В статье «(Не) зловещие символы» был начат разговор о странном символизме икон и религиозных изображений разного рода — говорили о святом язычнике Платоне, который несет на голове гроб с собственным трупом, об адском пламени, в котором горят Лермонтов и Толстой, о псоглавом Христофоре и рогатом Моисее, о трехруких Марии и Иисусе. Продолжим тему! И посмотрим на еще некоторые занятные изображения, религиозные и мифологические.
И начнем с Кипра с церкви Панагия Аракиотисса, которая стоит там с 12 века. Стоит с фрескам и росписями, и они вполне из себя стандартные – например, Мария держит, Иисуса, например, вечный сюжет архетипической матери с младенцем.
Отличается это рисунок от остальных одно всего, но странной деталью – у Иисуса в ухе византийская серьга, схоларикион.
Серьгу часто носили единственные дети в семье. Может в этом дело и это указание на то, что он – единственный ребенок? Возможно, хотя именно этот момент и вызвал массу споров — и Библии упомянуты его родственники, и богословы веками спорят, считать ли Иакова, Иосию, Иуду и Симона его родными. сводными или двоюродными братьями. К тому же его называют первенцем Марии:
И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк 2:7)
А «первенец» — это, обычно, первый из многих, а не единственны!
Но у серьги есть и куда более простое и буквально значение. И что бы его понять, нужно вспомнить не историю Иисуса, а обычаи тех, кто писал икону. И художники в таких делах никогда не стремились рисовать достоверно. Они передавали образ — но рисовали все так, как привыкли, стилизовали все под привычную культуру. Помним, что Иисус должен быть иудейским ремесленником, живущим под палящим солнцем и занятым физическим трудом — так что, по логике, это загорелый, физически крепкий человек, но его рисуют бледным и изможденным
Зато Иисус в Японии и в Индии оказывается изображен как типичный японец или индийский гуру:
Святое семейство на китайских рисунках — это семья китайцев в Китае:
А на росписях храма в Танзании он оказался африканцем:
И по той же причине на изображениях, восходящих к византийскому христианству, их герои одеты как византийцы:И носят византийский украшения,включая популярные когда-то византийские серьги, которые были в ходу, в том числе, в России, и встречались до 16 века, как мужское украшение:
Что значило это украшение? Это символ власти и знатного положений! Подобно перчаткам в Европе 15 века, серьга — это символ знатности и аристократизма. В 10 веке византийский историк Лев Диакон описывал внешность князя Игоря и не забыл подробно описать серьгу, которую тот носил, золотую, с красными камнями и жемчугом. Так что серьга в мужском ухе — это указание на его власть и высокое положение.
И Иисус становится обладателем серьги на это иконе, что бы подчеркнуть, по византийской моде, что он — царь иудейский и царь небесный.
И Византия вообще тут играет заметную роль, поскольку не только христианство на Русь шло через Византию, но и именно через Византию на Руси хорошо знали мифологию, в том числе — античных богов. И русские рукописи содержат массу историй о богах, их описаний и рисунков. Историй переосмысленных и модернизованных, в которых боги выступают в роли неких демонов и рисуются по общему правилу — так, как выглядели бы они, если бы жили рядом с художником, в его время и в его культуре.
Вот так они выглядят в рукописи 16 века — тут и Дий (то есть Зевс), и Артемида, и Крон (Сатурн-Кронос) почему-то ставший носителем Солнца:
А другом рисунке Зевс изображен в одном из своих зооморфных обличий — в образе быка. На противоположной стороне рисунка — три Грации, очень популярные в античности, ставшие героями фрески в Помпеях и картин Рафаэля и многих других художников, копирующих этот античный сюжет:
Аполлон и Посейдон стали «земляными дьяволами» — один выходит из воды, а второй играет на гуслях (еще одна адаптация под привычную культуры — даже в русском переводе книги Апокалипсиса написано, что ангелы играют именно а на русских гуслях). Здесь они пришли к царю Трои, что бы помочь ему построить стены города:
А это — демоны, которые привели людей развратных и склонных к блуду на церемонию поклонения Афродите. Точнее, демону похоти Афродиту:
И нет, это не ошибка и не невежества художника. который, казалось бы, не знал, что Афродита — женщина. Напротив, скорее всего он отлично знал то, что сейчас почти забыто — Афродита почиталась и в мужском образе! Писатель Макробий (5 век) пишет, что на Кипре есть изображения статного бородатого мужчины, называемого Афродитом, а в Риме существовали изображения Венеры с Бородой — Венус Борбатус. И русский художник превратил Венеру с бородой в демона похоти и сладострастия, которого почитают развратники.
