Буддизм, история и суть. Часть 3

Буддизм – 3 часть. Карма. Анатман.

00:00 закон кармы  13:24 четыре лекарства для кармы  20:05 мир в состоянии перемен  24:13 анатман. Меня не существует?  29:32 восемь видов сознания  34:46 три признака существования

Первое видео
Следующее видео

Карма

Всем правит карма, и даже могучий бог, способный сделать себе личную Вселенную, подвержен ей. Все под властью кармы, кроме будды. Карма – это закон причин и следствий. То, что происходит с вами – результат того, что  вы делали раньше. Это ваши последствия, их нельзя кому-то передать.

Вдох накопил карму, нужную для выдоха, и вы должны неминуемо выдохнуть, отработать эту карму, но и выдох накопил карму для вдоха!

И карма в разных учениях может по-разному пониматься, в буддизме, джайнизме, индуизме, но основа буддистской кармы – это намерение.

Не поступок даже, а именно намерение, с которым он   был совершен. Возникает намерение, совершается поступок, что-то испытывается в связи с ним, возникают последствия – вот это накапливает карму. И все решает, прежде всего, намерение, с которым поступок совершен.

И вот что интересно – буддизм говорит, что убивать нельзя. Что нельзя убивать животных! Будда осуждал мясников. Буддизм из Индии родом, а там  полным-полно вегетарианцев (хотя совершенно ошибочно думать, что там все веганы, и что в индийской кухне не едят мясо, но их много).

Буддисты веганы? Нет. Даже Далай-лама не веган, и хотя вегетарианство как способ не участвовать в системе убийства животных поддерживается, оно совершенно не обязательно, и буддисты спокойно едят мясо, и не боятся за свою карму!

Почему?

Буддизм распространялся через кочевые народы, которым без мяса было не выжить, это раз. И два — лично не убивая корову, они не создают себя негативной кармы убийства коровы. Когда вы едите бекон, у вас нет намерения вызвать страдания свиньи. Вы не едите его, наслаждаясь фантазиями о том как она мучилась, и у вас нет намерения пойти и убить еще сто свиней.

Значит карма чиста!

Убивать – плохо. А есть мясо не плохо, есть мясо – не убийство вовсе, у вас нет намерения убивать, когда вы едите мясо того, кто уже убит, у вас есть намерение утолить голод.

Тибет сейчас главный центр буддизма и его жители едят мясо. Едят, и помнят, что в силу перерождений, любое живое существо может быть тем, кто когда-то был твоей матерью, а потому даже есть их надо вежливо, с состраданием, убивать быстро и гуманно, не мучая, освобождая от негативного рождения в теле животного, читая благословляющие молитвы и скорбя, а не радуясь их смерти.

В Тибете было не прожить без мяса, без шкур, но суть не просто в поступке – «Съел мясо, одел кожаную куртку», а в намерении. И в Тибете соединились свободно мясоедство, буддизм, запрет на убийство диких зверей, кроме случаев защиты от них. Но если волк напал, то убийство его не сопровождается намерением причинить ему страдания, оно сопровождается намерением выжить! Это совсем другое.

И в Тибете появился обычай покупать животное, которое должны были пустить на забой, и выпускать его, спасать жизни для благой кармы, потому что это вот будет благой кармой, при условии, что делаешь это ты из сострадания к животному, а не просто пытаешься формально заработать плюсик в карму, а самому плевать на того, кого спас. Это — предтеча обряда выкупа жизни, который практикуют в Ваджраяне, и про который еще будет речь.

Так что все работает на намерении! Поймал муху, оборвал ей крылья и закинул в костер – намерение причинить страдания и убить, убийство, плохая карма, ад. Наступил впотьмах на таракана – нет намерения, нет плохой кармы. Увидел маньяка, который пытается ребенка убить, дал ему кирпичом по голове. Какое намерение? Спасти ребенка! Это не нападение, или даже убийство, а спасение жизни! Это благая карма.

Снова вспомню Кроули на правах аналогии и сравнения мнений, он пишет:

«Каждый человек должен применять магию всякий раз, когда он действует или даже думает, ибо мысль есть внутреннее действие, влияние которого распространяется на поступки, пусть даже и не совершенные в настоящий момент».

