы. Культ Фортуны связывают с императором Сервием Туллием который родился рабом, но стал императором, и считал что это от того, что он любимец самой Фортуны. И колесо – один из ее атрибутов.
Но это языческая Фортуна, а в христианском мире Фортуна – была переосмыслено философски, не как богиня, но как идея, образ. В основном, благодаря одному человеку, и одной книге, средневековому бестселлеру «Утешение философией», которую написал прославленный, богатый, блистательный, имеющий огромную власть и положение Северин Боэций, пока сидел в тюрьме, в ожидании казни.
Боэций сравнивает фортуну с природными циклами:
«Ведь разрешено небу рождать светлые дни и погребать их в темных ночах, позволено временам года то украшать цветами и плодами облик земли, то омрачать его бурями и холодами. У моря есть право то ласкать взор ровной гладью, то ужасать штормами и волнами… Сила Фортуны заключена в непрерывной игре — мы движем колесо в стремительном вращении и радуемся, когда павшее до предела возносится, а вознесенное — повергается в прах. Поднимись, если угодно, но при таком условии, что ты не сочтешь несправедливым падение, когда того потребует порядок игры».
Эта Фортуна – сама суть жизни, мировые циклы, которые сменяют друг-друга, слова кружат на с на вселенском колесе.
И это один из рисунков, на которых самого Боэция нарисовали вместе с Фортуной, настолько стала популярной его версия вселенского вращения, смены циклов. Но, как видите, Фортуна двулика. И слепа:
У нее нет постоянства, нет любимчиков, и каждый, кто поднялся вверх – будет сброшен вниз. То и случилось с виновником торжества!
Боэций родился в богатой знатной семье, но рано осиротел, но был усыновлен другой богатой семьей, и начал возноситься наверх. Вот он уже он сенатор, вот он консул, вот
он «комит священных щедрот» — то есть министр финансов. Вот и его сыновья уже стали консулами!
Вот он уже первый министр короля, второй человек в стране и занимает высшую должность, какая возможна — королем рождаются, а первый министр — это вершина самостоятельного пути.
У него власть, богатство и авторитет, сравнимые с королевскими, и по его же воспоминаниям он вознесся на самую вершину в тот момент, когда произнес речь в честь короля, при скоплении тысяч людей и шел как триумфатор, сопровождаемый восторженными криками толпы поклонников.
Но вскоре после того, как он достиг «вершины своего счастья» (по его словам) пришло время спуска, и Фортуна устремила на философа свой «леденящий взор» (то же по его словам).
В сенат поступил донос об участии, сенатора Альбина в каких-то шпионских играх. Боэций выступил в его защиту – и был обвинен в соучастии. Альбина казнили сразу,
а Боэция отправили в тюремную камеру, на пару лет, за которые его, заочно, без участия в процессе, приговорили к казни — за измену, злоупотребления и даже колдовство. Имущество конфисковали, а сам Боэций написал свою книгу, был казнен, и был признан мучеником во времена средневековья
Вот почему его книга называется «Утешение философией» — он писал ее в этой самой тюрьме, пытаясь утешится тем, что он сам прошел полный круг: был вознесен, был на вершине мира — и теперь нельзя считать это падение несправедливым. Просто вверх двигаться уже дальше некуда, остается только вниз.
А Фортуна пошла по христианскому миру.
10 век
13 век
14 век
15 век – роспись церкви в России, где колесо покатилось, и не только поднимает и опускает, но и едет в сторону смерти
Еще 15 век – и снова с Фортуной нарисован сам Боэций, на своем опыте познавший всю иронию ее колеса, которое может поднять до небес, а потом снова бросить вниз
Ну а где 15 век – там рукой подать и до карт Таро! Дающих совершенно традиционное изображение Колеса Фортуны.
Потом рисунок упростился, людей на колесе стало куда меньше, появился сфинкс и прочее — но урок Боэция остается верным. «Поднимись, если не сочтешь несправедливым падение» — или проще говоря: чем выше взлетел — тем больнее падать. А падать однажды придется каждому, и совершив оборот, колесо бросит нас всех в самый низ – прямо в объятия Аркана номер 13.