Еще одна, немного жутковатая, странность мира религиозных изображений, причем теперь уже религиозных по всем канонам — младенец Иисус, сервированный на тарелке, словно блюдо, поданное к столу. Это — Иисус на дискосе, относительно ходовой и вполне ортодоксальный сюжет икон и росписей храмов:
И его действительно собираются сесть! Сюжет восходит к весьма странному преданию о святом Василии Кесарийском, который узнал, что на литургии присутствует некий иудей, решивший искушать христианство, желающий посмотреть, творятся ли чудеса во время службы. И святой явил ему чудо, открыв истинную суть причастия. Вино символизирует кровь, а хлеб — тело христово. И по воле святого иудей увидел настоящую кровь и буквальное тело христово, плоть младенца, которого режут на части едят!
Такую же историю рассказывают о сарацине, который увидел как христиане пьют человеческую кровь и едят детей — но это было чудо, открывшее ему в видении то, что символизируют вино и хлеб, которыми совершалось причастие. И по непостижимой логике, в каждой из историй, это привело к тому, что все уверовали в чудеса литургии и приняли христианство, увидев, что в церкви едят детей!
И этот сюжет символизирует видение хлеба причастия как истинной плоти Иисуса, так что ребенок на тарелке — это ничто иное, как хлеб для причастия.
И напоследок, в продолжение показанных в прошлых раз изображений церковной росписи, на которых Толстой и Лермонтов, которые горели в аду еще одна икона с реальными людьми — на сей раз с Лютером и Лениным!
Храмы (и церковь целиком) часто сравнивают с кораблем, есть форма храма, называемая «корабль» и крест, стилизованный под якорь. Есть и иконописный сюжет, где христианство изображено как корабль, везущий праведников к спасению
Например, так:
А это — более поздняя версия, 19 века, изображение из Афона, корабль веры, ковчег спасения, здесь атакуют с берега те, кто на нем не спасется и хочет его потопить — враги веры христианской:И уже в наши дни, в 20-21 веке возникло еще одно «усовершенствование» этого сюжета и вот такая икона, используемая в Греческой Православной Церкви Америки:
На корабле, который ведет Иисус, плывут святые, Дева Мария, четыре Евангелиста: Иоанн, Матфей, Марк и Лука. На носу корабля Петр и Павел держат якорь, имеющий форму трезубца, что означает Святую Троицу. За ними — Святой Иоанн Златоуст, Святой Василий Великий, и прочее отцы церкви.
Но куда интереснее те, кто на берегу!
Слева с луком — Антихрист, рядом с ним — образ Израиля, как воплощение иудаизма, а так же глобализации и всемирной торговли. Он обнимает стоящую рядом с ним Вавилонскую блудницу.
А вот странный зверь рядом с ними — это то, что толкователи рисунка назвали «возрождением язычества», то есть эзотерика, современные магические учения Нью Эйдж. Этот зверь теософии и телемы, викки и асатру — это современный оккультизм как враг церкви!
С противоположной стороны — Лютер, основатель протестантизма, стреляет с колена в церковь из ружья, а рядом стоит Ленин и стреляет в нее из пистолета. Странное чудовище правее — это, по непонятной причине, греческий бог Аид, а из его пасти торчит Мухамед, как воплощение ислама.
Справа, среди демонов, группа тех, кто не стремится корабль церкви уничтожить, но пытается сбить его с пути — буквально, зацепив его крюками они меняют курс христианства.
И так нарисованы Римский Папа и константинопольский патриарх Афинагор, попавший тут в немилость за приверженность взглядом эукуменизма (идеи объединения христиан и прекращения вражды между разными христианскими течениями)
Афинагора толкователи иконы так же объявили масоном высшей степени, 32 градуса — так что он еще и воплощение всемирного заговора масонов против церкви!
И это значит, среди прочего, что шутка Лео Таксиля, придумавшего историю о заговоре, удалась очень хорошо и в нее верят до сих пор. О чем идет речь ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