Мысль, намерение, Воля – это внутреннее действие, даже не доведенное до конца злое намерение — уже злое. Злой поступок со злым намерением – пятно на карме. Но внешне такой же поступок, но без злого намерения – совсем другое.

Толкнуть человека, что бы он упал и сломал себе ноги – плохо. Толкнуть, чтобы вытолкнуть его из-под колес грузовика, спасая его, в результате чего он упал и сломал себе ноги – хорошо.

Украсть у соседа деньги – одно, а украсть у него таблетки, которыми он хотел себя отравить, не дать ему умереть, и он останется жив, раскается и больше не попытается себя убить и проживет долго и счастливо – это тоже украсть что-то, но это совсем другой поступок.

Поступки и намерения составляют карму, отставляя отпечатки. Это то, к чему вы тянулись – и это вы получаете дальше, по своему же выбору. Если вы любите драки, нарываетесь, и вас в итоге бьют, то потом все болит. Это не наказание высших сил, не кара за грех драки, это последствие вызванных вами причин, и вы имели намерение затеять драку, участвовать в ней, вы дрались и получили травмы – и все болит. Это ваш выбор! Вот так и карма.

Убивая и насилуя, вы тянетесь к этому, и получаете в следующей жизни подобающее воплощение – среди смерти и насилия.  Это ваш выбор! И его последствия.

И чем больше вы совершаете каких-то поступков (врете людям, помогаете людям, или еще что-то) тем проще повторять это снова и снова, вы прокладываете колею, и по ней ваша жизнь и крутится, и изменить все становится сложнее и сложнее.

Человеческие воплощения для буддизма не единственный вариант, и речь о мирах сансары еще впереди, но буддизм считает, что можно переродиться в животное, в богоподобное существо или оказаться в жутком адском мире. И это  — одна из возможностей отработать карму, исчерпать ее.

Это не наказание, снова, а последствия кармы, и если у каждого дела свои последствия, то они должны наступить, а дальше вы свободны. Убивали людей, насиловали, грабили – оказались в адском мире и получили последствия всех своих дел, но именно их, и как только все последствия исчерпаны, карма исчерпана, можно снова родиться.

Последствия могут наступить сразу (по принципу: «Лапал чужую жену – получил перелом челюсти»), или в другой жизни, но когда они наступят, вы от них оказываетесь свободны. В том числе свободны и от рождения в адском мире.

Вся карма постепенно истощается, страдания в аду станут достаточным последствием для страдающего, что бы сама злая карма была исчерпана, но и у самого могущественного божества карма когда-то исчерпается, самая благая и лучшая, и он умрет и снова родится по совей карме дальше. Ничто не вечно!

Все течет, все меняется – это одно из главных правил буддизма. Нет ничего вечного и неизменного. Мир меняется непрерывно, все меняется и у всего есть своя причина и свои последствия, так что все начинается с чего-то и чем-то заканчивается. Вообще все, включая текущую вселенную. Лишь будды, покинувшие сансару вместе с ее законами, оказываются вне этой  системы.

И нельзя как-то сбросить свою карму, обнулись, нельзя передать ее другому, или взять чужую на себя. Причина  и следствие. Есть причина – будут последствия, с которыми придется столкнуться, потому что совершенный поступок уже не отменить.

Но есть лазейка – можно поверх одного поступка накидать новые, последствия которых будут значительнее, как после кофе выпить снотворное и уснуть, хотя и напился бодрящего кофе.

Говорят о четырех лекарствах, которые позволяют сгладить отпечатки вашей кармы, не позволить последствия обрушиться на вас.

Прежде всего, это раскаяние. Причем можно в духе юридической системы сказать даже «Деятельное раскаяние». Не просто «Ой, мне жаль!», или даже не просто «Мне жаль – я же теперь попаду в адский мир, буду страдать, зачем я это сделал!» — это чистый эгоизм, тут жаль не что другому вред причинил, а что сам будешь наказан.

Это деятельное раскаяние, когда пытаемся именно исправить причиненный вред, устранить последствия. Сбил человека машиной – побежал оказывать первую помощь и прочее, такое вот раскаяние.

Это иллюстрируют сравнением с тремя людьми, которым подали отравленный обед. Один начал есть раньше, вот есть второй, позже и третий начал есть, но видит, как первый падает мертвый, а второй начинает корчиться на полу, и понимает, что и его очередь сейчас придет.

