Изображение Умеренности очень редко отклоняется от стандарта – фигура с кувшинами или чашами, которая что-то там сливает, переливает. Это привычно, это знакомо, но при чем тут сама умеренность, что умеренного в переливании воды?
Встречал как-то утверждение, что мол она как в поговорке «переливает из пустого в порожнее» — но нет, разумеется, это умеренность, а не пустые разговоры, да и откуда русской поговорке взяться на европейском рисунке 15 века?
Почему образ умеренности – это образ переливания воды?
И это умеренность не только в картах Таро – такая же умеренность в колоде Мантеньи, например. Это другая колода, не Таро, но рисунки знакомые!
И это традиционные добродетели, которые почитались в античности, как важнейшие в человеке. Их четыре, и тут нет мудрости, зато есть остальные — сила, справедливость и умеренность. Вот и карты Таро, по сути!
И у умеренности даже тут, еще до карт Таро – два кувшина. Но это не переливание, не перемещение одного в другое — это сливание, соединение двух в одно, в нужных долях.
Умеренность — это добродетель, которая позволяет брать всего в меру, контролировать свои запросы, не впадая в крайности и зависимости. Тут все умеренно – у меры – то есть в меру. В нужных пропорциях.
Эти добродетели – понятие еще античное, а в античности, судя по всему, алкоголь еще не отличался изысканностью сортов, и считалось, что вино — штука слишком крепкая и вызывает опьянение и ссоры, да и вкус надо как-то смягчить. И вино разбавляли водой. И умеренность выражали, символически, через сливание двух жидкостей – вина и воды. Их нужно взять точно в меру – снизить градус, но не потерять его, смягчить вкус – но испортить вино. Искусство правильно разбавить вино считалось показателем культуры человека, знающего свою меру. Умеренного!
Именно этим, в том числе, и занята фигура на карте, она сливает две жидкости, как воду и вино — умеренно, в нужной пропорции.
Это вошло в жизнь, и даже стало частью христианской культуры — во время литургии, большого богослужения, в ее части называемой «проскомидия» подготавливается вино и хлеб для причастия, и вино разбавляют водой!
В учебнике «Практическое Богослужебное руководство для священнослужителей» сказано: «Подойдя к жертвеннику и поставив на него дискос, священник вливает в потир вино и воду».
Это должно, и уже в христианском контексте, выражать идею что Иисус — это и бог, и человек, две природы, слитые воедино, и восходит к библейскому рассказу, как при распятии: «один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Евангелие от Иоанна).
Соответственно, вино как символическая кровь, и вода, смешиваются в нужных пропорциях. И в руководстве нет точных пропорций, чего сколько брать, так что придется полагаться на свой опыт и понимание, на свою умеренность. А само разбавление называется «святым соединением».
А еще раньше в иудаизме сказано: «Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою, и окропил как самую книгу, так и весь народ».
Причем иудаизм часто осуждает смешение чего-то с чем-то, это воспринимается как грех – но не в такой ситуации, тут это сакральная процедура.
Так что в античности, в иудаизме, в христианстве – смешение двух жидкостей есть соединение двух разных начал, взятых в точно вымеренной пропорции, точно в меру – умеренно. И именно это позволяет добиться успеха. Вот это – суть слияния жидкостей и это суть карты Умеренность. И ее рисунок, его символы, куда старше, чем сама колода Таро.