Таро Золотой Зари Тота и Уэйта сравнение колод

Краткое сравнение Таро Уэйта, Таро Тота и Золотой Зари

Таро Уэйта и Таро Тота — разные колоды, разумеется, но у них одна  суть, одна система, один предок. Собственно, Таро Золотой Зари – это и есть предок. Именно от нее происходят все прочие колоды английского Таро, сначала – Таро Уэйта, а потом Таро Тота. И сравнивать их прямо карту за картой, тут смысла нет, подробное изучение, в том числе и сравнительное – это часть большого курса Таро. Но стоит сравнить в целом колоды. Не карты, а именно сами колоды.

 

И Таро Золотой Зари – это не одна колода, на самом деле, а целая серия, с характерными особенностями, сюжетами. Но самая близкая к изначальному оригиналу, самая классическая колода из всех, какая только сейчас существует – это колода Израэля Регарди, одно из ведущих специалистов по системе Золотой Зари.

Но в любой колоде Зарю легко узнать по двум очень особенным сюжетам карт, которые появились в этих колодах и не пошли дальше. Дурак тут нарисован как ребенок с собакой, а Влюбленные – как Андромеда, прикованная к скале. Персей должен спасти ее  от морского чудовища.  Это очень характерные сюжеты, визитная карточка этой колоды. Но, на самом деле, Маг в образе именно мага, а не наперсточника, менялы, Фокусника, как называли эту карте, то же прежде всего заслуга Золотой Зари.

В Таро Золотой Зари есть названия карт. Да, конечно у всех есть названия вроде Император, Жрица, Дурак и прочее, но в Золотой Заре названия есть у всех карт вообще. Даже у Старших Арканов есть свои пафосные, в духе Золотой Зари, дополнительные названия, например, Колесница – это еще и «Дитя Силы Вод, Повелитель Триумфа Света».

А Принцесса Жезлов – это Принцесса блистающего пламени, Роза огненного дворца.

Это не прижилось, но куда практичнее оказались названия Числовых карт. Двойка Чаш — Повелитель любви, Тройка Чаш — Повелитель изобилия, Восьмерка Мечей — Повелитель ограниченной силы.

 

В колоде Таро Тота эти названия сохранились, но упростились до сути, никаких больше «повелителей» —  теперь карты называются Любовь, Изобилие, Скорбь, Прибыль, Победа, Поражение… Просто и наглядно. Что ждет? Скорбь. Чем закончится дело? Прибылью!

А вот Уэйт славится тем, что сделал Числовые карты прорисованными. На самом деле, не он первый – такие карты встречались еще в 15 веке. Но у него нет названий. Почему? При поступлении в Орден Золотой Зари он дал клятву молчания, обязался хранить в тайне все, что там узнает. И соблюдал ее, в отличие от Кроули, который скрывать ничего не стал.

И у колоде Уэйта эта клятва определяет очень многое, даже само появление колоды ее результат – Уэйт не имел права публиковать колоду Золотой Зари, поэтому сделал свою. И он не имел права о очень многом говорить прямо, в том числе использовать названия Зари. Так что говорящие названия в его картах заменились на говорящие рисунки. Карты стали прорисованными, и сюжет тут помогает уловить суть карты так же, как в других колодах это делает название.

Фигурные карты Золотой Зари соответствуют Стихиям по своим рангам. Король – Огонь, Королева – Вода, его противоположность. И происходящие от них Стихии – Принц, Воздух, принц есть подобие короля, но на ступеньку ниже, и Принцесса – Земля, подобие Воды, королевы, по той же логике.

Кроули решил, что образ короля не достаточно передает активную суть Стихи Огня, и заменил его активным рыцарем, тем более что и в Золотой Заре этот ранг рисовали верхом, похожим скорее на именно рыцаря, чем на короля. У него ранги превратились в Рыцарь, Королева, Принц, Принцесса,

Рисунки Таро Тота, если смотреть на суть, а не на стиль – почти точная копия тех, что в Золотой Заре. Рыцарь Жезлов скачет сквозь пламя, Королева Мечей держит отрубленную голову, Принц Жезлов едет в повозке, запряженной львом. Кроули скопировал почти все детали – черепаха, краб, цапля, все здесь. Серьезно отличается разве что Рыцарь Мечей.

А вот Уэйт снова связан клятвой молчания. Он не мог использовать эти рисунки, и не мог использовать эти названия, а так же прямо говорить о связи рангов и Стихий. Так что он вернулся к более старой системе, в которой Фигурные карты срисованы с рангов придворных. Есть Король, Королева, служащий им воин – Рыцарь, и  просто слуга, молодой Паж. Это система придворных рангов, именно так строились Фигурные карты в старых колодах. Уэйт использует их рисунки и названия – это снова последствие клятвы молчания.

А вот в Старших Арканах положение обратное – тут уже Кроули переделывает карты, а Уэйт следует традиции Золотой Зари.  У него вполне традиционные названия карт, сюжеты, за редкими исключениями – Влюбленные не похожи ни на карту Золотой Зари, ни на Марсельское Таро. Солнце – всадник с флагом, это часто считается изобретением именно Уэйта, особенностью его колоды, но тут он копирует гораздо более старые колоды, так Солнце рисовали за века до Таро Уэйта. Дурак, идущий к пропасти (а не по тропинке) именно отсюда начинает  свой путь во множество колод

Зато Кроули радикально меняет очень многое. В отличие от Мазерса, автора системы Таро Золотой Зари, и от Уэйта, он не просто последователь какого-то учения, но и автор своего. Его оккультная система – телема. Там свои боги, свои ритуалы, своя философия. И карты Таро Тота для Кроули – это последнее его большое творение, он успел издать книгу, но даже умер раньше, чем вышла из типографии первая колода. То есть это творение человека, который создал свое учение и пронес его через всю свою жизнь, и вполне закономерно, что в свое последнее творение, в карты Таро, он вложил всю свою философию и взгляды.