Ему жаль, что он съел эту отраву – но ему не до того, что бы осуждать себя, не до того, что бы корить и говорить: «Вот я дурак, ем что попало, надо было сидеть на диете!», нет. Он должен быстро вызвать врачей, найти способ нейтрализовать яд, промыть желудок себе, другим отравленным и прочее. Вот такое раскаяние.

Раскаяние – это не сижу в тоске, страдая от того, какой же я злодей, а предпринимаю активные действия, что бы все исправить и избежать последствий.

Второе лекарство – противоположные поступки. Благотворные действия после неблагих. Наорал на жену – помирился с женой, попросил прощения, это раскаяние. А потом еще помог соседской старушке, покормил кота на улице, построил детскую площадку – это другие поступки, благие поступки. Убил корову на мясо, но спас людей из пожара – это благотворные поступки, это любой, это милосердие, это благая карма, которая может и перевесить. Поэтому многие буддисты в мире не медитируют, а занимаются благотворительностью и прочее, не во имя нирваны, а вот имя благой кармы.

Третье – намерение избегать таких же плохих поступков. Карма формируется вокруг намерений, прежде всего (хотя не только), и намерение, реальное, твердое, а не самообман, больше не делать такого зла, это намерение формирующее хорошую карму. Твердая решимость алкоголика бросить пить, которая не прошла через сутки, которая реально приводит к тому, что он не пьет, и не ходит в бары – вот такое намерение  лечит его злую карму, накопленную за время пьянок.

И сила опоры – благие дела уже не по отношению к людям, а по отношению к учению, буддам, святым людям. Опора на три драгоценности – это Будда, сангха (сообщество буддистов) и дхарма (закон, учение).

Важность намерения еще и в том, что поступки сами по себе могут совершаться как результат кармы. Волк не знает учения Будды, не знает кармы, он просто волк и родился таким по его карме. Но она убивает и нельзя его в этом винить, он убивает зайцев, потому что такова его карма, убивать зайцев, он хищник. А карма зайцев – стать добычей волка. И никто волка тут винить не может, он убивает потому, что это его карма, в этом нет его сознательного намерения, нет в этом и злой кармы.

Нужно именно осознанное намерение, понимание того, что вы делаете, желание наступления какого-то результата. Нужно задумать что-то, замыслить сознательно, стремиться к наступлению последствий, сделать это и довести до конца, получить последствия и удовлетвориться ими – вот это повлечет изменение в карме.

Хотя порой в некоторых школах именно намерение признается главной силой, даже если оно не доведено до поступка. Но поступок без намерения, случайность, действие без понимания своих действий или по причине старой кармы, карму не меняют.

Буддистская карма не что-то внеличностное, не что-то внешнее, она начинает с вас ,и на вас заканчивается, она наступает как последствие того, что вы делаете. Хотя что это за «ВЫ» такое, кто он, это ВЫ?  И это не простой вопрос! И многие знают, что буддизм отрицает существование человеческого Я. Но если меня нет, то чья тогда это карма?  И тут пора разобраться с понятием анатман.

 

Анатман

Частое мнение – буддизм отрицает существование личности, ее реальность. Там прямо говорят – нет никакого Я. Тогда что перерождается?

Буддизм не признает вечную и неизменную душу – он не признает ничего вечного и неизменного. Что перерождается?

Образный ответ дан в виде такого диалога, отвечающего на вопрос, будет ли человек в новом рождении снова самим собой:
— Царь, возьми огонь и зажги от него другой. Это один и тот же огонь?

— И да, и нет.

— Вот так же и здесь – и да и нет.

То есть человек тот же, да не тот же, как пламя, зажженное от другого огня. Но понятнее не стало! Говорят, что никакого Я не существует. Но Я же есть, я себя осознаю!  Как это понимать?

Или, скажем, кулак существует? Если да, то куда он делся, когда я разжал ладонь? А если нет, то чем я могу ударить кого-то в глаз с размаху? Ответ «да он существует»  и ответ «нет его не существует» – одинаково некорректные. Кулак – форма, временная и изменчивая. Обыденное восприятие себя как личности – как этот кулак, просто временная и изменчивая форма, принимаемая за вечное статичное состояние.

Но, для начала, стоит сказать, что нет никакой статичности, все меняется.