Поэтому для полного понимания Таро Тота нужно понимать хотя бы основные идеи автора колоды. Его Дурак сделал шаг в пропасть и теперь летит по воздуху, как и Маг, ставший хитрым и вечно молодым озорным Гермесом.  Полностью изменились Влюбленные – и вернулись к более старой версии. Влюбленные еще до Марсельского Таро были именно парой влюбленных с купидоном над ними – при всем изобилии сложных деталей, основа карты в Таро Тота именно такая.

Справедливость  из богини Фемиды стала богиней Маат и называется теперь Регулирование. Сила стала Вожделением, и в старых колодах зверя убивают, в более молодых – усмиряют лаской, а в Таро Тота зверь из льва стал зверем Апокалипсиса, и уже усмирен, он везет на себе Деву. И это похоже на традиционное изображение Вавилонской Блудницы из Библии, но это так же и прямое изображение богини Бабалон, очень важного персонажа телемы.

А на Звезде, вполне традиционно нарисованной, по словам Кроули – Ньюит, египетская богиня звездного неба, тоже почитаемая в телеме.

Вместо Страшного Суда тут Эон – карта, говорящая о смене Эонов, больших исторических этапов в развитии человечества. То, что сейчас происходит в мире – это как раз процесс смены одного Эона других, старое рушится, что бы открыт дорогу новому. С этими переменами Кроули связывает Башню, на которой ненавязчиво появился гностический бог Хнубис, змей с головой льва, а сам Страшный Суд / Эон теперь изображает снова Ньют, а так же Гадита – крылатое Солнце, Гора на троне и бога молчания Гор-па-Крата. Это все божественные фигуры, почитаемые в телеме и воплощающие какие-то идеи нового Эона.

И Кроули конечно многое переделал, но в чем-то и вернулся к старым корням – не только с Влюбленными. Он поменял местами Силу и Справедливость – в его версии Регулирование и Вожделение.

В Марсельском Таро Сила была номером 11. Но если выложить карты, которые астрологически связаны со Знаками Зодиака по порядку, по окажется, что в Зодиаке Лев идет раньше чем Весы, а Сила, соответствующая Льву, позже, чем Справедливость, соответствующая Веса.

Не сошлось, так что Макгрегор Мазерс (а не Уэйт, как часто считается) поменял карты местами. Перестал Силу на 8 место, а Справедливость поставил на 11. В результате совпали порядок карт, порядок Знаков и порядок букв иврита, картам соответствующих.

Уэйт придерживается этой же системы, а Кроули, по довольно сложным причинам, о которых речь уже шла отдельно, переставил все обратно, снова сделал карту Сила номером 11, но попутно поменял буквы иврите приписанные к картам Император и Звезда. Обычно Звезда это буква и путь на Древе Жизни Цади, а у Кроули – это Ха, а Цади досталась Императору.

Причины такой перестановки, да и она сама, не важны с точки зрения практики, так что в них вдаваться не буду, но если в колоде на Звезде написана буква Цади – то это один из потомков Таро Тота, унаследовавший его систему.

И Кроули буквально  вплетает астрологические атрибуты карт прямо в рисунки – на Числовых картах буквально нанесены символы Планет и Знаков, соответствующих карте.

Уайт сильно христианизирован, у него много деталей карт, связанных с Библией, корона Императрицы из двенадцати звезд, например, идет оттуда. Кроули полностью ориентирован на свою телему в Старших Арканах, но копирует систему Золотой Зари во всем остальном.

Уайт намного проще по своим рисункам, он стремился сделать именно доступную и простую для чтения колоду. Хотя это и не значит, что он прост или примитивен – можно так решить, но только если не всматриваться в детали. На его Жрице, например замаскированная в символах карты схема Древа Жизни, ангел на Умеренности содержит отсылки к Апокалипсису и прочее, надо только это увидеть.

Таро Тота намного сложнее, загружено сложной символикой, тут и Хунбис гностиков, и крохотный ребенок в пентаграмме, говорящий о смене Эонов, тут Ева и Лилит и еще очень многое. Кроули не стремился сделать так, что бы было просто для понимания (ни в картах, ни в книгах, ни в своих ритуалах), его карты Таро – свод сакральной символики и оккультно-философских идей,  можно годами пользоваться ими, а потом вдруг открыть что-то новое.

Золотая Заря – золотая середина, в ней нет каких-то религиозных идей, карты не так нагружены и сложны, как в Таро Тота, их проще воспринимать новичку, и в их символах можно не сомневаться, это сама основа, на которой строились самые прославленные колоды мира.

Уайт многое скрывал и не мог говорить прямо, из-за своей клятвы, и его карты полны недомолвок. Его книга называется «Иллюстрированный ключ Таро»  — потому что суть в иллюстрациях, рисунках карт, а не в описаниях, которые приведены в книге. Уэйт на многое лишь намекает в картинках, но не говорит прямо, и в описаниях маскируется под французские колоды. Кроули пишет все прямо, но далеко не всегда понятно, и даже сам не дерется описать все символы Дурака – прямо пишет, что некоторые карты содержат столько идей, что книги не хватит их изложить.

Золотая Заря – предок, Уэйт и Тот – ее потомки. А подробно все три эти колоды изучим в курсе Таро-профи.