Вообще все изменчиво, и все в мире меняется каждый миг, с этим согласится и буддист и физик, помнящий, что внутри алмаза, самого твердого в мире минерала, куча атомов, состоящих из частиц, и все это пребывает в непрерывном движение, да еще и участвует в движении космоса, вместе с Землей несется вокруг Солнца, и центра галактики, и все это движется и меняется.

И фотон например, как частица, не имеющая массы покоя, просто перестанет существовать если попытается перестать двигаться.

Все меняется – чисто физически, вы моргнули, сколько частиц сдвинулось в атомах вашего тела? Все. Изменилось все!

И буддизм давно пришел к идее, что меняется все. Нет ничего не подвершенного переменам, вечного и неизменного. Поэтому бога в авраамическом понимании там нет – он должен быть именно вечным, неизменным и существующим без причины, а так не бывает.

И вот теперь, что бы понять, что именно отрицается в отрицании личности, надо обратиться к точному названию этой концепции – анатман. То есть буквально – отрицание атмана.

А атман – это вполне конкретное понятие, индийское, причем со временем оно местами менялось, и тут надо обратиться к тому, каким оно было во времена зарождения буддизма. Атман – это примерно тоже, что душа, монада, это истинная сущность человека, его изначальное высшее Я. Я  вечное, неизменное, отделенное от мира. Атману надо слиться с Брахманом, это будет высший успех, и Брахман – это тоже нечто высшее, неизменное, вселенский Абсолют.

Но буддизм отвергает идею неизменности, так что брахманы – это просто могущественные кармические существа, непросветленные и страдающие, а атмана, как вечного и неизменного абсолютного принципа не может быть по причине всеобщих непрерывных перемен.

Нет не просто Я, личности – нет конкретно атмана, Я в таком вот понимании. Да, мы чувствует, что наше Я  вечное и неизменное, что оно отделено от мира, что есть Я – и есть Вселенная, как две разные вещи. Это иллюзия, порожденная невежеством и непониманием природы самого себя.

Нет Я в том виде, каким я себя считаю, то, как я осознаю себя – это секундное осознание здесь и сейчас, но это лишь стоп-кадр. Я изменчиво и непостоянно, оно порождается сплетением многих факторов, меняется непрерывно. Я как глыбы, застывшего монолита, Я такого, каким считаю себя в данный миг, не существует.

Потому что нет ничего изолированного, неизменного, застывшего и не обусловленного.

Суть потока в том, что он течет. Остановите реку, и это не будет уже рекой! Фотон существует только в движении, попытайтесь остановить его – и он исчезнет. Вот так и ваше Я – это поток перемен, это постоянное движение. Не вообще Я нет, а нет конкретно атмана, Я неизменного, вечного и обособленного, не подверженного изменениям.

И душа – вроде ее нет, но вроде проводят ритуал на возвращение души. Потому что нет души конкретно в авраамическом понимании, души как вечной и неизменной сущности человека. Душа есть поток, сплетение процессов, частиц, которые возникают, разрушаются, меняются.

Как и тело, кстати – ваше тело обновляется, в нем движутся клетки, рождаются, растут, гибнут, тело живет в непрерывных переменах, и за год у вас все клетки обновятся. У вас буквально не то тело, каким было в прошлом году! А остановите перемены, и телу конец.

Так что отрицание личности – это не столько утверждение, что меня не существует, сколько утверждение, что не существует ничего неизменного, все движется и меняется, и я тоже меняюсь. Нет конкретно атмана. А что есть? Поток перемен, образующих меня. Нет меня неизменного и застывшего, нет меня отделенного от мира, это иллюзия.

Вот в каком смысле нет Я, нет души, нет бога – нет их в аспекте вечной неизменности, стабильности, вне причин и следствий.

Все – бесконечный поток непрерывно меняющих элементов. Я – не глыба, Я – поток! Я этого могу не замечать, но то Я, каким я себя считаю – иллюзия.

Но это не вообще отрицание очевидного факта наличия у каждого из нас самосознания, мало того, дальше вспомним о концепции, согласно которой не просто сознание есть, но и сознание – единственное, что есть реального.

И само сознание тоже не простой вопрос. Не простой опять по терминам – понимание сознания в буддизме не то, что в психологии, например. Тут много проблем с терминами, говорим «отрицание Я» вместо «анатман», говорим «ад» вместо «нарака», говорим «боги» вместо «дэвы» — так вроде проще, используем привычные термины, но в итоге смысл искажается и мы начинаем натягивать на концепции буддизма привычное значение привычных терминов, а они не подходят!

И в буддизме сознаний много. Пять из них – это сознания органов чувств, сознание глаза, сознание уха, это именно  от органов чувств. Тут это называют сознанием.

Шестое сознание – интеллект, деятельность обыденного ума. И ум тут от органов чувств не отделяется, рассматривается наряду с ними – шесть чувств, зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, ум.

Это уже сбивает с толку, потому как не это имеется ввиду обычно под словом «сознание» привычным нам.

Седьмое сознание – восприятие нашего Я. Это Эго, говоря на наш манер, то, кем мы себя считаем, и Эго, как водится, делает вид, что кроме него никого нет. Это оскверненный ум, цепляющийся ум, Манас – и кажется, что это и есть вы. Каждая мысль порождается какой-то другой мыслью, внешними стимулами,  они сплетаются между собой, сплетаются с реакциями органов чувств, мнениями. Кажется, что это настоящая личность. Кажется, что она отделена от всего, самостоятельная, изолированная, не имеющая каких-то причин.

Но это не личность. Если считать себя вот этим вот сознанием, то такой личности не существует, есть изменчивый хаос,  запертый в вашей  голове в виде набора того, что вы о себе думаете, как воспринимаете себя в текущий миг и как вас приучили думать. Это иллюзия, это ложное представление о себе, искаженное не способностью увидеть в себе перемены и осознать свое единство со всем вокруг.

Восьмое сознание  – коренное сознание, или сознание основы иди всесохраняющее сознание или Алая-виджняна. И это то сознание, которое хранит отпечатки кармы, это то, что реально существует, и то, что порой признается единственным реально существующим в мире!

Сознание номер семь, Эго, определяется тем, как работают прошлые шесть – что человек воспринял и как осмыслил. Это создает его мнение о том, кто он, на уровне седьмого сознания.  И вот этого Я и не существует как его реальной природы личности, это просто сплетение многих изменчивых факторов.

А реальная природа человека есть восьмое сознание. Это Я настоящее, коренное сознание, а не просто набор впечатлений, которые осмысливаются в данный момент, обусловлены окружающим миром и ошибочно принимаются за свое вечной и неизменное Я, отделенное от всего мира.

Коренное сознание тоже не фиксированная точка, вечная и неизменна, как и все это поток перемен, все меняется – но это реальное сознание, корень всего, все прочие формы сознания проистекают из него.  Сказано

«Подобно тому, как луна пребывает на небе
Вместе с собранием звёзд,
Сознание всеобщей основы также
Пребывает вместе с семью сознаниями».

Тут все сильно отличается от привычных нам понятий, а главное – что рассказ о том, что личности не существует, не противоречит тому, что личность совершенно четко осознает свое существование и продолжает жить снова и снова. Вопрос в том, о какой личности идет речь, что называют словом «сознание».

Коренное сознание сравнивают с сокровищницей, и  говорят, что оно хранит семена опыта, которые потом прорастут, хранит отпечатки, формирующие карму. При просветлении прорастание этих семян прекратится, и кармические последствия перестанут наступать. Но это не атман, это не монада, не бессмертная душа, это, как и все прочее, поток, существующий в постоянных переменах. Все существует в переменах, абсолютного покоя нет.

Дальше вспомним про школу, которая вообще признает единственной реальностью мира только это вот коренное сознание. Вопрос, считать ли его индивидуальным, или рассматривать как одно на всех – спорный, единства в нем нет.

Но то сплетение впечатлений и ощущений, восприятия себе и мнений других людей, принимаемое за свою неизменную личность – иллюзия. Каждую секунду, каждый миг вы – новый в чем-то человек и ваше Я не существует как вечная стабильная точка, оно изменчиво и постоянно новое, это не Абсолют, а поток, так же подлежащий переменам, как и все прочее.

А все это вместе образует три признака существования, три качество бытия: анитья – непостоянство, постоянная изменчивость всего, отсутствие стабильного и неизменного в мире, анатман – отсутствие неизменного и постоянного Я, не подверженного переменам, существующего самостоятельно и отдельно от всего прочего, и дхукка – страдание, неудовлетворенность. Последние два пункта вытекают из первого, и суть тогда – все едино и переменчиво. Отсюда  — все прочее.